8 июня 2018
Не только тело, но и чувства: 4 причины заниматься спортом с ребенком

Польза спортивных занятий для детей доказана уже давно! Но оказывается, привычка вести здоровый образ жизни и хорошая физическая форма — это только верхушка айсберга. На самом деле дети, занимающиеся спортом, получают гораздо больше! Об этом «О!» рассказала доктор психологии и ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей, автор книг о развитии эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.

Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта
Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта

Когда вы правильно занимаетесь гармоничным физическим развитием ребенка, вы решаете сразу четыре важнейшие задачи. И это действительно самая бесценная инвестиция на долгие годы вперед. Давайте рассмотрим все бонусы полезного спорта поподробнее.

Укрепляем здоровье

В первую очередь это здоровье, здоровая база на всю жизнь! До семи лет вы можете поучаствовать в постройке прочного фундамента для полноценного и активного будущего своего ребенка.

Развиваем эмоциональную сферу

Создавая гармоничное физическое развитие, мы закладываем основу для развития ребенка, которая определяет всю его дальнейшую судьбу. И это не только физическая составляющая, это в том числе и эмоциональная основа, и в целом взаимодействие эмоций, движения и речи. Как это работает? Исследования института физиологии, опыт педагогов и родителей снова и снова доказывают, что при равноценном развитии эмоциональной сферы, физической активности и речи мы создаем необходимую базу для гармоничного развития ребенка на всю его дальнейшую жизнь.

Эмоции как нечто абстрактное, но вполне ощутимое, так же важны, как и реальные ощущения нашего тела. Эта неразрывная связь проявляется в наших мыслительных реакциях, движениях и, как следствие, в речи. Когда мы говорим об эмоциях и в целом о развитии эмоциональной сферы ребенка, ключевая задача, которая встает перед каждым родителем и педагогом, — это научить ребенка признавать свои эмоции, осознать и поверить в то, что испытывать эмоции — это нормально. Все эмоции. Даже негативные, грустные, депрессивные — все они делают нас живыми. Конечно, эмоции могут нам мешать, и тогда их тяжело принимать, но этот шаг, это принятие просто необходимо. Только приняв их, мы можем научиться управлять ими. Не зажимать эмоции, а именно управлять ими, сделать их ресурсом и своими помощниками.

И путь к этому лежит через принятие своего тела и умение управлять им. Научив ребенка доверять своему телу, мы помогаем ему учиться доверять себе, быть в контакте с собой. Только так он сможет найти истинный источник неуверенности, обиды, страха или гнева и начать работу с ними. Управление эмоциями — это управление своими реакциями, решениями и мотивами. Это одно из важнейших звеньев, на которых строятся успех и личное счастье. Причем не отдельно друг от друга, а одновременно. Научив ребенка владеть собой на уровне чувств, движений и речи, мы передаем ему гораздо большее, чем просто хорошее образование. Мы передаем ему умение жить в гармонии с собой, а значит и умение быть счастливым.

Учимся работать в команде

Именно с осознания своего тела и своих эмоций, с понимания себя начинается понимание других. Физическое развитие, командные игры — важный шаг в развитии коммуникативных навыков. Работа в команде на уровне дворовых активностей и спортивных секций учит взаимопониманию с другими участниками группы, помогает выстраивать эффективные коммуникации и достигать общих целей. Все эти игры станут бесценным навыком, который поможет добиться успеха в любом коллективе.

Получаем ресурс

И наконец, гармоничное физическое развитие — это основа для интеллектуального роста вашего ребенка. Работая с координацией, развивая работу обоих полушарий, мы учим детей внимательности и усидчивости. Мы развиваем обучаемость и умение работать с информацией, что потом дает невероятный ресурс для изучения и школьных предметов.

Как совместить спорт, эмоции и фантазию?

Для того чтобы спорт стал не просто полезным, но и веселым, эмоциональным, можно добавить в каждое движение немного фантазии и воображения. Превратив спорт в игру, в некую историю, мы сможем держать внимание ребенка не только на уровне тела, но и на уровне мыслей и чувств. Так любое движение будет легче запоминаться и выполняться будет с большим удовольствием и рвением. Например, можно просто выполнять прыжки на месте, а можно прыгать, одновременно осваивая счет! Попробуйте в процессе подобных упражнений считать вместе с детьми количество повторений, а еще интереснее будет проговаривать названия частей тела, задействованных в упражнениях: руки, ноги, правая и левая стороны.

С каждым упражнением можно погружаться в мир фантазии. Объясняя детям движение, предлагайте им различные задачи на развитие воображения: «Вот мы запрыгнули на камушек, а тут нам надо перейти через широкую речку. Здесь мы скачем и скачем с камушка на камушек. Справа выпрыгнула рыбка! Мы уже на середине речки… Впереди осталось 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 камушек! УРА! Упали на берег в мягкую зеленую травку! Наблюдаем за облаками и дышим. На нашем животике перышко — поднимается… опускается… поднимается… опускается».

Играя с пользой и воображением, мы не только создаем высокую мотивацию и потребность в познавательной деятельности, но и развиваем сенсорные системы и речь.
Для закрепления полученных навыков и их совершенствования необходимы многократные повторения и обязательное проговаривание инструкции к каждому движению. При этом, наполняя те же самые движения новыми смыслами и подключая воображение ребенка, мы создадим все условия для создания любви и привязанности к полезному, развивающему спорту — спорту, который сможет создать прочный запас здоровья и сил на долгие годы вперед.

Движения, эмоции и речь — это три важнейших столпа, на которых строится гармоничное развитие ребенка. Только осознавая эту связь и осуществляя ее в каждом упражнении, в каждой активной игре, мы сможем передать ребенку все ключи для успешного, здорового и счастливого будущего.

Другие статьи Виктории Шиманской:

3 причины детских истерик, и как с ними справляться

Как научить ребенка дружить?

10 секретов родителей, чьи дети любят читать

Фото: vgstockstudio/Krunja/Shutterstock.com

Виктория Шиманская
Доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей, автор первой запатентованной методики системного развития EQ детей, преподаватель в МИП, МГИМО, автор книг и эксперт лаборатории развития эмоционального интеллекта EQfactor.ru 
Читайте также:
До 7 лет мы учим детей ходить и говорить, а когда они приходят в школу – мы их учим сидеть и молчать
25 июня 2018
До 7 лет мы учим детей ходить и говорить, а когда они приходят в школу – мы их учим сидеть и молчать
8 важных цитат Сергея Казарновского об образовании, творческом подходе и талантливых детях.
Кому и зачем нужна игротерапия?
23 июня 2018
Кому и зачем нужна игротерапия?
Как справиться с проблемами с помощью игры.
Распорядок дня первоклассника: переходим на летний режим
21 июня 2018
Распорядок дня первоклассника: переходим на летний режим
Лето – самое время начать готовиться ко школе!
О! Дети. Выпуск 4. Зачем отправлять ребенка в лагерь и как его выбрать?
21 июня 2018
О! Дети. Выпуск 4. Зачем отправлять ребенка в лагерь и как его выбрать?
Обсудим эту актуальную тему с экспертами!
Если ваш ребёнок влюблен: 9 советов родителям
20 июня 2018
Если ваш ребёнок влюблен: 9 советов родителям
Первая любовь – очень важный период в жизни каждого!
Личный опыт: «Я — чемпионка России по спортивному бильярду»
18 июня 2018
Личный опыт: «Я — чемпионка России по спортивному бильярду»
Без усердных тренировок спортивные высоты не достигаются.
Алексей Кортнев: «Запрещать то, что можно разрешить — это очень дурная привычка!»
17 июня 2018
Алексей Кортнев: «Запрещать то, что можно разрешить — это очень дурная привычка!»
Интервью с талантливым артистом и папой пятерых детей.
10 игр, которые помогут исправить почерк ребёнку
16 июня 2018
10 игр, которые помогут исправить почерк ребёнку
Что такое «плохой почерк» у детей?
Навыки будущего: что должен знать и уметь каждый ребенок?
15 июня 2018
Навыки будущего: что должен знать и уметь каждый ребенок?
Эти шесть важнейших навыков — залог успешного будущего.
Ранняя сексуальность: норма или повод для беспокойства?
13 июня 2018
Ранняя сексуальность: норма или повод для беспокойства?
Простой ответ на сложный вопрос.
Как себя вести, если посторонние делают замечания моему ребенку: мнение психолога
7 июня 2018
Как себя вести, если посторонние делают замечания моему ребенку: мнение психолога
Ситуация, в которой оказывался, пожалуй, каждый родитель.
Ругать нельзя баловать: как воспитывают внуков бабушки и дедушки
6 июня 2018
Ругать нельзя баловать: как воспитывают внуков бабушки и дедушки
О роли старшего поколения в воспитании детей.