13 июня 2018

Ранняя сексуальность: норма или повод для беспокойства?

Тема секса в разговорах с детьми часто оказывается табуированной. Родители не готовы к честным ответам на детские вопросы, да и в принципе к беседам про половое воспитание с дошкольниками, а в результате уровень сексуальной грамотности оставляет желать лучшего. А ведь это лучшая профилактика ранних интимных связей и сексуального насилия. Как проявляется сексуальность в дошкольном возрасте? Что должен знать первоклассник о своем теле? На эти вопросы отвечает эксперт «О!» психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Сталкиваясь с последствиями воздействия огромного объема плохо регулированной информации на детскую психику, социологи, педагоги и психологи бьют тревогу и предлагают подумать о сексуальном воспитании детей, начиная с самого раннего возраста. Во многом это оказывается вынужденной мерой, призванной не совратить ребенка сексуальными темами, а защитить его неокрепшую психику от негативного воздействия. Под сексуальным воспитанием понимается предоставление ребенку научной, биологической и физиологической информации о строении человеческого тела, отличиях между представителями разных полов и нормах поведения людей при естественных сексуальных проявлениях, а также навыков определения нормы и насилия в сексуальной сфере, а главное — поиска помощи в сложных случаях.

Те страны, которые начали проводить политику сексуального воспитания с раннего возраста, обнаружили, что со временем возраст сексуального дебюта подростков начал повышаться и сейчас стремится к 18 годам, уменьшается количество нежелательных беременностей от ранних отношений и, как следствие, абортов, а также заболеваний, передающихся половым путем.

В нашей стране возраст начала сексуальных отношений неуклонно снижается. Сегодняшние 14−20 летние подростки начали сексуальные отношения в среднем в 15 лет и 9 месяцев. Конечно, ранняя половая жизнь подростка связана не столько с желанием сексуальной активности, сколько является последствием психологического давления, желания поднять свою самооценку в глазах окружающих, а наступление беременности приводит к их отвержению сверстниками и родителями и заканчивается абортами. Беременные 14−15-летние девочки — это девочки, отвергнутые обществом и своей семьей еще задолго до их беременности. Есть подтвержденная связь между ранним сексом и психическими нарушениями: неврозами и неадекватным восприятием реальности. То есть ранний секс — это симптом того, что с ребенком может быть что-то не в порядке.

Пока наше государство думает о формировании общей политики сексуального воспитания детей, что можем сделать мы, родители? Для начала было бы неплохо организовать «сексуальный ликбез» про детей для взрослых, чтобы сами родители понимали, что нормально, а что — нет. Попытаюсь очень сжато рассказать здесь о нормальной ранней детской сексуальности.

Младенцы

Первая фаза сексуальности начинает развиваться еще в младенческом возрасте: малыши испытывают удовольствие от сосания, им нравится, когда их держат, гладят, касаются, обнимают. Младенец может трогать себя, в том числе гениталии — так он изучает свое тело, это нормальные исследовательские потребности. Также ребенок может стимулировать себя, когда пытается заснуть — тереться об одеяло или игрушку. Отношение родителей к этому должно быть спокойное и понимающее. Если мама и папа запрещают такое поведение — кричат, наказывают, то оно может усилиться. Если вы спокойны, то исследование со временем проходит.

Дети, начавшие ходить

Объятия и поцелуи для них очень важны, они дают чувство уверенности и безопасности. У детей этого возраста начинают формироваться представления о различиях между полами, они любопытны к телу другого и, в частности, к гениталиям другого.

3−4 года

Дети чувствуют больше удовольствия при играх с гениталиями. Им интересно, что происходит в ванной и туалете, они используют специальный «туалетный» язык и очень радуются этому. Взрослые часто оказываются смущены «смелыми» высказываниями малышей, и дети это замечают. У них появляется потребность уединяться при осуществлении выделительных функций и при мытье в ванной — в этом возрасте они уже могут справляться с гигиеной своих органов без помощи взрослых. В этом возрасте дети могут трогать свои гениталии и бегать в туалет помочиться при сильном возбуждении. Появляется главный вопрос: «Откуда берутся дети?»

Научная информация: дети должны знать названия частей тела, в том числе гениталий — пенис, яички, яичники, вагина, ягодицы, анус и т. д. Вы можете использовать и «домашние названия», но ребенок должен знать, как и какая часть тела называется правильно. Также он должен знать, что есть интимные части тела, которые никто не может трогать без разрешения, только мама, если она пока помогает в гигиенических процедурах, или врач, если он делает это в присутствии мамы по медицинским показаниям. Стоит объяснить еще и то, что все появляются на свет в процессе рождения при участии мамы и папы. Так мы помогаем формированию телесных границ ребенка и занимаемся профилактикой насилия. Благодаря этим знаниям в случае физического или сексуального насилия ребенок сможет объяснить родителям, что произошло.

5 лет

Появляется скромность. В этом возрасте дети реже демонстрируют гениталии. Им нравится имитировать взрослое поведение, они уже знают различия между полами и играют в игры, где есть назначенные гендерные роли: семья, свадьба, войнушка. Появляются моральные рассуждения.

Научная информация: дошкольник должен подробно знать, как устроен организм человека, вместе с ребенком можно читать детские книги по анатомии, обсуждать разницу полов. Обязательно обучите детей двум важным правилам:

  • никто не трогает тебя и твои гениталии. Если вдруг это происходит, скажи твердо «нет» и уходи, расскажи об этом родителям. Ты не виноват, тебя никто ругать не будет;

  • если другой человек говорит «нет» и не хочет, чтобы его трогали, остановись и не делай этого.

Так мы учим уважению своих и чужих границ, защищаем ребенка от насилия и не даем ему проявлять насильственные действия по отношению к другим людям.

6−8 лет

Появляется скромность, потребность побыть одному. Очень важно эту потребность учитывать и уважать. К этому возрасту дети уже понимают, что некоторые виды человеческой деятельности — дефекация, мочеиспускание, мастурбация — происходят в уединении. Если ребенок об этом забывает, то не стоит ругать его, лучше мягко напомнить, где можно заниматься этими вещами.

Научная информация: младшие школьники должны знать, откуда берутся дети и как живут разные типы семей. Так как ребенок уже может остаться на некоторое время без сопровождения родителя, то важно понимать, к кому он может обратиться за помощью, стоит ввести понятие «дежурного» взрослого: кассир в магазине, администратор в отеле, полицейский, женщина с ребенком на улице. В этом возрасте дети уже должны понимать, кому и что можно и нельзя рассказывать, кому доверять, а кому не стоит, кто такие близкие, родственники, друзья, знакомые, соседи, незнакомцы. Мы продолжаем простраивать телесные, физические, социальные границы и заботиться о безопасности ребенка.

Конечно, главная профилактика насилия сейчас и в будущем — это здоровая семейная атмосфера, уважение друг к другу родителей, членов семьи, а также уважение к телесным и психическим границам ребенка. Важны открытые разговоры обо всем, что волнует ребенка, без запугиваний. Лучше отвечать на детские вопросы сразу, не ждать подходящего места и времени. Если мама и папа поддерживают достижения ребенка в учебе, спорте, в разных хобби, то в бурном подростковом возрасте ему легче будет повышать свою самооценку с помощью социально разрешенных способов и поддержки друзей и родителей, а не пускаться во все тяжкие.

Другие статьи Анны Скавитиной:

«Цифровое поколение»: инструкция по применению

Как объяснить ребенку, почему люди едят мясо

5 главных вопросов о книгах, ответы на которые должен знать каждый родитель

Фото: Nuamfolio/Evgeny Atamanenko/Tania Kolinko/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
Новый выпуск программы «О! Дети» будет посвящён детским книгам
12 декабря 2018
Новый выпуск программы «О! Дети» будет посвящён детским книгам
Гости нового выпуска программы «О! Дети» поговорят о современной детской литературе.
7 новогодних традиций, которые можно завести уже в этом году
11 декабря 2018
7 новогодних традиций, которые можно завести уже в этом году
Создайте дома атмосферу праздника!
«Никогда не думай, что 11 лет — это много!»: письмо первокласснику
10 декабря 2018
«Никогда не думай, что 11 лет — это много!»: письмо первокласснику
Искренние советы первоклассникам от первокурсника журфака.
Изучаем окружающий мир: как живут пингвины
6 декабря 2018
Изучаем окружающий мир: как живут пингвины
Как рассказать детям о пингвинятах и их мамах и папах.
О! Дети. Выпуск 12. Дислексия — дар или проблема? (видео)
6 декабря 2018
О! Дети. Выпуск 12. Дислексия — дар или проблема? (видео)
Если вы пропустили, смотрите эфир прямо сейчас!
Как правильно воспитывать родителей: вредные советы психолога детям
5 декабря 2018
Как правильно воспитывать родителей: вредные советы психолога детям
6 типов поведения, с помощью которых можно манипулировать мамой и папой.
Всё о зиме: 10 загадок самого холодного времени года
2 декабря 2018
Всё о зиме: 10 загадок самого холодного времени года
Пройдите этот зимний тест вместе с детьми!
Как темперамент влияет на характер ребёнка: разбираемся вместе с психологом
29 ноября 2018
Как темперамент влияет на характер ребёнка: разбираемся вместе с психологом
Психолог Мария Наумова о секретах воспитания детей разных темпераментов.
Эмоциональная устойчивость и творческое мышление: чему ещё могут научить неудачи
28 ноября 2018
Эмоциональная устойчивость и творческое мышление: чему ещё могут научить неудачи
Позвольте ребёнку самостоятельно получить этот полезный опыт!
Чему учат в школе: как проходят современные уроки дизайна
26 ноября 2018
Чему учат в школе: как проходят современные уроки дизайна
Разбираемся вместе с экспертами.
Проект Family3 снял документальный фильм, посвящённый родительскому выгоранию
26 ноября 2018
Проект Family3 снял документальный фильм, посвящённый родительскому выгоранию
Фильм можно посмотреть бесплатно в интернете.
«Поколение детей с СДВГ — это наше будущее»:  4 теневых признака синдрома, о которых рассказывает нейропсихолог
24 ноября 2018
«Поколение детей с СДВГ — это наше будущее»: 4 теневых признака синдрома, о которых рассказывает нейропсихолог
Как понять, что является вариантом нормы, а что — тревожный симптом?
Гости программы «О! Дети» поговорят о дислексии
23 ноября 2018
Гости программы «О! Дети» поговорят о дислексии
Как помочь ребёнку, которому тяжело даются чтение, письмо или счёт?