Этим летом «О!» уже побывал во владениях английской королевы и узнал, как устроена частная школа в Лондоне. Сегодня мы вновь в Великобритании, на этот раз в Уэльсе, где живет Надежда Кудряшова, мама троих прекрасных детей. Надя поделилась с нами своими впечатлениями об обычной валлийской школе, где учится ее сын.
Привет, я Надя! Я родом из Латвии, но сейчас живу с семьей в Свонзи — это второй по величине после Кардиффа город Уэльса. У меня трое детей: сыну Абуди — 9 лет, дочке Маше — 2 года, а Соне — 3 месяца. Сын учится в предпоследнем классе младшей государственной школы, старшая дочь — в садике.
Как все устроено в школе моего сына
В Уэльсе, в отличие от Англии, дети в первый раз идут в школу в возрасте 3 лет. Первые два года — подготовительные.
Учебный год здесь начинается в первую неделю сентября, а в какой именно день, зависит от школы. Первый учебный день праздником не считается, дарить цветы учителям не принято. Каникулы у детей часто двухнедельные: рождественские и пасхальные, по неделе — осенью, в конце зимы и в начале лета. Зато летние каникулы короткие — всего шесть недель.
Занятия в школе Абуди начинаются в 9 утра и идут до 15 часов. Если родителям из-за работы удобнее привезти ребенка в школу пораньше, а забрать попозже, это можно сделать. Но придется оплатить дополнительные часы пребывания в школе.
В начальной школе нет ни привычного для нас расписания уроков, ни звонков. Обычный учебный день состоит из нескольких блоков. Это непосредственно учебные дисциплины — математика, чтение, правописание, валлийский язык, а также спорт и игры. Каждый день — это изучение какого-то одного предмета из перечисленных.
Каждый год, с началом занятий, детей делят на три группы в зависимости от успеваемости. Далее учитель вместе с двумя ассистентами работает с каждой группой индивидуально, в зависимости от потребностей детей. Это значит, что слабую группу по математике или чтению педагогу нужно «подтянуть», а сильной дать более сложные задания. Такой разноуровневый подход позволяет улучшить знания более слабых учеников, а сильным обеспечить пространство для дальнейшего развития.
Что задают на дом
Домашних заданий почти нет. Детям после уроков нужно заниматься только внеклассным чтением и правописанием, а все остальное выполняется в классе. Мне такой подход непривычен, поэтому сначала я беспокоилась. Но администрация школы объяснила, что для детей так будет лучше. Ведь родители, которые помогают ребенку с домашними заданиями, часто и невольно пытаются переучить его на свой лад. А это только мешает осваивать материал.
Есть задания по созданию различных проектов и презентаций, даже в этом случае не требуется никакой помощи от родителей. Здесь очень приветствуется инициативность и самостоятельность детей.
Как дети адаптируются к школе
В нашей школе учится много ребят, для которых английский не родной язык. Если ребенок плохо говорит по-английски, ему создают условия, чтобы он мог учиться. Администрация выделяет переводчиков, которые помогают таким детям до тех пор, пока те не овладеют языком в достаточной мере, и эта услуга оказывается бесплатно.
При этом, как мне кажется, мало внимания уделяется изучению языков. В начальной школе преподается только официальный язык Уэльса — валлийский. Иностранные же языки изучают только со средней школы.
По другим вопросам также без труда можно получить помощь и поддержку от школы. В штате есть сотрудник по делам семьи, который может помочь с такими вопросами, как проблемное поведение, плохая посещаемость, подготовка к старшей школе, потеря близких, финансовые трудности. В случае необходимости он направляет семью в соответствующую службу. Особое внимание уделяется так называемым уязвимым ученикам — детям из неблагополучных семей, инвалидам.
Как родители вовлечены в школьную жизнь
Мамы и папы не всегда активно участвуют в школьных экскурсиях, ярмарках и соревнованиях. Но их, как и других членов семьи, приглашают на рождественский концерт и день спорта, который обычно проводится летом. В конце каждого учебного года детям выдают диски с видео или фотографиями с тех школьных мероприятиях, на которых родителей не было.
Что меня удивило
Меня поразило то, что здесь не принято задавать учить стихи наизусть. И очень жаль, ведь именно благодаря этому я и многие поколения советских и российских школьников познакомились с сокровищницей мировой литературы. Но с системой трудно поспорить: несмотря на все мои старания, сын согласился выучить только стихотворный отрывок «У лукоморья дуб зеленый…».
Хотелось бы, чтобы в школе уделялось больше внимания музыке и рисованию. Хотя, конечно, многому ребенок может научиться и дома. Мой сын, например, любит рисовать и часто относит свои рисунки в школу.
Что мне больше всего нравится
Мне очень импонирует то, что валлийцы очень бережно относятся к местным традициям, праздникам, которые регулярно отмечаются в детских садах и школах. Ежегодно проводятся дни спорта, любимой книги, любимой игрушки, будущей профессии. Устраиваются благотворительные акции, например помощь детским фондам или закупка продуктов питания для малоимущих семей, одиноких пенсионеров.
Каждую неделю на общешкольной линейке обсуждаются текущие вопросы. При желании каждый ученик может рассказать остальным о своих достижениях вне школы: о выступлениях на соревнованиях, участиях в театральных постановках. В конце каждого года мы получаем подробный индивидуальный отчет о ребенке — прилежании, поведении, любимых занятиях в школе, его социальном круге, особенностях характера. В отчет включены не только непосредственно оценки ребенка, но и обобщены результаты всех учащихся его возраста по стране. Таким образом родители могут оценить, как хорошо их ребенок написал тот или иной тест по сравнению со всеми остальными. Мне нравится такой комплексный подход к детям.
Приятно, что учебный процесс не ограничен рамками программы. Каждые полгода ребятам предлагается тема для проекта, например, тропические леса, Римская империя, династия Тюдоров, экология. В рамках каждого проекта ребята тщательно исследуют тему, устраивают костюмированные представления, выезжают на природу, в музеи, погружаются в материал всеми возможными способами.
Я очень довольна тем, что школьная программа полностью учитывает особенности ребенка и дает ему пространство для развития. В школе дети успевают не только учиться, отдыхать между занятиями, но и поиграть, заняться спортом. Учителя формируют правильное отношение ребенка к оценкам, отслеживают его успеваемость и сообщают родителям на регулярных встречах, какие вопросы нужно еще проработать дома. Благодаря такому подходу процесс обучения становится не чем-то нудным, как это часто бывает, а любимым занятием. Когда Абуди по разным причинам приходится пропускать школу, то для него это становится настоящей трагедией!
Читайте также:
Что важнее: играть или учиться?
Личный опыт: мой сын — на домашнем обучении
Правда или ложь: как учатся дети в разных странах?
Фото: Billion Photos/Pressmaster/Vasilena Ivanova/Nate Allred/Shutterstock.com