«Жужжалка»«Жужжалка»
0+
3:00
«Жужжалка»
«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
3:05
«Оранжевая корова». Мультсериал
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
5:00
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)

«Обращайтесь к цели»: как правильно работать с негативными эмоциями?

Грусть, уныние, огорчение мы привыкли называть плохими эмоциями, которых нужно избегать. Но, на самом деле, все эмоции важны и нужны. О том, почему любое чувство, которое появилось, может стать ресурсом для чего-то хорошего, рассказывает читателям «О!» доктор психологии Виктория Шиманская.

Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта
Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта

Ощущение грусти или уныния не появляется без причины. Например, ребёнок упал и ему больно — это естественная физиологическая реакция тела на падение. Так в нашем организме происходит комплексное запоминание. Эмоции, смыслы и тело работают в связке, поэтому любая эмоция, которая пришла, может стать источником полезных знаний и навыков для ребёнка, но наша реакция может быть неправильной и нехорошей.

Есть две распространенные ошибки в поведении родителей, когда дети плачут или чем-то взволнованы. Первая — родители пытаются свести на нет эмоции ребёнка. Например, он плачет, потому что у него что-то не получилось, и мама начинает говорить ему: «Ну ладно, сколько можно плакать». Во втором случае расстроенного малыша пытаются успокоить словами: «Да, ладно, хватит плакать, всё нормально, всё хорошо».

Поговорить об эмоциях

В первом случае ребёнок запутывается и не знает, как иначе ему донести свои эмоции до взрослого, а во втором у малыша рождается недоверие к родителям, так как он чувствует, что у него сейчас не всё хорошо. Поэтому сначала нужно признать эмоцию ребёнка, а дальше разобраться в причинах того, почему ему грустно. Чем раньше мы начинаем закреплять процесс проработки эмоций, тем легче малыш потом с этим справится.

Не получилась пирамидка — это одна причина, упал — это другая причина, а когда закапризничал и захотел ещё одну игрушку — это третья причина. И наша реакция исходя из причин, будет отличаться.

Если упал и ушибся, то нормальной реакцией родителя будет максимальное сочувствие, сопереживание. Если не получилась пирамидка, то здесь у родителя включается «коуч», иными словами, он начинает с ребёнком пробовать разные варианты достижения цели. Чем раньше мы объясняем, что есть несколько вариантов исхода тревожной ситуации, тем быстрее ребёнок сам научится их разрешать. А третья ситуация — это проверка границ дозволенного. Здесь необходимо для себя сделать точный выбор. Например, если вы сказали, что купите лишь одну игрушку, то вы сами должны быть в этом уверены и не можете отступать от этого правила. Здесь подходит фраза, которую я очень люблю: «Как солнце всходит на востоке». Иначе вы получите более сильную реакцию ребёнка, а затем — возмущение.

Зачастую крик и ругань начинается с того, что ребёнок, например, испачкал краской обои или разбил яйца, которые нёс маме, чтобы помочь приготовить блины. А реакция и там, и там одна и та же. Если малыш испачкал краской стены, надо узнать причину. Чаще всего проблема в том, что дети хотели порадовать маму. После того, как причина его поступка будет найдена, нужно найти пять новых способов порадовать маму и самих детей. Во второй ситуации не ругаем, но вместе убираем, а дальше думаем про новые модели познания. «Давай, у нас есть задача: из пункта „А“ яйца должны были попасть в пункт „Б“. Какие есть идеи? Что может быть специальным паровозиком? Или их можно принести по одному?» И тут начинаем придумывать способы решения задачи, это же есть развитие креативного мышления.

С детьми необходимо говорить об отрицательных эмоциях, если их поведение является причиной расстройства. Можно сказать: «Я начинаю злиться. Давай подумаем, почему я злюсь?» или «Как ты думаешь, почему я начинаю расстраиваться?». Мы сразу учим понимать причины, но не запугиваем ребёнка, а именно обозначаем причины огорчения родителя.

Разобрать чужой опыт

Иногда ребёнок попадает в такие же ситуации, как и его родители. Как вы с кем подружились? Обижали ли вас в классе? Ещё хороший опыт можно найти в книгах. Мы не просто читаем книгу, а понимаем, что герой прожил вот эту ситуацию. Это и практический разбор, и контакт, ещё малыш начинает думать, что мама и правда его понимает. Это лучший механизм самоанализа, саморефлексии, с которым можно работать.

Кажется, что мальчики более склонны к негативным эмоциям, чем девочки.

Дело в том, что у мальчиков больше запросов на активность, на движения. Например, девочки могут сидеть и рисовать на перемене, а мальчики этого делать не могут, для них очень важно побегать, попрыгать, потому что их эмоции напрямую связаны с движениями тела.

К вопросу о негативных эмоциях родителей. Категорически нежелательно, чтобы родители выясняли отношения перед детьми. Но они должны говорить, обмениваться мнениями, решать какие-то вопросы, главное то, в какой форме будет показана точка зрения. Нужно научиться конструктивно разговаривать друг с другом, тогда вообще не придётся задаваться вопросом: выяснять отношения, когда ребёнок рядом или нет?

Мы все рождены с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Только с ним нужно научиться правильно работать. Единственное, чему мы можем научить ребёнка — это понимать причины и находить несколько вариантов решения той или иной ситуации. Осознав причины происходящего, и дальше развивая разные модели познания, ребёнок будет адаптирован к взрослой жизни.

Текст: Анастасия Куратова

Фото: ArtFamily, Firma V/ Shutterstock.com

Читайте также:

О! Дети. Выпуск 8. Что такое эмоциональный интеллект? (видео)

Почему ребёнок хвастается: 5 советов, которые помогут с этим справиться

Пятёрка — не главное достижение в жизни: секреты правильной мотивации от «ленивой мамы»

ЭКСПЕРТ:
Виктория Шиманская
Доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей, автор первой запатентованной методики системного развития EQ детей, преподаватель в МИП, МГИМО, автор книг и эксперт лаборатории развития эмоционального интеллекта EQfactor.ru 
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти