29 января 2018

Личный опыт: мой ребенок дерется

Агрессия у детей — довольно частое и не самое приятное явление. В порыве злости ребенок может сделать больно не только себе, но и окружающим. А если дело происходит в коллективе, то на малыша могут быстро повесить ярлык драчуна, а наладить дружеские связи с ребятами будет непросто. Как быть маме, которой приходится одновременно отбиваться от претензий родителей и педагогов к поведению ее ребенка и разбираться, что же послужило причиной агрессии? Своей историей с «О!» делится мама, пожелавшая остаться неизвестной.

Когда у нас с мужем появился ребенок, мы стали самыми счастливыми людьми на свете. Сын был здоровым, розовощеким крепышом, мы не переставая целовали его щеки и пятки, умиляясь каждому движению и каждой улыбке. Бабушки и дедушки от нас не отставали: окружили внука любовью и заботой, постоянно балуя и задаривая подарками. В общем, семейная идиллия, которая кончилось, когда наш мальчик дорос до детсадовского возраста.

Адаптация в детском саду

До того, как отдать ребенка в садик, я не водила его ни на какие развивашки, так что с детским коллективом он общался эпизодически: на площадке или в местах скопления малышни — в театрах, на новогодних представлениях и так далее. Друзей с детьми у нас не было, в основном время с сыном проводила я. С садиком нам повезло, адаптация в группе прошла очень мягко. Сначала мы приходили в группу просто погулять, потом начали приходить на завтрак и задерживаться на пару часов, через две недели сын уже оставался в садике пообедать, а еще через неделю — впервые спал в группе днем.

Первая драка

Все шло по плану, пока однажды, когда я забирала ребенка, ко мне не подошла одна из мамочек, которая сказала, что сын ударил ее дочь по голове лопатой. Это звучало настолько абсурдно, что сначала мне даже стало смешно. Но слова мамы подтвердила воспитатель, которая как бы между делом сообщила, что сын вообще часто бьет детей, подходит к ним исподтишка и лупит по спине или по голове, а еще ломает игрушки. Я была в ужасе и просто не понимала, как такое могло произойти.

Наш мальчик, добрый, отзывчивый малыш, которого в жизни никто пальцем не трогал, а все вокруг только целовали, обнимали, тискали и щекотали, колотит детей, вооружившись лопатой? В это невозможно было поверить. Как и в то, что педагоги не сообщили мне об этом сразу же, как случился первый эпизод драки.

Начитавшись психологических статей, я решила попробовать «дать агрессии выход». Мы с сыном поговорили, и я объяснила ему, что такое злость, почему испытывать ее — это нормально, но бить окружающих недопустимо. В качестве альтернативы я предложила ему колотить подушку, но ведь подушку не возьмешь с собой в детский садик, а уговорить четырехлетку потерпеть весь день и выплеснуть эмоции только тогда, когда он окажется дома, задача из разряда невыполнимых.

Причины детской агрессии

Я чувствовала себя ужасной матерью. Но вина, как известно, еще никогда не помогала решить ни одну проблему в мире, так что мне пришлось найти в себе силы оценить ситуацию трезво: надо было понять причину агрессии. Из тех же психологических статей я узнала, что раз драки постоянные, а не эпизодические, то искать проблему нужно либо в семье, либо в коллективе.

С коллективом все было более менее понятно: по словам педагогов, сын был единственным агрессором в группе, кроме него в саду больше никто не лупил коллег по группе совочком. Кстати, свое молчание по поводу инцидентов воспитатели объяснили тем, что сын у них был на хорошем счету — мальчик он все-таки воспитанный и добрый, так что у них была надежда на то, что драки закончатся так же внезапно, как и начались. Я их не виню, наоборот, их вера в лучшие качества моего ребенка помогла мне докопаться до главной причины его агрессии.

Ну вот, я подошла к главному: как мне удалось понять, почему мой ребенок стал драчуном. Если честно, осознать это было очень непросто. Оказалось, что в моем идеальном мире, с идеальным порядком в детской, где все игрушки разложены по местам, а книжки расставлены по тематикам, размерам и цветам, в мире, где на велосипеде можно кататься только по велосипедным дорожкам, а есть суп только из специальной суповой тарелки, моему идеальному сыну не хватало… разрешения хотя бы немного пошалить!

Дома у него никогда не случалось приступов агрессии, поэтому в садике малыш «отрывался на полную катушку». Получилось, что сама того не желая, именно я стала причиной драк. Не сразу, но со временем у меня получилось немного расслабиться, я перестала контролировать каждый шаг сына, он стал свободнее чувствовать себя дома. Пришлось научиться хулиганить и разрешить себе иногда делать это вместе с ребенком. Оказалось, что нет ничего страшного в том, чтобы откусить горбушку от батона свежего хлеба, а не отрезать ее хлебным ножом, представляете?

Прошло совсем немного времени, на вспышки агрессии в садике больше никто не жаловался. Так что, наверное, можно сказать, что мы победили. Всем мамам, которые столкнулись с этой проблемой, я хотела бы сказать только одно: внимательно слушайте себя и своего ребенка. И обязательно помните, что с любой проблемой вы можете справиться вместе.

Фото: AMJonik. pl/Sophies-visuals/Maria Uspenskaya/Shutterstock.com

Читайте также:
«Не хочу учиться!» Как мотивировать ребёнка: советы психолога
21 августа 2019
«Не хочу учиться!» Как мотивировать ребёнка: советы психолога
Чем ближе первое сентября, тем мрачнее ребёнок? Помогите ему настроиться на учёбу!
6 шагов навстречу школе: начинаем учёбу без стресса
21 августа 2019
6 шагов навстречу школе: начинаем учёбу без стресса
Первые месяцы в школе могут быть непростыми для ребёнка. Доктор психологии Виктория Шиманская рассказывает, как помочь ему быстрее освоиться .
Как научить ребенка правильному отношению к оценкам
20 августа 2019
Как научить ребенка правильному отношению к оценкам
Надо ли побуждать ребенка изо всех сил стремиться к пятеркам? Почему не стоит ругать за двойки? И как вообще говорить с ребенком о школьных оценках? Разбираемся!
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
20 августа 2019
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
Самые важные для школьника предметы - и то, что вам совсем не пригодится.
Как вернуться к режиму после каникул? 9 советов, которые точно помогут
19 августа 2019
Как вернуться к режиму после каникул? 9 советов, которые точно помогут
Что важно успеть сделать до сентября? Не только купить форму и тетрадки, но и поговорить с ребенком о том, что он ждет от нового учебного года.
9 проверенных способов укрепить иммунитет школьнику
18 августа 2019
9 проверенных способов укрепить иммунитет школьнику
Как помочь ребенку меньше болеть и сохранить больше сил для учебы?
Дети и деньги: как создать полезные финансовые привычки?
31 июля 2019
Дети и деньги: как создать полезные финансовые привычки?
Родители не всегда достаточно подробно разговаривают с детьми о деньгах. И это серьезная проблема, так как наши финансовая грамотность и благополучие, наши отношения с деньгами, хорошие привычки управления деньгами закладываются в детстве. Как это исправить, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми
19 июля 2019
Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми
Пока ребенок ежедневно проверят ваши границы, вы балансируете между «мы слишком много ему позволяем и балуем» и «похоже, мы перегибаем с требованиями и строгостью». Как найти правильный подход к дисциплине?
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
8 июля 2019
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
Похоже, если вы не будете ежеминутно напоминать ребенку о том, что сейчас он убирает игрушки, читает или чистит зубы - он замечтается, а процесс остановится. Как помочь ему сконцентрировать внимание?
 «Я боюсь!» 10 причин для детских страхов
5 июля 2019
«Я боюсь!» 10 причин для детских страхов
Ребенок боится темноты или собак? Не хочет оставаться один и уверен, что за дверью - монстры? Разбираемся, откуда берутся страхи и как с ними справиться.
Что сказать ребенку вместо «Молодец!» 5 действительно полезных похвал
28 июня 2019
Что сказать ребенку вместо «Молодец!» 5 действительно полезных похвал
Нет, мы совсем не призываем перестать хвалить детей. Но привычка делать это автоматически, не задумываясь, и по самым мелким поводам, может сослужить ему плохую службу.
Когда ребенок нас разочаровал: советы родителям
26 июня 2019
Когда ребенок нас разочаровал: советы родителям
Мы хотим гордиться своими детьми, понимать, что наша любовь и усилия как-то вознаграждены. Но, увы, дети могут не только разбить чашку, но и разбить нам душу. Одно из сильных и малоприятных чувств, с которым регулярно сталкиваются даже самые хорошие родители – это чувство разочарования.
 Ваш ребенок - интроверт: 5 признаков
21 июня 2019
Ваш ребенок - интроверт: 5 признаков
Интровертам не слишком повезло. По статистике, их в три раза меньше, чем экстравертов, так что им приходится делать больше усилий, чтобы приспособиться к правилам социума. Что важно знать, если ваш ребенок - интроверт?
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
19 июня 2019
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
Бодипозитив – это уважительное отношение к своему и чужому телу, принятие его индивидуальности, понимание его возможностей. Как научить ребенка думать о здоровье, а не о стандартах красоты? Психолог Анна Скавитина предлагает родителям начать с себя.
«И выучи уже, наконец, наизусть сказки Чуковского!» Советы от многодетных пап
18 июня 2019
«И выучи уже, наконец, наизусть сказки Чуковского!» Советы от многодетных пап
Мы попросили трех многодетных пап поделиться опытом: как им живется, что трудно, а что больше всего радует. Вот что получилось!
Микробы и темперамент: как на детей влияет состав микрофлоры
30 мая 2019
Микробы и темперамент: как на детей влияет состав микрофлоры
Будет ли ваш малыш хулиганом или тихоней, может зависеть от разных типов бактерий в его кишечнике.
Нет, ребенок не может сидеть спокойно! Это мешает ему учиться
29 мая 2019
Нет, ребенок не может сидеть спокойно! Это мешает ему учиться
Ученые объясняют, почему не стоит ожидать от ребенка 4-5 лет способности усидеть на месте.