27 марта 2019

Развиваем речь ребёнка: от звука — к слову и предложению

Большинство родителей заинтересовано в развитии грамотной речи у своих детей. И это правильно, поскольку владение речью и коммуникационные навыки имеют важное значение для развития ребёнка, его успешной учебы и дальнейшей социализации. Родители ищут волшебное средство, чтобы ускорить и/или усовершенствовать речь у детей, и оно есть: общаться с ними, слышать и слушать их, задавать вопросы и отвечать на них, читать вместе книги и петь песни. Эксперт «О!» и детский психолог Анна Скавитина расскажет, какие факторы влияют на развитие речи, как именно разговаривать с детьми и что ещё можно сделать, чтобы дети научились использовать свои речевые способности по максимуму.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Родители являются первыми учителями ребёнка, и понимание ими того, как развивается речь у детей, улучшает способность взаимодействовать с ним и помогает активнее осваивать язык.

С самого рождения дети запрограммированы на развитие речи и языка. Первые пять лет жизни ребёнка являются наиболее важными для его речевого развития: мозг устанавливает множественные связи между нервными клетками.

Недостаток общения и речевой стимуляции в этот период может привести к тому, что дети станут медленнее развиваться или в дальнейшем у них будут не достаточны навыки общения с людьми, которые сложно восполнить в последующие годы, несмотря на то, что развитие речи продолжается в начальной школе и в подростковом возрасте.

На ранних этапах развития языка мозг нацелен на то, чтобы воспринимать звуки речи и начать имитировать их. Уже на втором месяце жизни дети пробуют издавать звуки: начинается лепет. Немного позже они пытаются повторять звуки и слова, которые слышат от окружающих. Важно, чтобы в это время вокруг детей был насыщенный звуковой фон: все вокруг с ними говорили, потому что ребёнок подражает звукам, обращённым к нему от окружающих людей. Соответственно телевизор, электронные игрушки и гаджеты не способствуют развитию речи, даже если создают звуковой фон.

Обычно дети произносят свои первые слова в возрасте от 9 до 18 месяцев. Наиболее распространёнными являются «мама» или «папа». Независимо от того, на каком языке говорят вокруг, первые слова как правило относятся к родителям — к тем людям, которые ухаживают за малышом. В возрасте 18 месяцев ребёнок обычно имеет пассивный или активный словарный запас от 50 до 150 слов.

В 2 года дети могут использовать уже более 300 слов и понимать около 1000. Развитие самостоятельной речи происходит значительно позже навыков понимания речи окружающих: приблизительно к 18 месяцам малыши начинают соединять пары слов, чтобы сформировать первые предложения, которые иногда называют «телеграфной речью» — «папина мячик» или «мамина суп на».

Примерно в 3 года дети начинают применять язык для самых разных вещей: они не только пытаются получить разные предметы прямо сейчас, но уже могут обсудить что-то из прошлого опыта и даже использовуют речь, чтобы фантазировать. Примерно с 4−4,5 лет дошкольники начинают понимать и применять правила языка, чтобы выразить свои собственные мысли и оценить происходящие события; речь становится более похожа на взрослую.

В начальной школе дети продолжают расширять использование устного языка, учатся читать и писать. По мере того, как дети учатся в средней школе и в старших классах, они продолжают увеличивать словарный запас, совершенствовать грамматические навыки, писать сложные слова и развивать навыки понимания прочитанного.

Факторы, влияющие на развитие речи детей двух-пяти лет

Здоровье и физическое развитие

Болезни могут повлиять на слух, что, в свою очередь, вызовет проблемы с пониманием и развитием речи или другими слуховыми сигналами. Больным детям часто не хватает сил, чтобы говорить и общаться жестами или мимикой, даже если со слухом у них всё в порядке, и это может помешать развитию языка и общения. Голосовые связки и лицевые мышцы, связанные с речью, должны развиваться, чтобы ребёнок мог эффективно говорить.

Психотравмы

Развод, смерть близких, множественные переезды или другие малопонятные и непрояснённые изменения в жизни могут отнимать много сил ребёнка на адаптацию к этим условиям и стать возможной причиной задержки речевого развития.

Развитие моторных навыков

Если ребёнок много времени проводит в кровати, коляске, стульчике или у компьютера, то развитие этих навыков может задерживаться, а вместе с ними и речь. Их развитию способствуют активные игры на свежем воздухе, а также бег, прыжки и кувыркания. Моторные навыки необходимы и для того, чтобы научиться писать или рисовать буквы и символы.

Окружающая среда

Важно, чтобы дети были погружены в языковую среду: дошкольники, с которыми говорят и читают, с большей вероятностью захотят сами говорить и учиться читать. Социальная среда может стать препятствием для развития речи, если не хватает примеров, на которые дети могут опираться в своём понимании языка и всего, что с ним связано.

Когнитивные способности

Предполагается, что существует корреляция между интеллектом и ранней речью. Дети, с которыми рано начинают изучать язык, говорят больше сверстников и показывают повышенный уровень когнитивного развития: они раньше используют правильную структуру предложений и имеют больший словарный запас.

Дети, у которые речевые навыки развиваются медленнее, совсем не обязательно отстают в познавательной деятельности. Иногда бывает, что сначала активно развивается крупная моторика, и только потом присоединяется речь.

Пол

В возрасте около двух лет девочки, как правило, обгоняют мальчиков в речевом развитии: они свободнее общаются и лучше понимают разговорный язык, что объясняется разным отношением к ним родителей. Исследователи выявили, что взрослые по-разному реагируют на коммуникативные стили девочек и мальчиков. Несмотря на то, что дети в 13−14 месяцев не демонстрируют различий в реакциях в зависимости от пола, взрослые чаще отвечают мальчикам, если те кричат, хнычут или ведут себя агрессивно, и дети, понимая это, начинают стимулировать родителей общаться с ними именно так. Подобные попытки девочек обычно игнорируются, зато взрослые охотно откликаются на их жесты, прикосновения и просто разговор. У девочек поощряется речь, у мальчиков — активные игры.

Количество братьев и сестёр

Некоторые учёные предполагают, что дети, которые приходят из семей с одним ребёнком, как правило, лучше понимают и используют язык: у них нет конкуренции за внимание родителей или опекунов, а взрослые, как правило, общаются с единственным ребёнком больше. Другие исследователи утверждают, что всё наоборот: наличие братьев и сестёр может означать больше возможностей для использования языка, что впоследствии приведёт к его быстрому и более сильному развитию. Поэтому очень важна организация общения в семье и возможности активной тренировки навыков с родителями или братьями и сёстрами.

Мотивация

Если у ребёнка нет желания общаться или понимать окружающий его мир, ему будет не хватать языкового развития. Пока он не увидит ценность и необходимость использования языка, развитие будет медленным.

Билингвизм

Дети, начинающие изучать второй язык в раннем возрасте, могут развиваться медленнее, чем ожидают родители. У дошкольников изучение двух-трёх языков одновременно может вызвать замешательство, и как следствие — очень сильное разочарование, отчего ребёнок потеряет мотивацию к пониманию происходящего.

Большинство специалистов рекомендует, чтобы при изучении двух языков в раннем возрасте за каждый их них отвечал отдельный взрослый. Например, мама всегда говорит на одном языке, обращаясь к ребёнку, а папа — на другом, и это никогда не меняется. Если такой возможности нет, то изучение второго языка лучше начинать одновременно со школой или подготовительной группой детского сада, особенно если развитие родного идёт не очень быстро.

Если к двум годам ребёнок вообще не произносит ни одного слова и не складывает два слова в простое предложение к двум с половиной, то стоит проверить, нет ли у него проблем со здоровьем.

Ребёнок не смотрит в глаза вам и окружающим, когда с ним разговаривают, и кажется несколько отстранённым — возможно, есть поводы для беспокойства. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем лучше. Для начала стоит проверить его слух и поговорить с педиатром.

Как помогать ребёнку осваивать речь?

  • Говорите и описывайте всё, что происходит. Обращайте внимание на то, куда смотрит ребёнок, называйте предмет, рассказывайте, что это. Показывайте, как с ним обращаться, не переключайте ребёнка на то, что кажется любопытнее вам. Каждый раз, когда он чем-то заинтересован, у вас есть возможность использовать это для развития и обучения. Дети многое видят впервые, и часто им нужно намного больше времени, чем взрослым, чтобы разобраться в происходящем.

  • Когда ребёнок говорит слово или фразу, вы можете расширить описание, показав тем самым, что для происходящего есть много разных слов. Поддерживайте с ним беседу, даже если ребёнок знает всего несколько слов. Это серьёзный вклад не только в развитие речи, но и в отношения с родителем. Не стесняйтесь говорить высоким голосом и сюсюкать, обращаясь к ребёнку до тех пор, пока он не говорит самостоятельно. Высокий тон голоса помогает ему понять, что речь обращена именно к нему, и ребёнок легче выделяет её из окружающих звуков.

  • Рассказывайте истории, сказки, стихи, которые вы знаете наизусть, читайте много раз подряд книги. Для маленьких детей рифмованная речь подходит лучше всего: стихи содержат разные образы и символы, описывают происходящее художественно и передают настроение. В дошкольном возрасте и школе помогайте ребёнку учить различные стихотворения. Если в раннем возрасте ему лучше выбирать стихи с понятными словами, то в школьном — со сложными словами, необычными словосочетаниями, устаревшими лексическими конструкциями, которые помогают осваивать родной язык и использовать похожие художественные приёмы в своей речи.

  • Если ребёнок посещает детский сад, обратите внимание, вовлекает ли воспитатель в общение детей, поддерживает ли он ребёнка улыбкой или позитивными словами, распространяет ли предложения, которые он произносит, играет ли с ними в речевые игры.

  • Если ребёнок говорит фразу или слово с ошибками, не исправляйте его немедленно: «Ты неправильно говоришь, надо так: …», лучше перефразируйте услышанное, то есть произносите фразу, повторяя за ребёнком, но правильно. Например, «мама гуля» перефразируйте: «Мама, я хочу гулять!» и продолжайте: «Ты хочешь пойти со мной гулять? Да? Хорошо. Сейчас будем собираться». Если ребёнок на эмоциональном пике, лучше не исправлять: сейчас важно помочь ему справиться с переживаниями, а развитие речи временно отложить.

  • Если няней ребёнка часто выступает телевизор или планшет, позаботьтесь о развивающем контенте. Единственный жанр передач, который помогает развитию речи, — интерактивные программы, в которых, помимо картинок и действий, ребёнку задают вопросы, стимулируя его отвечать вслух, и пытаются разворачивать возможные фразы в распространённое предложение. Просмотр мультфильмов создаёт пассивный словарь ребёнка, который будет зависеть от того, какие слова и фразы там используются. Сегодня всё чаще встречаются дети, говорящие наработанными фразами из мультфильмов не очень хорошего качества, не всегда использующие их к месту и ко времени, так как телевизор не может обеспечить ребёнку обратную связь в общении.

  • Иногда родителям необходимо переговорить в присутствии ребёнка, но так, чтобы он не понял, о чём будет идти речь. Тайным языком родителей может служить любой иностранный язык, который они знают. Но это ненадолго, потому что дети быстро это осваивают, чтобы понимать, что от них скрывают. Например, дети в аристократических российских семьях, где говорили на французском между собой, а с детьми и челядью — на русском, выучивали язык часто без учителей и гувернёров, и в 12 лет, когда их начинали учить французскому, оставалось только совершенствовать язык и грамматику. Это отличный способ повысить мотивацию детей к изучению иностранного языка: говорите на нём в присутствии ребёнка, но не с ним.

  • Развивайте мелкую моторику: прикосновения, погремушки, пальчиковая гимнастика, игрушки, наполненные шариками, пальчиковые краски, лепка из пластилина, конструкторы типа Лего, — всё это стимулирует развитие точных движений и усиливает мозговую активность, стимулирующую речь.

  • Играйте во всё, что знаете и умеете, придумывайте новые игры, изучайте игры разных народов, вспоминайте их из своего детства — для ребёнка это самый быстрый способ освоить все знания и активировать речь. В итоге у вас будет ребёнок, который легко формулирует свои мысли, а значит может иметь своё мнение, принимать свои решения и чувствовать себя уверенно в жизни.

Читайте также:

Своими словами: развиваем связную речь у ребёнка

Логоритмика: развиваем речь движением

Почему молчит ребенок: мнение логопеда

Фото: Serenko Natalia, InesBazdar, Ruslan Guzov, Rawpixel.com/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
Со мной никто не дружит! Как помочь ребенку, если у него  нет друзей?
4 декабря 2019
Со мной никто не дружит! Как помочь ребенку, если у него нет друзей?
Зачем людям друзья? Как умение дружить помогает ребенку расти более уверенным в себе и влияет на его будущее? Психолог Анна Скавитина рассказывает, что могут сделать родители.
Я с тобой не разговариваю! Почему нельзя наказывать ребенка молчанием?
27 ноября 2019
Я с тобой не разговариваю! Почему нельзя наказывать ребенка молчанием?
Молчание как форма наказания ребенка за непослушание или проступки - довольно распространенный способ воспитания. Психолог Анна Скавитина объяснила, почему это на самом деле манипулирование и насилие.
Игрушечное оружие: как оно влияет на детей?
25 ноября 2019
Игрушечное оружие: как оно влияет на детей?
Стоит ли покупать ребёнку пистолеты, автоматы? Не станет ли он более агрессивным? Рассказывает детский психолог Александр Покрышкин .
Мы его такому не учили! Откуда берется детская жестокость
20 ноября 2019
Мы его такому не учили! Откуда берется детская жестокость
Ребенок проявляет жестокость к близким, к другим детям, к животным? В чем причины такого поведения и как вести себя родителям? Как отличить нормальную агрессию от жестокости и как объяснить, что другим может быть неприятно или больно? Рассказывает психолог Анна Скавитина.
«Сиди в детской и думай над своим поведением!» Что не так с этим наказанием?
14 ноября 2019
«Сиди в детской и думай над своим поведением!» Что не так с этим наказанием?
Очень часто родители немедленно наказывают ребёнка за плохое поведение, но забывают объяснить ему, что именно он сделал не так и как теперь можно исправить ситуацию. Американские психологи Тина Брайсон и Даниель Сигел в бестселлере «Дисциплина без драм» подробно объясняют, почему традиционные наказания часто не имеют воспитательного эффекта.  
Жизнь напоказ: стоит ли писать о детях в соцсетях?
12 ноября 2019
Жизнь напоказ: стоит ли писать о детях в соцсетях?
Можем ли мы публиковать фотографии детей в соцсетях и делиться подробностями их жизни? Есть ли у детей право голоса и как такая вынужденная публичность влияет на них? Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
30 октября 2019
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
Ребенок ест ограниченный набор продуктов и наотрез отказывается пробовать новое? Или, наоборот, переедает, но его еда - в основном сладости и фастфуд? Как выглядит здоровое отношение к питанию в семье и почему сладости не должны быть наградой, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли ребенку любить спорт?
23 октября 2019
Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли ребенку любить спорт?
Правда ли занятия спортом хорошо влияют на характер и учат достигать целей? Отдать ли ребенка в профессиональный спорт или сделать так, чтобы у него хотя бы была регулярная физическая нагрузка? И есть ли от нее реальная польза? Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
В садик не пойду! 7 признаков, что ребёнку не нравится в детском саду   
21 октября 2019
В садик не пойду! 7 признаков, что ребёнку не нравится в детском саду   
Конечно, все дети проходят период адаптации к детскому саду. Но, похоже, в вашем случае адаптация затянулась, и малыш категорически отказывается привыкать к садиковскому режиму. Как понять, что ему там совсем не нравится - и пора принимать меры?
Почему иногда истерика - это хорошо? 5 причин, о которых мы не подозревали
18 октября 2019
Почему иногда истерика - это хорошо? 5 причин, о которых мы не подозревали
Вообще-то детская истерика вызывает у родителей страх, бессилие, стыд и еще целый букет не самых приятных эмоций. Что же в ней может быть хорошего? Но на самом деле истерика может быть полезной. Например, вот почему.
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
16 октября 2019
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
Да, близнецы или двойняшки могут быть как похожими, так и очень разными, и дружить, и ссориться, хотеть одного и того же - и совершенно противоположных вещей. Психологи Анна Скавитина и Мария Григорьева рассказала, почему важно воспитывать двух отдельных детей с учетом их особенностей и потребностей.  
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
15 октября 2019
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
Мамы и папы, бывает, так боятся нанести ребёнку психологическую травму строгим воспитанием, что вообще ничего ему не запрещают. Но ведь детям нужны рамки? Разбираемся, где грань между разумной строгостью и неоправданной жёсткостью.
Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?
9 октября 2019
Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?
Нужен ли ребенку смартфон? С какого возраста им можно пользоваться и о чем договориться до того, как гаджет будет вручен владельцу? Нужны ли ограничения и контроль? Психолог Анна Скавитина рассказала, как подготовить ребенка к «телефонной» ответственности.
Если ребенок ворует: как понять причины и найти решение
2 октября 2019
Если ребенок ворует: как понять причины и найти решение
У вас стали пропадать вещи или деньги, или вы обнаружили, что у ребёнка, наоборот, появилось то, что вы ему не покупали? У детского воровства есть причины, к которым стоит отнестись серьезно - в любом возрасте ребенка. Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
Мой ребенок постоянно говорит!
25 сентября 2019
Мой ребенок постоянно говорит!
Похоже, этот ребенок просто не может провести ни минуты, не комментируя все вокруг. Он болтун или просто такой общительный? Как общаться с «говоруном» и надо ли учить его молчать, рассказывает психолог Анна Скавитина.
«Найду себе другую маму!» Что делать, если ребенок считает вас плохой?
17 сентября 2019
«Найду себе другую маму!» Что делать, если ребенок считает вас плохой?
Обиженный, злой или перепуганный ребенок в сердцах может закричать: «Уйду от вас! Найду других родителей!» Это часто очень больно бьет по маме или папе, вызывает чувства обиды и несправедливости. Психолог Анна Скавитина рассказала, как правильно реагировать на такие переживания.
«Это мой друг!» Почему дети иногда общаются с чужими взрослыми?
11 сентября 2019
«Это мой друг!» Почему дети иногда общаются с чужими взрослыми?
Наверное, вы тоже вспомните людей в своей жизни, которые были значительно старше вас, но вас связывала или до сих пор связывает дружба. Что притягивает друг к другу людей такого разного возраста? Психолог Анна Скавитина рассказывает, почему детям бывает важно общаться не только с родителями, и что стоит учесть.
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
10 сентября 2019
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
Чтобы вселить в ребёнка уверенность, не обязательно предпринимать что-то глобальное, — работают и самые «скромные» способы, о которых мы иногда забываем. Как именно это делать, узнаем из бестселлера норвежского психолога Гюру Эйестад «Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей».