5 апреля 2019

Не только тело, но и чувства: 4 причины заниматься спортом с ребёнком

Польза спортивных занятий для детей доказана уже давно! Но оказывается, привычка вести здоровый образ жизни и хорошая физическая форма — это только верхушка айсберга. На самом деле дети, занимающиеся спортом, получают гораздо больше! Об этом «О!» рассказала доктор психологии и ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей, автор книг о развитии эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.

Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта
Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта

Когда вы правильно занимаетесь гармоничным физическим развитием ребёнка, вы решаете сразу четыре важнейшие задачи. И это действительно самая бесценная инвестиция на долгие годы вперед. Давайте подробнее рассмотрим все бонусы полезного спорта.

Укрепляем здоровье

В первую очередь это здоровье, здоровая база на всю жизнь! До семи лет вы можете поучаствовать в постройке прочного фундамента для полноценного и активного будущего своего ребёнка.

Развиваем эмоциональную сферу

Создавая гармоничное физическое развитие, мы закладываем основу для развития ребёнка, которая определяет всю его дальнейшую судьбу. И это не только физическая составляющая, это в том числе и эмоциональная основа, и в целом взаимодействие эмоций, движения и речи. Как это работает? Исследования института физиологии, опыт педагогов и родителей снова и снова доказывают, что при равноценном развитии эмоциональной сферы, физической активности и речи мы создаём необходимую базу для гармоничного развития ребёнка на всю его дальнейшую жизнь.

Эмоции как нечто абстрактное, но вполне ощутимое, так же важны, как и реальные ощущения нашего тела. Эта неразрывная связь проявляется в наших мыслительных реакциях, движениях и, как следствие, в речи. Когда мы говорим об эмоциях и в целом о развитии эмоциональной сферы ребёнка, ключевая задача, которая встаёт перед каждым родителем и педагогом, — это научить его признавать свои эмоции, осознать и поверить в то, что испытывать эмоции — это нормально. Любые эмоции, даже негативные, грустные, депрессивные — все они делают нас живыми. Конечно, эмоции могут нам мешать, и тогда их тяжело принимать, но этот шаг, это принятие просто необходимо. Только приняв, мы можем научиться управлять ими. Не зажимать эмоции, а именно управлять, сделать их ресурсом и своими помощниками.

И путь к этому лежит через принятие своего тела и умение управлять им. Научив ребёнка доверять своему телу, мы помогаем ему учиться доверять себе, быть в контакте с собой. Только так он сможет найти истинный источник неуверенности, обиды, страха или гнева и начать работу с ними.

Управление эмоциями — это управление своими реакциями, решениями и мотивами. Это одно из важнейших звеньев, на которых строятся успех и личное счастье. Причём не отдельно друг от друга, а одновременно. Научив ребёнка владеть собой на уровне чувств, движений и речи, мы передаём ему гораздо больше, чем просто хорошее образование: мы передаём ему умение жить в гармонии с собой, а значит и умение быть счастливым.

Учимся работать в команде

Именно с осознания своего тела и своих эмоций, с понимания себя начинается понимание других. Физическое развитие, командные игры — важный шаг в развитии коммуникативных навыков. Работа в команде на уровне дворовых активностей и спортивных секций учит взаимопониманию с другими участниками группы, помогает выстраивать эффективные коммуникации и достигать общих целей. Все эти игры станут бесценным навыком, который поможет добиться успеха в любом коллективе.

Получаем ресурс

И наконец, гармоничное физическое развитие — это основа для интеллектуального роста вашего ребёнка. Работая с координацией, развивая активность обоих полушарий, мы учим детей внимательности и усидчивости. Мы развиваем обучаемость и умение работать с информацией, что вполедствии даёт невероятный ресурс для изучения и школьных предметов.

Как совместить спорт, эмоции и фантазию?

Чтобы спорт стал не просто полезным, но весёлым и эмоциональным, можно добавить в каждое движение немного фантазии и воображения. Превратив спорт в игру, в некую историю, мы сможем держать внимание ребёнка не только на уровне тела, но и на уровне мыслей и чувств. Любое движение будет легче запоминаться и выполняться с большим удовольствием и рвением.

Например, можно просто выполнять прыжки на месте, а можно прыгать, одновременно осваивая счёт! Попробуйте в процессе подобных упражнений считать вместе с детьми количество повторений, а ещё интереснее будет проговаривать названия частей тела, задействованных в упражнениях: руки, ноги, правая и левая стороны.

С каждым упражнением можно погружаться в мир фантазии. Объясняя детям движение, предлагайте им различные задачи на развитие воображения: «Вот мы запрыгнули на камушек, а тут нам надо перейти через широкую речку. Здесь мы скачем и скачем с камушка на камушек. Справа выпрыгнула рыбка! Мы уже на середине речки… Впереди осталось 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 камушек! УРА! Упали на берег в мягкую зелёную травку! Наблюдаем за облаками и дышим. На нашем животике пёрышко — поднимается… опускается… поднимается… опускается».

Играя с пользой и воображением, мы не только создаём высокую мотивацию и потребность в познавательной деятельности, но и развиваем сенсорные системы и речь.

Для закрепления полученных навыков и их совершенствования необходимы многократные повторения и обязательное проговаривание инструкции к каждому движению. При этом, наполняя те же самые движения новыми смыслами и подключая воображение ребёнка, мы получим все условия для создания любви и привязанности к полезному, развивающему спорту — спорту, который сможет создать прочный запас здоровья и сил на долгие годы вперёд.

Движения, эмоции и речь — это три важнейших столпа, на которых строится гармоничное развитие ребёнка. Только осознавая эту связь и осуществляя её в каждом упражнении, в каждой активной игре, мы сможем передать ребёнку все ключи для успешного, здорового и счастливого будущего!

Другие статьи Виктории Шиманской:

3 причины детских истерик, и как с ними справляться

Как научить ребенка дружить?

10 секретов родителей, чьи дети любят читать

Фото: vgstockstudio/Krunja/Shutterstock.com

Виктория Шиманская
Доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей, автор первой запатентованной методики системного развития EQ детей, преподаватель в МИП, МГИМО, автор книг и эксперт лаборатории развития эмоционального интеллекта EQfactor.ru 
Читайте также:
День волонтёра: даже ребёнок может делать мир лучше!
5 декабря 2019
День волонтёра: даже ребёнок может делать мир лучше!
5 декабря во всем мире отмечают День волонтёра. Способность к состраданию и готовность помогать другим есть и у маленьких детей. Как поддержать их в этом? Какая волонтёрская работа вполне доступна и дошкольникам?
Со мной никто не дружит! Как помочь ребенку, если у него  нет друзей?
4 декабря 2019
Со мной никто не дружит! Как помочь ребенку, если у него нет друзей?
Зачем людям друзья? Как умение дружить помогает ребенку расти более уверенным в себе и влияет на его будущее? Психолог Анна Скавитина рассказывает, что могут сделать родители.
Книжная ярмарка non/fiction: что интересного для детей?
4 декабря 2019
Книжная ярмарка non/fiction: что интересного для детей?
С 5 по 9 декабря В Гостином дворе работает 21-я Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction. Что в детской программе? И какие будут классные книжные новинки? 
Я с тобой не разговариваю! Почему нельзя наказывать ребенка молчанием?
27 ноября 2019
Я с тобой не разговариваю! Почему нельзя наказывать ребенка молчанием?
Молчание как форма наказания ребенка за непослушание или проступки - довольно распространенный способ воспитания. Психолог Анна Скавитина объяснила, почему это на самом деле манипулирование и насилие.
7 фактов о снежинках
26 ноября 2019
7 фактов о снежинках
Какого цвета снежинка на самом деле? А сколько она весит? Двух одинаковых в природе действительно не бывает? Отвечаем на эти и другие вопросы.
Игрушечное оружие: как оно влияет на детей?
25 ноября 2019
Игрушечное оружие: как оно влияет на детей?
Стоит ли покупать ребёнку пистолеты, автоматы? Не станет ли он более агрессивным? Рассказывает детский психолог Александр Покрышкин .
Мама, поздравляю! Идеи открыток ко Дню матери
22 ноября 2019
Мама, поздравляю! Идеи открыток ко Дню матери
В воскресенье, 24 ноября, празднуем День матери. Что подарить любимой маме? Приятнее всего получить подарок, сделанный своими руками.
Мы его такому не учили! Откуда берется детская жестокость
20 ноября 2019
Мы его такому не учили! Откуда берется детская жестокость
Ребенок проявляет жестокость к близким, к другим детям, к животным? В чем причины такого поведения и как вести себя родителям? Как отличить нормальную агрессию от жестокости и как объяснить, что другим может быть неприятно или больно? Рассказывает психолог Анна Скавитина.
5 детских игр для прогулки
19 ноября 2019
5 детских игр для прогулки
«На улицу не выгонишь», «Совсем не гуляют и не играют друг с другом», «Все, что их интересует – это гаджеты». Сложно спорить: представить современного ребенка без мобильного телефона сложно, но это не уменьшает любовь детей к подвижным совместным играм. Вот несколько проверенных временем идей!
«Сиди в детской и думай над своим поведением!» Что не так с этим наказанием?
14 ноября 2019
«Сиди в детской и думай над своим поведением!» Что не так с этим наказанием?
Очень часто родители немедленно наказывают ребёнка за плохое поведение, но забывают объяснить ему, что именно он сделал не так и как теперь можно исправить ситуацию. Американские психологи Тина Брайсон и Даниель Сигел в бестселлере «Дисциплина без драм» подробно объясняют, почему традиционные наказания часто не имеют воспитательного эффекта.  
11 птиц с суперспособностями
12 ноября 2019
11 птиц с суперспособностями
В Синичкин день, 12 ноября, расскажем о пернатых с удивительными способностями.
Жизнь напоказ: стоит ли писать о детях в соцсетях?
12 ноября 2019
Жизнь напоказ: стоит ли писать о детях в соцсетях?
Можем ли мы публиковать фотографии детей в соцсетях и делиться подробностями их жизни? Есть ли у детей право голоса и как такая вынужденная публичность влияет на них? Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
11 ноября 2019
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
Научиться выводить красивые и ровные буквы -- непростая задача для дошкольника. Заниматься развитием мелкой моторики и осваивать навыки письма полезно уже с 4 лет, так что вот подборка отличных упражнений от педагогов детского эко-клуба «Умничка».
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
8 ноября 2019
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
Как научить ребенка основам финансовой грамотности? Например, с помощью игр!
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
7 ноября 2019
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
В отношениях между детьми и родителями всегда бывают трудности, недопонимания, обиды. Тема невыполненных обещаний мамы или папы — одна из самых болезненных, причем уже с дошкольного возраста. Что чувствует ребёнок, как лучше объяснить ситуацию родителям? Об этом рассказывает в книге «О чём думает ребёнок?» английская писательница Танит Кэри.
Рамки для фотографий своими руками: 4 идеи
5 ноября 2019
Рамки для фотографий своими руками: 4 идеи
В День рассматривания старых фотографий мастерим фоторамки: пусть лучшие моменты останутся на память!
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
31 октября 2019
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
В отличие от большинства взрослых, которые играли в детстве с куклами, солдатиками и плюшевыми мишками, у современных детей есть минимум один зубастый монстр или кукла-чудовище с гробиком в наборе. Как влияют на малыша игры с подобными персонажами? Опасаться ли повышенной возбудимости и агрессии?
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
30 октября 2019
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
Ребенок ест ограниченный набор продуктов и наотрез отказывается пробовать новое? Или, наоборот, переедает, но его еда - в основном сладости и фастфуд? Как выглядит здоровое отношение к питанию в семье и почему сладости не должны быть наградой, рассказывает психолог Анна Скавитина.