«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
10:30
«Оранжевая корова». Мультсериал
«Весёлый алфавит»«Весёлый алфавит»
0+
13:10
«Весёлый алфавит»
«Суперкрылья. Мировые защитники». Мультсериал«Суперкрылья. Мировые защитники». Мультсериал
0+
13:15
«Суперкрылья. Мировые защитники». Мультсериал

Родители и учителя: как общаться?

В начальной школе педагог — это практически вторая мама для ребёнка. Конечно, родителям хочется, чтобы он был если не идеальным, то хотя бы почти идеальным. Но учителя — такие же люди, как и мы. Повезло ли ребёнку с учителем? Хорошо, если да, а что делать, если контакт пока не складывается? Психолог Анна Скавитина рассказывает, как построить отношения между семьей и школой.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Только закончился сентябрь, а на консультации ко мне и к коллегам-психологам уже стали приходить родители первоклассников-второклассников, которым совсем не нравится ходить в школу. Я не буду даже говорить про детей из классов постарше. Помимо разнообразных причин, мешающих детям учиться и получать от этого процесса знания и удовольствие, есть та, о которой хотелось бы поговорить сегодня. Это отношение к учителям детей и родителей.

Мама на встрече рассказывает о своём беспокойстве при ребёнке: «Мой сын не хочет ходить в школу. Но школа у него и правда отвратительная, и учитель кошмарный, но уходить оттуда мы не хотим, она лучшая в районе. У него там друзья». «Да, — говорит первоклассник, — учительница ужасная, школа противная, в другую не пойду, остальные хуже». Спрашиваю: «Откуда ты это знаешь?». Отвечает: «Так мама говорит».

Первые отношения ребёнка к людям закладываются в семье, прототип любых последующих отношений с миром и другими людьми — это отношения с мамой или тем взрослым человеком, который заботился о ребёнке в раннем возрасте. Отношения задают модели, стереотипы, понимание того, как люди взаимодействуют друг с другом, как нужно отвечать на действия другого человека, чтобы выжить и, при необходимости, обойтись минимальными вложениями и затратами. Когда ребёнок начинает выходить из семьи в социум, он, для начала, пробует на других людях модели поведения, наработанные в семье, потому что эти модели — единственные, которые ему знакомы. Поэтому, оказываясь в школе, он автоматически пытается вести себя с учителем (очень важным и значимым человеком) так, как привык вести себя с мамой.

Если с мамой ему хорошо и комфортно, если он привык, что мама его любит и защищает от всех бед, то примерно этого ребёнок будет ждать от своего первого учителя, игнорируя какие-то возможные его недостатки или подстраиваясь под них. Потому что он ждёт хорошее. Если с мамой и в семье нужно быть настороже, и самому постоянно защищаться от нападок и замечаний родного человека, то ребёнок именно этого будет ожидать и от других взрослых, в том числе от учителя. И даже с самым позитивным и профессиональным учителем могут появиться проблемы в отношениях. Поэтому при сложностях в отношениях с учителем, особенно с первым, психологи обязательно будут задавать вопросы про отношения ребёнка с мамой и другими значимыми взрослыми.

Нет-нет, я не утверждаю, что все учителя во всех школах идеальны, профессиональны, добры и умны. Так же, как в любой профессии люди, работающие в школе, бывают разными. Но школьного учителя мы хотим видеть практически идеальным с нашей точки зрения. Мы ведь ему доверяем самое дорогое — своего ребёнка. И не просто доверяем, в школьные годы учитель может стать для него важнее мамы! Ребёнок должен иметь возможность ему доверять, рассматривать учителя как авторитет в области знаний.

Однако отношения с мамой — это лишь одна сторона медали, влияющая на отношения ребёнка с учителем напрямую. С обратной стороны медали находятся отношения мамы со своей мамой, то есть бабушкой ребёнка. Мама в учителе ребёнка ищет… идеальную маму, независимо от возраста педагога. Но даже найдя такого учителя, некоторым мамам бывает трудно смириться с тем, что он будет как будто бы лучшей мамой, чем они сами.

Если мама доверяет своей родной маме, может спокойно рассчитывать на то, что другие взрослые значимые люди смогут позаботиться о ее ребёнке, если мама не вступает со своей мамой в постоянную конкуренцию «я лучшая мама, чем ты!», или наоборот, бабушка не требует от своей дочери признания, что она всё делает правильно, тогда отношения мамы и учителя в школе будут с большей вероятностью окрашены спокойствием и уверенностью. Ведь тандем «мама и бабушка», так же как тандем «мама и учитель» делают одно дело — заботятся о будущем ребёнка, о его личностном развитии. Начав посещать школу, первоклассник не только получает знания, но и учится взаимодействовать с миром помимо семьи. Школа — это его тренажёрный зал, первая отдельная жизнь, в которой оцениваются способности и старание, первые взрослые отношения не с мамой и не с близкими родственниками.

Ребёнок может присоединиться к авторитету учителя и сам начать чувствовать себя компетентным и значимым: «А нам учитель так сказал делать! Ты, мама, говоришь неправильно!». Не все мамы готовы позволить детям эту отдельность, это отстаивание себя, право на собственное мнение, подкреплённое чужими авторитетами. Мамы чувствуют, что теряют свою власть над детьми, разделяя её с учителем, и для некоторых родителей это трудно перенести: «Так, не знаю, что сказал тебе учитель, но я тебе говорю, как надо. Чему там тебя в школе учат, я не знаю! Да и школа у тебя ужасающая!» Итог: относясь к учителю хорошо, слушая его на уроках, ребёнок как будто бы делает своей матери больно, обижает ее. Значит, неосознанно он будет стараться угодить маме, как самому важному человеку на свете, и … отказываться учиться и ходить в школу. Ведь мама или папа считают школу ужасной, они это регулярно обсуждают между собой, или рассказывают родственникам по телефону. Также родители делятся с родственниками тем, что детям много задают, и это ужасно, или совсем ничего не задают на дом, то есть не учат нормально.

На одном родительском собрании я с интересом наблюдала, как родители младшеклассников требовали у учителя, чтобы детям задавали меньше, учитель из последних сил боролся за своё право преподавать так, как считает нужным. Через полчаса вошла опоздавшая мама одного из детей и сказала: «Нам нужно обсудить один серьёзный вопрос: почему детям почти ничего не задают, так они ничему не научатся. Очень прошу задавать всем домашнего задания в 2−3 раза больше». Длительная пауза. После чего родительское собрание перешло в побоище. В результате решили оставить всё, как есть.

Как, вы думаете, относятся к учебе дети этих двух типов родителей? Практически одинаково. Первые страдают, что им много задают и не делают и половины домашнего задания или сидят над ним до глубокой ночи, каждые 5 минут отвлекаясь на облака, компьютерные игры, сериалы и выяснение отношений с родителями. Вторые считают, что их ничему не учат — и ничему не учатся, мечтая стать футболистами, баскетболистами, моделями и блогерами, ведь им, с точки зрения детей, учёба не нужна. И те, и другие знают — учитель не умеет учить, поэтому учиться у него нечему и незачем.

Нужно ли вмешиваться, если ребёнок на учителя жалуется? Да, в случае, если под «вмешиваться» вы понимаете:

  • задать много вопросов ребёнку, чтобы прояснить ситуацию. Часто оказывается, что ребёнок не сделал домашнее задание или не выполняет требования учителя, даже не потому что лень, а потому что не считает нужным или не понимает, что хочет от него добиться учитель. Большинство подобных ситуаций в отношениях ребёнка и учителя в результате таких разговоров разрешается.

  • а если не разрешается, то стоит договориться о встрече с учителем и попытаться выяснить, в чем сложность с другой стороны. Попросите учителя порекомендовать вам, как можно помочь ребёнку. Запишите все рекомендации. Честно пробуйте им следовать, обсудите с учителем то, что получается и не получается. По крайней мере учитель поймёт, что вы заинтересованы в изменении ситуации и будет внимательнее к вашему ребёнку.

Сегодня в мире складывается удивительная ситуация: учитель, профессиональный носитель знаний, перестаёт быть их источником, ведь теперь всё, что угодно можно найти в Интернете — в любой момент и с намного большей скоростью. Современный ребёнок последнее время всё меньше нуждается в учителе, как в посреднике при получении знаний, уроки легко могут быть освоены онлайн, часто ученик может даже научить учителя тому, что тот ещё не умеет. Но это не значит, что педагог — профессия вымирающая. Мы все нуждается в учителе как в человеке, дающем обратную связь, передающем свой жизненный опыт, связывающем теорию и практический опыт, человеке, с которым можно иметь настоящие живые отношения. Ребёнку нужен старший друг вне семьи, человек, у которого можно получить авторитетное мнение по разным жизненным вопросам. Прекрасно, когда у него такой человек появляется до или во время подросткового возраста, когда он в силу возрастных изменений и этапа личностного роста пытается обесценить на время своих родителей и найти авторитет на стороне. Задача родителей — помочь ребёнку найти таких учителей жизни: реальных, не идеальных взрослых, оставшихся в душе немного детьми, с удовольствием развивающих самих себя и делящихся знаниями со всеми желающими, а особенно с детьми. И если вы встретились с таким человеком, то делайте всё возможное, чтобы поддержать его авторитет для ребёнка. Но не старайтесь включиться с ним в близкие личные отношения, скорее всего, это обесценит отношения для ребёнка.

Кстати, у вас были в детстве, в юности такие учителя? И если вам повезло, подумайте, какую важную роль они сыграли в вашей жизни.

Читайте также:

Как перестать сравнивать своего ребёнка с другими

Если родители — перфекционисты: 6 травм родом из детства

Что делать, если утром ребенок не хочет идти в школу

Фото: Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти