«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
10:30
«Оранжевая корова». Мультсериал
«Весёлый алфавит»«Весёлый алфавит»
0+
13:10
«Весёлый алфавит»
«Поезд динозавров». Мультсериал«Поезд динозавров». Мультсериал
0+
13:15
«Поезд динозавров». Мультсериал

Почему ребёнку полезно скучать

Современным детям скучать некогда — кружки, секции, учебные пособия, интерактивные приложения, даже игрушки — и те развивающие. Родители как будто боятся, что дети на секунду остановятся и какое-то время не будут (о, ужас!) совсем ничем заниматься. А психолог Анна Скавитина считает, что скука — это невероятно полезное чувство, и вот почему.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Вхожу в кабинет. Меня уже ждут. Активная симпатичная мама и ее пятилетняя дочь, жмущаяся к маминому боку. Девочка из-под маминой руки украдкой меня рассматривает.

«Ей вечно скучно! Она вообще не может себя занять. Все время слышно „Мам, ма-а-ам!“ Говорю: „Иди поиграй, порисуй, мультики посмотри“. Пойдет на пять минут и опять: „Ску-у-у-учно!“ Полон дом игрушек, можно подружек позвать, но никак. Боюсь, так и вырастет безынициативная. Так всегда было. И в год, и в два, и сейчас. Уже ей пять, скоро школа, а она ничего не хочет».

Девочка пытается поймать мамин взгляд, но мама на нее не смотрит. Тогда она начинает отщипывать катышки с маминого свитера. «Маш, тебе что, заняться больше нечем? Дай поговорить!» Маша отдергивает руку, но через минуту продолжает. Отрывание катышков ее явно успокаивает. Трудно слушать, когда тебя обвиняют, и молчать. Хотя бы катышки, собирающиеся в ее руке, выражают ее злость на маму и всю ситуацию.

— Скажите, пожалуйста, а вы скучаете?

— Я? Когда мне скучать? То постирать, то приготовить, то по работе позвонить. У меня на скуку нет времени.

— А вы играете с Машей?

— Играю. Иногда. Но, если честно, то мне с ней играть неинтересно. Почитать могу. Я вообще играть не умею.

— То есть вам скучно с ней играть?

— Можно и так сказать.

Стоп. Ребенку скучно или нам скучно с ребенком?

У нас, взрослых, так много важных и полезных дел, полностью захватывающих наше внимание, что не всегда остается время для ребенка. А он чувствует, что его отвергают, им не заняты, вот и приходит со своим «ску-у-у-учно». Замечали ли вы, что когда вы заняты чем-то «общественно-полезным», например, готовите еду, гладите белье и так далее, то ребенок может какое-то время заниматься своими делами. Но стоит вам прилечь на диван, чтобы полистать журнал или сесть с чашкой кофе за стол, как именно в этот момент раздается топот детских ножек и требование обратить на них внимание. Дети как будто неосознанно возвращают нас в семью, не дают нам заниматься ничем для самих себя. И это нас раздражает. Они словно говорят: «Мама, ты не имеешь права на свою отдельную жизнь! Твоя жизнь — это я!» Нам так хочется, чтобы ребенок был постоянно чем-то занят, оставил нас в покое, дал нам время для самих себя.

Что такое скука?

Это ситуация, когда нет дела, которое захватывает тебя полностью. У взрослых этих дел так много, что мы «и не знаем, за что хвататься». А дети в поисках того, что их захватит, вынуждены обращаться к родителям. Мы думаем, что они делают это только для того, чтобы мы открыли им что-то новое в этом мире, научили чему-нибудь, показали, рассказали. Но это не главное! Они обращаются к нам за помощью: подскажи, как мне определиться, чего я хочу. Скука — это не когда ничего не хочется, а когда хочется, но непонятно что.

«А, я поняла! — сказала одна мама. — Скука похожа на состояние, когда хочется вкусненького, но ничего не подходит!»

Да, похожа! Когда «вкусненькое не подходит», дело не в том, что мы голодные, а в том, что мы хотим вообще не еды. А тепла, поддержки, проявлений любви.

Скука, как любое чувство, очень важна. Чувства — это инструмент оценивания внешнего и внутреннего состояния. Они отличают нас от машин. Очень трудно запрограммировать скучающего робота. Что же нам показывает скука? Для чего она нужна? Скука помогаем нам запустить процесс оценивания своего состояния. Что я могу? Что я хочу? Скука указывает, что сейчас мы занимаемся не самым интересным делом, а ведь это интересное где-то есть или его можно придумать! Можно сказать, что театр, музыка — все искусство, даже наука — появились в результате того, что кто-то скучал. В момент скуки мы понимаем, чем нам точно не хочется заниматься. Именно в тишине, в состоянии скуки, если из нее не убегать, начинает работать воображение, рождаются фантазии, приходят разные оригинальные идеи, мы ищем и решаемся делать что-то новое.

Для некоторых родителей скука — это настолько невыносимое состояние, что они пытаются всеми силами занять себя и своих детей чем угодно, лишь бы не было пауз: все кружки и секции в городе, тысячи «делалок» и «развивалок» в виде книжек и наборов самоделкина дома. За всем этим стоит тревога: мы ничего не успеем, мы ничего не добьемся. Результат обычно парадоксальный: все бегают как белки в колесе, устают, но как только пауза — ску-у-у-учно. Потому что пауза позволяет почувствовать тревогу внутри.

Если не учить ребенка выдерживать состояние скуки, понимать, зачем она ему нужна, то мы получим человека, который берется за все, не доводя ни одного дела до конца — потому что скучно заниматься старым. Бросая одно, он сразу же начинает другое. По кругу, раз за разом, перепрыгивая от одного занятия к другому, с одной работы на другую. Начатых дел много, доведенных до логического завершения — почти нет. Мы получим человека, который не знает, что именно — «дело его жизни», а что — точно нет.

Многие родители на жалобы ребенка о том, что ему скучно, предлагают включить мультфильмы, чтобы выторговать себе немного свободы. Если малыш каждый раз в такие моменты получает телевизор или гаджет, то у него закрепляется связь: от скуки есть прекрасный выход, с ним не сравнятся никакие другие дела. Тем более что найти что-то, что захватит нас сильнее, чем Интернет, социальные сети и YouTube, практически невозможно. Здесь мы ничего не делаем, но испытываем целый спектр разнообразных эмоций. Таким образом, мы подсаживаем детей на современный наркотик, но никак не решаем проблему с понимаем себя и, как следствие, со скукой.

Скучающему ребенку совсем не нужно, чтобы вы ему предложили порисовать, попеть, посмотреть мультики. Он просит помочь ему понять себя. Часто хватает того, что родитель оставит на минутку свои самые важные взрослые дела, посадит ребенка к себе на колени или обнимет за плечи и просто посидит рядом. «Скучно? Да, бывает. Посиди со мной рядом. Давай вместе немного поскучаем. Хочешь поговорить?» Уже через несколько минут малыш, получив поддержку, убежит заниматься чем-то, что он за это короткое время придумал сам для себя. Мы разделяем чувства ребенка, учим, что скука — это переносимо и даже иногда полезно. Мы не указываем, что делать, но даем очень важную возможность — посидеть и разобраться в своем состоянии, понять себя и свои желания.

Читайте также:

Делай с ребёнком что хочешь, лишь бы мама отдохнула: почему этот тренд не работает

Лишить гаджетов в наказание: почему лучше так никогда так не делать

Развитие речи: когда нужна помощь логопеда

Фото: NadyaEugene, Krakenimages.com, Sharomka/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти