27 июля 2018

Эти игрушки обязательно должны быть у каждого ребенка


Игрушки — очень важный атрибут детства. Они не только развлекают ребенка, но и развивают его, помогая познавать окружающий мир. Какие игрушки будут не только интересны, но и полезны младенцам, детям в возрасте от года до трех лет и дошкольникам? На что стоит обращать внимание при выборе? На эту тему рассуждает дефектолог Олеся Югова.

Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук
Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук

Первое и главное, что нужно учитывать при подборе обучающих игрушек, — это возраст ребенка. В каждом периоде жизни есть своя ведущая деятельность, которая способствуют развитию психики ребенка в целом. Если пренебречь этим фактором, то подобранная игрушка может оказаться бесполезной.

Принимать во внимание нужно не только возраст, но и уровень развития ребенка. Это значит, что если ребенок немного отстает от норм своего возраста, то нужно подбирать игрушку для детей помладше.

Давайте разберемся, что и когда будет полезно для ребенка, какие игрушки будут не только развлекать, но и развивать его.


Младенческий возраст

Пока ребенку нет и года, ему нужны не игрушки, а общение со взрослым: именно в этом заключается ведущая деятельность в младенческом возрасте. Благодаря этому общению ребенок учится понимать речь, а в дальнейшем и говорить, развивается его эмоционально-личностная сфера. Во втором полугодии жизни малыш начинает взаимодействовать с предметами. Можно предложить ему разнообразные погремушки, резиновые пищащие игрушки, мячики, прорезыватели (в этот период активно режутся зубы, и все перечисленное непременно окажется у ребенка во рту). Предметы должны быть легкими, доступными для схватывания и безопасными.

Это возраст активного развития сенсорного восприятия, не только зрительного и слухового, но и тактильно-кинестетического. Ребенок этого возраста, в отличие от более взрослых, усваивает куда большую долю информацию через прикосновения. Как можно чаще прикасайтесь к малышу, поглаживайте его, подбирайте игрушки с разными тактильными поверхностями: гладкие и рельефные, мягкие и твердые, имеющими разное звучание, цвет и даже температуру.

В первый год жизни ребенок тянет в рот все предметы, которые попадают к нему в руки, поэтому очень важна безопасность материалов. Многие родители считают, что деревянные игрушки — самые экологичные, и покупают только их. Они не совсем правы: плохо обработанное дерево может быть опасным, кроме того, такие вещи сложно как следует мыть и полностью дезинфицировать. Лучше покупать игрушки из хорошего пластика, резины или покрытого краской дерева. Откажитесь от предметов с мелкими деталями: ребенок может их проглотить. Помните, что у любого материала есть свой срок годности, даже если вещь выглядит хорошо.


Ранний возраст

В период от года до трех ребенок овладевает сенсорными эталонами, и основные из них — это цвет, форма и величина. Желательно дать малышу игрушки, в которых в разнообразии будут представлены эти признаки. Начните с предметов двух цветов, форм, размеров и затем постепенно расширяйте спектр. Это могут быть шарики, кубики, колечки пирамидки, коробочки, машинки. Не надо перегружать детское сознание и восприятие, оно не может вместить очень много. Подбирайте игрушки так, чтобы они поначалу отличались только одним признаком. Это значит, что если у малыша есть большая и маленькая машинки, желательно, чтобы они были одной формы, цвета и даже материала.

Давайте ребенку вещи, которые будут способствовать развитию слухового восприятия. Уделяте внимание и обонянию: чистые природные запахи, например аромамасла, специи, запах свежих фруктов и цветов, хорошо активизируют восприятие и психические процессы.

В раннем возрасте ребенку для познания, развития нужны предметы окружающего мира, потому что ведущая деятельность в этом возрасте — предметная. Многие игрушки устроены так, что ребенок сам догадывается, что с ними нужно делать: матрешку и пирамидку мы собираем и разбираем, кнопку — нажимаем. Шнуровки, рамки-вкладыши, стаканчики разного размера, которые нужно вставлять друг в друга, — список можно продолжать бесконечно. Другие игрушки можно использовать более свободно — куклы, машинки, кубики, мячи, наборы для сюжетных игр.

Очень важно, чтобы ребенок получал представлении о пространственных отношениях предметов Здесь ваши помощники — сборно-разборные игрушки, состоящие из нескольких частей, предметы, которые можно открывать и закрывать, доставать, высыпать, нанизывать, перекладывать, качать, катать. Предложите ему различные инструменты нашей повседневной жизни: ложку, карандаш, молоточек. Малыш станет осознавать, что ложка помогает есть пищу, которую невозможно есть руками; если водить карандашом по бумаге, остается след; палкой можно достать предмет, закатившийся под кровать.

Очень полезны для психического и эстетического развития продуктивные виды деятельности — лепка, конструирование, рисование. Кроме того, они тренируют сенсорное восприятие, моторику, умение анализировать и синтезировать, выполнять что-то по образцу. Замечательный эффект на детское развитие оказывают игры с песком и водой и, соответственно, игровые наборы для них.


Дошкольный возраст

Главная социальная потребность дошкольника — жизнь рядом со взрослым. Но родители не могут быть постоянно рядом, и тогда дети начинают объединяться в группы сверстников. На первый план выходит сюжетно-ролевая игра, в которой дети подражают взрослым, примеряют на себя их роли, воспроизводят ситуации из их жизни. Они играют с людьми своего возраста, но все же истоки игры всегда идут из взрослой жизни.

Здесь будут полезны наборы врача, учителя, механика, парикмахера, все, что может отображать взрослую жизнь, профессии. Дошкольники способны наделять одни предметы свойствами других: в их играх карандаш способен заменить градусник, а табуретка — машину, руль у которой будет воображаемым. Поддержите стремление к такому мышлению — не покупайте полный набор инвентаря, нужного для игр. Пусть ребенок фантазирует, сам что-то мастерит, лепит, рисует. Есть немало интересных наборов для изготовления поделок из различных материалов (гипс, воск, глина), с использованием разных техник. Это отличный вариант совместного досуга.

В этом возрасте многие уже начинают готовиться к школе, заботиться о развитии мышления. Не торопитесь научить ребенка читать, считать и писать, а вот познакомить его с цифрами и буквами уже можно. Сейчас очень много красивого счетного материала, магнитных азбук, книг с озвученным алфавитом, когда взрослому даже не нужно самостоятельно проговаривать все — ребенку достаточно нажать на кнопку, чтобы услышать, как читается буква. Все эти дидактические материалы помогают формировать интерес к буквам и цифрам.

Самое время тренировать различные виды мышления и мыслительные операции. Разглядывая картинки, у которых нужно найти отличия, малыш учится сравнивать. Разрезные картинки, составные игрушки, конструктор подходят для тренировки навыков анализа и синтеза, то есть понимания о целом и частях. Предложите ребенку сортировать игрушки: «Положи сюда машинки, а сюда кубики; клади справа красные вещи, а слева зеленые; покажи мне, что на столе съедобное, а что несъедобное».Такие упражнения позволяют развивать умение обобщать и конкретизировать. Мне нравится методика «Нелепица»: дайте ребенку картинку, где изображены ситуации, которых просто не может быть. Например: кошка живет в гнезде на дереве, а ваза с цветами свисает с потолка. Попросите рассказать, что здесь не так. Малыш указывает на то, что кажется ему нелепым, и объясняет, как должно быть на самом деле: «Кошка живет в квартире, а гнездо — домик для птичек; ваза должна стоять на столе».

Все эти мыслительные операции помогают ребенку раскрыть связи между предметами, явлениями, фактами. Без установления этих отношений невозможна дальнейшая логическая и абстрактная деятельность, которая нужна для учебы и взрослой жизни. Можно использовать настольные игры, которые не только помогают развивать внимание, память и мышление, но и способствуют сплочению семьи.

Многие вещи можно сделать самостоятельно: картонные коробки с прорезями и предметы, им соответствующие, прекрасно заменят коробки-сортеры. Когда мама готовит обед, можно дать ребенку задание на сортировку, используя продукты: пусть в одну миску он кладет фасоль, а в другую горох. Можно подбирать крышки к кастрюлям по размеру. Эффект тот же, как от развивающих игрушек, а стоимость несравненно меньшая.

Не забывайте уделять внимание и физическому развитию. Есть множество игрушек для развития силы, ловкости, меткости: спортинвентарь — скакалки, кегли, мячи, мягкий дартс, кольцеброс.

Многие ответственные родители говорят: «Мы будем серьезно заниматься развитием малыша». Оставьте эту задачу педагогам в детском саду и школе, будьте родителями, которые могут играть и веселиться с ребенком. Многие мамы и папы теряют с возрастом способность расслабляться и веселиться как дети. Вместо этого они усердно занимаются с малышом и этим часто губят мотивацию. Поэтому мой совет: играйте с ребенком, получайте от этого удовольствие, а различные игрушки будут вам в этом подспорьем.

Читайте также:

Раннее развитие: что об этом думают гости программы «О! Дети»

Как танцы помогают мальчикам расти настоящими мужчинами

Почему так важно читать ребенку вслух

Фото: veryulissa/Impact Photography/MNStudio/NadyaEugene/Shutterstock.com

Читайте также:
Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми
19 июля 2019
Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми
Пока ребенок ежедневно проверят ваши границы, вы балансируете между «мы слишком много ему позволяем и балуем» и «похоже, мы перегибаем с требованиями и строгостью». Как найти правильный подход к дисциплине?
Папы младенцев и послеродовая депрессия
17 июля 2019
Папы младенцев и послеродовая депрессия
Оказывается, у «новорожденных» отцов тоже может случиться послеродовая депрессия. Как им помочь?
12 простых, но эффективных способов перестать кричать на детей
12 июля 2019
12 простых, но эффективных способов перестать кричать на детей
Если вы иногда повышаете на ребенка голос - это не значит, что вы наносите его психике непоправимый урон. Но все-таки чем реже вы теряете терпение и кричите, тем лучше для всей семьи. Попробуем?
Дети более внимательны, чем взрослые
11 июля 2019
Дети более внимательны, чем взрослые
И способны замечать больше деталей!
Пускаем пузыри! И развиваем речь
9 июля 2019
Пускаем пузыри! И развиваем речь
Игры с мыльными пузырями помогают малышу раньше научиться говорить.
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
8 июля 2019
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
Похоже, если вы не будете ежеминутно напоминать ребенку о том, что сейчас он убирает игрушки, читает или чистит зубы - он замечтается, а процесс остановится. Как помочь ему сконцентрировать внимание?
 «Я боюсь!» 10 причин для детских страхов
5 июля 2019
«Я боюсь!» 10 причин для детских страхов
Ребенок боится темноты или собак? Не хочет оставаться один и уверен, что за дверью - монстры? Разбираемся, откуда берутся страхи и как с ними справиться.
11 вещей, которые не надо запрещать детям
5 июля 2019
11 вещей, которые не надо запрещать детям
Если мы хотим, чтобы они росли самостоятельными, уверенными в себе и понимающими, что им нужно для счастья.
Дочка, сестра, подружка: чем больше ребенок знает своих социальных ролей, тем более гибкое у него мышление
4 июля 2019
Дочка, сестра, подружка: чем больше ребенок знает своих социальных ролей, тем более гибкое у него мышление
Ученые считают, что нужно почаще напоминать ребенку и о его индивидуальности, и о том, что социальных ролей у него много: это полезно для развития!
«Мама, извини!» Зачем мы извиняемся и как это делать правильно?
3 июля 2019
«Мама, извини!» Зачем мы извиняемся и как это делать правильно?
«Немедленно извинись!» – требует мама у ребёнка. Он только что отобрал чужую игрушку и смотрит непонимающе. «Извини», – говорит он, и… продолжает отбирать. Или делать что-то еще, что совсем не вписывается в принятые в обществе правила. Как прийти к настоящему извинению?
Вместе с папой: почему лучше играть с ребенком по выходным?
3 июля 2019
Вместе с папой: почему лучше играть с ребенком по выходным?
Потому что ученые выяснили, что это полезнее для отношений между папой и детьми.
Как мозг мамы реагирует на плач ребенка?
2 июля 2019
Как мозг мамы реагирует на плач ребенка?
Почему все мамы в мире одинаково быстро откликаются на детский плач? Все дело в наших нейронных связях!
Благотворительность: почему важно учить ребенка помогать другим?
1 июля 2019
Благотворительность: почему важно учить ребенка помогать другим?
Потому что участие в благотворительности не только делает детей добрее, но и помогает им развивать полезные навыки обращения с деньгами.
Что сказать ребенку вместо «Молодец!» 5 действительно полезных похвал
28 июня 2019
Что сказать ребенку вместо «Молодец!» 5 действительно полезных похвал
Нет, мы совсем не призываем перестать хвалить детей. Но привычка делать это автоматически, не задумываясь, и по самым мелким поводам, может сослужить ему плохую службу.
Думаете, что ваш ребенок эгоист? Скоро это пройдет
28 июня 2019
Думаете, что ваш ребенок эгоист? Скоро это пройдет
С возрастом детский эгоцентризм исчезает, так как развивается нужный участок мозга, отвечающий за умение понимать чувства других.
Зачем учиться на каникулах? Два недостатка и одно преимущество летних занятий
25 июня 2019
Зачем учиться на каникулах? Два недостатка и одно преимущество летних занятий
У российских школьников почти самые длинные каникулы в мире - целых три месяца отдыха. Надо ли тратить это время с пользой, или позволить ребенку бездельничать - и бояться, что он забудет все, чему успел научиться?
Родился летом? Ищи друзей!
24 июня 2019
Родился летом? Ищи друзей!
У детей, которые родились в июле и августе, будет меньше друзей, чем у их «осенних» и «зимних» сверстников.
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
19 июня 2019
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
Бодипозитив – это уважительное отношение к своему и чужому телу, принятие его индивидуальности, понимание его возможностей. Как научить ребенка думать о здоровье, а не о стандартах красоты? Психолог Анна Скавитина предлагает родителям начать с себя.