«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
16:00
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Мир за минутку»«Мир за минутку»
0+
18:00
«Мир за минутку»
«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
18:05
«Смешарики». Мультсериал

Жизнь напоказ: стоит ли писать о детях в соцсетях?

Можем ли мы публиковать фотографии детей в соцсетях и делиться подробностями их жизни? Есть ли у детей право голоса и как такая вынужденная публичность влияет на них? Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Детский альбом

Конечно, всё началось раньше, чем произошел скандал между Гвинет Пэлтроу и ее 14-летней дочерью, объявившей маме и всему миру, что она не давала матери право выкладывать фото в социальные сети. Но этот скандал подхлестнул очередную волну дискуссий про современные реалии социальной жизни.
Наши дети — первые во многом, в том числе и в том, что вся их жизнь задокументирована и запротоколирована с первых дней. С самого рождения они оставляют свой «цифровой след» в этом мире. Любой человек может посмотреть, как наши дети купались в ванной или учились ходить в туалет, болели ветрянкой и осваивали первые музыкальные инструменты. Родители с гордостью, радостью, тревогой, страхом и любыми другими чувствами, переполнявшими их, делились фотографиями детей в социальных сетях, чтобы найти поддержку и разделить свои чувства с друзьями и близкими. Их, а точнее нас — ведь я тоже в числе этих родителей, можно понять. Социальные сети стали прекрасным способом фиксировать и хранить воспоминания, держать семью и близких друзей в курсе событий и делиться моментами гордости в воспитании детей. Это делается многими регулярно и без особенных раздумий. В СМИ даже появился специальный термин «sharenting», соединяющий слова «sharing» — поделиться публикацией и «parents» — родители.

В нашей юности самое худшее, что могло случиться из-за фотографий — это когда ты привёл домой своё «романтическое увлечение» знакомиться, а родители выкапывают семейный альбом и увлеченно показывают твои детские фото с разными неловкими моментами. Это можно было остановить, просто отобрав у мамы толстый альбом в бархате.

У сегодняшних детей всё хуже. Любой человек — друг, недруг, учитель, работодатель — может отыскать эти личные фотографии, просто набрав в поиске имя и фамилию. Я так иногда делаю — набираю свою фамилию в поиске, узнаю много нового. И сейчас регулярно к психологам и ко мне лично приходят подростки, которых троллят и травят за какие-либо детские фотографии и видео, размещённые в социальных сетях родителями или учителями, преподавателями кружков танцев, пения или рисования. Удалить эти «цифровые следы», попавшие в сеть однажды, не просто. Ведь даже если вы их удалили, любой человек мог сохранить скрин этого комментария или фотографии у себя в смартфоне и использовать их по своему усмотрению.

Родители, которые говорят, что они обеспокоены конфиденциальностью в мире, одновременно с этим делятся фотографиями своих детей в интернете — как с близкими родственниками или друзьями, так и со всем миром. Например, в одном сообществе мама задает вопрос «Обязана ли я подписывать в школе разрешение на сбор и хранение личных данных ребенка?». И… иллюстрирует вопрос фотографией своего ребёнка за партой — в этой конкретной школе, вместе с другими одноклассниками, родители которых точно не подписывали согласие на размещение фотографий своих детей в интернет-сообществе.

Почему это риск?

Когда мы размещаем фотографии детей в социальных сетях, то мы сталкиваемся, часто не осознавая этого, с рисками нарушения конфиденциальности и кражи личных данных.
• Риски кибербезопасности: изображения могут собираться заинтересованными лицами. Статистика утверждает, что «50% изображений, размещенных на сайтах педофилов, были взяты с сайтов и из социальных сетей родителей», к фото могут добавляться сомнительные комментарии.
• Психологические риски: нарушение конфиденциальности или обмен смущающей информацией, которая может быть незаконно присвоена другими. Известны случаи, когда фотографии ребёнка присваивались другими пользователями — с публикациями, где эти люди описывали свое поведение или события так, как будто именно они — его родители. Это ещё одна темная сторона интернета — ролевые онлайн-игры. Так как большинство детских фотографий публикуются абсолютно открыто, не имеют никаких ограничений конфиденциальности, то это делает их и открытыми для использования в новой игре, получившей широкое распространение. Это кража детских фотографий для «виртуальных усыновлений», похищений и других вымышленных сценариев.

Вообразите своё состояние, когда вы наткнулись на фотографии своего ребенка в чужом аккаунте. Например, под фотографиями сотни лайков, есть фальшивое описание вашего ребенка, другое имя и дата рождения, другие подробности о его личности — и надежда, что ребенок будет «усыновлен» любящей семьей. О, ужас! Оказывается есть ролевые игры, в которых игроки в комментариях к ворованным фотографиям составляют свои воображаемые сценарии жизни этих детей, очень редко благополучные. Я не буду приводить здесь названия этих игр и подробности сценариев, чтобы не обеспечивать им дополнительную рекламу. Попытки родителей бороться с использованием фотографий детей на чужих аккаунтах в лучшем случае заканчиваются. блокировкой аккаунтов родителей.


Травля не ограничивается людьми, которых вы знаете. Чтобы почувствовать безжалостность анонимных людей в Интернете, например, просто посмотрите на ленту комментариев к любым детским видео на YouTube, которые размещают родители. Что будет думать и чувствовать ваш ребенок, если увидит такие комментарии? Возможно, пока он не умеет читать и не пользуется интернетом, но цифровой след никуда не исчезает.

Это личное!

В возрасте около 5 лет дети начинают осознавать себя как отдельную личность, начинают задумываться о том, как их воспринимает остальной мир. Их конфиденциальность становится все более серьезной проблемой. Они могут смущаться и переживать, если родители публикуют истории о них в социальных сетях. Особенно, если это их ранние смешные высказывания, родительские шутливые комментарии к домашним ситуациям, фотографии, которые кажутся маме и папе забавными, сообщения о проблемах их развития и поведения.

Публикации такого контента в социальных сетях также может привести к ощущению, что ребёнок не владеет собственным телом. Оно принадлежит родителям — впрочем, некоторые родители так и считают, и удивляются, когда говоришь им об обратном. В свете новой интернет-этики можно встретить совет «спросить разрешения у ребёнка перед публикацией». Идея в целом не плоха, но на самом деле, на практике, ребёнок практически не имеет возможности не согласиться с тем, что его родители публикуют. Потому что маленький ребёнок пока находится в зависимости от родителей, или просто не может проверить то, что родители опубликовали, пока у него не появится собственный аккаунт в социальных сетях. В любом случае публикация даже с официального разрешения детей — это в какой-то мере использование зависимости детей от взрослых. Лучше, конечно, спрашивать, чем не спрашивать. Затевая такой разговор, вы закладываете у ребенка представление о важности своего цифрового имиджа сейчас и в будущем.

Всем родителям важно понимать: мой ребенок не всегда будет моим ребенком, и его конфиденциальность имеет значение. Так что давайте будем внимательны в своих постах, и перед тем как что-то публиковать — убедимся, что помним и про будущее своего ребенка, и про его безопасность.

Правила безопасности

1. Не делитесь фотографиями и видео, которые содержат личные данные, например, полные имена, контактные данные или геотеги, которые определяют местоположение.
2. Никогда не добавляйте комментарии к фотографиям, которые помогут идентифицировать местоположение; например, адрес, название школы, где учится ребёнок, любые узнаваемые элементы, указывающие, что вы и ребёнок тут живете.
3. Делитесь информацией только с людьми, которых вы действительно знаете и которым доверяете. Вместо того, чтобы отправлять сообщения всем своим друзьям в социальных сетях, используйте настройки конфиденциальности «только для друзей». Помните, что если кто-то из ваших друзей лайкнет вашу фотографию, доступную всем, она также может стать видимой уже для их друзей — и для случайных людей.
4. Прежде чем публиковать или делиться фото, где, кроме вашего ребенка, изображены и другие дети — уточните у их родителей, не против ли они.
5. Помните, что большинство цифровых фотографий содержат метаданные — информацию о времени, дате и координатах GPS, где была сделана фотография.
6. Если ребёнок в состоянии ответить — спрашивайте разрешения использовать его фотографию для того, чтобы послать ее дедушке или своим друзьям, или рассказать историю про него.
7. Если ваш ребёнок онлайн-звезда, вы помогаете ему вести блог или канал на YouTube, и это приносит разного рода прибыль, будьте готовы к профессиональным рискам, которым подвергаются все публичные люди, и позаботьтесь о дополнительной безопасности семьи и ребёнка.

Каждый раз, когда мы публикуем фотографии ребёнка, мы можем задумываться, какое сообщение мы посылаем самому ребёнку. Мы фиксируем моменты для будущего и для демонстрации всем, но присутствуем ли мы в них сейчас этом моменте вместе с детьми? Или только отстранённо думаем, как это будет выглядеть со стороны, в соцсети? Каким жизненным привычкам мы их учим в этот момент? Какой полезный пример мы им показываем? Хочется надеяться и верить, что когда наши дети вырастут, они не будут жалеть, что родились в эпоху бурного развития социальных сетей.

Читайте также:

Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?

«Цифровое поколение»: инструкция по применению

5 правил безопасности в Интернете

Фото: ViDi Studio, fizkes, Volodymyr Maksymchuk/Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти