14 мая 2018

Личный опыт: мои дочери учатся в школе для одаренных детей

У современных родителей нередко возникают претензии к нынешней системе образования и тому, как построен учебный процесс. Многие считают, что детей слишком нагружают, но при этом педагоги учат их не самым важным вещам и не умеют мотивировать. К счастью, школы бывают разными, и в некоторых все устроено так, чтобы дать детям максимум возможностей для развития, при этом не оказывая на них давления. Что собой представляет учеба в школе для одаренных детей? Можно ли совмещать 10 уроков в день и удовольствие от школьных будней? Об этом рассказывает Инна Балакшина, чьи дочери учатся в одной из самых необычных школ Москвы.

Меня зовут Инна, я живу в Москве, у меня четверо детей, трое из них учатся в «Интеллектуале», государственной школе-пансионе для одаренных детей. Маша в этом году выпускница, Саша оканчивает восьмой, Даша шестой класс. Я не считаю своих детей одаренными, скорее мотивированными, но вижу, как много эта школа дает им инструментов для развития их способностей.

Почему моим детям не подошла обычная школа

Мы с мужем всегда старались следовать за интересами детей, не заставлять их заниматься тем, что им не нравится, воспитывать в них самостоятельность. Нам хотелось, чтобы они были ответственными и в жизни, и в учебе.

Никто из моих дочерей не посещал детский сад. Средняя и младшая одно время учились дома: я сама с ними занималась. Мы решили, что им лучше остаться дома на семейном обучении, чем посещать обычную школу.

Моя старшая дочка Маша в детстве очень любила читать, уже летом после первого класса за три дня прочитала «Трех мушкетеров». Но в школе, где она тогда училась, почему-то это не приветствовали: классная руководительница говорила мне, что девочки возраста Маши должны играть, а она в любую свободную минуту читает, даже во время уроков. Учебники, которые выдавали первого сентября, она прочитывала за несколько дней, и ей они были уже неинтересны. К концу второго класса я поняла, что у нее падает мотивация к учебе. Мне хотелось, чтобы она выросла личностью, а не просто ходила на занятия. Я думала, что она выраженный гуманитарий, но вокруг нас не было школ с таким уклоном уже с пятого класса. Я понимала, что обычная школа, даже с хорошей репутацией, ей не подходит.

Об «Интеллектуале» я узнала случайно и очень заинтересовалась. Это государственная школа-пансион, то есть дети могут там в буквальном смысле жить. В этой школе была возможность посещать занятия по вечерам после обычной школы, что Маша и делала целый год. Я увидела, что ребенок просто расцветает, ей интересно узнавать новое, и это желание только растет. При этом она продолжала учиться отлично в своей школе. Впоследствии в «Интеллектуал» поступили и ее сестры.


Как построен учебный процесс

Мне кажется, один из главных принципов этой школы — не давить на детей и ни к чему их не принуждать. Сам директор сказал как-то на собрании: «Мы в школе не очень умеем заставлять детей учиться». Этого и не нужно делать: каждый возьмет столько, сколько может и хочет. Если, к примеру, ребенок стремится серьезно заниматься биологией или математикой, он может посещать специальные, более сложные занятия. Но, как считает моя старшая дочь, здесь даже базовые занятия могут дать намного больше, чем программа обычной школы.

Здесь практикуется особый подход к детям: в классе может быть несколько человек с индивидуальным планом обучения. Мало кто из педагогов опирается исключительно на стандартные учебники. Учителя пытаются найти в каждом ребенке что-то хорошее, помочь детям опереться на их сильные стороны. Для педагогов этой школы нет безнадежных ребят, даже среди тех, кто учится не очень хорошо, не старается. При этом, как я уже говорила, на учащихся нет давления: учителя не будут ни уговаривать их, ни пугать их, что они ничего не добьются. Педагоги очень уважительно относятся к детям, некоторые могут даже обращаются к ученикам на вы еще в пятом классе.

Мне очень нравится, что в этой школе нет звонков. Дети просто подходят к кабинету, когда нужно, ждут учителя. Он ведет урок положенное время, затем отпускает учеников на перемену. В коридоре есть полки с книгами, можно почитать во время перемены. Некоторые так увлекаются, что даже забывают пойти на урок, тем более что звонков нет.

Дети учатся много и упорно: у средней дочери бывает и по 10 уроков в день. С пятого класса и она, и младшая Даша остаются в школе ночевать. Это школа-интернат, и там есть спальный корпус и все условия для налаженного быта. На выходные девочки возвращаются домой. У моей старшей дочери от занятий свободно только воскресенье, этот день она проводит с семьей.

Соответственно, уроки девочки делают там же, в школе. Мне не знакома ситуация, которая так удручает многих родителей, когда приходится стоять у ребенка над душой, чтобы он делал домашнюю работу, или даже выполнять ее вместо школьника. Более того, даже если мне захочется влезть в это, дети, как правило, мне не дают.

Не могу сказать, что им очень много задают, как это бывает в других школах, что у детей даже нет свободного времени. Можно сдать домашнее задание не в указанный день, а позже. Некоторых детей это подводит: они накапливают долги.

Как девочки совмещают учебу и увлечения

Несмотря на плотный учебный график, у детей есть время и на хобби. Например, моя младшая дочь Даша еще до поступления в «Интеллектуал» успела перепробовать несколько видов спорта. Она занималась волейболом, каталась на лыжах, уже учась в школе, сдала нормативы на золотой значок ГТО, а сейчас увлеклась пулевой стрельбой и ходит три раза в неделю на занятия в Училище олимпийского резерва. При этом она посещает секцию стрельбы еще и в школе, играет там в волейбол, баскетбол, ходит в тренажерный зал. А по субботам Даша ездит на Малый мехмат — математический кружок для школьников в МГУ.

Спорт помогает ей не только переключиться с интеллектуальных занятий на физическую активность, но и лучше учиться. Все дело в том, что спорт — это дисциплина, умение концентрироваться и доводить дело до конца.

Вообще в нашей школе очень много интересных дополнительных занятий — от всевозможных спецкурсов и кружков до лектория в библиотеке. Изучать можно все что угодно — от истории реформации и древнегреческого до зоологии беспозвоночных.

Я уверена, что задача школы — не только давать детям необходимый минимум знаний, но и помогать им найти свои таланты, развивать сильные стороны. А еще по максимуму, совместно с родителями, подготовить детей ко взрослой жизни. Я вижу, как изменились мои дети с момента поступления в эту школу, как они хотят быть самостоятельными и стараются проявлять это качество, как они учатся организовывать свое время. Я понимаю, как важно, чтобы ребенку было интересно учиться, чтобы у него была мотивация. И здорово, что это осуществимо в стенах государственной школы.

Читайте также:

Личный опыт: у меня семеро детей, и я счастлива

Личный опыт: мой сын — маленький ученый

Что такое кооперативные игры и как они развивают мозг вашего ребенка

Фото: Olha Tsiplyar/Pressmaster/Viacheslav Nikolaenko/Shutterstock.com

Читайте также:
Мой ребёнок - экстраверт: советы родителям
23 августа 2019
Мой ребёнок - экстраверт: советы родителям
Как понять, что ваш ребенок - экстраверт, и как с ним взаимодействовать (особенно, если родители совсем не такие общительные)?
6 книг о школе, которые стоит прочитать первоклассникам
23 августа 2019
6 книг о школе, которые стоит прочитать первоклассникам
Герои этих книг каждый день ходят на учёбу, попадают в нелепые ситуации, пытаются подружиться с одноклассниками и справиться с трудными уроками. 
«У нас будет новый папа»: как наладить отношения ребенка с отчимом
21 августа 2019
«У нас будет новый папа»: как наладить отношения ребенка с отчимом
Развод давно позади, и, похоже, у мамы будет новый муж, у детей - папа, да и вся семья будет совсем новая. Психолог Анна Скавитина - о том, как помочь отчиму стать «своим» в семье, а детям - привыкнуть к нему.
«Не хочу учиться!» Как мотивировать ребёнка: советы психолога
21 августа 2019
«Не хочу учиться!» Как мотивировать ребёнка: советы психолога
Чем ближе первое сентября, тем мрачнее ребёнок? Помогите ему настроиться на учёбу!
Школьные покупки: на что обратить внимание?
21 августа 2019
Школьные покупки: на что обратить внимание?
Конец августа для многих родителей — время суматошное: надо готовиться к учебному году, покупать форму и школьный рюкзак. Как выбрать качественные вещи, узнаем из рекомендаций Роспотребнадзора.
Как научить ребенка правильному отношению к оценкам
20 августа 2019
Как научить ребенка правильному отношению к оценкам
Надо ли побуждать ребенка изо всех сил стремиться к пятеркам? Почему не стоит ругать за двойки? И как вообще говорить с ребенком о школьных оценках? Разбираемся!
Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины
20 августа 2019
Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины
Должен ли школьник сам справляться с домашними заданиями? И что делать, если он наотрез отказывается? Как помочь ему быть более ответственным?
Почему ребенок ведет себя как деспот? Исправляем ошибки воспитания
19 августа 2019
Почему ребенок ведет себя как деспот? Исправляем ошибки воспитания
Замечаете, что детские капризы превратились в затяжные истерики, а просьбы ребенка больше похожи на приказы? Кажется, дома у вас подрастает маленький тиран: сам ничего не делает, а только требует, требует… В какой момент вы допустили ошибки в его воспитании, и можно ли их теперь исправить? Советует психолог Мария Баулина.
Как вернуться к режиму после каникул? 9 советов, которые точно помогут
19 августа 2019
Как вернуться к режиму после каникул? 9 советов, которые точно помогут
Что важно успеть сделать до сентября? Не только купить форму и тетрадки, но и поговорить с ребенком о том, что он ждет от нового учебного года.
«Мама только моя!» Как помочь детям справиться с ревностью
16 августа 2019
«Мама только моя!» Как помочь детям справиться с ревностью
«Унесите малыша обратно?», предлагает дочка, неделю назад ставшая старшей сестрой. Но детская ревность вовсе не забавная - она доставляет всем членам семьи массу хлопот и напряжения, сказывается на атмосфере в семье. Что делать с детской ревностью, советует психолог Александра Кабалевская.
Детские пищевые привычки закладываются в самом раннем возрасте
16 августа 2019
Детские пищевые привычки закладываются в самом раннем возрасте
Школьник не любит кашу и овощи? Возможно, причина в том, как вы кормили его в детстве!
Режим «гиперопека»: 5 признаков того, что ребенку нужно больше свободы
15 августа 2019
Режим «гиперопека»: 5 признаков того, что ребенку нужно больше свободы
Современные родители так хотят создать своим детям идеальные условия и оградить от проблем, что иногда окружают их чрезмерной заботой. Какие признаки говорят о том, что вам стоит чуть ослабить объятия?
Мой ребенок - левша: как помочь ему использовать его возможности?
13 августа 2019
Мой ребенок - левша: как помочь ему использовать его возможности?
Еще не так давно левшей пытались подстроить под «правый» мир, переучивали, перекладывали карандаши и ложки из левой руки в правую. Но это не недостаток, а важная индивидуальная особенность! О чем важно помнить, если у вас растет ребенок с ведущей левой рукой, и как помочь ему справиться со сложностями, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Робототехника, видеоблогинг, предпринимательство: в чем польза модных занятий для детей?
9 августа 2019
Робототехника, видеоблогинг, предпринимательство: в чем польза модных занятий для детей?
Какие дополнительные занятия не станут лишней нагрузкой для первоклассника, а будут ему интересны, помогут развить полезные навыки и познакомиться с перспективными профессиями будущего?
Мама устала: почему утомляться - это нормально?
7 августа 2019
Мама устала: почему утомляться - это нормально?
Мы уже внутренне приняли, что материнство приносит нам не только радость, но и огорчения. Но почему же мамы даже давно не новорожденных детей так сильно устают? Почему устают мамы, у которых есть помощники и организован быт? Почему мама и усталость чаще всего идут рука об руку, объясняет психолог Анна Скавитина.
«Это не я!» Как научить ребенка отвечать за свои действия
5 августа 2019
«Это не я!» Как научить ребенка отвечать за свои действия
Это не ваш ребенок разбил чашку - она сама выпрыгнула из его рук. А грязные следы на полу (с отпечатками кроссовка) оставил не он, а собака. Похоже, обвинить кого-то другого для него - привычный способ избежать вашего неодобрения. Что же делать?
Дети и деньги: как создать полезные финансовые привычки?
31 июля 2019
Дети и деньги: как создать полезные финансовые привычки?
Родители не всегда достаточно подробно разговаривают с детьми о деньгах. И это серьезная проблема, так как наши финансовая грамотность и благополучие, наши отношения с деньгами, хорошие привычки управления деньгами закладываются в детстве. Как это исправить, рассказывает психолог Анна Скавитина.
В компании сверстников речь ребенка развивается лучше
31 июля 2019
В компании сверстников речь ребенка развивается лучше
Чем больше вокруг детей - тем лучше и их словарный запас!