«Снежная Королева: Хранители Чудес». Мультсериал«Снежная Королева: Хранители Чудес». Мультсериал
0+
15:25
«Снежная Королева: Хранители Чудес». Мультсериал
«Царевны». Мультсериал«Царевны». Мультсериал
0+
16:30
«Царевны». Мультсериал
«Мир за минутку»«Мир за минутку»
0+
18:00
«Мир за минутку»

5 важнейших принципов развития мозга ребенка

В своей новой колонке эксперт «О!», психолог Анна Скавитина, объясняет, что такое на самом деле раннее развитие и почему оно не всегда полезно.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Мне как родителю не нужны советы о том, как растить детей, мне нужны факты о развитии ребенка. Я и сама могу придумать, как воспользоваться результатами современных научных исследований, чтобы помочь своим детям вырасти сообразительными и научить их получать от жизни удовольствие. К сожалению, найти истину в мире, забитом непроверенной информацией обо всем на свете, родителям не так уж просто. Поэтому в наш высокопросвещенный век так же много разнообразных мифов про развитие и воспитание детей, как и пару веков назад.

Один из самых распространенных — миф про раннее развитие. Известная книга президента японской компании Sony Ибука Масара «После трех уже поздно» вышла в 1971 году, в 1991 была переведена на русский язык и стала невероятно популярной среди российских родителей.

Заметьте, Ибука Масара был инженером, разрабатывал магнитный датчик для подводных лодок — и вдруг написал новаторскую книгу по воспитанию детей, основанную на своих собственных гениальных идеях, не имеющих под собой никакой опоры на серьезные научные исследования. Дело в том, что сын Ибука Масара отставал в развитии, а отец, пытаясь справиться с проблемами мальчика, начал интересоваться педагогикой и психологией. На основании своего родительского опыта он и написал манифест о развитии детей, согласно которому мозг ребенка имеет неограниченные возможности, их непременно нужно начать использовать как можно раньше, потому что со временем они, конечно же, утрачиваются. Никакой методики автор не предложил, в отличие от своих последователей, которые придумали с десяток способов развития детей с рождения и даже с внутриутробного периода. Действительно, что время терять, пусть учится еще в животе матери.

В России наиболее известной стала методика врача-физиолога Гленна Домана. Он работал с детьми, имеющими мозговые нарушения. Доман предложил целый комплекс различных упражнений для младенцев, обучающий их компенсировать проблемы функционирования мозга: ползать, удерживать голову, овладевать чтением и счетом с помощью различных карточек, которые нужно показывать в определенной последовательности.

Действительно, для детей с нарушениями ЦНС методика Домана работала, по крайней мере, отзывы родителей были хорошие. Но потом Доман начинает рекомендовать разработанные им упражнения для здоровых детей. И родители, желающие вырастить из своего ребенка гения, находят методику очень многообещающей. На сегодняшний день, увы, кроме позитивных отзывов родителей, нет никаких научных доказательств действенности методики Гленна Домана для развития здоровых детей. Мало того, Американская академия педиатрии несколько раз (в 1968, 1999, 2002 годах) выносила предупреждения об отсутствии эффективности методик Домана для детей с повреждениями мозга. Также обсуждается этичность рекламной кампании метода: в ней родителям особых детей обещают необоснованно хорошие результаты, в то же время стоимость прохождения курса в институте самого Домана очень высока. Но мало что может остановить родителей, если они хотят удовлетворить свои амбиции, тем более что заниматься по Доману можно и дома.

Идея Домана для здоровых детей состоит в том, что младенец — «tabula rasa», «чистый лист», на котором можно писать все что угодно. В результате таких экспериментов стали появляться дети, которые умеют «читать», «считать», «играть» в шахматы и на музыкальных инструментах до того, как научились хотя бы говорить. С рождения им показывают карточки с буквами, словами на английском, дают в руки скрипку и водят на различные развивающие занятия. Это обычно тешит самолюбие родителей, вызывает зависть и восхищение у окружающих, дает шанс детям стать звездой с раннего возраста. Самим малышам в процессе рассказывают, какие они умные, тем самым надеясь укрепить их уверенность в себе.

Методика несложная, но отнимает много времени и у родителей, и у детей, так что на все остальное его практически не остается. Доман против игрушек: незачем тратить на них драгоценное время жизни. Интересно, что при этом здоровые дети, не испытывающие информационного дефицита, умеющие поворачивать голову, переворачиваться, отползать, мало интересуются рассматриванием карточек, им это не нужно.

Итог: методика Домана, как и другие методики раннего развития, делает из ребенка объект обучения, пассивного потребителя, не дает ему проявить инициативу. Последователи метода рекомендуют учитывать выбор ребенка, показывая ему только заинтересовавшие его карточки и темы, но на практике это мало кто делает. Ребенок превращается в «библиотеку бесполезных знаний», которые хранятся как на жестком диске компьютера, но мышление при этом не развивается, так что воспользоваться этим диском по назначению непросто. Дети читают и считают в кавычках потому, что это не полноценное чтение и счет, а точнее, вообще не чтение и не счет. Это то, что они выучили наизусть, как стихотворение. Так же и с остальными навыками. Мало того, дети, которых так не загружали с младенчества, со временем не только догонят, но и, возможно, перегонят ранних гениев, осваивая навыки мышления, а не наполняя библиотеку всем подряд.

На сегодняшний день проведены многочисленные научные исследования, показывающие, что идеи, заложенные в 60-х годах в методы раннего развития, как минимум неэффективны, как максимум просто вредны. Тренируя детей в областях знаний, которые для них находятся в зоне не ближайшего, а далекого развития, мы закрепляем низкоуровневое мышление, например, запоминание вместо чтения и счета, и мешаем своевременному развитию высокоуровневого мышления — пониманию текста, умению самостоятельно делать выводы. Дети выключают мотивацию исследования мира, они привыкают, что их кто-то учит, им не надо учиться самим. Это напоминает строительство дома, в котором нет нормального фундамента. То есть дом стоит, но при любых катаклизмах его устойчивость будет нарушена. Все развитие, как и строительство дома, должно происходить последовательно.

Но что же делать? Просто оставить детей в покое? Пусть растут как трава, на кружки и в развивающие центры не водить? Что реально развивает ребенка? Ведь всем родителям хочется, чтобы их дети имели высокую академическую успеваемость, могли как-то контролировать свои эмоциональные всплески, лучше еще, чтобы они поменьше болели и умели дружить. Что может предложить наука? К сожалению, на сегодняшний день готовых рецептов для каждой конкретной ситуации не существует, просто потому что двух одинаковых детей и двух одинаковых родителей не бывает. Но есть пять основных принципов развития мозга ребенка и повышения его интеллекта.

Безопасность

Наш мозг настроен на выявление опасности. Если около нас происходит что-то страшное, то мы должны «бежать» или «притвориться мертвым», но точно не можем усваивать новые знания. Если рядом кричит взрослый или родители ссорятся, то ребенок воспринимает это с рождения (!) как опасность и точно не будет в этот момент ничего усваивать, а значит, и развиваться.

Забота

Безопасность обеспечивается заботой о ребенке и формированием крепких и теплых отношений в семье, которые называют привязанностью. Если потребности ребенка удовлетворяются, то у мозга есть ресурсы для развития.

Своевременность

Есть тесты на определение уровня интеллекта даже для малышей. Хорошая новость: IQ, коэффициент интеллекта, может расти в течение жизни, а не до трех лет. Плохая: IQ может и снижаться. Чтобы IQ не снижался, интеллект и полученные навыки должны использоваться. Если вы учили иностранный язык несколько лет, но не говорите и не читаете на нем, то со временем он буквально сотрется. Мозг проведет чистку и уберет ненужные нейронные связи. Совсем страшное: нейронные связи начинают исчезать всего через две недели неиспользования навыка. Но выучить что-то во второй раз, то есть восстановить нейронные связи, легче, чем в первый.

Разговоры

Дети, с которыми с рождения много говорят, развиваются намного быстрее, чем те, кто растет в более молчаливой атмосфере. Есть даже «золотой стандарт» говорения — 2100 слов в час. Это много, но не очень, просто обычная беседа. Важно, что говорить надо с паузами, а не 24/7, чтобы не перегрузить ребенка, это может быть так же вредно, как и молчание. Как показывают исследования, к трем годам разница в IQ между молчаливой группой и разговорчивой составила полтора раза. Коэффициент интеллекта у разговорчивых детей продолжал расти и в более старшем возрасте, что обеспечило им высокие академические оценки в дальнейшем.

Неструктурированная игра

Дети, которым давали играть каждый день, по сравнению с контрольной группой, которую только учили, обладали более развитыми языковыми навыками, лучше решали проблемы и выдерживали стресс, имели лучшую память и развитые навыки общения. Но любая ли спонтанная игра приносит пользу? Нет, лучший результат дает сюжетно-ролевая игра. Известный во всем мире российский психолог Лев Выготский (1896−1934 гг.) предсказал, что способность детей до пяти лет использовать воображение в сюжетно-ролевых играх является лучшим показателем будущей успешной учебы. Причина проста: ребенок в игре учится регулировать свое социальное поведение. Вывод Выготского подкреплен современными научными исследованиями. На основании идей Льва Семеновича в разных странах создаются программы раннего обучения детей, которые включают в себя не иностранный язык и математику, а ролевую игру с активацией воображения. Дети, участвующие в этих программах, в разных тестах показывают результаты на 30−100 процентов выше детей из контрольных групп, которые заняты только академической активностью или не заняты ничем вообще.

Читайте также:

Что подарить учителю на Новый год

15 интересных логических задачек для детей и взрослых

Весь декабрь «О!» дарит подарки: Первый познавательный новогодний календарь

Фото: Alena Ozerova/Pressmaster/Levranii/marypastukh/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти