20 апреля 2018

3 причины детских истерик, и как с ними справляться

Чаще всего дети проявляют агрессию, устраивают скандалы и другие действия, которые очень расстраивают взрослых, из-за трех базовых намерений:

  1. хотят привлечь к себе внимание;
  2. нуждаются в помощи, так как у них что-то не получается;
  3. проверяют границы.

Реакция родителя на поведение ребенка в каждом из трех случаев будет разная.

«Я хочу твоего внимания!»

Ответьте честно на вопрос: насколько качественным является время, которое вы проводите с ребенком? Есть ли среди дня моменты, когда вы откладываете телефон, выключаете телевизор, оставляете бытовые дела и проводите хотя бы 30−60 минут, всецело включаясь в интересы ребенка? Часто бывает так, что на мамины плечи ложатся бытовые заботы, работа на фрилансе, уход за собой и за мужем, а все общение с малышом сводится к тому, чтобы найти ему занятие, которым бы он мог позаниматься самостоятельно. Рано или поздно ребенок начинает чувствовать, что его мягко отодвигают «на потом», и обрушивает шквал негодования в виде, казалось бы, беспочвенных капризов.

Проведите простой эксперимент: в течение одного дня постарайтесь находить чуть больше времени на игры и занятия с ребенком. Не ждите капризов тянущего за штанину чада, идите на опережение: появилась минутка — предложите ему интересное занятие. Если в конце дня вы увидите, что ребенок стал менее капризным, то значит, вы попали в ту самую первопричину — ему просто не хватает вашего внимания! В таком случае пересмотрите свои приоритеты и выделите в распорядке дня время, которое будете посвящать только малышу.

«У меня не получается!»

Как вы обычно реагируете на расстройство ребенка по поводу того, что он не может что-то сделать? «Я не могу вырезать круги! Не умею, не буду», «У меня не получается построить конструктор, не хочу в него играть» — и дальше следуют крики, нытье или даже истерики. «Чего ревешь, как маленький? Оставь игрушку, раз не можешь!», «Не получается круги вырезать? Так не делай — вырезай по линиям, только успокойся!» Знакомо?

Ребенок выплескивает негативные эмоции потому, что не может с ними справиться самостоятельно. Он в такие моменты действительно расстроен, удручен, весь его мир сужается до комнаты, в которой он беспомощен в своем стремлении довести до конца начатое и получить результат. А именно этот мотив заложен в деятельность ребенка в возрасте после трех лет.

  • Важно не обесценивать негодование малыша, а принять масштаб его грусти, какой бы нелепой ни была ситуация.
  • Обнимаем, сочувствуем и предлагаем вместе разобраться с проблемой. Получив совместный положительный опыт исправления ошибок и поиска путей выхода из ситуации, ребенок в дальнейшем сможет применять полученные навыки самостоятельно.
  • Показываем ребенку разные способы решения задачи, используя все виды контента: можно включить обучающий видеоролик по вырезанию, купить развивающее пособие по вырезанию ножницами для самых маленьких, научить вырезать круги не из бумаги, а из плотного картона — это легче.
  • Подбадриваем малыша его же положительным опытом научения чему-либо: «Помнишь, раньше у тебя не получалось разукрашивать, не выходя за линии? Ты не умел правильно держать кисточку и набирать нужное количество краски. Мы много тренировались, а потом у тебя все стало получаться, помнишь?»

«Проверяю границы»

Проверка границ — это такая форма познания мира. Только путем проб ребенок может познать, что в этом мире плохо, а что хорошо, что опасно, что разрешено, а что категорически нет. Таким способом ребенок учится взаимодействию с родителями — это вполне естественно и нормально! Самое главное тут — выбрать для себя жесткие границы, которые не нарушаются ни при каких условиях, и закрепить правила внутри семьи, чтобы все домочадцы их соблюдали.

Поговорим про построение этих самых границ. Их не должно быть много, пусть их будет несколько, но у родителей будет внутренняя стопроцентная уверенность в ограничении ребенка. Только в таком случае они действительно будут работать, а вы сможете спокойно игнорировать капризы ребенка, но не его самого! «Малыш, я понимаю, что ты хочешь смотреть еще мультфильмы. Но наше правило — не больше двух в день. Поэтому сейчас мы идем играть». Если выбор ребенка — продолжать кричать и капризничать, это его право, но мы не игнорируем его, а спокойно объясняем свою позицию и занимаемся домашними делами. Если выбор — игра, обязательно выполняем обещание и идем играть вместе.

Как проверить, стоит ли устанавливать границу в той или иной ситуации? Мысленно задайте себе вопрос: «Я должен запретить это ребенку или я просто так хочу?» Если хочется ответить «Должен, потому что так надо», то значит, что с границами что-то не так, потому что за любым «должен» скрывается «хочу»: «Я хочу, чтобы ребенок в машине был в безопасности, поэтому перевожу его только в автокресле».

Наша главная задача — за пеленой скандалов и истерик всегда прислушиваться к ребенку и искать, что же действительно стоит за этими негативными внешними проявлениями. Когда мы точно понимаем намерение ребенка, мы можем отреагировать на его поведение адекватно, и ребенку будет понятно устройство мира. Будьте спокойны, последовательны и честны по отношению к себе и к ребенку, это никак не влияет на вашу безусловную любовь. Она всегда есть! И мы не боимся ее проявлять!

Фото: Yulia YasPe/ESB Professional/Shutterstock.com

Виктория Шиманская
Доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей, автор первой запатентованной методики системного развития EQ детей, преподаватель в МИП, МГИМО, автор книг и эксперт лаборатории развития эмоционального интеллекта EQfactor.ru 
Читайте также:
Искусство против буллинга: как арт-терапия помогает бороться с травлей в школе
12 октября 2018
Искусство против буллинга: как арт-терапия помогает бороться с травлей в школе
Своими методиками делится практикующий арт-терапевт.
Оптимист и пессимист: особенности взаимоотношений
10 октября 2018
Оптимист и пессимист: особенности взаимоотношений
Обсуждаем тему в диалоге с психологом.
«Обращайтесь к цели»: как правильно работать с негативными эмоциями?
9 октября 2018
«Обращайтесь к цели»: как правильно работать с негативными эмоциями?
Как развивать эмоциональный интеллект? 
О! Дети. Выпуск 8. Что такое эмоциональный интеллект? (видео)
8 октября 2018
О! Дети. Выпуск 8. Что такое эмоциональный интеллект? (видео)
Почему эмоциональный интеллект называют одним из важнейших навыков будущего?
Тест: правильно ли вы ругаете своего ребенка?
7 октября 2018
Тест: правильно ли вы ругаете своего ребенка?
И есть ли эффект от ваших слов?
Заботясь, не навреди: чем и как можно кормить птиц зимой?
6 октября 2018
Заботясь, не навреди: чем и как можно кормить птиц зимой?
Ежегодно в первые выходные октября мы отмечаем осенние дни наблюдения за птицами.
Как построить отношения с учителем
3 октября 2018
Как построить отношения с учителем
И почему стоит поменьше обсуждать школьные проблемы дома.
Что такое детский стресс и как с ним бороться?
2 октября 2018
Что такое детский стресс и как с ним бороться?
Объясняет арт-терапевт.
Распорядок дня первоклассника: что нужно знать каждому родителю?
1 октября 2018
Распорядок дня первоклассника: что нужно знать каждому родителю?
Полезные советы, которые помогут соблюдать режим дня.
Скоро в эфире новый выпуск «О! Дети»: что такое эмоциональный интеллект?
1 октября 2018
Скоро в эфире новый выпуск «О! Дети»: что такое эмоциональный интеллект?
Не пропустите прямой эфир 5 октября в 12:00
Как правильно хвалить ребёнка
28 сентября 2018
Как правильно хвалить ребёнка
Не все родители умеют это делать.
Как научить ребёнка читать: 8 рекомендаций психолога (видео)
28 сентября 2018
Как научить ребёнка читать: 8 рекомендаций психолога (видео)
Советы, которые действительно работают!
Как перестать сравнивать своего ребёнка с другими
26 сентября 2018
Как перестать сравнивать своего ребёнка с другими
И почему это лучше сделать прямо сегодня.
О! Дети. Выпуск 7. Как выбрать кружок? (видео)
24 сентября 2018
О! Дети. Выпуск 7. Как выбрать кружок? (видео)
В гостях у Анны Шнайдер психолог Евгения Воробьёва и основательница детского продюсерского центра Диана Тевосова.