18 мая 2017
Марина Лошак: «Любой музей может придумать, как ему стать интересным для ребенка»

18 мая во всем мире отмечается Международный день музеев. Впервые этот праздник появился в календаре в 1977 году благодаря Ирине Александровне Антоновой, бывшему директору, а ныне — президенту ГМИИ им. А. С. Пушкина, и год от года он становится все более популярным. Важнейшая задача музеев состоит в том, чтобы собирать и бережно хранить памятники материальной и духовной культуры, а также воспитывать, образовывать и развивать своих посетителей, заметим, любого возраста. Впервые решив приобщить ребенка к искусству, родители часто боятся, что в музее малышу будет скучно, он начнет шуметь и плохо себя вести. Как подготовиться к первому визиту и что интересного можно найти в современных музеях для всей семьи «О!» рассказала действующий директор Пушкинского музея, искусствовед Марина Девовна Лошак.

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина

Когда впервые стоит привести ребенка в музей

Как только ребенок начинает проявлять интерес к окружающему миру, его можно вести в музей. И даже нести, если он еще не ходит. Музей — это место, куда можно ходить всю жизнь, постоянно открывая для себя что-то новое. А вот занятия в нашем музее могут посещать дети с 5 лет. С этого возраста ребенок способен воспринимать информацию, пусть и поданную в игровой форме, вступать в диалог со специалистом, ведущим занятие.

Если ребенок ни разу в жизни не был в музее, он не обязан хотеть его посетить. Поэтому нужно придумать, зачем он туда пойдет. Поводов масса: хотя бы увидеть мамину любимую картину; это уже очень веская причина для ребенка. Ну, а если предварительно почитать мифы Древней Греции, поводов становится в разы больше: кто откажется познакомиться с главным олимпийским богом Зевсом или чудовищем Медузой Горгоной, которую все боялись?

Как превратить семейную экскурсию в увлекательное путешествие

Маленьким детям нужны сказки: у них есть потребность и привычка слушать истории. Любая история, даже придуманная вами, будет хороша. Придумайте, например, историю про взаимоотношения портретов — как они друг на друга смотрят, а выйти из рам не могут — это все оживляет. Заинтересовать ребенка можно самим путешествием в музей — это уже достаточная мотивация.

Музей должен быть местом, где интересно — и где мы проводим столько времени, сколько хочется ребенку — и еще чуть-чуть. Если нам удалось сделать первое посещение музея приятным, не напряженным, увлекательным, а потом еще дополнить пищу духовную пищей физической: съесть что-то любимое в кафе, можно быть уверенным, что ребенок захочет прийти сюда еще и еще.

Музей должен быть живым, он не должен быть местом, куда мы приехали «образовываться». А как лучше изучать экспозицию, с экскурсоводом или самостоятельно, это зависит от индивидуальных особенностей вас и вашего ребенка. Вы его знаете лучше, чем кто-либо: сможете сами сделать поход увлекательным — прекрасно. Чувствуете, что не хватит изобретательности — доверьтесь специалистам.

Что взрослым отвечать на детские вопросы

В музей приходят не только знатоки. Это в дореволюционном Эрмитаже не было этикеток, а если были — то на французском языке. Теперь все по-другому. Каждый экспонат снабжен этикеткой, а зал — экспликацией. В некоторых залах висят плазменные панели, на которых демонстрируются короткие фильмы по теме экспозиции. Наконец, можно купить путеводители по музею. И для самых маленьких — «Азбука музея», и издания для детей постарше. Надо идти за инициативой ребенка. Дети иногда показывают на совсем незначительные вещи и спрашивают: а это что? Если ребенок спросил, надо отвечать, а может, даже придумывать ответ прямо вместе с ребенком.

В музее часто можно увидеть обнаженные фигуры. Надо сказать, что очень редко детей смущает нагота статуи или живописного изображения. Они интуитивно и очень быстро принимают «правила игры». Раз человек изображен без одежды, значит так надо. Он ведь жил не сейчас, а в древности. И вообще это древний бог, богиня или герой. Да, это способ героизации, способ показать совершенство. В древности считали, что красота внешняя, физическая, связана с красотой души, внутренней красотой. Показывая прекрасное тело, художник рассказывает о силе и мужестве своего героя или о женственности, доброте героини.

О разнице между современным и традиционным подходом

Современные музеи все стремятся к интерактивности. Это хорошо. В художественных музеях, конечно, существует больше ограничений, так как они хранят сокровища человеческой культуры. В этом их неповторимость, их особенность, которая тоже может стать привлекательной, если ее правильно обыграть.

Мы, взрослые, часто ходим по музеям так: заходим в зал, он большой, а сфокусироваться сложно. И вот мы так проплываем по залам — и выходим с ощущением, что побывали в приятном месте. А ребенку обязательно нужно сфокусироваться! Оказавшись в зале фламандской живописи и посмотрев на девочек в платьях, можно поговорить о том, как менялась мода: какой воротник неудобный, какое шитье искусное. «Неужели все так менялось? А пойдем посмотрим в другой зал — какие в той стране платья носили?». Каких-нибудь животных поискать на скорость — кто больше найдет.

Для некоторых взрослых может показаться примитивным такой подход: как это так, мы пришли просвещаться, а тут собачек на скорость считать. Но мы закладываем ощущение в самом раннем детстве, что музей может быть увлекательным: пускай это будет пространство для игры, только по особым правилам, такие «музейные прятки».

Для школьников больше пойдет сюжетная беседа: «путешествие» по одной стране, или знакомство с одним и тем же персонажем — скажем, мифическим героем — в разных видах и ипостасях.

А тем взрослым, которые до сих пор считают, что музеи — это пыльные и скучные залы, и детям там совершенно не место мы не будем возражать. Мы приглашаем посетить любой музей и убедиться, что даже самый сложный/мрачный/умный/недетский, в общем, музей может придумать, как ему стать интересным для ребенка.

О технологиях в музейном пространстве

Их множество. Можно скачать экскурсию на платформе «izi.travel», можно взять аудиогид, путеводитель, игру-путеводитель («На раскопки в Египет»), посмотреть фильмы, демонстрирующиеся на плазменных панелях. Во многих музеях есть игровые зоны, связанные с экспозицией.

О своих любимых детских музеях

Если речь идет о том, куда пойти с ребенком, то есть множество увлекательных и очень разных музеев: Музей воды в Санкт-Петербурге, Дарвиновский музей в Москве, музей Астрид Линдгрен в Стокгольме, Швеция. В отличие от художественных музеев, туда можно ходить всем и без всякой подготовки. Художественный вкус редко бывает врожденным, он воспитывается. Дело это не быстрое, но результат стоит затраченных сил и времени. Человек открывает для себя дополнительный источник впечатлений, который наполняет жизнь яркими красками.

Читайте также:

Телеканал «О!» приглашает на «Ночь в музее»

Записала Маша Пчёлкина

Фото: скриншоты программы «Мой музей»

Маша Пчелкина
главный редактор «О! Digital», мама двоих детей
Читайте также:
10 интересных фактов о цирке
21 апреля 2018
10 интересных фактов о цирке
Хотите стать настоящим волшебником? Смотрите и учитесь!
5 плюсов электронного учебника
16 апреля 2018
5 плюсов электронного учебника
А вы задумывались об этом?
Проверьте, готов ли ваш ребенок к школе?
2 апреля 2018
Проверьте, готов ли ваш ребенок к школе?
На заметку мамам будущих первоклассников.
11 классных детских музеев России
25 марта 2018
11 классных детских музеев России
Подборка мест, где понравится и большим, и маленьким.
4 фактора, которые влияют на успешность ребенка в школе
19 марта 2018
4 фактора, которые влияют на успешность ребенка в школе
Как помочь первокласснику адаптироваться в коллективе.
Весенние премьеры на «О!»
17 марта 2018
Весенние премьеры на «О!»
Не пропустите!
7 важных вопросов к Тутте Ларсен
16 марта 2018
7 важных вопросов к Тутте Ларсен
Интервью с телеведущей и мамой троих детей.
7 мнений психологов о домашнем обучении
14 марта 2018
7 мнений психологов о домашнем обучении
Хорошо это или плохо?
Тест: угадай программу на «О!» по картинке
11 марта 2018
Тест: угадай программу на «О!» по картинке
Для настоящих знатоков!
Уроки доброты: как говорить с ребенком об особенных детях
27 февраля 2018
Уроки доброты: как говорить с ребенком об особенных детях
Очень важно, чтобы терпимость прививали те, кто сам ею обладает.
Смотрите в эфире: «Изучай профессии вместе с "О!"»
22 февраля 2018
Смотрите в эфире: «Изучай профессии вместе с "О!"»
Премьера новой рубрики на "О!"
Как научить ребенка читать
19 февраля 2018
Как научить ребенка читать
Методические рекомендации и полезные игры.
Смотрите в эфире: «Говори правильно с “О!”»
14 февраля 2018
Смотрите в эфире: «Говори правильно с “О!”»
Новая обучающая рубрика.