«Снежная Королева: Хранители Чудес». Мультсериал«Снежная Королева: Хранители Чудес». Мультсериал
0+
5:00
«Снежная Королева: Хранители Чудес». Мультсериал
«Доктор Малышкина»«Доктор Малышкина»
0+
6:55
«Доктор Малышкина»
«Меня зовут Не-Не». Мультсериал«Меня зовут Не-Не». Мультсериал
0+
7:00
«Меня зовут Не-Не». Мультсериал
Как говорить с детьми о войне: что думают психологи

Что рассказать детям о войне и о Дне Победы? Как отмечать 9 мая и нужно ли специально учить ребенка патриотизму? И, кстати, что думают психологи о малышах в военной форме — для фотосессий или мероприятий? Вот ответы на вопросы родителей.

Вера Поветкина, детский аналитический психолог

Ко Дню Победы можно готовить детей с помощью рассказов о том, что было, об историях в роду — кто воевал, кто погиб. Рассказывать про войну и лишения надо, но как пример того, чего важно не допускать вновь, как важно уметь договариваться, ценить жизнь человека, объяснять про уважение к инаковости — и что бывает, если этого уважения нет, если один человек отнимает свободу, права у других людей. Про лишения если рассказывать, то с целью показать, что люди смогли, справлялись, выживали, находили выход в безвыходной ситуации. 9 мая — «Праздник со слезами на глазах», важно помнить про эти слезы, при ушедшие жизни. А часто за праздником и торжеством это совершенно забывается и остается, к сожалению, лишь «если надо — повторим».
Мое личное мнение, что военная форма детям не нужна. Помнить, чтить память — да, нужно. Как? У кого как принято в семье: вспомнить историю подвигов, возложить цветы, зажечь свечу, минута молчания.

Ирина Млодик, детский психолог, автор книг о психологии и воспитании

Я бы говорила с детьми о том, что любая война — это очень разрушительно, и 9 мая — это скорее день памяти, чем День Победы. Потому что погибшие люди с любой стороны войны — это люди, у которых отняли будущее. Что это очень важно — защищать Родину, но ещё лучше не воевать, а учиться делать мир более безопасным, учиться договариваться прежде, чем браться за оружие. Защищать можно не только с его помощью.

Предлагать детям военную форму — это помогать им играть в войну, а не развивать мирное самосознание. Это делать из них «как бы» солдат, делать вид, что война — это не саморазрушение и психоз, приводящие к смертям, потерям и лишениям. Ребёнок с оружием — это данное и поддержанное нами право на убивающую агрессию. Мирное самосознание, мне кажется, вполне реально развивать в детях.

Елена Скулачева, детский психолог

Рассказывать о войне лучше в меру, а как именно — очень зависит от ребенка. Тревожного малыша не стоит «тренировать» в переработке информации про лишения и пытки, допустим. Военные истории есть почти в каждой семье. Важно варьировать суровую правду и жизнеутверждающие моменты: рассказывать про доблесть и волю предков, про то, что воевали разные люди с разных сторон «баррикад», и не все шли на войну с легким сердцем и добровольно. И война — это всегда про боль, но если уж случилась, то надо жить.

Патриотизм специально, какими-то особыми методами воспитывать не надо, ребенок впитает установки семьи.
А если он хочет надеть форму и быть похожим на деда, или если для него это важно по иным причинам, то почему нет? Дошкольники — самый «сюжетно-ролевой возраст». А праздник 9 мая все же во многом не про войну, а дань уважения нашим родным.

Ольга Пыхова, детский психолог

Прежде всего, это день памяти. Важно рассказывать о своих родных, о тех, кто прошел войну или она его задела. Важно говорить с детьми о фашизме и о том, как он случился. Смотреть фильмы, вспоминать историю прадедов и бабушек, подросткам можно предложить почитать Ремарка, чтобы увидеть войну с другой стороны.

Мы — первое поколение, которое может плакать, способно признать и принять тот ужас, который случился с нашей страной. Это важный шаг к тому, чтобы этого никогда не повторилось, и дети способны это понять. Патриотизм невозможно воспитать на войне, это принадлежность и гордость за свою страну. И начинать хорошо с собственного двора, с уважения к людям, с ценности себя и своего опыта.

Во все времена мальчишки инсценировали сражения, чтобы почувствовать себя сильными. Но в этот день это лишнее: форма — это принадлежность, как через форму можно понять, через что на самом деле прошли воевавшие люди?
Рассказывать про войну, конечно, надо — это часть нашей истории, судьба наших предков. Я рассказываю о том, как это это было страшно, как случилось, какой ценой люди шли к победе. Важно не попрекать войной и куском блокадного хлеба, рассказывать, но не сравнивать.

Варвара Шишорина, психолог

Мне очень нравится идея «писем памяти», когда люди делятся письмами военных лет. Важно, что это взгляд живых людей, участников войны на события, которые они переживали. Их чувства, надежды, истории преодоления, находчивости. Ещё лучше, если такие письма сохранились в семье.
А про детей и военную форму у меня вопрос ко взрослым: какой смысл вкладывается в это переодевание? Безусловно, из войны праздник устраивать не стоит, всем понятно, что война — это боль, разлука, смерть. А патриотизм воспитывается каждый день, примером родителей, заботой о том месте, где живешь.

Елена Лавренова, детский психолог

О войне лучше рассказывать в контексте семейной истории, и если в три года еще рановато, то с пяти лет уже можно и нужно отвечать на детские вопросы, объяснять. В этом возрасте мальчишки начинают играть в войну, поэтому и в покупке военной формы я не вижу ничего плохого (если это про семейную историю, то примерить образ деда на себя). Конечно, детская «военная» форма — не для парадов и маскарадных шествий, и я против того, чтобы ребёнка специально наряжали. Военная форма не принесёт вреда, если в семье войну осуждают, считают большим горем, и если в доме нет насилия — никого ни над кем.

У нас дома есть фотография прадеда (моего деда) и его ордена и медали, эту историю и рассказываем. Каждый год отвечаем на вопросы все более развёрнуто, рисуем линию истории (когда я родился, когда бабушки, когда война была). Это позволяет отодвинуть событие и дополнить его историями бабушек, которые рассказывают, как тяжело им пришлось, их детство выпало на время войны. Мы говорим о том, что День Победы был праздником для семьи, потому что семьи могли воссоединиться, дедушка вернулся домой, его очень ждали. Это и объяснение, почему праздник — со слезами на глазах, ведь папы, дедушки, мужья вернулись не ко всем. Нам повезло.

Мне кажется, что в контексте семейной истории ребёнку интереснее, это делает праздник понятным и очень человеческим. Это ведь и его история, и радость, и горе. Мы не можем рассказать историю семьи, исключив что-то важное. Рассказывать лучше в спокойной обстановке, когда взрослый хорошо справляется со своими чувствами. К этой теме можно возвращаться круглый год — тогда, когда есть потребность у ребёнка (когда рассматриваете семейный альбом, когда сам спрашивает, когда бабушка вспоминает детство).

Маргарита Сенникова, детский психолог

О войне нужно и рассказывать, и показывать. Что именно? Лучше всего подойдут рассказы по фотографиям из семейного архива. Если у дедушки, прадедушки есть награды — покажите ребёнку, расскажите о них, это тоже очень яркий образ. Современные дети от 3 до 8 лет мыслят картинками, клипами, обычный рассказ без иллюстраций не всегда их привлечет. Своим детям я рассказываю истории — из уст своих дедушек бабушек.

Ольга Харламова, психолог

Как готовиться к 9 мая? Рассказывать истории, надевать форму со всей атрибутикой. Смотреть фильмы про войну, читать, изучать истории предков, тех, кто воевал. Слушать и петь военные песни, ходить в военно-исторические музеи, чтить память героев, возлагать цветы, отмечать 9 мая как великий праздник. Воспитывать полноцененный патриотизм — без всего этого поколения скоро забудут, где они могли бы быть сейчас. Да и достаточно утопично не давать мальчикам в этом возрасте играть в войнушку, не воспитывать стремление защитить Родину от захватчиков и войны. Это точно не для нашего столетия и даже тысячелетия. Ведь это про защиту не только родины, но и своей семьи, самого себя.

Татьяна Соболева, детский и взрослый аналитический психолог

Говорить о происхождении и значении праздника не стоит именно 9 мая, в День Победы, так как нарушаются внутрипсихические границы: воевали в прошлом предки, праздник — как день памяти предков, а одет в форму сам ребенок. В отдельных играх про войну, без привязки к празднику — считаю, что можно детям поиграть, используя военные атрибуты, то есть играя «как бы» в абстрактных военных.

О войне нужно рассказывать, но без лишних травматических подробностей, ужасов и зверств. Недавно узнала, что учительница детям-первоклассникам показывала слайды с детьми-жертвами, сказала «Если вы это забудете, то вы не люди» — вот такого надрыва, конечно, не нужно. Рассказывая о войне, стоит и отметить, что другие страны тоже чем-то сильны, что наша страна победила, так как были сделаны определенные шаги.

Ольга Одинцова, психолог, психоаналитик, преподаватель ВЕИП

Патриотизм не воспитывают раз в году, 9 мая. Он есть в культуре, это отдельная тема, больше относящаяся к государственнной идеологии — так что некорректно говорить о воспитании патриотизма одним днем.

Современные дети уже воспринимают происходящее 75−80 лет назад как очень давнее прошлое. Поэтому история Великой Отечественной войны и победы над фашизмом переходит в разряд эпоса, мифа и фольклора. Похоже на то, как вопрошает лирический герой в стихотворении Лермонтова: «Ведь были схватки боевые?». Хотя поэт написал это спустя всего 25 лет после битвы при Бородине.
Так что если войну рассматривать как героический миф, то и рассказывать и участвовать в нем можно любым способом, символически присоединяясь к нему с помощью рассказов, экскурсий, фильмов, реликвий семьи, флешмобов, игр, инициаций и пр. В том числе и переодеваний в костюмы той эпохи — как в костюмы викингов, гусар, моряков, спартанцев.

Мария Афонина, психолог

В дошкольном возрасте детям ещё сложно объяснить сразу все о войне. Но можно начать с более частного — со своей семьи. Понимание своих корней, истории рода, знакомство с предками — это всегда даёт ресурс и помогает узнать что-то про себя. Можно рассказывать о прадедах /прапрадедах, которые принимали участие в войне, говорить об их жизни в мирное время, их боевом пути, если погибли — то об этом, если прошли всю войну — то о жизни после ее окончания. Говорить о том, что мы сейчас живем, благодаря им. И неважно, кем был человек во время войны: командующим армией или рядовым красноармейцем. Только вместе все люди — это сила, только вместе они смогли пережить все трудности и победить.

Про страшные события важно говорить, это же часть жизни, она не должна уходить в тень. Да, страшно говорить — потому что страшно столкнуться со своими чувствами. Если правильно выбрать слова, рассказать можно о многом. Выбирая события индивидуально, с учётом особенностей и возраста ребёнка. Можно вместе рассматривать фотографии и награды (если есть), рассказывать о подвигах, за которые они получены. Писать истории — это то, чем можно заниматься вместе с детьми. Если проводить такие беседы регулярно, отвечать на вопросы ребёнка (которые каждый раз будут), постепенно у него сложится своё понимание этого события, наполненное личным отношением.

Про военную форму для детей — это очень неоднозначно. Конечно, форма на детях — это внешняя атрибутика, украшение ребёнка для взрослых. Военная форма должна быть на военном, как и медицинская форма — на медике, а пожарная — на пожарном. При этом все спокойно относятся, когда артисты надевают военную форму. Наверное, надевать форму просто так, для развлечения — не стоит, но если ребёнок принимает участие в празднике и играет роль, поёт, танцует — да.

Вита Малыгина, психолог, психодраматист

Мне кажется, если в семье есть какие-то традиции на этот счёт — хотя бы разговаривать о войне, поминать погибших, то детей не надо будет готовить: они сами приготовятся, это просто часть жизни. Рассказывать о войне надо — есть, например, прекрасные советские фильмы (конец 50-х, 60-е года), без натурализма страшного, который детям не переварить, например, «Дом, в котором я живу». Фильмы смотрите вместе — можно и плакать, и по ходу дела рассказывать, что и как. Если есть в семье погибшие и участвовавшие в войне, пережившие ее — рассказывать о них. 9 мая — не совсем праздник, но важный день для всего мира.

Наталья Гранкина-Сазонова, психолог

Парады, шествия, игры, надевание «карнавальных» костюмов (это же не форма, а лишь ее копия) создают ощущение праздника, радости. А война — это жестокость, потери, горе, страх и смерти. И подсознательное отношение ребенка к войне будет закрепляться: либо как к веселой игре, и из него вырастет готовый идти на передовую солдат (или готовый посылать туда тысячи других солдат чиновник), либо тот, кто будет бороться за мир, зная, что война — это беда. Я не думаю, что нужно поддерживать традицию радостного воспевания и игры в войну.

Анна Болсуновская, психолог

Все начинается с родителей и их представлений. Патриотизм — это социальное чувство, привязанность к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Мы уже знаем, что формировать надёжную привязанность можно только к надёжным, безопасным, заботящимся, защищающим объектам. То есть патриотизм (как привязанность) — это ответная реакция на действия родины в отношении тебя.

Но само понятие родины для ребёнка слишком абстрактно: в основу лягут детско-родительскими отношения. Это не значит, что ребенок, которого любили в семье, автоматически будет любить страну происхождения, но он точно сможет найти свою Родину: людей, которых захочется любить, беречь, защищать.

Про войну с детьми говорить стоит — хотя бы потому, что в каждой семье есть воевавшие и погибшие: я бы говорила о них, о том, как они рассказывали или не хотели рассказывать о войне, как о самом страшном, что было в жизни. Можно выбрать книжки, соответствующую возрасту, или попросить ребёнка нарисовать эти истории. Малышам можно показывать фото деда, дяди, говорить про грусть, учить ритуалам. Возможно, есть смысл в минуте молчания, совместной молитве о павших. Любой ритуал, который вам близок, подойдёт для праздника войны. И, наверное, вы сами можете выбрать день памяти.

Можно учить стихи и песни (всей семье), например, Рождественского. Заодно обсуждать их, чтобы понимать смысл. Важно слышать мысли ребёнка. Можно смотреть фильмы, которые вы любите, плакать, разговаривать в присутствии детей. Можно спорить и соглашаться. Можно проживать это самим. Дети увидят — и научатся у вас.

Конечно, не нужно выгружать все, что знаете, за раз: то есть если начать сейчас, то к 22 июня вы, возможно, сможете сформировать понятие войны. Если вы надеетесь обойтись одним большим разговором, то весьма вероятно вы ребёнка просто испугаете.

Важно, чтобы внешняя атрибутика ритуала (фотографии, костюмы и т. д.) содержала глубокий эмоциональный пласт: разные переживания печали, тревоги, злости, радости. Только возможность сопереживать и сочувствовать создаёт возможность живого соприкосновения с историей. Иначе никакого смысла в переодеваниях нет. Часто дети демонстрируют только героическое поведение, забывая о том, что там есть страх и печаль. Вы можете дополнить мир ребёнка этими сложными чувствами.

Мне кажется, что важнее воспитывать гуманистическое отношение, понимание ценности каждой жизни, уважение, принятие. То есть не абстрактную привязанность к чему-то неживому (идеям и понятиям). Тогда мы не будем в будущем сталкиваться с мальчишками, защищающими родину от её граждан.

Так что дозируйте информацию, больше спрашивайте и давайте место для переживаний, творчества и ритуалов. Ну, и отдельная тема, связанная с войной — тема смерти, будьте готовы объяснить что это такое, потому что вопросы возникнут.

Мария Кармишина, детский психолог

Для дошкольников это особая тема: важно не «загрузить», не напугать, а заинтересовать, вызвать эмоции. В советские времена была традиция приглашать в школу ветеранов, они и рассказывали свои истории. В моей школе был и есть музей ВОВ, нас часто туда водили и рассказывали о событиях тех лет. Дома всегда смотрели парад и фильмы. В детстве я не очень любила это смотреть, а сейчас воспроизвожу то, что было у моих родителей — и это память уже не только о дедушках и бабушках, но и о родителях, которые были тогда детьми и выживали в послевоенное время. Их истории и вспоминаются.
Поэтому для меня очень важно, что происходит в этот день: парад, фильмы художественные и документальные, концерты с песнями про войну, минута молчания, салют. Именно это единение и даёт ощущение воодушевления, патриотизма и гордости за свою страну. Так что если родителям хочется одеть ребёнка в форму, почему нет — это тоже возможность присоединения, ощущение сопричастности к истории.

Читайте также:

Семейные традиции необходимо передавать из поколения в поколение, и вот почему

5 мультфильмов, полезных для патриотического воспитания

Премьера! Новые выпуски программы «Мой музей»: Музей Победы

Фото: ViktoriaGromova, Elina Leonova, VLADJ55, alexkich, polya_olya, Alsu Est/Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти
Зебра в Клеточку