«Царевны». Мультсериал«Царевны». Мультсериал
0+
3:05
«Царевны». Мультсериал
Премьера! «Тима и Тома». МультсериалПремьера! «Тима и Тома». Мультсериал
0+
5:00
Премьера! «Тима и Тома». Мультсериал
«Ничего себе имя!»«Ничего себе имя!»
0+
7:00
«Ничего себе имя!»

Личный опыт: «Невероятная новость про домашнюю работу: ее в финской школе не проверяют!»

«О!» уже рассказывал, как устроены школы и детские сады в Испании, Латвии и даже Китае. Мы узнали, в какой стране на полдник дают бутерброды с салом и луком и где дети работающих родителей могут посещать ночную детсадовскую группу. А в сегодняшней статье речь пойдет о лучшем в мире образовании — финском. Два года назад журналист Андрей Шилов выпустил книгу о жизни в этой стране. Одна из глав книги как раз посвящена финским школам. С разрешения автора мы публикуем самые интересные отрывки.

Андрей Шилов
Андрей Шилов

В России очень мало говорят про образование в Финляндии. Наверное, финны сознательно его не продвигают, ведь это продукт для внутреннего потребления.

Как устроены школы в Финляндии

В 6 лет финские дети идут в подготовительные классы при школах. Такой учебный год — самый простой, больше похожий на садик, без уроков, с играми, рукоделием и частым гулянием на свежем воздухе. Сама подготовительная школа с 8:15 и до обеда бесплатная, а дальше — продленка до 17:00 за деньги (у нас было 158,4 евро в месяц). Большинство родителей выбирает этот вариант, потому что куда денешь ребенка в середине дня? Сложно представить себе работу до обеда, после которой ты сможешь сидеть дома с детьми.

В первом и втором классе продленка дешевле — 120 евро в месяц (дальше есть не всегда). Но туда надо еще успеть записаться: мы как-то опоздали с сыном в школьную группу продленного дня, пришлось записываться… на детской площадке! Площадка была через пару кварталов от школы, при ней был домик, вполне современный, с вешалками для верхней одежды, туалетами, большой комнатой со столами, стульями, игрушками, бумагой и карандашами — в общем, можно было проводить время и внутри. Но обычно дети были именно на площадке — в сопровождении пары взрослых педагогов.

Один прием пищи в финской школе бесплатный. Назовем его «обед», хотя столовая одна и расписание составляют для параллелей. У сына сейчас в школе «обед» начинается в 11, и домой в 15 или в 16 часов он приходит голодный. Еда — хм, как сказать… Разная бывает еда. Я слышу всякие отзывы. Но в этом школы не выделяются из сложившихся правил финского общепита. Важно то, что еда все-таки бесплатная и организованная: родители могут быть уверены, что ребенок в школе поел. В интервью мэр Хельсинки Эва-Рита Сиитонен мне заявила:

В Финляндии уже 60 лет детей в школах кормят горячей едой, так что маме не нужно оставаться дома и готовить для ребенка. Я думаю, это больше способствовало участию финских женщин в рабочей жизни, чем какие-то политические демонстрации.

Первый класс в финской школе

Уроки в первом классе — c 8:15 и до 12:15 или 13:00. У сына-шестиклассника учеба начинается в 8:30 или в 9:15 — а заканчивается попозже, то в 13:30, а то и в 15:30. Финские школьники не учатся по субботам и среди учебного года у них много каникул: осенние, рождественские, «лыжные» (в феврале), пасхальные и cамые большие — летние, они длятся два месяца. Единой даты начала учебы вроде нашего первого сентября нет: новый учебный год начинается вместе с осенним холодом и дождями во вторую неделю августа. Церемоний в стиле «Здравствуй, школа!» по этому случаю ни для «подготовишек», ни для первоклашек не проводят — и это кажется неожиданным для такой церемониальной страны. Да, Финляндия — страна церемоний, но не страна торжественности. Пышно и громко — это точно не про финнов. Во всем простота, даже сдержанность. Практично. По делу. Надо учиться — пришли и учимся.

В Финляндии ребенок обязан пойти в первый класс осенью того года, в котором ему исполняется семь лет. Сын у нас в Берлине влился в школьную систему раньше (так получилось), и после переезда в Финляндию оказалось, что по финским правилам ему по возрасту надо идти во второй класс, хотя он в Германии во втором классе уже отучился. Никакие наши доводы система не приняла — мальчишке пришлось второй раз учиться во втором классе.

Перед началом учебы устраивают специальное родительское собрание. Рассказ о своем ребенке там не услышишь — это не происходит при других родителях, только тет-а-тет (15-минутные встречи родителей с учителем устраивают в определенный момент в учебном году). На общем собрании в середине года могут упомянуть чью-то проблему или какой-то конфликт, но опять же не назовут имен. В разговоре для всех говорят о программе, о каких-то школьных мероприятиях, дают установки — что важно для родителей в этом году. У нас, родителей первоклассников, собрание началось с того, что каждого попросили встать, представиться и в двух словах рассказать о своем ребенке.

Родителям первоклассников, среди прочего, раздают памятки. Моя жена рассказывает, что было важного в памятке для нас: «Подбадривайте своего ребенка. Следите, чтобы у него был организованный ритм жизни, обеспечьте ежедневно пять приемов пищи и хотя бы раз в день ешьте всей семьей. Расспрашивайте ребенка о том, как идут дела. Отслеживайте, чтобы его в школе не травили одноклассники».

Особенности образования

Школ в стране много, второй смены нет, в классе обычно человек двадцать. Когда говорят, что Финляндия высоко ценит образование, то видно это как раз на таких примерах: здания школ в хорошем состоянии, нужен ремонт — делают ремонт, с родителей деньги на это не собирают. Вот у сына сейчас ремонтируют в школе спортзал. Прошлый ремонт был совсем недавно, во время каникул, но что-то там не получилось, и в середине года затеяли его снова. Директору радость, учителю физкультуры наверняка головная боль (с каждым классом он ездит в крытый спортивный центр на сдвоенный урок), но недофинансирования школы точно нет.

Оснащенность школ разная, но определенный минимум, например, компьютеры, везде есть. Мой сын с завистью смотрел видеоматериалы, которые я снял в трех часах езды от Хельсинки, в глубокой финской провинции — там ученикам на уроке географии раздали айпады, они вместе искали по координатам здание своей школы на Google Maps. Такие роскошества все-таки не у всех, и вот читаю историю в местной прессе: учитель в каком-то поселке обратился к местному бизнесу за помощью — так ему для уроков бизнесмены скинулись и купили айпады. Тут же в газете результаты научного исследования: обучение с айпадами более эффективное. Да кто бы сомневался.

У нас был разный опыт с финскими школами. Я уж точно не скажу, что все они идеальные — ту, где сын учился поначалу, вспоминаю с тихим ужасом — и учителя нам не нравились, и одноклассники были явно не того круга, что наш сын… Но ведь есть что-то присущее всем финским школам. И хорошим, и не очень — какой-то финский подход к школьному образованию. Финны часто говорят о том, что создают ученикам мотивацию и что за теми остается свободный выбор. Например, ученики одеваются во что хотят, школьной формы нет. В старших классах они могут свободно выбирать предметы и, соответственно, экзамены. Вообще здесь другое отношение к дисциплине. Cтрогости, грозности в образе учителя или директора в школе совсем нет — есть уважение и авторитет (хотя кого-то любят больше, кого-то меньше). Очень редко случается, чтобы учителя на учеников кричали. Разумеется, никого указками не бьют. Cовсем нет в школе муштры, нет жесткости — так сказать, образование без стресса. Я бы даже добавил, образование вообще без напряжения и без конкуренции.

Дневников в школе нет. Учебники школа выдает бесплатно, в них можно и нужно рисовать, писать, чиркать, обводить кружочками — короче, половина работы делается прямо на странице учебника. В младших классах в учебниках есть постоянные герои: у дочки сейчас в первом классе на каждой странице учебника математики живет компания: зайчик, белочка, собака, две лисы — все с именами — и в заданиях нужно разбираться, кто кому сколько дал орехов, как разделить между ними грибы и прочее.

Финских школьников явно не заставляют читать книги. Отдельного предмета «Чтение» просто нет — и только на уроке финского языка, среди прочего, у сына за год проходят четыре книги (их нужно прочесть, потом написать по ним небольшие сочинения). Литература — вещь факультативная, и тех, кто хочет, в начале года заносят в специальный список соискателей «Диплома читателя». Ученики получают список из 12 «категорий» — юмористические книги, научная фантастика, фэнтэзи, путешествия, отдельно у сына в прошлом году была категория «Путешествия во времени», и так далее. Дают им адрес в Интернете, где по каждой категории находишь большой список книг (как финских, так и переводных с других языков). За год доброволец должен прочесть эти двенадцать книг и написать по ним сочинения — а в конце года специальную тетрадочку с отчетом сдают учителю. Таким любителям чтения вместе с документом об окончании учебного года выдают «Диплом читателя» с оценкой. Мы с сыном, конечно, читаем и русскую литературу, но это уже не школьная программа (мы еще российскую историю и географию учим, а куда деваться? В финской школе же таких подробностей нет).

Вот еще про «Диплом читателя»: у сына в пятом классе такие дипломы получили (кроме него) только несколько девочек. От многих финнов я слышал, что девочки, мол, конечно, учатся лучше. Мне всегда казалось, что школьные успехи не зависят от пола — и когда я сам учился в школе, вот уж точно не было явного разделения на отличниц-девочек и так-себе-мальчиков (в десятом классе золотые медали вместе со мной получали и те, и другие). Но по финской статистике, девочки и правда учатся заметно лучше мальчиков! В знаменитом международном тестировании школьников PISA среднее количество баллов, которое набрали финны, было 529. Но это среднее число, а если посмотреть отдельно, то средний балл у девочек был 543, а у мальчиков — 516! То ли финские девочки и в самом деле умнее мальчиков, то ли местная система образования девочкам больше подходит.

И еще замечу: система современного финского образования создавалась в стране мононациональной. Этим она сильно отличается от многих других — и потому не везде ее можно перенять. В последних результатах PISA у финнов была одна всерьез отстающая группа — иммигранты первой волны. В среднем их уровень оказался на два класса ниже, чем у остальных учеников-финнов. Это показывает, что финской школе нужно меняться, иначе знаменитое равенство возможностей останется только на бумаге.

Система оценки знаний

Теперь невероятная новость про домашнюю работу: ее в финской школе не проверяют и никогда за нее не ставят оценки! Я к этому так и не могу привыкнуть. Вот сделала дочка все по математике — на следующий день спрашиваю ее: «Что сказали? Все правильно?» — «А учитель не смотрел». Свобода. Сделал, не сделал — получается, это важно только ученику и его родителям.

До шестого класса оценок вообще никаких не ставят. «Я и так знаю, кто как учится», — замечает знакомая учительница. В шестом классе сыну, наконец, начали ставить оценки, и выяснилось, что высшая отметка здесь не привычная нам пятерка, а десятка. Когда сын приносит домой проверенные контрольные, у меня в голове включается «обменный пункт»: 10 — это наши «пять с плюсом», «молодец», «блестяще». Такую оценку дают редко и рассчитывать на нее каждый раз бессмысленно, учитель так постоянно делать не будет. 9 — это просто «пятерка», 8 — «пять с минусом» или «четыре с плюсом», когда могут быть мелкие недочеты, но общий уровень работы хороший. 7 или 6 — уже не очень, это «четверка», «четверка с минусом» или даже «трояк». Ниже оценок я не встречал — сын старается, но думаю, их и правда редко ставят. И если в нашей школе фактически есть четыре оценки (5, 4, 3 и 2), то у финнов их шесть (10, 9, 8, 7, 6 и 5). Формально есть даже «4» (вроде нашего «кола»), но одна финская учительница призналась мне, что директор просил их не ставить «4», такие оценки плохо влияют на репутацию всей школы.

«Послушай, — как-то спросил я сына, — но если устно отвечать, у доски, ведь учитель должен сказать, что он ставит за ответ?!» «А нас к доске раньше и не вызывали, — смеется сын. — В Финляндии столько интровертов, что если попросить кого-то выйти и говорить перед всем классом, многие испугаются и будут бормотать — бу-бу-бу — никто ничего и не услышит!» Сейчас, в шестом классе, они все-таки отвечают вслух, но оценок за это так и не ставят.

Читайте также:

Почему стоит обязательно научить ребенка шахматам

Личный опыт: «В испанских школах игра на флейте — обязательный предмет!»

Делай с ребёнком что хочешь, лишь бы мама отдохнула: почему этот тренд не работает

Текст: отрывок из книги Андрея Шилова «Финляндия. Пора менять место жительства»

Фото: Nataliya Dorokhina/LightField Studios/goodluz/spass/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти