«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
6+
18:05
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Лабораториум. Маленькие исследователи»«Лабораториум. Маленькие исследователи»
0+
20:40
«Лабораториум. Маленькие исследователи»
«Ася и Вася». Мультсериал (С субтитрами)«Ася и Вася». Мультсериал (С субтитрами)
0+
20:45
«Ася и Вася». Мультсериал (С субтитрами)

Кому и зачем нужна игротерапия?

Игровая терапия — распространенный вид психотерапии, который используется не только для детей, но и для взрослых. Она помогает справиться с тревогами, найти варианты решения проблем, понять свои страхи с помощью… игры. Кому и как помогает игротераптия «О!» рассказала детский психолог Светлана Пятницкая.

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста

Современные родители наслышаны о том, что игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В игре ребенок импровизирует, отражает ситуации, которые производят на него глубокие впечатления, пробует различные способы поведения. Для ребёнка это серьёзное, наполненное смыслом занятие, которое способствует его психическому, физическому и социальному развитию и позволяет понять, как он приспосабливается к окружающему миру и познает его.

Помимо этого, игра для ребёнка является некой формой «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы такие ситуации, как травматичный опыт, различные конфликты и неприятные ощущения. Игра, также, позволяет в значительной мере отреагировать страхи, которые сковывают ребенка и встретиться с глубоко затаенными, невысказанными чувствами. Часто впечатления так переполняют ребёнка, что он не способен выразить их словами, зато для этого можно использовать игру. Дети переживают игровые ощущения как безопасные и создающие благоприятную атмосферу.

Методики игротерапии

Игровые методики различаются:

  • по степени директивности (выполнению принятого решения);

  • по частоте игровых сеансов;

  • по формату работы — игра может применяться как способ индивидуального воздействия и в целях групповой психотерапии.

Иногда проводится совместная игра детей с родителями. Психотерапевт в игре может быть наблюдателем, партнёром либо руководителем.

Кому поможет игротерапия

Игротерапия может быть полезна детям, которые испытывают:

  • затруднения при общении (низкий уровень социальной компетентности);

  • нарушения волевой сферы (слабоволие, капризы, упрямство, негативизм);

  • нарушения эмоциональной сферы (страхи, агрессивность, застенчивость);

  • нарушение внимания, рассеянность, гиперактивность;

  • проблемы в развитии: задержка психического развития (ЗПР), легкие формы умственных расстройств;

  • последствия педагогической запущенности;

  • проблемы в контексте с разводом родителей, усыновлением.

Игротерапия расширяет ролевой репертуар в поведении ребенка, снимает эмоциональное напряжение и способствует достижению эмоциональной устойчивости, корректирует нарушения поведения детей с ограниченными возможностями здоровья и детско-родительские отношения.

Как работают психологи

По мнению известного американского психотерапевта Вайолет Оклендер (автора книг «Окна в мир ребенка» и «Скрытые сокровища») для психолога, работающего с ребёнком, важно всё: какие игрушки и темы для проигрывания он выбирает, трудно ли ему переключаться с одной игры на другую, общаются ли внутри игры его герои и персонажи.

В своей работе психолог использует возможность обращать внимание ребёнка на процесс его игры: «Тебе нравится играть медленно» и на то, что он делает: «Ты укладываешь куклу спать». Специалист наблюдает за позой, мимикой и жестами, прислушивается к фразам. Иногда обсуждение игры происходит после завершения или в момент паузы, исключая прерывание её течения. Психолог может взять несколько игрушек и предложить ребёнку разыграть с ними сюжет, воссоздает и структурирует ситуацию из жизни, просит вообразить себя выбранной игрушкой и рассказать, на что он похож, что делает, что ему хотелось бы делать.

Существуют правила, которые важно соблюдать: сеанс игротерапии не должен длиться дольше 45 минут, из игровой комнаты нельзя ничего уносить, а также ломать, наносить повреждения психологу или самому себе. За пять минут до окончания сеанса психолог предупреждает ребёнка о скором завершении: «У нас осталось на игру еще пять минут» или «Вскоре мы должны закончить».

Игротерапия в формате: родитель+ребёнок

Терапия детско-родительского взаимодействия подразумевает полноценное участие родителя в процессе игры. Одна из её создательниц, Шейла Айберг считала, что во время раннего детства родители — центр мира ребенка. Они обеспечивают ему питание, поддержку, безопасность, возможности учиться, а также оказывают огромное влияние на эмоциональное развитие ребенка, на его поведение. Одни типы родительского отношения и модели взаимодействия родителя и ребёнка могут служить причиной проблем у детей или усугублять эти проблемы, а другие — могут оказывать огромное положительное влияние.

В результате правильного взаимодействия в рамках игротерапии, между родителем и ребенком шаг за шагом выстраиваются теплые эмоциональные отношения, родители начинают видеть многие положительные качества своих детей и становятся менее требовательными, учатся искренне и с чувствами тонко реагировать на детей, учатся стимулировать их развитие, в результате чего поведение ребенка улучшается. Для детей с тревожностью, депрессией и негативизмом это неоценимый вклад в формирование личности.

Читайте другие статьи Светланы Пятницкой:

7 веселых уличных игр для этого лета

Уроки доброты: как говорить с ребенком об особенных детях

10 игр, которые помогут исправить почерк ребёнку

Фото: triocean/shapovalphoto/Andrey_Kuzmin/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти