25 февраля 2018

Как танцы помогают мальчикам расти настоящими мужчинами

Выбирая вместе с ребенком вид внешкольных занятий, родители девочек часто склоняются к танцевальным классам и хореографическим кружкам. Ведь умение двигаться под музыку воспитывает гибкость, грацию, утонченность, а эти качества традиционно считаются очень важными для будущих женщин. Мальчиков в таких кружках намного меньше, к сожалению. Но танцы полезны для всех детей. Какие важные качества они воспитывают в будущих мужчинах? На эту тему рассуждает педагог-психолог Академической гимназии СПбГУ, спортивный психолог Самира Филатова.

Самира Филатова, спортивный психолог, педагог-психолог Академической гимназии СПбГУ
Самира Филатова, спортивный психолог, педагог-психолог Академической гимназии СПбГУ

Танцы и хореография

В расписании уроков некоторых российских общеобразовательных школ можно встретить такой предмет, как хореография. Есть и кружки с таким названием. Чему же там учат? Строго говоря, хореография — это не какой-то вид танцев, а основа любого танцевального направления. Это обширное понятие, которое включает в себя прежде всего элементы, движения, характерные для отдельных видов танца, а также схему, рисунок, постановку. Очень часто это слово используют как синоним для классического танца. Именно на уроках хореографии дети получают представление об основах балета.

Почему в танцевальных школах больше девочек

Когда родители вместе с ребенком выбирают спортивную секцию (а танцы — это не только искусство, но и спорт), они ориентируются на ряд факторов: способности ребенка; качества, которые хотелось бы развить; техническая возможность заниматься каким-либо видом спорта. У танцев масса преимуществ. Они не только улучшают осанку, повышают выносливость, гибкость и другие качества, важные для многих видов спорта, но и развивают чувство ритма, умение слышать музыку и, что важно, координировать движения тела в соответствии с музыкой. Для творческих детей уроки хореографии, где важен артистизм, — это возможность самовыражения. Маленькие танцоры учатся преподносить себя, а этот навык ценен для будущей профессиональной деятельности, какой бы она ни была.

У девочек дошкольного и младшего школьного возраста уровень развития гибкости и предметной ловкости выше, чем у их ровесников-мальчиков. И музыкально-ритмические движения им тоже даются проще. Скорее всего, именно поэтому в танцевальных студиях мальчиков меньше, чем девочек.

Кроме того, не изжит стереотип о том, что танцы — это не серьезное, не мужское занятие, что они не развивают тех качеств, которые важны для сильного пола. Это ошибочное мнение. Уроки танцев способны дать мальчикам очень многое, помимо физической нагрузки, столь нужной растущему организму.


Что дают мальчикам танцы

Занятия в танцклассе — это еще и нравственное развитие. Ведь партнер по парным танцам — девочка, и чтобы сработаться с ней, мальчику нужно развивать навыки взаимодействия с противоположным полом, учиться быть сдержанным, вести себя вежливо и корректно. Знакомых мне мальчиков, которые занимаются в танцевальном ансамбле, я могу охарактеризовать как настоящих джентльменов. Причем трепетное, уважительное отношение к девочкам они сохраняют и за пределами зала для занятий.

Не зря в царской России будущих офицеров учили не только обращаться с оружием, но и танцевать. В те времена это было обязательное умение для образованного и всесторонне развитого молодого человека. И сейчас во многих военных учебных заведениях возрождается эта традиция.

Занятия танцами предполагают и эстетическое воспитание — важный элемент гармоничного развития. Такие уроки — это регулярное прослушивание качественной музыки, возможность носить красивую одежду (сейчас существует даже тренировочная форма, которая и удобна, и выглядит эффектно). Нередко занятия проходят в просторных залах и залах с большим количеством зеркал. Это создает торжественную атмосферу, а еще, каким бы ни было направление танцев, — ощущение полета. Некоторым танцорам особенно повезло: они занимаются в роскошных интерьерах исторических зданий.

Многие родители воспринимают танцевальные студии как место, где их ребенок раскроется, избавится от мышечного зажима, станет более уверенным в себе. Это возможно в том числе благодаря хорошей осанке и красивой походке, которые вырабатываются при регулярных занятиях. В парных танцах ведет именно мальчик, он учится занимать доминирующую позицию, а спустя какое-то время после начала занятий даже самые застенчивые ребята чувствуют себя более уверенно.

Человек со здоровой самооценкой чаще всего уважительно относится к окружающим. Расскажу историю одного школьника, который был застенчив и при этом конфликтен. Родители отдали его в секцию современных танцев. И как-то на новогоднем празднике в классе он станцевал композицию, которую выучил на занятиях. Этот момент стал переломным в его отношениях с одноклассниками. Некоторые из них проявили интерес к его увлечению, стали уделять однокласснику внимание. А это, в свою очередь, укрепило его уверенность в себе, и конфликтовать со сверстниками он стал значительно реже. Кроме этого, среди других участников танцевального ансамбля мальчик нашел верных друзей.

Традиционно считается, что у мальчиков больше лишней энергии, которой важно найти мирное применение. Уроки танцев могут стать способом потратить ее с пользой.

Конечно, все эти плюсы при всей их очевидности не проявятся сами собой. Очень важны индивидуально-типологические особенности ребенка, общая атмосфера в танцевальном классе, личность и квалификация преподавателя.


С какого возраста стоит начать занятия

В некоторых студиях и кружках детей принимают на занятия уже с трех лет. Этот возраст считается идеальным для малышей, которым прочат танцевальную или спортивную карьеру. Это вовсе не значит, что шестилеткам уже поздно начинать. Просто психомоторное развитие не одинаково в разных возрастных группах. Так, например, в 5−6 лет мальчики имеют высокий уровень скоростно-силовых способностей, общей выносливости. В чуть более старшем возрасте, в 6−8 лет, увеличиваются быстрота и точность, согласованность движений, развиваются ориентация в пространстве, равновесие и чувство ритма. Если сравнить двух пятилетних мальчиков с примерно одинаковыми задатками, один из которых только начал занятия, а другой танцует с трех лет, то разница будет существенной. Второй ребенок будет как минимум более гибким и пластичным. Но пройдет еще 2−3 года, и первый мальчик может показать даже лучший результат, если будет интенсивно заниматься.

По отзывам самих ребят, для которых танцы не стали профессиональной деятельностью, оптимальный возраст начала занятий — это 7−8 лет.

Кому можно и нужно заниматься

Чтобы занятия танцами приносили пользу, вовсе не обязательно иметь какие-то определенные способности. Заниматься могут все! У любого человека можно развить чувство ритма, хорошую координацию движений, гибкость и другие качества. Если ребенок не отличается крепким здоровьем и даже освобожден от физкультуры, танцы помогут ему стать более сильным и выносливым, обеспечив оптимальный уровень нагрузки. Конечно, речь идет о начальном этапе занятий и обычном танцевальном кружке: профессиональные танцоры тренируются очень серьезно, как любые другие спортсмены.

Танцы — это движение, возможность для творческого самовыражения, дисциплина и ответственность. А еще достойное и полезное занятие для маленьких мужчин. Если вашему сыну интересен спорт, но он пока не выбрал секцию, присмотритесь к школам танцев.

Читайте также:

Личный опыт: моя дочь — гимнастка

8 способов помочь ребенку, который волнуется перед выступлением

Нейройога: развиваем мозг и тело

Фото: Kseniia Vorobeva/Photobac/Dmytro Vietrov/Shutterstock.com

Читайте также:
Как научить ребёнка определять время по часам: 8 советов психолога (видео)
24 сентября 2018
Как научить ребёнка определять время по часам: 8 советов психолога (видео)
Своими секретами делится детский психолог Светлана Пятницкая.
Эти 5 фраз никогда не должен слышать ваш ребенок
23 сентября 2018
Эти 5 фраз никогда не должен слышать ваш ребенок
То, что вы говорите, может быть опасным оружием. Не используйте его против ребенка.
Великие двоечники: 5 гениев, которые плохо учились в школе
22 сентября 2018
Великие двоечники: 5 гениев, которые плохо учились в школе
Двойки одаренности не помеха.
15 главных детских вопросов к профессиональному футболисту
22 сентября 2018
15 главных детских вопросов к профессиональному футболисту
Больно ли отбивать мяч головой и когда Россия выиграет Чемпионат мира по футболу отвечает Сергей Игнашевич.
Как правильно наказывать ребёнка: 10 важных правил
21 сентября 2018
Как правильно наказывать ребёнка: 10 важных правил
А вы умеете правильно наказывать детей?
История игрушек: от калейдоскопа до куклы Барби
20 сентября 2018
История игрушек: от калейдоскопа до куклы Барби
6 интересных фактов о происхождении известных игрушек.
Если родители – перфекционисты: 6 травм родом из детства
19 сентября 2018
Если родители – перфекционисты: 6 травм родом из детства
Как справиться с желанием быть «самим совершенством»?
Первый раз в первый класс: как помочь ребенку адаптироваться к школе
17 сентября 2018
Первый раз в первый класс: как помочь ребенку адаптироваться к школе
Как помочь первокласснику справиться со стрессом?
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
14 сентября 2018
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
И что покупать совершенно не обязательно!
Что делать, если вашего малыша обижает чужой ребёнок (видео)
14 сентября 2018
Что делать, если вашего малыша обижает чужой ребёнок (видео)
Рассказываем, как правильно вести себя с обидчиком.
Методы воспитания: 7 шагов к послушному ребёнку
13 сентября 2018
Методы воспитания: 7 шагов к послушному ребёнку
Советы, рекомендации и типичные ошибки родителей.
Как стать звездой: путь к славе или психологическая травма
12 сентября 2018
Как стать звездой: путь к славе или психологическая травма
Что происходит с детьми за кулисами телешоу, объясняет психолог.