«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
21:30
«Оранжевая корова». Мультсериал
«Азбука со Смешариками»«Азбука со Смешариками»
0+
0:10
«Азбука со Смешариками»
«Поезд динозавров» Мультсериал«Поезд динозавров» Мультсериал
0+
0:15
«Поезд динозавров» Мультсериал

3 вопроса о конфликтах в школе: отвечает психолог Анна Быкова

Каждому родителю хочется оградить своего ребенка от конфликтов и обид, но без них, к сожалению, не обходятся практически никакое общение. Научиться самим и научить своих детей предупреждать ссоры и находить компромиссы в отношениях с окружающими — не просто, но сделать это обязательно нужно. Пока дети еще маленькие, участие взрослых в решении конфликтов просто необходимо, но часто мамы и папы сами не знают, как вести себя в таких ситуациях. Главный редактор «О! Digital» Маша Пчёлкина задала 3 самых распространенных вопроса о конфликтах в школе психологу Анне Быковой.

Анна Быкова, семейный и детских психолог, педагог, арт-терапевт, автор серии книг «Ленивая мама»
Анна Быкова, семейный и детских психолог, педагог, арт-терапевт, автор серии книг «Ленивая мама»

Как справляться с конфликтами в детском коллективе?

В детском коллективе конфликты, безусловно, практически неизбежны: кто-то кого-то толкнул, обозвал или пнул портфель. Но порой ссора перерастает в драку или травлю. Задача родителей — установить с ребёнком такой контакт, при котором он сам рассказывает о том, как прошел его день, тогда есть шанс, что мама и папа обо всём происходящем в школе узнают в первую очередь, и посоветуют, что делать, если кто-то обижает ребенка. Алгоритм действий тут очень простой. Мы говорим: «Никто не имеет права пинать твой портфель! Если кто-то делает это — обратись к учителю!». В младшей школе совершенно нормально решать такие конфликты с участием педагога. Но параллельно мы даем другую стратегию и говорим: «Ты можешь сам постоять за себя. Дай понять, что нельзя пинать твой портфель!». Если у вас мальчик — научите драться. Да, в книге про детский сад я настоятельно рекомендовала не учить детей давать сдачи, но там речь шла о дошкольном возрасте, когда они ещё очень маленькие и не могут оценить свои силы. А когда ребёнок идет в школу, его уже можно учить драться, но обязательно объяснять, что это не нападение без предупреждения, это — самооборона, которая следует после слов: «Мне не нравится то, что ты делаешь, ещё раз — и я тебя ударю, я тебя предупредил!».

Хорошо, когда педагог строго запрещает потасовки и активно включается в решение конфликтов. Если учитель действует с позиции: «Ой, ну это же дети, они постоянно друг друга толкают», то таким образом он как будто бы изначально выписывает им индульгенцию на это, показывает — да, в моём классе так можно. Лучше, если педагог сразу говорит: «Нет, в моем классе этого не будет!», и первый же инцидент, который она замечает, заканчивается весомыми последствиями, с которыми никто из зачинщиков не хочет встретиться повторно. Важно дать понять, что попинать чей-то портфель — это не игра и не шалость.

И это история совсем не про время и не про ресурсы, нехватка которых действительно является острой проблемой для учителей, а про отношение. Когда все друг друга пинают, а по классу летают портфели и тетрадки, времени на то, чтобы восстановить дисциплину тратится гораздо больше, чем если сразу раз и навсегда пресечь плохое поведение. У педагога должна быть четкая внутренняя установка: либо «Я позволяю, потому что без этого ни одно детство не обходится, дети всегда пинались и толкались», либо: «В моем классе этого никогда не будет!». Это, кстати, даже не всегда нужно проговаривать, потому что у каждого учителя существует внутренняя уверенность, которую дети невербально считывают, и ведут себя в классе соответствующе.

А что делать, если происходит конфликт между ребёнком и учителем?

Задача родителя — стать в этом конфликте медиатором, посредником, который учтет и интересы ребенка, и интересы педагога. Защищать исключительно своего ребенка нельзя. Точнее, можно, но только если единственная цель, которую вы преследуете — доучиться учебный год, когда альтернативы этой конкретной школе нет и компромиссы невозможны. В таких случаях включается принцип «если не любят, пусть боятся». Нужно всегда помнить, что если требования педагога адекватны, и ребенок может их выполнить, тогда мы работаем с ребенком, выясняя что ему мешает это сделать. А если вы считаете требования педагога не адекватными, зачем вообще тогда доверять ему своего ребенка? Стоит задуматься, устраивает ли вас как родителя то, что вы каждый день доверяете своего ребенка этому человеку с неадекватными требованиями?

В ситуации, когда родители сами находятся в конфликте с педагогом, придется решать: можете ли вы это выдерживать или лучше найти более легкий вариант закончить школу. Допустим, это новый педагог, но он скоро сменится, или ваш ребенок уже готовится перейти в среднюю школу, а класс хороший, все друг с другом подружились и коллектив менять не хочется — в такой ситуации можно потерпеть учителя один год, но если идет речь о действиях педагога, затрагивающих честь и достоинство ученика, то здесь действовать нужно обязательно. И если разговор напрямую с учителем ничего не решит, то нужно идти дальше, к завучу, к директору, чтобы дети знали, что они под защитой.

Довольно часто инициатором буллинга в классе может становиться педагог. Что делать в такой ситуации?

Я бы даже сказала, что в большинстве случаев в начальной школе буллинг начинается с подачи учителя. Чаще всего это происходит неосознанно. Например, в класс приходит ребенок, который напоминает педагогу кого-то из его личной истории, кого-то, кого он не любил. Тогда, несмотря даже на то, что он понимает, что перед ним совершенно другой человек, он бессознательно проецирует на ученика негативные черты своего знакомого. То есть, учитель видит не реального ребенка, а свою проекцию. И когда он таким образом выделяет ребенка из всего класса — это всем заметно: например, несколько раз агрессивно ответил, потом позволил создать ситуацию, когда все посмеялись над школьником, а когда произошел какой-то конфликт, учитель, конечно, его не поощрял, но он и не вмешивался, будто говоря, мол, так ему и надо, и это, опять-таки, неосознанно.

В этой ситуации мы даже не можем говорить, что учитель — плохой, потому что, возможно, по отношению ко всем остальным — он хороший, и на его защиту встанет весь класс. Он действительно в реальности может быть хорошим педагогом, но вот так случилось, что у этого ребенка и у этого учителя произошел такой контакт. Исправить ситуацию можно психотерапией, в ходе которой педагог поймет, что он навесил на своего ученика какие-то проекции. Но это, к сожалению, происходит только в параллельных реальностях. Честно, я еще не встречала ни одного учителя, который бы пришёл к психологу с запросом: «Меня очень раздражает ученик Н. Хотелось бы разобраться, почему я на него так реагирую?» Если уже очевидно, что ребёнок в начальной школе попал в «нелюбимчики», то имеет смысл сменить учителя. В средней школе мнение педагога уже не так остро воспринимается и положение ученика в классе не настолько от него зависит. Во-первых, учителей много, а во-вторых ценность учительского мнения для подростков трансформируется, их авторитет, как и родительский, падает, а «лидером мнений» становится кто-то из учеников класса.


Читайте также:

4 заповеди, которые помогут родителям пережить школьные годы без нервов и валерьянки

Пятёрка — не главное достижение в жизни: секреты правильной мотивации от «ленивой мамы»

4 причины, почему нельзя делать уроки с ребёнком (видео)

Фото: ESB Professional/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Маша Пчёлкина
Мама двоих детей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти