29 марта 2018

8 способов научить ребенка устному счету

Умение оперировать числами и считать в уме — одно из базовых для жизни, и приобретать его нужно еще в ранние годы. Как обучать малыша счету, чтобы ему это было интересно? Когда это нужно начинать делать? Рекомендации дает Ольга Макушина, монтессори-педагог школы «Наши Пенаты».

Ольга Макушина, монтессори-педагог школы «Наши Пенаты»
Ольга Макушина, монтессори-педагог школы «Наши Пенаты»

Знакомство с числами и цифрами

Дети знакомятся с числительными, как только начинают активно познавать окружающий мир. Например, собираясь на прогулку, они знают: нужно обуть один ботинок, затем второй, просунуть одну руку в рукав пальто, потом другую, взять два зонтика — себе и маме. Как правило, к трем годам ребенок уже способен считать до трех, потому что это число — часть его жизни, и он его видел даже в виде свечи на праздничном торте.

Нужно понимать, что счет в уме — это абстракция. А маленькие дети оперируют конкретными понятиями, как и древние люди. Они могут считать то, что используется в жизни, например сколько надо тарелок, если они будут обедать вместе с родителями, а сколько — в случае приезда бабушки.

Символы, то есть цифры, для детей поначалу ничего не значат, это просто закорючки, которые ребенок может распознать и назвать. Легко учить цифры с помощью таймера на светофоре, лифта в доме. Когда мы спрашиваем ребенка, сколько ему лет, кто-то покажет два, три, четыре пальца, кто-то при этом назовет и число, а кто-то сможет сообщить свой возраст, обойдясь без пальцев. Последний случай будет означать, что ребенок уже усвоил эту абстракцию — счет, и ему не нужно предметное подкрепление. Но ускорить этот внутренний процесс мы не можем. В наших силах — создать среду для овладения счетом. Важно, чтобы ребенку было интересно погружаться в это.

Игры для обучения счету

Для обучения малыша счету вам пригодятся подручные материалы: карточки с цифрами из наждачной или бархатной бумаги («шершавые» цифры), поднос с манной крупой, мел и доска, бумага и карандаш, счетный материал, роль которого могут выполнять одинаковые предметы (карандаши, скрепки, резинки, камешки и так далее) и коробочки с написанными на них цифрами.

Возьмите поднос, а лучше прямоугольный поддон с высокими бортиками, и насыпьте туда манной крупы так, чтобы она полностью закрывала дно. На манке можно рисовать как на песке: пусть малыш сначала обведет пальцами очертания «шершавой» цифры, а затем повторит эти же движения на крупе.

Есть классическая монтессори-игра «Веретена», для нее понадобится деревянный ящик с десятью отделениями, пронумерованными от 0 до 9, и 45 палочек — веретен. Задача ребенка — разложить все веретена по отделениям в соответствии с указанными цифрами, соотнеся символ и количество, с которыми он должен уже быть знаком. Очень важно, чтобы палочек было именно 45: это сумма чисел от 1 до 9, и это значит, что в отделение с цифрой 0 будет нечего класть. Так ребенок поймет, что означает эта цифра.

Дети любят игры на соответствие количества и цифры. Создайте свой собственный «клад» — сложите одинаковые декоративные камешки в мешок. Напишите на отдельных листочках бумаги различные цифры, скрутите их и завяжите канцелярскими резинками. Задача малыша — выстроить ряд: разложить бумажки на столе или коврике, развернуть бумажки, и в соответствии с тем, что там написано, выложить нужное количество камешков из «клада».

Для тренировки операции сложения вам понадобится счетный материал и набор карточек с цифрами. Ребенок берет карточку, например с цифрой 8, и отсчитывает себе соответствующее количество камешков (карандашей, резинок и так далее). Взрослый должен взять себе максимум два камешка, чтобы при сложении получилось не больше десяти (если ребенок пока не считает дальше этого числа). Убедитесь, что ребенок взял себе верное количество счетного материала, и проговаривайте: «Сложение — это когда все складывают вместе, у тебя 8 камешков, у меня 2, а 8 плюс 2 равно…». Выстройте ваши с ребенком камешки в ряд и пересчитайте.

При обучении счету малыш получает представление не только о числах и арифметических действиях, но и о понятиях больше, меньше, равно. Возьмите семь печений и попробуйте поделить их на троих: вас с папой или бабушкой и малыша. Поделить — значит дать всем поровну. Если дать всем поровну, по одному печенью, останется еще четыре печенья. Число четыре больше, чем три, поэтому можно дать всем еще по одному печенью. Останется одно, которое поделить уже никак нельзя. Если мы отдадим его кому-то одному, то у этого человека будет больше, чем у остальных, а это несправедливо. Его придется отложить, чтобы все было по-честному — у всех по два печенья. Привлекайте ребенка к другим бытовым вопросам, решение которых требует умения считать: «На сколько частей мы поделим торт, если есть его будем мы с тобой, папа и два гостя?», «Сколько нам нужно взять апельсинов в магазине, чтобы всем хватило?» Закрепить представления о равных количествах помогут весы и гирьки с числовой маркировкой.

Если у вас есть кубик-шестигранник с выбитыми на нем очками, можно играть в «обмен», заготовив реквизит: много одинаковых кружков, а также треугольников и квадратов. Правила таковы: игрок кидает кубик и берет себе столько кружков, сколько у него выпало очков. Когда он наберет 10 кружков, их можно поменять на один квадратик. А за 10 квадратиков он получает треугольник. Выигрывает тот, кто первым наберет больше очков и получит треугольник.

Используйте настольные игры, в которых нужно совершать определенное количество шагов вперед или назад по очереди с другими игроками, например «Котопас», «Черепашьи бега».

Дети с интересом считают машины во дворе, этажи дома, вычеркивают дни в календаре, и именно эти простые действия позволяют закрепить полученные знания.

Не торопите и не перегружайте малыша, наберитесь терпения, хвалите его за успехи и поддерживайте на пути к знаниям.

Читайте также:

13 игр для тренировки памяти

4 фактора, которые влияют на успешность ребенка в школе

17 игр для изучения алфавита

Фото: Romrodphoto/Africa Studio/Shutterstock.com; Pixabay.com

Читайте также:
15 книг, которые помогут развить любознательность ребёнка 
20 октября 2018
15 книг, которые помогут развить любознательность ребёнка 
О познавательной и мотивирующей литературе для малышей рассказывает детская писательница и мама двоих детей Наталья Пивоварчик.
Личный опыт: я воспитываю ребёнка с синдромом Дауна
19 октября 2018
Личный опыт: я воспитываю ребёнка с синдромом Дауна
О том, как растёт и развивается «солнечный» ребёнок, рассказала его мама.
3 объективных причины, почему ребёнок ленится
18 октября 2018
3 объективных причины, почему ребёнок ленится
И как справиться с детской ленью.
Не пропустите новый выпуск программы «О! Дети»: как справиться с травлей?
15 октября 2018
Не пропустите новый выпуск программы «О! Дети»: как справиться с травлей?
Смотрите прямой эфир в пятницу, 19 октября, в 12:00
Зачем нужно мыть руки? (видео)
15 октября 2018
Зачем нужно мыть руки? (видео)
А вы моете руки после прогулки и перед едой?
Аппетитное творчество: 4 простых рецепта из программы «Завтрак на ура»
14 октября 2018
Аппетитное творчество: 4 простых рецепта из программы «Завтрак на ура»
Подборка питательных завтраков от Тутты Ларсен и её дочки Марфы.
Путешествие по Вселенной. Чем интересна астрономия сегодня?
13 октября 2018
Путешествие по Вселенной. Чем интересна астрономия сегодня?
Отвечает астрофизик Московского Планетария.
Искусство против буллинга: как арт-терапия помогает бороться с травлей в школе
12 октября 2018
Искусство против буллинга: как арт-терапия помогает бороться с травлей в школе
Своими методиками делится практикующий арт-терапевт.
«Язык эмоций — это особое мировоззрение»: гости программы «О! Дети» рассказали, зачем нужно развивать эмоциональный интеллект 
11 октября 2018
«Язык эмоций — это особое мировоззрение»: гости программы «О! Дети» рассказали, зачем нужно развивать эмоциональный интеллект 
Почему эмоции являются помощниками нашему разуму? Отвечают гости студии «О! Дети».
Оптимист и пессимист: особенности взаимоотношений
10 октября 2018
Оптимист и пессимист: особенности взаимоотношений
Обсуждаем тему в диалоге с психологом.
«Обращайтесь к цели»: как правильно работать с негативными эмоциями?
9 октября 2018
«Обращайтесь к цели»: как правильно работать с негативными эмоциями?
Как развивать эмоциональный интеллект? 
О! Дети. Выпуск 8. Что такое эмоциональный интеллект? (видео)
8 октября 2018
О! Дети. Выпуск 8. Что такое эмоциональный интеллект? (видео)
Почему эмоциональный интеллект называют одним из важнейших навыков будущего?
Тест: правильно ли вы ругаете своего ребенка?
7 октября 2018
Тест: правильно ли вы ругаете своего ребенка?
И есть ли эффект от ваших слов?