5 октября 2019

У моего ребенка дислексия. Он будет двоечником?

5 октября — Всемирный день знаний о дислексии. При таком нарушении ребенку сложно даются навыки чтения и письма, но дислексия — не заболевание, а результат нейробиологических особенностей человека, и не влияет на интеллект. Школьники с дислексией испытывают трудности в усвоении программы. Что еще важно знать родителям? Рассказала Марина Захарова, специалист по трудностям в обучении, нейропсихолог, руководитель многопрофильного психологического центра «Территория счастья», старший научный сотрудник лаборатории «Нейрофизиологии когнитивной деятельности» ИВФ РАО, эксперт Ассоциации родителей и детей с дислексией.

Марина Захарова, специалист по трудностям в обучении, нейропсихолог, руководитель психологического центра «Территория счастья», старший научный сотрудник лаборатории «Нейрофизиологии когнитивной деятельности» ИВФ РАО, эксперт Ассоциации родителей и детей с дислексией
Марина Захарова, специалист по трудностям в обучении, нейропсихолог, руководитель психологического центра «Территория счастья», старший научный сотрудник лаборатории «Нейрофизиологии когнитивной деятельности» ИВФ РАО, эксперт Ассоциации родителей и детей с дислексией

Вот тут вы можете увидеть, как видят текст люди с дислексией. Буквы могут прыгать, меняться местами, расплываться, раздваиваться.

Какие ошибки чаще всего совершают родители детей с дислексией?

Пожалуй, самая большая ошибка — это навешивание на ребенка ярлыка «дислексик». Хотя часто это делается именно с целью поддержать ребенка. Родители пытаются как снять с него вину за неуспехи («Ты — не глупый или не способный, просто у тебя дислексия»), так и компенсаторно повысить его самооценку («Ты вовсе не отстающий, ты, возможно, даже талантливый. В мире так много выдающихся людей с дислексией»). Однако такая позиция часто не приносит желаемого эффекта, потому что и сам ребенок, и обучающие его педагоги могут совершенно иначе воспринять данный посыл. Ребенок может перестать чувствовать ответственность за свои успехи и неуспехи, начать прикрываться ярлыком «дислексик», чтобы не прикладывать усилий. Учителя же в такой ситуации часто чувствуют себя некомпетентными в решении вопросов, связанных с малознакомыми медицинскими диагнозами, и тоже, по сути, снимают с себя ответственность за работу с ребенком. Конечно, это не значит, что о выявленных трудностях не надо говорить! Но делать это надо осторожно и так, чтобы обозначенная проблема не снимала ответственность со всех вовлеченных в ее решение лиц, а помогала им справляться с ней на новом уровне.

Чего делать точно не надо?

Наибольший вред ребенку с дислексией может принести следование традиционному педагогическому приему: «Если ребенок плохо читает, то… надо читать больше!» У ребенка с дислексией есть специфические трудности, которые связаны с нарушением работы определенных механизмов — например, восприятия и переработки информации, поступающей на слух или зрительно, или процессов, связанных с управлением своей деятельностью, ее контролем и планированием. Когда мы требуем от ребенка читать больше, мы не учитываем работу этих механизмов, не предоставляем способов преодоления трудностей. Мы хотим, чтобы количество перешло в качество, но это оказывается невозможным без развития определенных компонентов психических функций, который являются базисом для овладения навыком чтения. В итоге, заставляя читать больше, но не предоставляя других путей помощи, родители дополнительно невротизируют своего школьника и отбивают охоту не только к чтению, но и учебе в целом.

Как правильно поддерживать ребенка, помогать ему быть увереннее?

Очень важно не ругать ребенка за то, что он читает медленно и/или с ошибками. Отмечать даже малейшие успехи в овладении этим навыком! Даже если успехов не отмечается, но вы видите искренние старания, обязательно хвалите его за усердие, за включенность, за упорство в преодолении своих трудностей. Не сравнивайте успехи ребенка в чтении и письме с успехами одноклассников без подобных трудностей. Важно также отмечать, что практически у всех людей есть сферы, в которых они могут быть не очень успешны, но это не означает, что человек плохой или неспособный. Полезно приводить примеры, в том числе из своей жизни или из жизни ребенка, когда мы сталкивались с различными трудностями, и обсуждать, как мы с ними справлялись.

По разным данным, дислексия есть у 5−15% населения.


Что делать, если воспитатель или учитель не готовы разбираться в проблеме?

К сожалению, такое случается. Очень хочется, чтобы педагог был добрым, мудрым, отзывчивым, но важно помнить, что педагог — тоже человек со своими заботами, переживаниями и, нередко, ограниченными возможностями в решении различных ситуаций (есть нормативы, спущенные сверху приказы и т. п.). Поэтому задачей именно родителя становится выстраивание с педагогом такого контакта и отношений, чтобы ему не просто захотелось, а стало по-настоящему важным помочь своему ученику. Иногда родители занимают позицию требовательного клиента, которому все и всё должны. Но мы должны помнить, что для качественного выполнения любой деятельности нужна должная мотивация, которая работает гораздо эффективнее, если она позитивная. Поэтому не стоит требовать от педагога внимания и помощи, обвинять его в недостаточной компетентности или строгости. Лучше рассказать учителю о своем ребенке, о его переживаниях, о вашем совместном с ним пути в преодолении имеющих трудностей, чтобы учителю стало интересно и важно помочь. Важно не просто просить учителя о каком-то особом отношении к ребенку, но и предложить конкретные, выполнимые рекомендации по оказанию ребенку помощи на уроках. Эти рекомендации могут дать специалисты, работающие с ребенком, — нейропсихологи, логопеды.

Как убедиться, что выбранный специалист способен помочь?

К сожалению, обычно трудности в овладении навыком чтения быстро не решаются. В случае интенсивных занятий, конечно, возможен некоторый «скачок», однако для поддержания эффекта и развития нужна довольно длительная и кропотливая работа по «выращиванию» трудного для ребенка навыка, в том числе с обязательным постоянным участием родителей. Вызывают сомнения «гарантированные» обещания справиться с проблемой в течение конкретного, особенно одинакового для всех детей срока (вроде «Победим дислексию за 3 месяца»). Родителю стоит задать специалисту вопросы о его квалификации (специальности по диплому, оконченном высшем учебном заведении, опыте работы). И, конечно, важным индикатором качества проводимой работы является постоянная обратная связь от специалиста, предоставляемая родителям после занятий: родители должны быть в курсе даже незначительных продвижений и получать от специалиста рекомендации по тому, как закреплять достигнутые ребенком успехи в ежедневной работе дома.

Признаки дислексии и других трудностей обучения: если вы их заметили, нужна консультация специалиста

  • Ребенок уже научился читать, но не узнает слова, которые часто видит написанными (названия магазинов, таблички)
  • Его речь развивается медленнее, чем у сверстников
  • Ребенок с трудом запоминает буквы, новые слова и понятия
  • При чтении и письме ребенок переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, добавляет к словам лишние буквы и слоги
  • Если попросить повторить несколько цифр в определенном порядке, он не сможет
  • Он отказывается читать вслух
  • Ребенок не понимает, как с помощью точки, запятой или интонаций определить границы слов и предложений
  • Он часто отвлекается, ему сложно сосредоточиться на словах взрослого или занятиях
  • Ему трудно соблюдать инструкции, выплнять последовательность дел

Другие признаки дислексии читайте на сайте Ассоциации родителей и детей с дислексией.

Читайте также:

5 мифов о дислексии

Тест: есть ли у вашего ребенка признаки дислексии?

«Дислексия — это не болезнь!»: гости программы «О! Дети» поговорили о трудностях обучения

Фото: Sharomka, Image Point Fr/Shutterstock

Читайте также:
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
16 октября 2019
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
Да, близнецы или двойняшки могут быть как похожими, так и очень разными, и дружить, и ссориться, хотеть одного и того же - и совершенно противоположных вещей. Психологи Анна Скавитина и Мария Григорьева рассказала, почему важно воспитывать двух отдельных детей с учетом их особенностей и потребностей.  
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
15 октября 2019
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
Мамы и папы, бывает, так боятся нанести ребёнку психологическую травму строгим воспитанием, что вообще ничего ему не запрещают. Но ведь детям нужны рамки? Разбираемся, где грань между разумной строгостью и неоправданной жёсткостью.
12 классных книг о девочках с характером
11 октября 2019
12 классных книг о девочках с характером
Международный день девочек, — да, есть и такой праздник! — отмечаем 11 октября. И это отличный повод поговорить о книгах с очень крутыми главными героинями — девочками, которые способны удивить и вдохновить. Они все разные, но точно ни одну из них нельзя назвать скучной, нудной, бесхарактерной, «картонной» девицей.
Личный опыт: инстапапа Андрей Клеверин о том, как растит сыновей
10 октября 2019
Личный опыт: инстапапа Андрей Клеверин о том, как растит сыновей
У одного из самых популярных пап-блогеров нашей страны @kleverin_andrey — большая и крепкая семья, 5 сыновей. Недавно он и книгу написал о том, как научиться понимать друг друга и сохранить доверие. Андрей — давний друг телеканала «О!» — поделился с нами своими принципами воспитания детей. 
Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?
9 октября 2019
Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?
Нужен ли ребенку смартфон? С какого возраста им можно пользоваться и о чем договориться до того, как гаджет будет вручен владельцу? Нужны ли ограничения и контроль? Психолог Анна Скавитина рассказала, как подготовить ребенка к «телефонной» ответственности.
Домашняя работа: как решить проблемы с уроками
8 октября 2019
Домашняя работа: как решить проблемы с уроками
Ребёнок каждый день мучается с «домашкой»? Проблема знакома многим! Учитель и методист Ольга Узорова даже написала об этом целую книгу «Караул, домашняя работа!»: читайте полезные советы от учителя.
Всем ли полезно инклюзивное образование? 5 важных вопросов психологу
7 октября 2019
Всем ли полезно инклюзивное образование? 5 важных вопросов психологу
Ребёнок сообщил новости: в группе детского сада или школьном классе появился новенький с ограниченными возможностями здоровья. Родители могут забеспокоиться: получится ли наладить отношения? Они и раньше-то терялись, когда сын, дочка задавали вопросы, увидев на площадке дошкольника в коляске. Сориентироваться помогут советы психолога.
10 вопросов о космосе, которые волнуют взрослых и детей: отвечает космонавт Сергей Рязанский
4 октября 2019
10 вопросов о космосе, которые волнуют взрослых и детей: отвечает космонавт Сергей Рязанский
С 4 по 10 октября проходит Всемирная неделя космоса. Именно 4 октября 1957 года СССР запустил первый искусственный спутник Земли: началась космическая эра! С тех пор звёзды стали нам гораздо ближе и понятнее, но у нас всё равно много вопросов. А вот и ответы!
Как сделать слайм дома: правила безопасности
3 октября 2019
Как сделать слайм дома: правила безопасности
Слаймы и «лизуны» не теряют популярности. Домашние рецепты предполагают использование жидкого клея, крахмала и пищевой соды, а вот с тетраборатом натрия стоит быть осторожнее!
Если ребенок ворует: как понять причины и найти решение
2 октября 2019
Если ребенок ворует: как понять причины и найти решение
У вас стали пропадать вещи или деньги, или вы обнаружили, что у ребёнка, наоборот, появилось то, что вы ему не покупали? У детского воровства есть причины, к которым стоит отнестись серьезно - в любом возрасте ребенка. Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
Зачем заниматься с детьми музыкой?
1 октября 2019
Зачем заниматься с детьми музыкой?
Думаете, у ребенка нет музыкального слуха? Значит, и петь вместе не будем, да и музыку слушать тоже, наверное, бесполезно... Но, вообще-то, музыкальное развитие совсем не зависит от наличия слуха, а от занятий музыкой есть очень много пользы!
Что почитать в плохую погоду: 14 интересных детских детективов 
1 октября 2019
Что почитать в плохую погоду: 14 интересных детских детективов 
Когда за окном мокро и уныло, да и настроение так себе, спасают книжки с лихо закрученным сюжетом. Заметили, как много в последнее время вышло детских детективов? Настоящий бум! И понятно, почему: они увлекают, заставляют поработать воображение и включают логическое мышление. Полезно почитать! Вот подборка, которая поможет сориентироваться.
Лучший подарок воспитателю: 5 вещей, за которые в садике вам скажут «спасибо»
27 сентября 2019
Лучший подарок воспитателю: 5 вещей, за которые в садике вам скажут «спасибо»
День воспитателя мы отмечаем 27 сентября, — и это хороший повод поздравить и сказать что-то приятное человеку, которому доверяем самого любимого ребёнка на свете. Но быть внимательными можно и нужно круглый год! Как общаться и сотрудничать с воспитателем, чтобы хорошо было всем, и ребенку тоже?
Опять простуда: чем занять заболевшего ребёнка?
26 сентября 2019
Опять простуда: чем занять заболевшего ребёнка?
Ребёнок проснулся бледный, скучный, расчихался, захлюпал носом? Ох уж эта осенняя простуда! Как вести себя с заболевшим и как помочь ему быстрее пойти на поправку?
Мой ребенок постоянно говорит!
25 сентября 2019
Мой ребенок постоянно говорит!
Похоже, этот ребенок просто не может провести ни минуты, не комментируя все вокруг. Он болтун или просто такой общительный? Как общаться с «говоруном» и надо ли учить его молчать, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Как сделать родительские чаты действительно полезными: 9 советов
24 сентября 2019
Как сделать родительские чаты действительно полезными: 9 советов
Один чат школьный, один садиковский, один от спортивной секции... В скольких родительских группах вы состоите? Могут ли они принести пользу, или это только трата родительских сил и времени? Разбираемся!
Как рассказать ребенку, что у него появится брат или сестра?
24 сентября 2019
Как рассказать ребенку, что у него появится брат или сестра?
Ждете прибавления в семье? Поздравляем! Наверняка это время очень трепетное, наполненное радостью и приготовлениями. Но вместе с тем родителям предстоит решить сложную задачу – рассказать первенцу о том, что вскоре в семье появится еще один малыш. Вот несколько советов от издательства «Альпина.Дети».
Дмитрий Емец о чтении, гаджетах и семье Пегасов
23 сентября 2019
Дмитрий Емец о чтении, гаджетах и семье Пегасов
Популярный детский писатель и многодетный папа рассказал, зачем детям читать и как привить им интерес к книгами, — специально для вас.