14 мая 2018

Личный опыт: мои дочери учатся в школе для одаренных детей

У современных родителей нередко возникают претензии к нынешней системе образования и тому, как построен учебный процесс. Многие считают, что детей слишком нагружают, но при этом педагоги учат их не самым важным вещам и не умеют мотивировать. К счастью, школы бывают разными, и в некоторых все устроено так, чтобы дать детям максимум возможностей для развития, при этом не оказывая на них давления. Что собой представляет учеба в школе для одаренных детей? Можно ли совмещать 10 уроков в день и удовольствие от школьных будней? Об этом рассказывает Инна Балакшина, чьи дочери учатся в одной из самых необычных школ Москвы.

Меня зовут Инна, я живу в Москве, у меня четверо детей, трое из них учатся в «Интеллектуале», государственной школе-пансионе для одаренных детей. Маша в этом году выпускница, Саша оканчивает восьмой, Даша шестой класс. Я не считаю своих детей одаренными, скорее мотивированными, но вижу, как много эта школа дает им инструментов для развития их способностей.

Почему моим детям не подошла обычная школа

Мы с мужем всегда старались следовать за интересами детей, не заставлять их заниматься тем, что им не нравится, воспитывать в них самостоятельность. Нам хотелось, чтобы они были ответственными и в жизни, и в учебе.

Никто из моих дочерей не посещал детский сад. Средняя и младшая одно время учились дома: я сама с ними занималась. Мы решили, что им лучше остаться дома на семейном обучении, чем посещать обычную школу.

Моя старшая дочка Маша в детстве очень любила читать, уже летом после первого класса за три дня прочитала «Трех мушкетеров». Но в школе, где она тогда училась, почему-то это не приветствовали: классная руководительница говорила мне, что девочки возраста Маши должны играть, а она в любую свободную минуту читает, даже во время уроков. Учебники, которые выдавали первого сентября, она прочитывала за несколько дней, и ей они были уже неинтересны. К концу второго класса я поняла, что у нее падает мотивация к учебе. Мне хотелось, чтобы она выросла личностью, а не просто ходила на занятия. Я думала, что она выраженный гуманитарий, но вокруг нас не было школ с таким уклоном уже с пятого класса. Я понимала, что обычная школа, даже с хорошей репутацией, ей не подходит.

Об «Интеллектуале» я узнала случайно и очень заинтересовалась. Это государственная школа-пансион, то есть дети могут там в буквальном смысле жить. В этой школе была возможность посещать занятия по вечерам после обычной школы, что Маша и делала целый год. Я увидела, что ребенок просто расцветает, ей интересно узнавать новое, и это желание только растет. При этом она продолжала учиться отлично в своей школе. Впоследствии в «Интеллектуал» поступили и ее сестры.


Как построен учебный процесс

Мне кажется, один из главных принципов этой школы — не давить на детей и ни к чему их не принуждать. Сам директор сказал как-то на собрании: «Мы в школе не очень умеем заставлять детей учиться». Этого и не нужно делать: каждый возьмет столько, сколько может и хочет. Если, к примеру, ребенок стремится серьезно заниматься биологией или математикой, он может посещать специальные, более сложные занятия. Но, как считает моя старшая дочь, здесь даже базовые занятия могут дать намного больше, чем программа обычной школы.

Здесь практикуется особый подход к детям: в классе может быть несколько человек с индивидуальным планом обучения. Мало кто из педагогов опирается исключительно на стандартные учебники. Учителя пытаются найти в каждом ребенке что-то хорошее, помочь детям опереться на их сильные стороны. Для педагогов этой школы нет безнадежных ребят, даже среди тех, кто учится не очень хорошо, не старается. При этом, как я уже говорила, на учащихся нет давления: учителя не будут ни уговаривать их, ни пугать их, что они ничего не добьются. Педагоги очень уважительно относятся к детям, некоторые могут даже обращаются к ученикам на вы еще в пятом классе.

Мне очень нравится, что в этой школе нет звонков. Дети просто подходят к кабинету, когда нужно, ждут учителя. Он ведет урок положенное время, затем отпускает учеников на перемену. В коридоре есть полки с книгами, можно почитать во время перемены. Некоторые так увлекаются, что даже забывают пойти на урок, тем более что звонков нет.

Дети учатся много и упорно: у средней дочери бывает и по 10 уроков в день. С пятого класса и она, и младшая Даша остаются в школе ночевать. Это школа-интернат, и там есть спальный корпус и все условия для налаженного быта. На выходные девочки возвращаются домой. У моей старшей дочери от занятий свободно только воскресенье, этот день она проводит с семьей.

Соответственно, уроки девочки делают там же, в школе. Мне не знакома ситуация, которая так удручает многих родителей, когда приходится стоять у ребенка над душой, чтобы он делал домашнюю работу, или даже выполнять ее вместо школьника. Более того, даже если мне захочется влезть в это, дети, как правило, мне не дают.

Не могу сказать, что им очень много задают, как это бывает в других школах, что у детей даже нет свободного времени. Можно сдать домашнее задание не в указанный день, а позже. Некоторых детей это подводит: они накапливают долги.

Как девочки совмещают учебу и увлечения

Несмотря на плотный учебный график, у детей есть время и на хобби. Например, моя младшая дочь Даша еще до поступления в «Интеллектуал» успела перепробовать несколько видов спорта. Она занималась волейболом, каталась на лыжах, уже учась в школе, сдала нормативы на золотой значок ГТО, а сейчас увлеклась пулевой стрельбой и ходит три раза в неделю на занятия в Училище олимпийского резерва. При этом она посещает секцию стрельбы еще и в школе, играет там в волейбол, баскетбол, ходит в тренажерный зал. А по субботам Даша ездит на Малый мехмат — математический кружок для школьников в МГУ.

Спорт помогает ей не только переключиться с интеллектуальных занятий на физическую активность, но и лучше учиться. Все дело в том, что спорт — это дисциплина, умение концентрироваться и доводить дело до конца.

Вообще в нашей школе очень много интересных дополнительных занятий — от всевозможных спецкурсов и кружков до лектория в библиотеке. Изучать можно все что угодно — от истории реформации и древнегреческого до зоологии беспозвоночных.

Я уверена, что задача школы — не только давать детям необходимый минимум знаний, но и помогать им найти свои таланты, развивать сильные стороны. А еще по максимуму, совместно с родителями, подготовить детей ко взрослой жизни. Я вижу, как изменились мои дети с момента поступления в эту школу, как они хотят быть самостоятельными и стараются проявлять это качество, как они учатся организовывать свое время. Я понимаю, как важно, чтобы ребенку было интересно учиться, чтобы у него была мотивация. И здорово, что это осуществимо в стенах государственной школы.

Читайте также:

Личный опыт: у меня семеро детей, и я счастлива

Личный опыт: мой сын — маленький ученый

Что такое кооперативные игры и как они развивают мозг вашего ребенка

Фото: Olha Tsiplyar/Pressmaster/Viacheslav Nikolaenko/Shutterstock.com

Читайте также:
Можно ли ссориться при детях? Ученые против!
24 мая 2019
Можно ли ссориться при детях? Ученые против!
Даже если вы обычно ссоритесь в соседней комнате и уверены, что ребенок этого не замечает, напряжение между вами негативно влияет на детскую психику.
Как объяснить ребёнку, почему люди едят мясо
22 мая 2019
Как объяснить ребёнку, почему люди едят мясо
В вашей жизни обязательно наступит момент, когда ребёнок об этом спросит.
Кто тут самый заботливый родитель?
22 мая 2019
Кто тут самый заботливый родитель?
Как лягушки и жабы научились заботиться о потомстве - и почему это важно для эволюции
Гаджеты помогают семейному общению. Но не всегда!
21 мая 2019
Гаджеты помогают семейному общению. Но не всегда!
Почему смартфоны могут объединить семью, но в то же время мешают общению?
Вечные ценности и где они обитают
15 мая 2019
Вечные ценности и где они обитают
Как научить детей самому доброму и светлому.
Что такое кооперативные игры и как они развивают мозг вашего ребёнка
13 мая 2019
Что такое кооперативные игры и как они развивают мозг вашего ребёнка
Настольные игры — это не просто развлечение!
Почему так важно читать ребёнку вслух
10 мая 2019
Почему так важно читать ребёнку вслух
И начать это делать стоит как можно раньше.
Почему у каждого ребёнка должна быть любимая игрушка
6 мая 2019
Почему у каждого ребёнка должна быть любимая игрушка
Медвежонок, кукла или машинка могут стать вашими помощниками в воспитании.
Разрешать ли детям смотреть телевизор?
1 мая 2019
Разрешать ли детям смотреть телевизор?
Отвечает психолог Анна Скавитина.
Майские премьеры на «О!»: смотрите новые мультфильмы в эфире!
30 апреля 2019
Майские премьеры на «О!»: смотрите новые мультфильмы в эфире!
Оставайтесь с «О!» и всё узнаете первыми!
Как танцы помогают мальчикам расти настоящими мужчинами
29 апреля 2019
Как танцы помогают мальчикам расти настоящими мужчинами
Сила, уверенность в себе и джентльменские качества — вот что дают танцы.
Развитие речи: когда нужна помощь логопеда
26 апреля 2019
Развитие речи: когда нужна помощь логопеда
Помогите ребёнку заговорить правильно!
8 интересных способов разукрашивания пасхальных яиц
25 апреля 2019
8 интересных способов разукрашивания пасхальных яиц
Арт-терапевт и художница делятся лично опробованными методиками.
Эти 7 игр сделают вашу прогулку ещё полезнее
22 апреля 2019
Эти 7 игр сделают вашу прогулку ещё полезнее
Как сделать прогулки с ребёнком увлекательными и запоминающимися?
«Возьми себя в руки!»: как научить ребёнка справляться с эмоциями
19 апреля 2019
«Возьми себя в руки!»: как научить ребёнка справляться с эмоциями
Чтобы управлять эмоциями, нужно их признать.
75 домашних дел, которые можно поручить ребёнку
17 апреля 2019
75 домашних дел, которые можно поручить ребёнку
Он может делать это сам!