5 ноября 2018

Как приучить ребёнка к труду: советы педагога-психолога

Все родители хотят, чтобы дети выросли трудолюбивыми и ответственными людьми. Но, к сожалению, не все ребята стремятся помогать своим мамам по дому, некоторые откровенно ленятся, бывает, дело даже доходит до слёз. Своим опытом по воспитанию трудолюбивых детей поделилась педагог-психолог, мама троих детей Елена Дейнего.

Елена Дейнего, педагог-психолог, мама троих детей, ведущая группы поддержки для мам «Точка опоры», основатель психологического центра «Запасной рай»
Елена Дейнего, педагог-психолог, мама троих детей, ведущая группы поддержки для мам «Точка опоры», основатель психологического центра «Запасной рай»

Воспитание ребёнка включает в себя в том числе развитие ответственности и трудолюбия. Это, кстати, отражено даже в педагогических методиках. Например, если вы ходите с ребёнком на занятия Монтессори, то наверняка обратили внимание, что в конце занятия все ребята убирают за собой. По Вальдорфской системе воспитатель сам трудится в процессе обучения, и через это тоже происходит приучение к труду.

Главное — системность

Самый главный секрет в воспитании трудолюбивого ребёнка заключается в постепенном приобщении к домашней работе. Важно, чтобы он начал получать радость от выполнения какого-то одного дела. В раннем возрасте можно начать с чего-то очень простого, но значимого. Выполнение дела должно не только приносить положительные эмоции, а ещё и давать понимание того, что малыш делает полезный вклад в семейный быт. Тогда он быстро почувствует себя нужным и осознает свою важность в жизни семьи. Так, выстраивая процесс приобщения к труду поэтапно, родители могут помочь ребёнку стать самодостаточным.

Часто родители используют какую-нибудь награду в качестве дополнительной стимуляции за труд. Если без вознаграждения малыш помогать вам не хочет, то стоит задуматься, почему так происходит. Может быть, у него перед глазами нет хорошего примера, которому можно подражать? Или в семье все задачи уже распределены, и малыш просто никуда не вписывается?

Учтите, что наградой или поощрением ребёнка за выполненный труд может быть не обязательно что-то материальное. Иногда достаточно признания родителей: «Ты — мой помощник», «Моя хозяюшка». К тому же наградой может стать приятный семейный вечер после совместного дела.

Не все работы по дому можно доверить маленькому ребёнку, поэтому домашние обязанности лучше распределить по возрастам. Эта подборка основана на моём родительском опыте.

С 1 года до 3 лет

Малыша от года можно хвалить за то, что он возвращает вещи на свои места, это может превратиться в очень весёлую игру. Ещё ребёнок может вытирать запачканный стол своей тряпочкой. У него может быть маленькая щёточка и совочек, чтобы подметать. Не стоит сразу рассчитывать на хороший результат работы, пока для него это просто развлечение.

Ближе к трём годам ребёнок может уже собирать свои игрушки в коробку, книжки и журналы класть на полку. На кухне он способен помочь отнести салфетки и тарелки на стол. Ещё малышу можно доверить положить крупу или банки с консервами из сумки с продуктами в нужное место.

4 года

В этом возрасте ребёнка можно не только привлекать к разбору сумок с продуктами, но и брать его с собой в магазин. Там ему можно доверить выбирать крупы, макароны, овощи. По расписанию и под наблюдением родителей малыш может кормить домашних животных. Ещё в доме ему лучше всего выделить какое-нибудь конкретное место для уборки, например, в прихожей. В 4 года он способен помогать родителям застилать постель, развешивать после стирки носочки, платочки и складывать небольшие сухие вещи. На кухне его можно приобщить к готовке сухих завтраков на всю семью, например, хлопьев. Специальным ножом он может намазывать масло на хлеб, накладывать еду в тарелки и помогать раскладывать украшения на десерты.

5 лет

В 5 лет с разрешения мамы ребенок может приготовить какие-то ингредиенты для блюда, например, измельчить сыр на тёрке, а без присмотра родителей он может кормить животных и убирать за ними. Также его можно попросить наводить порядок в своей комнате, самостоятельно одеваться и класть свою одежду на место, сортировать белье для стирки, помогать выносить мусор, мыть машину. А ещё в пять лет он сам уже вправе решать, куда потратить часть своих накопленных денег. Если есть какие-то ограничения, то он должен о них знать.

6 лет

В 6 лет ребёнок может пылесосить, поливать растения, чистить овощи, варить яйца, вместе с мамой готовить кашу, собирать для себя перекус на занятия или в длительную прогулку. Он может начать вместе с родителями выгуливать домашних животных. Если семья живёт за городом, то зимой ребёнку можно доверить убирать своей маленькой лопаткой снег, а осенью и весной — листья. Детям такое занятие очень нравится. В этом возрасте детям можно поручить самостоятельно сервировать стол, а если такой привычки в семье нет, то им можно доверить наведение порядка на полочках в ванной. Главное, чтобы это было системным занятием.

7 лет

В 7 лет уже появляется ответственность за собственное имущество. Например, разрешите ребёнку ухаживать своим за велосипедом: следить за его сохранностью, разбирать, смазывать. Ему можно позволить не только кормить и выгуливать животное, но и мыть его, дрессировать. Семилетний ребёнок способен помогать маме нести из магазина какие-нибудь нетяжёлые продукты, а ещё пользоваться утюгом, вставать по будильнику и самостоятельно передавать деньги в школу.

8 лет

Восьмилетний школьник уже может продумывать дизайн своей комнаты, переставлять мебель так, как ему нравится. Вместе с родителями в магазинах он имеет право выбирать для себя одежду и обувь. Без напоминания он должен относить в стирку грязную одежду, наводить порядок в своих шкафах, помогать другим в каком-то деле, например, в полировке мебели. Девочки в этом возрасте могут учиться пришивать пуговицы, зашивать свои колготки, помогать маме в приготовлении пирога.

Если дети с раннего возраста не были приучены к труду, то вы непременно столкнётесь с сопротивлением, которое нужно пережить. Важно выделить время для разговора с детьми. В беседе перечислите все возможные дела, предоставьте ребятам возможность выбрать то, что им хочется. Необходимо определиться, с какой периодичностью дети будут выполнять работу, и вы должны приготовиться напоминать о ней время от времени.

Говорите своим детям, что любая работа — это счастье, потому что она даёт людям удовольствие и результат. Если они смогут испытать этот опыт, то захотят повторять его снова и снова, становясь трудолюбивыми и энергичными.

Фото: Africa Studio, Oksana Kuzmina / Shutterstock.com

Читайте также:

Чтобы вырастить детей счастливыми, балуйте их почаще

Сказки на ночь для юных бунтарок: 3 вдохновляющие истории о сильных женщинах

12 метких цитат о родительстве психолога Людмилы Петрановской

7 советов, которые помогут вырастить ребенка оптимистом

Читайте также:
6 навыков, которые развивает лего-конструирование
16 ноября 2018
6 навыков, которые развивает лего-конструирование
Знания, который пригодятся в жизни.
Научите интровертов расставлять личные границы, а экстравертов различать эмоции 
15 ноября 2018
Научите интровертов расставлять личные границы, а экстравертов различать эмоции 
Как понять тип личности ребёнка, рассказывает детский психолог.
Эти 5 игр сделают вашего ребенка добрее и заботливее
13 ноября 2018
Эти 5 игр сделают вашего ребенка добрее и заботливее
Играйте и читайте с пользой для души.
Чтобы вырастить детей счастливыми, балуйте их почаще
9 ноября 2018
Чтобы вырастить детей счастливыми, балуйте их почаще
Как баловство делает ребёнка счастливым?
18 вопросов про развод: отвечает психолог
7 ноября 2018
18 вопросов про развод: отвечает психолог
Как рассказать ребёнку о разводе и нужно ли ждать, пока он вырастет для этого разговора?
Гениальность и реальность: как правильно развивать таланты ребенка
2 ноября 2018
Гениальность и реальность: как правильно развивать таланты ребенка
Ребенок не интересуется дополнительными занятиями? Имеет право!
Как помочь ребёнку побороть неуверенность в себе? 
1 ноября 2018
Как помочь ребёнку побороть неуверенность в себе? 
Почему ребёнок боится общаться с людьми?
7 способов справиться с синдромом выученной беспомощности
31 октября 2018
7 способов справиться с синдромом выученной беспомощности
Работает не только на детях, но и на взрослых!
Почему запугивание — самый бесполезный способ воспитания детей
31 октября 2018
Почему запугивание — самый бесполезный способ воспитания детей
Психолог рассказывает, к чему могут привести безобидные запугивания детей.
Дислексия — дар или проблема?
30 октября 2018
Дислексия — дар или проблема?
Почему дислексия — это преимущество перед другими детьми?