14 мая 2018

Личный опыт: мои дочери учатся в школе для одаренных детей

У современных родителей нередко возникают претензии к нынешней системе образования и тому, как построен учебный процесс. Многие считают, что детей слишком нагружают, но при этом педагоги учат их не самым важным вещам и не умеют мотивировать. К счастью, школы бывают разными, и в некоторых все устроено так, чтобы дать детям максимум возможностей для развития, при этом не оказывая на них давления. Что собой представляет учеба в школе для одаренных детей? Можно ли совмещать 10 уроков в день и удовольствие от школьных будней? Об этом рассказывает Инна Балакшина, чьи дочери учатся в одной из самых необычных школ Москвы.

Меня зовут Инна, я живу в Москве, у меня четверо детей, трое из них учатся в «Интеллектуале», государственной школе-пансионе для одаренных детей. Маша в этом году выпускница, Саша оканчивает восьмой, Даша шестой класс. Я не считаю своих детей одаренными, скорее мотивированными, но вижу, как много эта школа дает им инструментов для развития их способностей.

Почему моим детям не подошла обычная школа

Мы с мужем всегда старались следовать за интересами детей, не заставлять их заниматься тем, что им не нравится, воспитывать в них самостоятельность. Нам хотелось, чтобы они были ответственными и в жизни, и в учебе.

Никто из моих дочерей не посещал детский сад. Средняя и младшая одно время учились дома: я сама с ними занималась. Мы решили, что им лучше остаться дома на семейном обучении, чем посещать обычную школу.

Моя старшая дочка Маша в детстве очень любила читать, уже летом после первого класса за три дня прочитала «Трех мушкетеров». Но в школе, где она тогда училась, почему-то это не приветствовали: классная руководительница говорила мне, что девочки возраста Маши должны играть, а она в любую свободную минуту читает, даже во время уроков. Учебники, которые выдавали первого сентября, она прочитывала за несколько дней, и ей они были уже неинтересны. К концу второго класса я поняла, что у нее падает мотивация к учебе. Мне хотелось, чтобы она выросла личностью, а не просто ходила на занятия. Я думала, что она выраженный гуманитарий, но вокруг нас не было школ с таким уклоном уже с пятого класса. Я понимала, что обычная школа, даже с хорошей репутацией, ей не подходит.

Об «Интеллектуале» я узнала случайно и очень заинтересовалась. Это государственная школа-пансион, то есть дети могут там в буквальном смысле жить. В этой школе была возможность посещать занятия по вечерам после обычной школы, что Маша и делала целый год. Я увидела, что ребенок просто расцветает, ей интересно узнавать новое, и это желание только растет. При этом она продолжала учиться отлично в своей школе. Впоследствии в «Интеллектуал» поступили и ее сестры.


Как построен учебный процесс

Мне кажется, один из главных принципов этой школы — не давить на детей и ни к чему их не принуждать. Сам директор сказал как-то на собрании: «Мы в школе не очень умеем заставлять детей учиться». Этого и не нужно делать: каждый возьмет столько, сколько может и хочет. Если, к примеру, ребенок стремится серьезно заниматься биологией или математикой, он может посещать специальные, более сложные занятия. Но, как считает моя старшая дочь, здесь даже базовые занятия могут дать намного больше, чем программа обычной школы.

Здесь практикуется особый подход к детям: в классе может быть несколько человек с индивидуальным планом обучения. Мало кто из педагогов опирается исключительно на стандартные учебники. Учителя пытаются найти в каждом ребенке что-то хорошее, помочь детям опереться на их сильные стороны. Для педагогов этой школы нет безнадежных ребят, даже среди тех, кто учится не очень хорошо, не старается. При этом, как я уже говорила, на учащихся нет давления: учителя не будут ни уговаривать их, ни пугать их, что они ничего не добьются. Педагоги очень уважительно относятся к детям, некоторые могут даже обращаются к ученикам на вы еще в пятом классе.

Мне очень нравится, что в этой школе нет звонков. Дети просто подходят к кабинету, когда нужно, ждут учителя. Он ведет урок положенное время, затем отпускает учеников на перемену. В коридоре есть полки с книгами, можно почитать во время перемены. Некоторые так увлекаются, что даже забывают пойти на урок, тем более что звонков нет.

Дети учатся много и упорно: у средней дочери бывает и по 10 уроков в день. С пятого класса и она, и младшая Даша остаются в школе ночевать. Это школа-интернат, и там есть спальный корпус и все условия для налаженного быта. На выходные девочки возвращаются домой. У моей старшей дочери от занятий свободно только воскресенье, этот день она проводит с семьей.

Соответственно, уроки девочки делают там же, в школе. Мне не знакома ситуация, которая так удручает многих родителей, когда приходится стоять у ребенка над душой, чтобы он делал домашнюю работу, или даже выполнять ее вместо школьника. Более того, даже если мне захочется влезть в это, дети, как правило, мне не дают.

Не могу сказать, что им очень много задают, как это бывает в других школах, что у детей даже нет свободного времени. Можно сдать домашнее задание не в указанный день, а позже. Некоторых детей это подводит: они накапливают долги.

Как девочки совмещают учебу и увлечения

Несмотря на плотный учебный график, у детей есть время и на хобби. Например, моя младшая дочь Даша еще до поступления в «Интеллектуал» успела перепробовать несколько видов спорта. Она занималась волейболом, каталась на лыжах, уже учась в школе, сдала нормативы на золотой значок ГТО, а сейчас увлеклась пулевой стрельбой и ходит три раза в неделю на занятия в Училище олимпийского резерва. При этом она посещает секцию стрельбы еще и в школе, играет там в волейбол, баскетбол, ходит в тренажерный зал. А по субботам Даша ездит на Малый мехмат — математический кружок для школьников в МГУ.

Спорт помогает ей не только переключиться с интеллектуальных занятий на физическую активность, но и лучше учиться. Все дело в том, что спорт — это дисциплина, умение концентрироваться и доводить дело до конца.

Вообще в нашей школе очень много интересных дополнительных занятий — от всевозможных спецкурсов и кружков до лектория в библиотеке. Изучать можно все что угодно — от истории реформации и древнегреческого до зоологии беспозвоночных.

Я уверена, что задача школы — не только давать детям необходимый минимум знаний, но и помогать им найти свои таланты, развивать сильные стороны. А еще по максимуму, совместно с родителями, подготовить детей ко взрослой жизни. Я вижу, как изменились мои дети с момента поступления в эту школу, как они хотят быть самостоятельными и стараются проявлять это качество, как они учатся организовывать свое время. Я понимаю, как важно, чтобы ребенку было интересно учиться, чтобы у него была мотивация. И здорово, что это осуществимо в стенах государственной школы.

Читайте также:

Личный опыт: у меня семеро детей, и я счастлива

Личный опыт: мой сын — маленький ученый

Что такое кооперативные игры и как они развивают мозг вашего ребенка

Фото: Olha Tsiplyar/Pressmaster/Viacheslav Nikolaenko/Shutterstock.com

Читайте также:
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
16 октября 2019
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
Да, близнецы или двойняшки могут быть как похожими, так и очень разными, и дружить, и ссориться, хотеть одного и того же - и совершенно противоположных вещей. Психологи Анна Скавитина и Мария Григорьева рассказала, почему важно воспитывать двух отдельных детей с учетом их особенностей и потребностей.  
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
15 октября 2019
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
Мамы и папы, бывает, так боятся нанести ребёнку психологическую травму строгим воспитанием, что вообще ничего ему не запрещают. Но ведь детям нужны рамки? Разбираемся, где грань между разумной строгостью и неоправданной жёсткостью.
12 классных книг о девочках с характером
11 октября 2019
12 классных книг о девочках с характером
Международный день девочек, — да, есть и такой праздник! — отмечаем 11 октября. И это отличный повод поговорить о книгах с очень крутыми главными героинями — девочками, которые способны удивить и вдохновить. Они все разные, но точно ни одну из них нельзя назвать скучной, нудной, бесхарактерной, «картонной» девицей.
Личный опыт: инстапапа Андрей Клеверин о том, как растит сыновей
10 октября 2019
Личный опыт: инстапапа Андрей Клеверин о том, как растит сыновей
У одного из самых популярных пап-блогеров нашей страны @kleverin_andrey — большая и крепкая семья, 5 сыновей. Недавно он и книгу написал о том, как научиться понимать друг друга и сохранить доверие. Андрей — давний друг телеканала «О!» — поделился с нами своими принципами воспитания детей. 
Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?
9 октября 2019
Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?
Нужен ли ребенку смартфон? С какого возраста им можно пользоваться и о чем договориться до того, как гаджет будет вручен владельцу? Нужны ли ограничения и контроль? Психолог Анна Скавитина рассказала, как подготовить ребенка к «телефонной» ответственности.
Домашняя работа: как решить проблемы с уроками
8 октября 2019
Домашняя работа: как решить проблемы с уроками
Ребёнок каждый день мучается с «домашкой»? Проблема знакома многим! Учитель и методист Ольга Узорова даже написала об этом целую книгу «Караул, домашняя работа!»: читайте полезные советы от учителя.
Всем ли полезно инклюзивное образование? 5 важных вопросов психологу
7 октября 2019
Всем ли полезно инклюзивное образование? 5 важных вопросов психологу
Ребёнок сообщил новости: в группе детского сада или школьном классе появился новенький с ограниченными возможностями здоровья. Родители могут забеспокоиться: получится ли наладить отношения? Они и раньше-то терялись, когда сын, дочка задавали вопросы, увидев на площадке дошкольника в коляске. Сориентироваться помогут советы психолога.
10 вопросов о космосе, которые волнуют взрослых и детей: отвечает космонавт Сергей Рязанский
4 октября 2019
10 вопросов о космосе, которые волнуют взрослых и детей: отвечает космонавт Сергей Рязанский
С 4 по 10 октября проходит Всемирная неделя космоса. Именно 4 октября 1957 года СССР запустил первый искусственный спутник Земли: началась космическая эра! С тех пор звёзды стали нам гораздо ближе и понятнее, но у нас всё равно много вопросов. А вот и ответы!
Если ребенок ворует: как понять причины и найти решение
2 октября 2019
Если ребенок ворует: как понять причины и найти решение
У вас стали пропадать вещи или деньги, или вы обнаружили, что у ребёнка, наоборот, появилось то, что вы ему не покупали? У детского воровства есть причины, к которым стоит отнестись серьезно - в любом возрасте ребенка. Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
В Музее русского импрессионизма — новая детская программа
2 октября 2019
В Музее русского импрессионизма — новая детская программа
10 октября в этом столичном музее открывается масштабная выставка «Импрессионизм и испанское искусство». В рамках ее подготовлена и просветительская программа для детей.
Зачем заниматься с детьми музыкой?
1 октября 2019
Зачем заниматься с детьми музыкой?
Думаете, у ребенка нет музыкального слуха? Значит, и петь вместе не будем, да и музыку слушать тоже, наверное, бесполезно... Но, вообще-то, музыкальное развитие совсем не зависит от наличия слуха, а от занятий музыкой есть очень много пользы!
Что почитать в плохую погоду: 14 интересных детских детективов 
1 октября 2019
Что почитать в плохую погоду: 14 интересных детских детективов 
Когда за окном мокро и уныло, да и настроение так себе, спасают книжки с лихо закрученным сюжетом. Заметили, как много в последнее время вышло детских детективов? Настоящий бум! И понятно, почему: они увлекают, заставляют поработать воображение и включают логическое мышление. Полезно почитать! Вот подборка, которая поможет сориентироваться.
Лучший подарок воспитателю: 5 вещей, за которые в садике вам скажут «спасибо»
27 сентября 2019
Лучший подарок воспитателю: 5 вещей, за которые в садике вам скажут «спасибо»
День воспитателя мы отмечаем 27 сентября, — и это хороший повод поздравить и сказать что-то приятное человеку, которому доверяем самого любимого ребёнка на свете. Но быть внимательными можно и нужно круглый год! Как общаться и сотрудничать с воспитателем, чтобы хорошо было всем, и ребенку тоже?
Новый проект Российской государственной детской библиотеки: «Читаем вместе с собакой»
27 сентября 2019
Новый проект Российской государственной детской библиотеки: «Читаем вместе с собакой»
Собаки слушают сказки? Да, и не только их! И помогают детям по-настоящему увлечься чтением.
Опять простуда: чем занять заболевшего ребёнка?
26 сентября 2019
Опять простуда: чем занять заболевшего ребёнка?
Ребёнок проснулся бледный, скучный, расчихался, захлюпал носом? Ох уж эта осенняя простуда! Как вести себя с заболевшим и как помочь ему быстрее пойти на поправку?
Мой ребенок постоянно говорит!
25 сентября 2019
Мой ребенок постоянно говорит!
Похоже, этот ребенок просто не может провести ни минуты, не комментируя все вокруг. Он болтун или просто такой общительный? Как общаться с «говоруном» и надо ли учить его молчать, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Дмитрий Емец о чтении, гаджетах и семье Пегасов
23 сентября 2019
Дмитрий Емец о чтении, гаджетах и семье Пегасов
Популярный детский писатель и многодетный папа рассказал, зачем детям читать и как привить им интерес к книгами, — специально для вас. 
10 отличных детских энциклопедий и атласов: от мировых цивилизаций до редких животных
20 сентября 2019
10 отличных детских энциклопедий и атласов: от мировых цивилизаций до редких животных
Самые интересные книги для любознательных детей, которые не перестают задавать вопросы и всегда готовы узнавать что-то новое. Родителям тоже стоит прочитать!