12 февраля 2018
Обязательно научите своего ребенка отгадывать загадки!

Загадка — древнейший жанр народного искусства, который встречается у большинства национальностей. Когда-то с загадки начиналось знакомство ребенка с миром, она была пропуском в мир взрослых, обязательной частью обряда инициации. Необходимо было проявлять смекалку, сообразительность — только такие люди были ценны для племени.

В чем польза отгадывания загадок для современных детей? Загадка — это логическая задача, облеченная в метафорическую форму. Она развивает мышление, воображение, речь, обогащает словарный запас, развивает познавательную мотивацию, интерес к слову. Размышляя над загадкой, ребенок выделяет признаки загаданного предмета или явления и сопоставляет их с известными, то есть отвечает на вопросы: какой загаданный предмет? что делает? Возьмем загадку:

Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

В ней названы признаки «маленький», «беленький» и точно определено характерное движение — «прыг-прыг» и «тык-тык». Кто может так передвигаться? Про кого можно сказать «маленький», «беленький»? Перебираем известных ребенку животных, обитающих в лесу. Важно найти такого, кто бы подошел по всем названным признакам.
Польза отгадывания загадок — в процессе подбора возможных разгадок. Такое занятие тренирует ум, учит последовательности рассуждений, развивает способности к анализу, формирует умение самостоятельно делать выводы.

Есть загадки, построенные на отрицательном сравнении:

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерёт,

Да лапти не плетёт.

(Коза)

Ответ такой загадки похож на названные предметы, но имеет и отличительные (не названные) признаки. Но еще интереснее загадки, которые строятся на метафоре — скрытом сравнении. Например, такая:

Маленький шарик под лавкой шарит.

(Мышь)

Нужно не просто соотнести признаки, а установить сходство, на котором строится сравнение. Разгадывание таких загадок знакомит ребенка с многозначностью слов и богатой образностью русского языка, расширяет представление о возможностях употребления слова в переносном значении. Вот еще одна интересная загадка:

Мы, когда идем, стоим,

А стоять умеем лежа.

Даже если убежим,

Мы не двигаемся тоже.

(Часы)

Разгадывая ее, ребенок осознает, кроме основного значения слова «идти» («передвигаться»), переносное — «действие механизма». Конечно, эти значения слова ребенок мог знать и раньше, но в загадке они воспринимаются в сопоставлении, вызывают удивление, интерес к слову.

Вот несколько советов, которые помогут сделать отгадывание загадок интересным семейным занятием.

  • Чтобы отгадывание загадок сопровождалось рассуждением и доказательством, ставьте перед ребенком конкретную задачу: не просто отгадать, а доказать, что ответ верный.
  • Для детей младшего дошкольного возраста предложите в качестве зрительной опоры рисунки отгадок. Сравните загаданные признаки и иллюстрацию. Дети постарше уже могут воспринимать загадку на слух. Повторите загадку несколько раз, чтобы лучше запомнить. Задавая вопросы, помогите ребенку выделить загаданные признаки, установить связи между ними, понять, как построена загадка — на прямом описании, на отрицании, на скрытом сравнении.
  • Если ребенок затрудняется с ответом, помогите ему наводящими вопросами построить ход рассуждения и сделать вывод. Подсказки лишают ребенка возможности размышлять над отгадкой самому, постепенно ребенок привыкнет к готовым ответам и потеряет интерес к загадкам.
  • Загадывайте загадки про вещи, которые ребенку знакомы.
  • Развивайте любознательность ребенка с помощью загадки.

Например, перед прогулкой в парке загадайте такую загадку:

Зелена, а не луг, бела, а не снег,

Кудрява, а без волос.

А во время прогулки направляйте внимание ребенка, рассуждайте вместе. Так же можно знакомиться с бытовыми предметами, явлениями природы.

Несмотря на то, что сегодня для детей предлагается масса развивающих программ, игр, загадка не утрачивает значения для развития и воспитания ребенка. Загадка способна пробудить любознательность, внимание к миру, любовь к языку.

Обязательно познакомьте ребенка с загадкой!

Фото: ESB Professional/gpointstudio/Shutterstock.com

Читайте также:
Как прививать ребенку хорошие манеры
20 февраля 2018
Как прививать ребенку хорошие манеры
Конечно, собственным примером!
Личный опыт: моя дочь — гимнастка
19 февраля 2018
Личный опыт: моя дочь — гимнастка
А это значит, что гимнастикой живет вся семья.
Как научить ребенка читать
19 февраля 2018
Как научить ребенка читать
Методические рекомендации и полезные игры.
Задайте свой вопрос о раннем развитии экспертам программы «О! Дети»
16 февраля 2018
Задайте свой вопрос о раннем развитии экспертам программы «О! Дети»
Задайте вопрос экспертам, поделитесь своим мнением или расскажите о собственном опыте в комментариях!
Как развивать чувство юмора у детей
14 февраля 2018
Как развивать чувство юмора у детей
И зачем нужно это делать?
7 важнейших цитат детского офтальмолога о близорукости, гаджетах и чернике
13 февраля 2018
7 важнейших цитат детского офтальмолога о близорукости, гаджетах и чернике
Вся правда о детском зрении в рамках доказательной медицины.
Личный опыт: мой сын — маленький ученый
12 февраля 2018
Личный опыт: мой сын — маленький ученый
А также сам себе режиссер.
Во что играть с детьми на Масленичной неделе
9 февраля 2018
Во что играть с детьми на Масленичной неделе
Каждый день — новые развлечения.
5 принципов педагогической системы Никитиных
8 февраля 2018
5 принципов педагогической системы Никитиных
Свобода как основа воспитания.
4 совета, как сделать онлайн-обучение максимально эффективным
6 февраля 2018
4 совета, как сделать онлайн-обучение максимально эффективным
Пусть компьютер служит не только для игр.
Личный опыт: моя дочь — фигуристка
5 февраля 2018
Личный опыт: моя дочь — фигуристка
И спорт вовсе не лишает ее детства.
Как привить ребенку интерес и любовь к природе
3 февраля 2018
Как привить ребенку интерес и любовь к природе
Воспитываем экологическое сознание.
Нейройога: развиваем мозг и тело
2 февраля 2018
Нейройога: развиваем мозг и тело
Занимайтесь вместе!