7 февраля 2018

Эдьютейнмент — это лучший образовательный формат, и вот почему

«О!» считает, что обучение через игру — это самый лучший способ получения знаний. Чтобы убедить вас в этом, мы попросили нашего эксперта, психолога Анну Скавитину, рассказать о всех плюсах эдьютейнмента в своей новой колонке.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology)
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology)

«Учение — это всегда насилие!» — сказал мне один очень уважаемый педагог. «Но позвольте, а нельзя ли без насилия?» — спросила я в смятении и твердом желании сопротивляться. «Нельзя. Учение — это большой труд. Верьте мне, я много лет учу детей», — не менее твердо, даже жестко ответил мне уважаемый человек. «И песенка, и песенка в дороге пригодится. Учиться надо весело, учиться надо весело! Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться!» — закружилось и запело у меня в голове. Если честно, я не поверила.

Я занимаюсь детскими проблемами уже 25 лет, помимо того, что я учу своих детей, я думаю и о том, как справляться с трудностями в обучении у тех ребят, которые не хотят насилия в своей жизни, даже если оно, с точки зрения уважаемого педагога, полезно, целесообразно и необходимо. Возможно именно потому, что предыдущие поколения регулярно подвергались насилию, сейчас родители точно знают, от чего они хотят защитить своих детей.

В последнее время люди перестали верить в то, что быть изнасилованным знаниями — полезно, но без знаний ведь тоже ничего не добьешься, поэтому каким-то образом их все же надо получить. Но лучше бы как по волшебству, например, во сне. Помните, раньше была такая идея? Ты спишь, а мозг бодрствует и запоминает.

К сожалению, довольно быстро выяснилось, что пассивное слушание недостаточно эффективно, мозгу нужно быть активным, он должен перерабатывать полученные знания, повторять, видоизменять, эмоционально включаться, чтобы информация проложила нейронные связи в голове. Кроме того, эти связи должны регулярно использоваться, иначе «тропинка» к ним быстро зарастет.

Всем известно, что начинать обучение иностранным языкам эффективнее всего в детстве. С детьми просто разговаривают, их гладят по голове, кормят, гуляют с ними и много раз подряд произносят одни и те же фразы. Мозг в это время ведет работу по «протаптыванию» нейронных «тропинок», в результате чего ребенок начинает говорить. Вот такой феномен: говорить — это полезно для выживания, но учиться это делать ребенка никто не заставлял. А вот когда малыш пересаживается за парту в детском саду, учеба постепенно начинает превращаться в труд и насилие. Детей отрывают от реального процесса обучения в этом возрасте, то есть от игры, и заставляют запоминать нечто, не имеющее с их точки зрения к ним никакого отношения.

Существует теория, согласно которой детская игра появилась в процессе эволюции именно как способ освоения детьми профессиональных навыков, но с течением тысячелетий система знаний стала настолько развернутой, что за годы детства ребенок не успевает освоить профессию через подражание взрослым, через игру. Тогда в помощь игре появились школы — системы ограничения свободы и фаршировки ребенка, как сосиски, знаниями.

Сегодняшние дети, заваленные развлечениями и игрушками с рождения, привыкли, что мир — это сказочное место, в котором есть волшебные роботы-родители и можно найти у них такую кнопку, что удовольствия будут сыпаться безостановочно. Интернет и виртуальные игрушки создают ощущение постоянной доступности чего угодно. Как в этих условиях создавать мотивацию к усвоению знаний?

Насилие точно не работает, да и мотивации не прибавляет. Обещаниями, что когда-нибудь, в будущем, у вас все будет? Не работает. Будущее призрачно, а в настоящем есть все, в крайнем случае можно надавить на родителя безотказно действующим «А то обижусь!», он и согласится на любой каприз.

Так появился гибридный метод обучения, который подходит слабо мотивированным детям. Суть его сводится к тому, чтобы развлекаться, но при этом получать полезные знания как бы между прочим. Ему пока что не подобрали русского названия, ведь эдьютейнмент — гибрид двух английских слов: «education» — «обучение» и «entertainment» — «развлечение». Многие классические школы стали задумываться о необходимости включать эдьютейнмент и геймификацию — обучение через игру, в свои программы, понимая, что это модно, современно, востребовано родителями и детьми. Но частным школам и другим более свободным структурам легче сразу начинать учить c помощью эдьютейнмента, не перестраивая сложившуюся веками поурочную систему пассивного восприятия знаний.

В результате мы имеем многочисленные эдьютейнмент-парки, где учение — это развлечение, например, фестивали науки, интерактивные музеи (тот же «Экспериментаниум»), города профессий, различные мастер-классы, а также обучающие и развивающие мультфильмы и программы. То есть эдьютейнмент больше используется пока во время законного отдыха детей от учебы и взрослых от работы. Получается, учеба в разных форматах у многих стала заполнять все время жизни.

Считается, что первым эдьютейнмент-мультфильмом был американский сериал про солдата, который нарушал правила безопасности и из-за этого попадал в опасные и нелепые истории. «Private Snafu» — анимация, благодаря которой скучные правила осваивались без зубрежки. Потом появились детские «Улица Сезам», наша «АБВГДейка», а сейчас целые телеканалы, например, канал «О!» выстраивают себя на эдьютейнмент-программах, в которых ребенок учится, не фиксируясь на том, что его учат.

К сожалению, мои знакомые дети, даже мотивированные на обучение, в большинстве не хотят ходить в классическую школу, не видят в этом никакого смысла. Может быть, они правы? И не их самих надо менять, а школы? Мы как-то подумали и поняли, что все знания, которые нам, нашим детям и нашим друзьям когда-либо пригодились в жизни, получены вне школьных стен в разных эдьютейнмент-форматах: играх, выездах-погружениях, летних школах, просмотре развлекательно-развивающих телеканалов.

Многим детям, ненавидящим математику, я предлагала съездить в хорошую летнюю математическую школу не для вундеркиндов. Вначале они воспринимали это как наказание за учебный год, но включившись и увидев множество людей, которые занимаются математикой с удовольствием, они тоже находили в математических задачах красоту и говорили: «Хочу еще!»

Дети не видят никакого смысла в заучивании чего бы то ни было, а тем временем в игре можно выучить что угодно! В ней даже есть возможность попробовать себя в разных областях знаний, чтобы понять твое это или не твое, и сэкономить время на обучение чему-нибудь, в чем ты потом разочаруешься, или, наоборот, увлечься чем-то серьезным через веселье и развлечения.

Если вашему ребенку не нравится физика или математика, то, может быть, не записывать его сразу в гуманитарии, а поискать эдьютейнмент-форматы? Важно, конечно, в этот процесс обучения-развлечения закладывать и элементы, которые включают в себя формирование старания, преодоления, направленного внимания. Качественные мастера эдьютейнмента думают об этом, тогда поверхностное обучение становится более глубоким, формирующим личность, и может стать намного более полезным из-за своей практической направленности.

Хорошие учителя сами по себе «учение с развлечением». Они могут заинтересовать школьника так, что нелюбимый предмет станет любимым. В одной школьной анкете меня как родителя спросили: «Назовите любимые школьные предметы вашего ребенка». Я задумалась и ответила честно: «Зависит от учителя».

Увы, для того, чтобы организовывать образовательную эдьютейнтмент-среду, родителям и учителям надо прикладывать серьезные усилия по поиску подходящих активностей, организации или самостоятельного творческого создания такого образования для себя и для своих детей. Пользоваться методами классической школы без дополнительной геймификации в надежде, что сойдет и так, намного проще и родителям и учителям. Единственное, приходится терпеть жалобы, что ребенку идти в класс совсем не хочется. Но академические успехи в школе пока напрямую связаны с продолжением обучения в университете и вроде бы даже социальной успешностью в жизни. Вроде бы.

Все меньше людей в жизни продолжают работать в соответствии с полученным образованием. Я надеюсь, что постепенно все наше образование перейдет на эдьютейнмент-форматы — и дети будут рваться в школу больше, чем мечтать заполучить свой планшет еще на часок, чтобы тайно наиграться.

Фото: Oksana Kuzmina/MNStudio/Romrodphoto/Littlekidmoment/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
6 каверзных детских вопросов о грамотности
24 мая 2019
6 каверзных детских вопросов о грамотности
Говорим и пишем правильно!
Можно ли ссориться при детях? Ученые против!
24 мая 2019
Можно ли ссориться при детях? Ученые против!
Даже если вы обычно ссоритесь в соседней комнате и уверены, что ребенок этого не замечает, напряжение между вами негативно влияет на детскую психику.
Как объяснить ребёнку, почему люди едят мясо
22 мая 2019
Как объяснить ребёнку, почему люди едят мясо
В вашей жизни обязательно наступит момент, когда ребёнок об этом спросит.
Гаджеты помогают семейному общению. Но не всегда!
21 мая 2019
Гаджеты помогают семейному общению. Но не всегда!
Почему смартфоны могут объединить семью, но в то же время мешают общению?
Жираф на день рождения: как стать опекуном животных в зоопарке
20 мая 2019
Жираф на день рождения: как стать опекуном животных в зоопарке
Что нужно сделать, чтобы взять животное под опеку?
Вечные ценности и где они обитают
15 мая 2019
Вечные ценности и где они обитают
Как научить детей самому доброму и светлому.
Что такое кооперативные игры и как они развивают мозг вашего ребёнка
13 мая 2019
Что такое кооперативные игры и как они развивают мозг вашего ребёнка
Настольные игры — это не просто развлечение!
Почему так важно читать ребёнку вслух
10 мая 2019
Почему так важно читать ребёнку вслух
И начать это делать стоит как можно раньше.
Почему у каждого ребёнка должна быть любимая игрушка
6 мая 2019
Почему у каждого ребёнка должна быть любимая игрушка
Медвежонок, кукла или машинка могут стать вашими помощниками в воспитании.
Разрешать ли детям смотреть телевизор?
1 мая 2019
Разрешать ли детям смотреть телевизор?
Отвечает психолог Анна Скавитина.
Как танцы помогают мальчикам расти настоящими мужчинами
29 апреля 2019
Как танцы помогают мальчикам расти настоящими мужчинами
Сила, уверенность в себе и джентльменские качества — вот что дают танцы.
Развитие речи: когда нужна помощь логопеда
26 апреля 2019
Развитие речи: когда нужна помощь логопеда
Помогите ребёнку заговорить правильно!
8 интересных способов разукрашивания пасхальных яиц
25 апреля 2019
8 интересных способов разукрашивания пасхальных яиц
Арт-терапевт и художница делятся лично опробованными методиками.
Эти 7 игр сделают вашу прогулку ещё полезнее
22 апреля 2019
Эти 7 игр сделают вашу прогулку ещё полезнее
Как сделать прогулки с ребёнком увлекательными и запоминающимися?
«Возьми себя в руки!»: как научить ребёнка справляться с эмоциями
19 апреля 2019
«Возьми себя в руки!»: как научить ребёнка справляться с эмоциями
Чтобы управлять эмоциями, нужно их признать.