«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
21:30
«Оранжевая корова». Мультсериал
«Команда Флоры». Мультсериал«Команда Флоры». Мультсериал
0+
23:00
«Команда Флоры». Мультсериал
«Пластилинки». Мультсериал«Пластилинки». Мультсериал
0+
0:10
«Пластилинки». Мультсериал

«Скажи спасибо!» Можно ли воспитать в детях благодарность?

Мы так стараемся — заботимся о детях, удовлетворяем любые потребности, выбираем самое лучшее. Должен ли ребёнок ценить эти старания, уметь благодарить за них? Почему способность к благодарности так важна и как передать ее детям, обсуждаем с психологом Анной Скавитиной.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Мой ребенок — эгоист?

Большинство родителей старается дать детям лучшее из того, что у них есть. Покупают вкусную еду, дорогие гаджеты, водят в театры и рестораны, записывают в различные кружки и спортивные секции. Многие родители так интенсивно вовлекаются в заботу о детях, что совершенно забывают о собственных нуждах и желаниях! Но часто мы слышим, что в этом мире потребления дети, тем не менее, растут неблагодарными, всё вокруг воспринимают как должное, требуя всё новых игрушек, конфет и телефонов. Ребёнок не ценит то, что у него есть, не замечает усилий, которые прикладывают родители в заботе о нем. «Я же не просила их меня рожать? Пусть теперь выполняют то, что должны! Пусть работают, почему у меня должно быть что-то хуже, чем у других детей? Значит, родители плохо работают!» — сообщила мне одна 10-летняя девочка. Родители, которые в своём детстве таких возможностей не имели, теперь пытаются дать детям то, в чем нуждались когда-то сами, стараются закрыть все потребности ребёнка и удовлетворить его хотелки. Кажется, что если бы у них всё вот это было в детстве, то они бы точно были счастливы. Что же происходит?

Почему дети не чувствуют счастья и не ценят родительских усилий? А должны ли ценить? Должны ли благодарить?
Маленькие дети эгоцентричны: они уверены, что весь мир должен вращаться вокруг них. Они не способны смотреть на свои поступки со стороны или ставить себя на место другого человека. Поэтому они не понимают, что вы устали, когда пришли с работы и прямо сейчас у вас нет сил с ними играть, им не понятно, куда вы тратите заработанные деньги, если у него нет нового телефона. Аргумент, что и у вас такого нет, не особо работает, потому что при чем тут вы, если нет у них. С их рождения мир крутится вокруг них, заботясь о их выживании и благополучии. Для ребёнка такая забота взрослых естественна и нормальна. Но и мы, родители, заботимся о ребёнке не для того, чтобы получить благодарность, а потому, что мы его любим и готовы искренне отдавать, получая взамен не только усталость, но и удовольствие от самого процесса заботы.

По исследованиям, лет до 8—10 родители ребёнком воспринимаются только как источник его личного благополучия. И только с началом предподросткового или даже подросткового возраста дети начинают осознавать на более глубоком уровне, что родители — тоже люди. Люди со своими желаниями, потребностями, переживаниями. И только в этом возрасте ребёнок может глубоко почувствовать благодарность за то, что родители делают для него так много, часто даже ограничивая в чем-то себя. Что же это значит? Надо сидеть и ждать, когда ребёнок подрастёт и тогда он станет всё ценить и будет благодарным? Увы, так тоже не бывает. Благодарность — одна из самых здоровых человеческих эмоций, которая является не врожденной, а благоприобретённой.

Зачем нам благодарность?

Прежде, чем обсуждать, как же приобрести способность к благодарности и передать ее детям, давайте я приведу несколько бонусов, которые она даёт.

— В Journal of School Psychology n 2 за 2008 год говорят о том, что благодарные дети (в возрасте от 11 до 13 лет), как правило, более счастливы, более оптимистичны и имеют больше друзей. Они больше удовлетворены своими школами, семьями, сообществами, друзьями и собой. Благодарные дети также склонны оказывать больше социальной поддержки другим людям.

— Другое исследование в 2012 году показало, что благодарные люди испытывали меньше болей и недомоганий, чем другие, и в целом жили более здоровой жизнью и дольше.

— Качество сна у тех, кто использует метод «дневник благодарности», записывая или проговаривая вещи, за которые они благодарны, лучше. Особенно, если записывать прямо перед сном (исследование 2011 года, опубликованное в Applied Psychology: Health and Well-being).

— Благодарность может помочь людям, пережившим травму и испытывающим посттравматическое стрессовое расстройство.

— Исследование 2018 года, опубликованное в Journal of Positive Psychology n 5, показало, что благодарные взрослые более счастливы и полны надежд. Благодарность была лучшим предсказателем ощущения надежды и счастья сейчас и в будущем, чем другие конструкции, такие как прощение, терпение и даже самоконтроль.

Как научить ребенка чувствовать благодарность?

Конечно же, у благодарных родителей вырастают благодарные дети. Даже большое исследование про это сделали, хотя и без исследований это понятно. Поэтому внимательно смотрим на себя: как часто мы благодарим других, а особенно в присутствии детей, как часто мы благодарим самих детей — или относимся ко всему, что они делают, как к должному?

Многие родители стараются учить детей говорить «спасибо» и «пожалуйста», но достаточно ли этого, чтобы научиться чувствовать благодарность? Вежливые слова важны, но ещё важнее чувства, которые за ними стоят. Ребенок может знать, когда положено говорить «спасибо», но это не значит, что он и правда чувствует благодарность. Слова, которые произносятся без искренней благодарности, нужны, чтобы соблюсти приличия. Родитель вежливого ребенка производит благоприятное впечатление на окружающих. Хотя обучение вежливым словам можно рассматривать как первый шаг к выражению благодарности, и если этот этап освоен, то можно идти дальше.

Чтобы дети выросли эмпатичными, внимательными и могли позаботиться о себе и о другом, нам нужно помочь им осознавать и называть свои собственные чувства, помочь на секунду остановиться и увидеть, как другой человек позаботился о нем.

Нам нужно стимулировать в детях желание позаботиться о других. Способность заботиться активируется, когда ребенок чувствует, что о нем заботятся. Он хочет действовать также. Просто научив его говорить правильные слова, мы не научим его совершать заботливые поступки.

Из чего состоит благодарность

Исследователи из UNC Chapel Hill сделали целый проект «Воспитание благодарных детей». Они показали, что благодарность состоит из четырех частей:

1. Заметить. Признать то, за что нужно быть благодарным.
2. Думать. Подумать о том, почему вам были даны эти вещи (подарки) или эта забота.
3. Чувствовать. Назвать эмоции, которые вы испытываете в результате того, что вы получили.
4. Делать. Найти способ выразить свою признательность.

Исследователи обнаружили, что большинство родителей сосредоточены в основном на том, что делают дети, чтобы выразить свою благодарность. 85% родителей сказали, что они учат своих детей говорить «спасибо», и только 39% из них поощряли детей проявлять благодарность другими словами и способами, выходящими за рамки формальной вежливости. Только треть родителей спрашивают своих детей, как они почувствовали, когда получили подарок, и только 22% интересуются у детей, почему, как им кажется, кто-то сделал им подарок.

Попробуйте задать ребенку эти вопросы:

1. За что ты благодарен сегодня и в своей жизни? Есть ли вещи, за которые нужно быть благодарным, помимо подарков, которые ты получил? Ты благодарен кому-нибудь из близких или знакомых?

2. Что ты думаешь об этом подарке? Как ты думаешь, стоит ли что-то сказать или дать тому, кто тебе это подарил? Как ты думаешь, ты что-то сделал, чтобы получить такой подарок? Как ты думаешь, этот человек сделал тебе подарок, потому что он думал, что должен, или потому что он хотел?

3. Ты чувствуешь себя счастливыми или довольными, получив этот подарок? Каково это внутри? Что в этом подарке делает тебя радостным?

4. Есть ли способ показать, как ты относишься к этому подарку? Хочешь ли ты поделиться этим чувством?

Дайте понять, что есть много способов показать людям, что вы благодарны им за все, что они делают. Поговорите с ребёнком, рассказав в чем смысл подарков: это один из способов — материальный — позаботиться о другом, желание сделать другому приятное. Поэтому так важно не только получить подарок, но и почувствовать, что человек и правда думал о тебе, старался понять, что тебе может понравиться. Мы можем чувствовать радость и благодарность, и возможно нам захочется сказать что-то доброе и хорошее в ответ. Мы можем выразить свою благодарность и помощью другому человеку.

Некоторые создают свои собственные семейные ритуалы, в которых выражают благодарность людям, миру за то, что у них есть и то, что с ними случилось. Кто-то обсуждает это за каждым воскресным обедом или ужином, другие пишут записочки с благодарностями и складывают в специальную банку, чтобы прочитать записки в какой-то праздничный момент или, наоборот, тогда, когда на душе очень грустно.

Конечно, будут времена, когда дети будут казаться вам неблагодарными. Однако это не означает, что вы уже всё упустили в их воспитании. Иногда для детей это нормально. Можно держать в голове мысль, что это не повод злиться и отчаиваться, а скорее подумать, как ещё можно научить детей переживать и выражать благодарность, и постепенно вы, вероятно, увидите, как моменты благодарности будут проявляться. Особенно если дети поймут, что это светлое и приятное чувство, которое окрыляет и того, кого благодарят и того, кто благодарность выражает.

Читайте также:

Как научить ребёнка быть добрым?

Что нужно знать родителям про эмоциональный интеллект

Как правильно мириться с ребенком после ссоры?

Фото: Roman Samborskyi, Kostikova Natalia, fizkes, Evgeny Atamanenko/Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти