«Турбозавры». Мультсериал«Турбозавры». Мультсериал
0+
15:30
«Турбозавры». Мультсериал
«Царевны». Мультсериал«Царевны». Мультсериал
0+
16:30
«Царевны». Мультсериал
«Мир за минутку»«Мир за минутку»
0+
18:00
«Мир за минутку»

Раннее развитие: польза или вред?

Английский, музыка, ментальная арифметика и чтение, спорт, художественная школа и многие другие кружки. Какие выбрать, на сколько секций стоит ходить? И стоит ли ходить вообще? Родители хотят дать своим детям как можно больше. Но всегда ли «больше» — это хорошо? Объясняет Анастасия Горбунова, нейропсихолог Детского центра коррекции и развития «Жёлудь».

Анастасия Горбунова, клинический психолог, нейропсихолог
Анастасия Горбунова, клинический психолог, нейропсихолог

Сегодня многие родители стремятся отдать ребёнка на большое количество секций, начать развивать его как можно раньше. «Мой сын в свои 4 уже умеет складывать двузначные числа, а дочь в 3 начала сама читать», — гордо заявляет мама.

Но так ли это хорошо для самого ребёнка (а не для удовлетворения амбиций родителя)? К сожалению, зачастую желание родителей дать своим детям всё, научить их всевозможным навыкам как можно скорее, может привести к сложностям в дальнейшем развитии ребёнка.

Когда одно за счёт другого

Чрезмерное, форсированное развитие также опасно для мозга, как и педагогическая запущенность. Дело в том, что энергетический потенциал мозга ограничен. То есть если мы тратим энергию на чрезмерное развитие одной психической функции, то этой энергии уже не хватает на полноценную работу и дальнейшее развитие других.

Мозг ребёнка будет выполнять поставленную перед ним задачу, «обкрадывая» другие структуры. Например, при обучении трёхлетнего ребёнка чтению или письму, происходит огромная нагрузка на кору больших полушарий мозг. Туда идёт и энергия, которую в этом возрасте надо было бы направить на развитие сенсомоторного и эмоционального интеллекта. Ребёнок научится читать, но потеряет в развитии, например, эмоциональных навыков.

Последствия такого обучения, к сожалению, не всегда видны сразу, но могут сказаться в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте.

В большинстве случаев раннее обучение чтению, математике и письму приводит к нарушениям концентрации внимания, сниженной работоспособности в школьном возрасте. Такие дети обладают моторной неловкостью, плохой зрительно-моторной координацией — «пересчитывают все углы», плохо ловят мячики, обычно не любят физкультуру.

К таким же последствиям приводят и посещение чрезмерного количества кружков, некоторые из которых даже дают домашние задания. Из-за этого сокращается время на общение с родителями, прогулки и игру.

А ведь именно игровая деятельность — ведущая у ребёнка в дошкольном возрасте. Он учится в игре!

Последствия слишком бурного развития

Обучение навыкам, к которым ребёнок не готов ни психологически, ни моторно, приводит:

  • к ухудшению детско-родительских отношений,
  • снижению дальнейшей мотивации к обучению,
  • нарушению сенсомоторного развития,
  • эмоционального и пространственного интеллекта,
  • сниженной работоспособности,
  • нарушениям внимания,
  • гиперактивности.

К сожалению, сейчас к специалистам обращаются всё больше родителей, чьи дети знали в 2,5 года все буквы, но в 6 не могут поймать мяч, не чувствуют свое тело, имеют гипер- или гипочувствительность к определенным сенсорным стимулам, не играют в сюжетно-ролевые игры, гиперактивны и неусидчивы, не понимают пространственных представлений — не могут запомнить, где право и лево, зеркально пишут буквы и цифры, не понимают пространственных предлогов, например, «над», «перед», «за» и т. д.

Также не стоит забывать о побочных эффектах перегрузки центральной нервной системы — нарушение сна, энурез и т. д. Все упомянутые сложности в дальнейшем являются причинами школьной неуспешности, которая ведёт к уменьшению школьной мотивации. Образуется снежный ком проблем.

Шаг за шагом

Обучать таким сложным навыкам как чтение, письмо, математика стоит после 5 лет. И формировать эти навыки поэтапно, не торопясь.

Если ребёнок сам захотел читать и писать в более раннем возрасте, не стоит запрещать ему чтение или отбирать книжку насильно. Необходимо увлечь его развитием по возрасту.

Постарайтесь переключить его внимание на то, что сейчас действительно важно для него. Например, можно занять его тем видом спорта, который ему понравился, лепить, учить части тела, времена года, рассказывать об эмоциях, ставить театральные сценки из сказок, общаться со сверстниками, исследовать окружающий мир и многое другое.

Тогда сформируются все необходимые структуры мозга и в дальнейшем академические навыки дадутся ребёнку легко.

Сейчас, в связи с эпидемиологической ситуацией, всё популярнее становятся дистанционные курсы и онлайн занятия для детей. Надо помнить: даже согласно санитарным нормам ребёнок младшего школьного возраста может работать за компьютером не больше 15 минут без перерыва. Для дошкольников это время необходимо сократить.

По установленным санитарным нормам, время недистанционных занятий:

  • для детей 4-х лет должно составлять не более 15 минут,
  • для детей 5 лет — не более 20 минут,
  • для детей 6 лет — 25 минут,
  • 7 лет — 30 минут.

Максимально допустимое количество таких занятий в неделю для ребенка 4 -х лет — 11 занятий, 5 лет — 12 занятий, 6 лет — 15 занятий, а для детей 7 лет — не более 17 занятий.

А онлайн-нагрузка требует большей работы от мозга ребёнка, чем оффлайн занятия. Поэтому, подбирая дистанционные курсы для детей, важно не только уменьшить временные рекомендации, но и делать перерывы:

  • для детей 3−4 лет каждые 5 минут,
  • 5−7 лет — каждые 10,
  • для младшего школьного возраста — каждые 15 минут.

И, конечно, виды занятий надо чередовать: если ребёнок посмотрел развивающее видео, потом — пятиминутка танцев. Это поможет предотвратить перегрузку нервной системы.

Чем занять дошкольника?

Обучение ребёнка должно быть своевременным и не чрезмерным. Отталкивайтесь от индивидуальных особенностей вашего ребёнка, его интересов, но помните и о показателях нормативного развития.

В дошкольном возрасте стоит уделить внимание изучению пространственных представлений, развитию сенсорной и моторной сфер, зрительно-моторной координации, фонематическому слуху (способности различать и не путать фонемы родного языка).

И не забывать об общении с родителями и сверстниками, играх и прогулках (когда-нибудь карантин обязательно закончится!). Помните, что ребёнок ещё успеет потратить свою энергию на сложные мыслительные операции в будущем. Всему свое время.

Читайте также:

Игры в темноте: 5 упражнений по системе Монтессори

10 словесных игр, которые развлекут всю семью

5 важнейших принципов развития мозга ребенка

Фото: miami beach forever, Photographee. eu, Maria Symchych, Freedom Studio, fizkes/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти