25 февраля 2018
Как танцы помогают мальчикам расти настоящими мужчинами

Выбирая вместе с ребенком вид внешкольных занятий, родители девочек часто склоняются к танцевальным классам и хореографическим кружкам. Ведь умение двигаться под музыку воспитывает гибкость, грацию, утонченность, а эти качества традиционно считаются очень важными для будущих женщин. Мальчиков в таких кружках намного меньше, к сожалению. Но танцы полезны для всех детей. Какие важные качества они воспитывают в будущих мужчинах? На эту тему рассуждает педагог-психолог Академической гимназии СПбГУ, спортивный психолог Самира Филатова.

Самира Филатова, спортивный психолог, педагог-психолог Академической гимназии СПбГУ
Самира Филатова, спортивный психолог, педагог-психолог Академической гимназии СПбГУ

Танцы и хореография

В расписании уроков некоторых российских общеобразовательных школ можно встретить такой предмет, как хореография. Есть и кружки с таким названием. Чему же там учат? Строго говоря, хореография — это не какой-то вид танцев, а основа любого танцевального направления. Это обширное понятие, которое включает в себя прежде всего элементы, движения, характерные для отдельных видов танца, а также схему, рисунок, постановку. Очень часто это слово используют как синоним для классического танца. Именно на уроках хореографии дети получают представление об основах балета.

Почему в танцевальных школах больше девочек

Когда родители вместе с ребенком выбирают спортивную секцию (а танцы — это не только искусство, но и спорт), они ориентируются на ряд факторов: способности ребенка; качества, которые хотелось бы развить; техническая возможность заниматься каким-либо видом спорта. У танцев масса преимуществ. Они не только улучшают осанку, повышают выносливость, гибкость и другие качества, важные для многих видов спорта, но и развивают чувство ритма, умение слышать музыку и, что важно, координировать движения тела в соответствии с музыкой. Для творческих детей уроки хореографии, где важен артистизм, — это возможность самовыражения. Маленькие танцоры учатся преподносить себя, а этот навык ценен для будущей профессиональной деятельности, какой бы она ни была.

У девочек дошкольного и младшего школьного возраста уровень развития гибкости и предметной ловкости выше, чем у их ровесников-мальчиков. И музыкально-ритмические движения им тоже даются проще. Скорее всего, именно поэтому в танцевальных студиях мальчиков меньше, чем девочек.

Кроме того, не изжит стереотип о том, что танцы — это не серьезное, не мужское занятие, что они не развивают тех качеств, которые важны для сильного пола. Это ошибочное мнение. Уроки танцев способны дать мальчикам очень многое, помимо физической нагрузки, столь нужной растущему организму.


Что дают мальчикам танцы

Занятия в танцклассе — это еще и нравственное развитие. Ведь партнер по парным танцам — девочка, и чтобы сработаться с ней, мальчику нужно развивать навыки взаимодействия с противоположным полом, учиться быть сдержанным, вести себя вежливо и корректно. Знакомых мне мальчиков, которые занимаются в танцевальном ансамбле, я могу охарактеризовать как настоящих джентльменов. Причем трепетное, уважительное отношение к девочкам они сохраняют и за пределами зала для занятий.

Не зря в царской России будущих офицеров учили не только обращаться с оружием, но и танцевать. В те времена это было обязательное умение для образованного и всесторонне развитого молодого человека. И сейчас во многих военных учебных заведениях возрождается эта традиция.

Занятия танцами предполагают и эстетическое воспитание — важный элемент гармоничного развития. Такие уроки — это регулярное прослушивание качественной музыки, возможность носить красивую одежду (сейчас существует даже тренировочная форма, которая и удобна, и выглядит эффектно). Нередко занятия проходят в просторных залах и залах с большим количеством зеркал. Это создает торжественную атмосферу, а еще, каким бы ни было направление танцев, — ощущение полета. Некоторым танцорам особенно повезло: они занимаются в роскошных интерьерах исторических зданий.

Многие родители воспринимают танцевальные студии как место, где их ребенок раскроется, избавится от мышечного зажима, станет более уверенным в себе. Это возможно в том числе благодаря хорошей осанке и красивой походке, которые вырабатываются при регулярных занятиях. В парных танцах ведет именно мальчик, он учится занимать доминирующую позицию, а спустя какое-то время после начала занятий даже самые застенчивые ребята чувствуют себя более уверенно.

Человек со здоровой самооценкой чаще всего уважительно относится к окружающим. Расскажу историю одного школьника, который был застенчив и при этом конфликтен. Родители отдали его в секцию современных танцев. И как-то на новогоднем празднике в классе он станцевал композицию, которую выучил на занятиях. Этот момент стал переломным в его отношениях с одноклассниками. Некоторые из них проявили интерес к его увлечению, стали уделять однокласснику внимание. А это, в свою очередь, укрепило его уверенность в себе, и конфликтовать со сверстниками он стал значительно реже. Кроме этого, среди других участников танцевального ансамбля мальчик нашел верных друзей.

Традиционно считается, что у мальчиков больше лишней энергии, которой важно найти мирное применение. Уроки танцев могут стать способом потратить ее с пользой.

Конечно, все эти плюсы при всей их очевидности не проявятся сами собой. Очень важны индивидуально-типологические особенности ребенка, общая атмосфера в танцевальном классе, личность и квалификация преподавателя.


С какого возраста стоит начать занятия

В некоторых студиях и кружках детей принимают на занятия уже с трех лет. Этот возраст считается идеальным для малышей, которым прочат танцевальную или спортивную карьеру. Это вовсе не значит, что шестилеткам уже поздно начинать. Просто психомоторное развитие не одинаково в разных возрастных группах. Так, например, в 5−6 лет мальчики имеют высокий уровень скоростно-силовых способностей, общей выносливости. В чуть более старшем возрасте, в 6−8 лет, увеличиваются быстрота и точность, согласованность движений, развиваются ориентация в пространстве, равновесие и чувство ритма. Если сравнить двух пятилетних мальчиков с примерно одинаковыми задатками, один из которых только начал занятия, а другой танцует с трех лет, то разница будет существенной. Второй ребенок будет как минимум более гибким и пластичным. Но пройдет еще 2−3 года, и первый мальчик может показать даже лучший результат, если будет интенсивно заниматься.

По отзывам самих ребят, для которых танцы не стали профессиональной деятельностью, оптимальный возраст начала занятий — это 7−8 лет.

Кому можно и нужно заниматься

Чтобы занятия танцами приносили пользу, вовсе не обязательно иметь какие-то определенные способности. Заниматься могут все! У любого человека можно развить чувство ритма, хорошую координацию движений, гибкость и другие качества. Если ребенок не отличается крепким здоровьем и даже освобожден от физкультуры, танцы помогут ему стать более сильным и выносливым, обеспечив оптимальный уровень нагрузки. Конечно, речь идет о начальном этапе занятий и обычном танцевальном кружке: профессиональные танцоры тренируются очень серьезно, как любые другие спортсмены.

Танцы — это движение, возможность для творческого самовыражения, дисциплина и ответственность. А еще достойное и полезное занятие для маленьких мужчин. Если вашему сыну интересен спорт, но он пока не выбрал секцию, присмотритесь к школам танцев.

Читайте также:

Личный опыт: моя дочь — гимнастка

8 способов помочь ребенку, который волнуется перед выступлением

Нейройога: развиваем мозг и тело

Фото: Kseniia Vorobeva/Photobac/Dmytro Vietrov/Shutterstock.com

Читайте также:
До 7 лет мы учим детей ходить и говорить, а когда они приходят в школу – мы их учим сидеть и молчать
25 июня 2018
До 7 лет мы учим детей ходить и говорить, а когда они приходят в школу – мы их учим сидеть и молчать
8 важных цитат Сергея Казарновского об образовании, творческом подходе и талантливых детях.
Кому и зачем нужна игротерапия?
23 июня 2018
Кому и зачем нужна игротерапия?
Как справиться с проблемами с помощью игры.
Распорядок дня первоклассника: переходим на летний режим
21 июня 2018
Распорядок дня первоклассника: переходим на летний режим
Лето – самое время начать готовиться ко школе!
О! Дети. Выпуск 4. Зачем отправлять ребенка в лагерь и как его выбрать?
21 июня 2018
О! Дети. Выпуск 4. Зачем отправлять ребенка в лагерь и как его выбрать?
Обсудим эту актуальную тему с экспертами!
Если ваш ребёнок влюблен: 9 советов родителям
20 июня 2018
Если ваш ребёнок влюблен: 9 советов родителям
Первая любовь – очень важный период в жизни каждого!
Личный опыт: «Я — чемпионка России по спортивному бильярду»
18 июня 2018
Личный опыт: «Я — чемпионка России по спортивному бильярду»
Без усердных тренировок спортивные высоты не достигаются.
Алексей Кортнев: «Запрещать то, что можно разрешить — это очень дурная привычка!»
17 июня 2018
Алексей Кортнев: «Запрещать то, что можно разрешить — это очень дурная привычка!»
Интервью с талантливым артистом и папой пятерых детей.
10 игр, которые помогут исправить почерк ребёнку
16 июня 2018
10 игр, которые помогут исправить почерк ребёнку
Что такое «плохой почерк» у детей?
Навыки будущего: что должен знать и уметь каждый ребенок?
15 июня 2018
Навыки будущего: что должен знать и уметь каждый ребенок?
Эти шесть важнейших навыков — залог успешного будущего.
Ранняя сексуальность: норма или повод для беспокойства?
13 июня 2018
Ранняя сексуальность: норма или повод для беспокойства?
Простой ответ на сложный вопрос.
Как себя вести, если посторонние делают замечания моему ребенку: мнение психолога
7 июня 2018
Как себя вести, если посторонние делают замечания моему ребенку: мнение психолога
Ситуация, в которой оказывался, пожалуй, каждый родитель.