24 июля 2019

«Говорю-говорю, а он не делает»: как помочь ребенку делать то, что вы от него хотите

Нам всем иногда хочется, чтобы ребёнок слышал с первого раза, понимал и быстро исполнял то, что мы сказали. Но так точно не бывает! Чтобы он научился что-то делать, сначала придется его научить. Как? Психолог Анна Скавитина предлагает три основных метода.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Как его научить?

Мгновенное и правильное выполнение указаний бывает только где-нибудь в армии со взрослыми людьми, да и то не всегда. Нельзя чему-то научиться и потом регулярно это делать без напоминаний, если вам сказали или приказали один раз — или даже много раз. Именно на нас как на родителях лежит задача обучения ребёнка как минимум навыкам самообслуживания, хотя далеко не все родители учились на педагогов. Предполагается, что у всех должно быть встроенное интуитивное знание, что, как и когда правильно делать, но почему-то оно не у всех просыпается.
— Моей дочери 3.5 года, я решила отказаться от памперсов. Сняли, я ей всё объясняю уже целый месяц, но она всё равно не ходит на горшок, помогите!
— Сыну 8 лет, он уже ходит во второй класс, но никогда не складывает свой портфель без напоминания. Как его в конце концов приучить?
— Моей дочери 10 лет. Она до сих пор не переодевается в домашнюю одежду сразу после школы, хотя я постоянно ее ругаю за это.

Если вы уже миллион раз что-то сказали ребенку, а он до сих пор не делает этого, это может означать вот что:
• Он не понимает, о чем вы ему говорите.
• Ему не хватает физических возможностей это сделать.
• Он умеет, но навык не автоматизирован.
• Он умеет, но не хочет это делать.


И с этими разными причинами приходится разными способами разбираться. Давайте начнём с самого процесса обучения.

 — Почему же ты такой невоспитанный? — возмущается родитель.
— А при чем здесь я? Ведь ты меня воспитываешь! — парирует дерзкий ребёнок. И правда, с этими умниками не поспоришь. Хотя много раз я слышала от родителей: «Да ладно, что переживать, не получается научить одеваться, пользоваться туалетом, самостоятельно есть — пойдёт в детский сад, там воспитатели всему научат быстро. Или в школу, или женится/замуж выйдет» Можно, конечно и так: отдать всё обучение на аутсорсинг профессиональным педагогам, воспитателям, будущим супругам. Но некоторые отчаянные мамы продолжают считать, что воспитание и обучение жизненным навыкам — всё-таки дело семьи и родителей. Если вы к ним относитесь, то этот текст для вас.

Всё вроде бы несложно: любое дело сначала мы делаем за ребёнка, потом вместе с ребёнком, постепенно снижаем своё участие в процессе, но процесс контролируем, потом не участвуем, но контролируем лично, еще позже наступит «телефонное воспитание» — контроль на расстоянии; затем полностью самостоятельное выполнение без контроля взрослого. Все те моменты, в которых вы участвуете, обозначают, что навык находится в процессе усвоения. То есть, когда мама говорит, что «ребёнок делает уроки полностью самостоятельно, мы только проверяем», это обозначает, что ребёнок находится пока на этапе контроля на расстоянии. И пока есть ещё куда двигаться.
Любой этап освоения требует времени и усилий и от родителей и от ребёнка. Хорошее упражнение для родителей: напишите, какими навыками ребёнок сегодня владеет полностью, а какие находятся на стадии освоения, и на каком вы этапе.

Как действовать?

Есть три основных метода обучения: инструкции, демонстрация, шаг за шагом.

Инструкции — это объяснения последовательности действий. Как давать инструкции, чтобы они работали?

1. Убедитесь, что ребёнок внимательно слушает. Инструкции, выданные ребёнку из соседней комнаты или кухни, не работают! А «Иди давай сюда побыстрее, я тебе сейчас объясню, как надо» — вызывают закономерное «Мам, отстань» в любом возрасте. Важно находиться в одном пространстве с ребёнком: и лучше подойти, чтобы вас было видно, а не кричать издалека.

2. Обращайтесь по имени.

3. Говорите короткими понятными фразами, соответствующими уровню понимания вашего ребенка.

4. Позаботьтесь, чтобы не было рядом отвлекающих вещей: игрушек, телевизора, смартфона, планшета.

5. Говорите спокойно. Если вы раздражены, то ваши инструкции будут восприниматься как наказание, и ребёнок почувствует желание защититься: неосознанно выключит слух и понимание. Лучше перед разговором и обучением самим успокоиться.

6. Используйте жесты, чтобы подчеркнуть то, что вы хотите, и чтобы ребенку было легче заметить это.

7. Постепенно отказывайтесь от части инструкций и напоминаний, когда ребенок запомнил, как выполнять задание. Подчеркните словами: «Отлично, с этим ты уже сам справляешься!»

8. Картинки-подсказки могут помочь ребенку соблюдать нужную последовательность действий. К тому же проверять себя по картинкам он сможет и самостоятельно, когда он уже сможет выполнять инструкции без вашего участия. Картинки помогут и детям, у которых есть проблемы с пониманием слов.

Демонстрация — вы показываете то, что нужно делать, чаще всего на своём примере. Демонстрация работает намного лучше, чем инструкции. Везде, где можно, мы стараемся не рассказывать, а показывать. Или рассказывать, одновременно показывая.

1. Привлеките внимание ребенка и убедитесь, что он с вами в контакте.

2. Поясните, что вы сейчас собираетесь делать. Попросите его наблюдать за вашими действиями. Делайте медленно, чтобы он мог ясно видеть, что происходит.

3. Укажите на важные детали того, что вы делаете. Например: «Посмотри, как я держу наволочку за уголочки, чтобы уголки подушки точно попали на место».

4. Дайте ребенку возможность сразу попрактиковаться. «Хорошо, теперь ты можешь это сделать». Лучше повторить несколько раз.

Шаг за шагом. Многие задачи нам кажутся очень простыми потому, что мы умеем их делать автоматически. Для обучения детей их приходится разбивать на отдельные этапы, и постепенно осваивать каждый из них. Чтобы научить ребёнка чему-то, полезно сначала для себя записать, из каких отдельных этапов состоит задача. Помню, мы таким занимались в школе на уроках информатики: опиши, что нужно сделать, чтобы вскипятить себе дома чайник. Даже в 9-м классе это оказалось не такой простой задачей: восстановить правильную последовательность действий, чтобы научить машину. Кстати, курсы робототехники и программирования полезны и тем, что учат раскладывать сложные задачи на составляющие. Например, ребёнок не убирает свою комнату не только потому, что не хочет, но и потому, что не понимает, как можно совладать с таким количеством хаоса.

1. Напишите или даже нарисуйте последовательность, например, этапов уборки. Это не так-то просто! Сейчас книжки по уборке помещений стали очень популярны в том числе потому, что наконец кто-то разбил задачу, которая кажется непосильной даже для взрослых, на небольшие и понятные этапы. Один подросток как-то сказал мне, что знание о том, что и как убирать в комнате, считает бытовой магией, которой он просто не владеет — и поэтому не убирает вообще.

2. Каждый прописанный этап осваивается отдельно. И не за один раз.

3. Хвалите за каждый освоенный этап. И обязательно повторяйте прохождение этапов несколько раз.

4. Иногда легче начинать обучение … с конца. Например, учите ребёнка вначале не одеваться, а раздеваться. Или вы начнете действие, а он закончит: вы начинаете надевать сапог на ногу, а ребёнок натягивает его, и постепенно делает все больше. Так результат действий виден быстрее — и это доставляет больше радости и удовольствия от своих умений.

Это стоит запомнить

  • Прежде чем начать чему-то учить, убедитесь, что у ребенка есть координация, физические способности и психическая зрелость для освоения нового навыка. Например, можно учить его цивилизованно пользоваться туалетом с одного года и научить к двум годам, а можно начать учить его в 1 год и 11 месяцев, когда он уже созрел, и… снова научить к двум годам. (Внимание: не все созревают для обучения этому навыку к 1 году и 11 месяцам, некоторые позже, и мало кто раньше). Если не знаете, готов или не готов он к чему-то, всегда можно спросить у специалиста.
  • Возможно, вам придется научить ребенка некоторым базовым навыкам, которые пока не освоены — до того, как работать над более сложными. Например, чтобы пользоваться горшком самостоятельно, ребёнок должен уметь снимать и надевать штанишки (но не только это).
  • Дети и взрослые учатся лучше, когда они внимательны и сосредоточены. Поэтому избегайте обучения новым навыкам перед сном или приемом пищи, в присутствии отвлекающих факторов: игрушек, гаджетов, братьев или сестёр, которым потребуется ваше внимание немедленно, как только вы начнёте заниматься другим ребенком.
  • Дайте вашему ребенку возможность попрактиковаться. Навыки требуют времени. Ежедневного, как это ни грустно, и никакого волшебства не предвидится. Нейронным связям в головном мозге надо дать возможность установится и закрепиться.
  • Показывайте и объясняйте шаг за шагом столько раз, сколько нужно. Все дети разные, родители и их способности учить тоже отличаются.
  • Хвалите и поддерживайте, особенно на ранних этапах обучения. Дети до 10 лет успешно учатся только на позитивной поддержке.
  • Старайтесь не давать отрицательных комментариев, когда ребенок не делает что-то правильно. Можете указать на одну или две вещи, которые в следующий раз он мог бы мог бы сделать по-другому. А лучше сделайте их сразу вместе.
  • Вместо негативных комментариев используйте слова и жесты, чтобы объяснить, что он может сделать по-другому в следующий раз.
  • Помните, что поведение может даже ухудшиться в начале обучения, прежде чем оно улучшится. Особенно если вы предлагаете ребёнку освоить что-то превышающее его возможности.
  • Главное, верить, что «даже медведей можно научить кататься на велосипеде». Вопрос во вложенном времени и усилиях.
  • Если вообще ничего не получается, расслабьтесь, возьмите паузу. На день, неделю, месяц, полгода. Начните заново с первого этапа.
  • Помните шутку про учителя, который так долго всем объяснял новую тему, что уже и сам всё понял, а ученики всё ещё не понимали? Мы тоже учимся новому вместе с детьми. Они учатся новым навыкам, а мы учимся учить — и наконец-то понимаем, как и что устроено в этом мире.

Читайте также:

Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми

Семейные традиции необходимо передавать из поколения в поколение, и вот почему

Послушный ребенок: за и против

Фото: New Africa, Oksana Kuzmina, Yuganov Konstantin, alekso94/Shutterstock.com