6 мая 2019

Почему у каждого ребёнка должна быть любимая игрушка

Игрушки — обязательный атрибут мира детства. При этом плюшевые мишки или куклы нужны ребёнку не только для развлечения. Почему для малыша так важна любимая игрушка? И как она может помочь родителям в воспитательном процессе? На эти вопросы отвечает психолог и игротерапевт Ирина Катин-Ярцева.

Ирина Катин-Ярцева, клинический психолог, игротерапевт
Ирина Катин-Ярцева, клинический психолог, игротерапевт

Мишка вместо мамы

У очень многих детей есть любимая игрушка, с которой они не расстаются. У совсем маленьких детей это может быть одеяльце, тряпочка, пустышка: прикосновения к этой вещи напоминают ребёнку материнское тепло. О таких игрушках написаны целые книги, а в некоторых языках для них даже есть отдельное слово. Основная функция такой игрушки — заменять мать в периоды её временного отсутствия, а также помогать ребёнку переходить от слияния с ней к относительной самостоятельности, психическому отделению. Малыш переносит на игрушку чувства к матери, это помогает ему справляться с её отсутствием, совладать со своими переживаниями в тот период, когда он начинает осознавать себя как отдельную личность.

Ребёнок не расстаётся с мишкой или куклой? На определённом этапе это нормально. Он может долго и горько плакать, потеряв её, а также эмоционально реагировать на изменения, происходящие с игрушкой (например, если она потеряла цвет и утратила запах после стирки или сломалась). Это происходит именно потому, что игрушка становится для малыша вместилищем его сильных чувств. В норме к 2−4 годам чувства ребёнка к любимой вещи постепенно становятся менее яркими. Взрослея, он может прибегать к помощи привычной игрушки время от времени: при подготовке ко сну, в одиночестве, в состоянии тревоги или печали.

Иногда родителей пугает жестокое обращение ребёнка с игрушкой: например, если он наказывает мишку, бросает его. Но это нормально, такое поведение отражает присущую людям двойственность по отношению к любимым. Кроме того, это означает, что ребёнок способен выражать свои эмоции на символическом уровне, различая реальную маму, которой он не хочет сделать больно, и неодушевлённый предмет. Если ребёнок сломал игрушку, помогите ему починить её или сделайте это вместе.

Но не всегда привязанность к игрушке — это норма. Стоит насторожиться, если для ребёнка очень важным становится объект, не напоминающий человека или животное: ключи, вилка, палочка, крышка от банки, кусочек пластилина или телефон. Такое часто проявляется в поведении детей с аутистическими чертами. Когда ребёнок повсюду носит с собой целый мешок игрушек, это свидетельствует о высоком уровне тревоги. Если дети 6−7 лет и старше не расстаются с любимой игрушкой, это также сигнал о неблагополучии.

Как игрушки помогают вам в воспитании

Главное назначение любимой игрушки — облегчать для малыша трудные моменты. Поэтому включайте её в ритуал отхода ко сну: пусть ребёнок уложит её спать, пусть она послушает сказку вместе с ним. Если вы на время оставляете ребёнка, любимая игрушка должна быть там, где он сможет её взять.

Игрушка успокаивает

Игрушка может помочь ребёнку даже пережить травму — изменение состава семьи (развод, рождение братика или сестрёнки, смерть близкого) или жизненных обстоятельств (переезд, поступление в детский сад), внезапный сильный испуг (нападение собаки, увиденная авария, пожар). Кроме того, благодаря игрушке малыш сможет подготовиться к неприятному событию (оперативное вмешательство, отъезд мамы).

Чтобы восстановить душевное равновесие, ребёнку важно многократно проиграть случившееся или ожидаемое событие на игрушках.

Вот кукла-мама собирает вещи в роддом, а кукла-ребёнок — грустная. «Куда ты уезжаешь? Когда ты вернешься?» спрашивает кукла-ребёнок. «Я еду в роддом и пробуду там неделю», отвечает кукла-мама. Она обещает часто звонить и прислать фото нового малыша. Кукла-мама едет в роддом на машине, там её встречают игрушечные доктора. Она рожает малыша и отдыхает. Что же делает кукла-ребёнок? Вот гуляет с папой, вот помогает готовить ужин, вот соскучилась по маме и рассматривает её фотографии, звонит ей. Кукла-ребёнок грустит и немножко злится на маму, что она уехала. И вот кукла-мама едет с малышом домой. Кукла-ребёнок очень-очень рад! Она обнимает маму и чувствует себя счастливым.

Или, например, куклу-ребёнка покусала собака, и она плачет, злится. Кто же спасёт её? Ах, вот и супергерой, он летит на помощь! Вот сейчас он прогонит эту злую собаку!

Ожидаемые события нужно проигрывать во всех вариантах, которые могут случиться. А уже произошедшие неприятности можно изображать так, как захочет ребёнок. В игре стоит давать малышу полную свободу для проявлений чувств как светлых, радостных, так и негативных. Чем больше пара ребёнок выпускает в игре, тем меньше вероятность, что он будет так вести себя в жизни.

Если вы всё же беспокоитесь, не перепутает ли ребёнок игру и реальность, можно сказать ему следующее: «Да, понарошку в игре можно делать всё, что нельзя в жизни».

Игрушка обучает

Полезно использовать игрушку для того, чтобы учить ребёнка играть: сначала он совершает с ней предметные действия (искупать куклу, покормить, уложить спать), а затем формируется полноценная сюжетно-ролевая игра (дочки-матери, игра в школу, в кафе, в автосервис, в больницу).

Сама по себе игра — лучший способ помочь ребёнку переработать свои эмоции, адаптироваться к новым условиям и гармонично развиваться. Более того, взаимодействие с разными игрушками стимулирует развитие речи, творчества, воображения, мышления и внимания.

И, конечно, нужно понимать, что любая игрушка — лишь инструмент в этом процессе, она не заменяет полноценного участия взрослого. Роль родителя тут огромна: он может помочь ребёнку понять, какие чувства тот испытывает, проигрывая сценку с куклой.

Например, она капризничает и не хочет идти в садик: «Бедная кукла, она хочет ещё поспать и побыть с мамой, она сердится и расстроена, что её заставляют вставать и одеваться». Малыш понимает, как устроены интересующие его объекты окружающего мира («Будем строить дом… Сначала экскаватор выкопает яму под фундамент…»), какие правила в нём нужно соблюдать («Мишка хочет перейти дорогу, но он должен подождать, пока загорится зелёный свет»).

Когда любимой игрушки нет

В некоторых культурах игрушку новорождённому выбирают и кладут в колыбель родители. В других ребёнок сам выбирает себе игрушечного друга. Вы можете предложить ему несколько вариантов, но решение остаётся за ним, главное — не заменять выбранное им по своей воле.

Часто родители просто не отмечают как любимую игрушку одеяльце или пустышку, но эти вещи вполне могут выполнять такие функции. А иногда бывает так, что ребёнку просто не нужна любимая игрушка, потому что вместо игры с неодушевлённым предметом ему позволено делать всё, что он хочет, с мамой.

Поэтому особенно важно соблюдать баланс между своими интересами и потребностями ребёнка. С одной стороны, нужно быть внимательными и чувствительными к малышу, стараться дать ему необходимый комфорт. С другой, помните, что ваш комфорт и жизненные силы залог выживания и здоровья ребёнка. Когда вы поступаетесь для него чем-то жизненно важным сном, едой, терпите боль — это вызывает у вас гнев.

Лучше помочь малышу пережить фрустрацию, слезы и раздражение, побыть с ним в этот момент, чем копить злость на него. Проговаривайте вслух ваши и его чувства.

  • «Ты хочешь, чтобы я прямо сейчас взяла тебя на руки, но сначала я хочу поесть. Тебе придётся немножко подождать. Да, я вижу, что ты сердишься, очень сердишься! Сейчас я доем и возьму тебя на ручки, покачай пока твоего любимого кролика».

  • «Нет, меня нельзя бить. Я чувствую, что ты просто в ярости! Ты можешь побить игрушку, подушку, да, вот так, сильно-сильно!»

  • «Ты не можешь уснуть, и поэтому плачешь, а я слишком устала, чтобы тебя качать. Я просто положу тебя, а мишку — тебе под бочок. Ты плачешь, потому что сердишься и обессилен, тебе так грустно. Но мы оба вполне можем это пережить, и я побуду рядом, а мишка обнимет тебя».

Пусть игрушка будет не только другом для ребёнка, но и помощником для родителей!

Читайте также:

История игрушек: от калейдоскопа до куклы Барби

Эти игрушки обязательно должны быть у каждого ребенка

Почему играть в куклы полезно: 3 истории из практики арт-терапевта

Фото: George Rudy/Oksana Kuzmina/Evgeny Atamanenko/Shutterstock.com

Читайте также:
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
19 июня 2019
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
Бодипозитив – это уважительное отношение к своему и чужому телу, принятие его индивидуальности, понимание его возможностей. Как научить ребенка думать о здоровье, а не о стандартах красоты? Психолог Анна Скавитина предлагает родителям начать с себя.
«И выучи уже, наконец, наизусть сказки Чуковского!» Советы от многодетных пап
18 июня 2019
«И выучи уже, наконец, наизусть сказки Чуковского!» Советы от многодетных пап
Мы попросили трех многодетных пап поделиться опытом: как им живется, что трудно, а что больше всего радует. Вот что получилось!
«Не хочу и не буду!»: как договориться с упрямым ребенком
17 июня 2019
«Не хочу и не буду!»: как договориться с упрямым ребенком
Похоже, делать все по-своему для вашего ребенка – это дело принципа: если есть возможность сказать «Нет!» и «Не хочу!», он обязательно ею воспользуется. Как на это правильно реагировать?
День отца на канале «О!»: 12 советов папам
14 июня 2019
День отца на канале «О!»: 12 советов папам
Кто самый умный, сильный, смелый? Кто может все, что угодно? Конечно, это папа! Поздравляем всех пап с Международным днем отца!
Мама, почитай мне! Почему чтение полезно и детям, и родителям
11 июня 2019
Мама, почитай мне! Почему чтение полезно и детям, и родителям
Ученые выяснили, что в семьях, где детям часто читают вслух, родители менее строгие, а их дети растут более спокойными.
8 способов справиться с детской истерикой
7 июня 2019
8 способов справиться с детской истерикой
Ребенок устал, переволновался или просто не может справиться со своими противоречивыми желаниями? И вот уже он валяется на полу в супермаркете и кричит, а вы не знаете, что делать. Например, можно сделать вот что.
Как учить ребенка заботиться о природе и почему это важно?
5 июня 2019
Как учить ребенка заботиться о природе и почему это важно?
Дети - это наше будущее, будущее нашей планеты. Смогут ли они уважать наше природное пространство, понимать, что планета – наш общий дом? Психолог Анна Скавитина уверена: это зависит от того, поможем ли мы, родители, появлению у них экологического сознания.
В Москве прошел благотворительный фестиваль «Я верю»
4 июня 2019
В Москве прошел благотворительный фестиваль «Я верю»
В Москве прошел 10-й, юбилейный благотворительный фестиваль «Я верю». Зрители увидели комикс-мюзикл «Не останавливай меня», в основу которого легли музыка легендарной группы Queen и пьеса Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».
Дети и телевизор: на что обратить внимание?
4 июня 2019
Дети и телевизор: на что обратить внимание?
Дошкольники, которые долго смотрят перед сном телевизор, меньше спят.
«Он знает все породы динозавров!» Что делать, если ребенка интересует только одна тема?
3 июня 2019
«Он знает все породы динозавров!» Что делать, если ребенка интересует только одна тема?
Это могут быть динозавры, или поезда, или насекомые, или космос. Важно то, что ребенка, похоже, не интересует больше ничего в мире, и вас это начинает беспокоить. Почему?
Николь Плиева приняла участие в книжном фестивале «Красная площадь»
3 июня 2019
Николь Плиева приняла участие в книжном фестивале «Красная площадь»
Николь Плиева выступила на фестивале «Красная площадь» с программой стихов.
О чем мы мечтали в детстве?
1 июня 2019
О чем мы мечтали в детстве?
В детстве я мечтал о... О чем же? Мы задали этот вопрос нескольким знаменитым взрослым, чтобы узнать - что же получилось из их мечты?
Микробы и темперамент: как на детей влияет состав микрофлоры
30 мая 2019
Микробы и темперамент: как на детей влияет состав микрофлоры
Будет ли ваш малыш хулиганом или тихоней, может зависеть от разных типов бактерий в его кишечнике.
Нет, ребенок не может сидеть спокойно! Это мешает ему учиться
29 мая 2019
Нет, ребенок не может сидеть спокойно! Это мешает ему учиться
Ученые объясняют, почему не стоит ожидать от ребенка 4-5 лет способности усидеть на месте.
Почему мальчикам сложнее справляться с негативными эмоциями?
28 мая 2019
Почему мальчикам сложнее справляться с негативными эмоциями?
Эксперты уверены, что мальчикам нужно больше родительской поддержки, чтобы справиться с гневом, тревогой или страхом.
20 классных книг на лето для ваших детей
27 мая 2019
20 классных книг на лето для ваших детей
Литература для малышей, дошкольников и первоклассников.