2 октября 2019

Если ребенок ворует: как понять причины и найти решение

У вас стали пропадать вещи или деньги, или вы обнаружили, что у ребёнка, наоборот, появилось то, что вы ему не покупали? У детского воровства есть причины, к которым стоит отнестись серьезно — в любом возрасте ребенка. Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Заработал или подарили?

Одна из причин: они учатся этому от нас. Нет, я даже не имею в виду, что мы воруем в магазине или «одолжили» канцелярию в своём офисе, чтобы пользоваться дома. А что же тогда?
Чтобы решить проблему воровства, стоит посмотреть на мир глазами детей. В детском и даже подростковом мире вещи, которыми окружён человек — это не те вещи, которые он заработал своими усилиями, это символы власти, которыми тебя наделяют люди, их имеющие. В основном, родители. Реже бывает, но это и более ценно — родственники, воспитатели, учителя. Которые даруют что-то с барского плеча, не всегда по понятным причинам — ну, кроме дня рождения.
Конечно, многие родители сейчас скажут: «Не знаю, как другие, но мы своих приучаем к тому, откуда берутся деньги, с детства. Например, учим зарабатывать, получать карманные деньги за выполненные домашние дела. Они должны же понимать!»
Да, мы их учим, они понимают, откуда берутся деньги — от вас и других людей, обладающих властью.
Например, ваш ребёнок целых две четверти учился и делал уроки, он даже застилал кровать каждое (!) утро, чтобы получить новый телефон. И вы ему этот телефон купили. Не подарили! Он его честно заработал на договорных условиях. Через какое-то время вы обнаружили, что ребёнок сидит в телефоне днями и ночами, кровать не заправляет, домашнюю работу делать перестал. Ваши действия? Очевидно, что во всем виноват … телефон. И поэтому надо его отобрать или ввести жесткие ограничения на пользование. И вы экспроприируете честно заработанную собственность ребёнка. И предлагаете вернуть при условии, например, что ребёнок исправит оценки. Как он это воспринимает? Как жестокую несправедливость: он уже выполнил условия контракта, почему же введены санкции и налоги на пользование? О них никто не предупреждал. Он воспринимает это, как воровство — вы у него украли. Поэтому он будет сражаться как лев, чтобы отобрать честно нажитое у властьимущих или попытается вернуть свою собственность потихоньку.
Если вы утверждаете, что ребёнок телефон у вас своровал, то ребенок считает, что реальность — штука нереальная, мир жесток, а воровство — отличный способ решения проблем.


С точки зрения родителя и взрослого, все кажется логичным, но с точки зрения ребёнка — нет! Он понимает, что находится под контролем родителей, и при этом абсолютно беспомощен. Если ему в следующий раз потребуются какие-то вещи или деньги, то он возьмёт их у вас. Что же делать? У ребёнка должна быть своя собственность, которую никто не должен брать без спроса. Даже если это поломанные игрушки, которые «ему уже давно не нужны». Именно так мы учим обращаться с вещами, защищать собственность и понимать, что другому может быть больно, обидно, неприятно, если его этой собственности лишить.

А как же телефон и другие гаджеты? Если вы понимаете, что ребёнок не в состоянии будет контролировать себя и будет сидеть в видеоиграх и телефонах вечно, и вы собираетесь это контролировать, то телефон не может принадлежать вашему ребёнку. Вам нужно договориться, что этот гаджет ваш личный, тогда вы можете выставлять правила пользования, аренды вашей собственности, которую вы выдаёте на определенное время или на особых условиях.

Воровство — обычное явление у маленьких детей. Дети эгоцентричны и им кажется, что весь мир придуман для них, поэтому можно брать то, что они хотят у других свободно. Истинное понимание ребенком самой идеи кражи обычно происходит в возрасте от пяти до семи лет. К этому времени дети могут понять идею собственности и понять, что брать вещи, принадлежащие другим, неправильно. Если им, конечно, об этом расскажут в семье.

Зачем он это делает?

Мотивы кражи могут сильно отличаться от ребенка к ребенку, да и ребенок может красть по разным причинам. Нет одной причины, типа «вы не занимаетесь своим ребёнком, и ему требуется больше внимания». Не всегда просто разобраться, почему это происходит, даже если ребёнок имеет свою собственность дома и умеет различать «своё — чужое».
Дети могут воровать, потому что таким способом они удовлетворяют какую-то психологическую потребность, и не видят других способов ее реализовать. (Конечно, мы сейчас не говорим о детях, которые воруют еду для того, чтобы не быть голодными).

Причины могут быть, например, такими:

1. Ребенок импульсивен и хочет немедленного удовлетворения своих желаний
2. Его не учили, что воровать неправильно, или у него была возможность наблюдать, как это делают взрослые с чужими вещами или вещами ребенка
3. Он и правда хочет внимания взрослого. И считает, что лучше негативное внимание, чем совсем никакого
4. Ребенок испытывают недостаток в семейной близости и чувствует себя забытыми. Он думает, что с помощью украденного предмета он сможет «вернуть» любовь
5. Ребенок страдает от жестокого обращения и нуждается в помощи
6. Таким способом он выражают чувстао гнева или тревоги, вызванные серьезными изменениями в жизни, такими как развод родителей, переезд, переход в новую школу или отвержение сверстниками
7. Он хочет отомстить за боль и вред, которую причинили ему другие люди: крадет, чтобы сделать больно кому-то
8. Ребенок страстно хочет то, что есть у других, завидует, и не может купить или попросить у родителей, боясь отказа. Например, это может быть какая-то еда, игрушки, одежда известных брендов или гаджеты.
9. Он хочет похвастаться
10. Ребенок хочет выглядеть жестким, смелым и крутым, чтобы соответствовать группе сверстников
11. Ему нравятся ощущения от воровства, он чувствует власть и безнаказанность
12. Он восстает против власти или слишком строгих секмейных правил
13. Подростку нужны деньги, чтобы покупать алкоголь, сигареты и наркотики

Дети, которые регулярно крадут, обычно импульсивны, чувствуют себя одинокими, никому не нужными, нечувствительны к потребностям другим, испытывают скуку и гнев, имеют низкую самооценку. Им часто трудно доверять другим людям и иметь близкие отношения с друзьями.

Что делать?

Когда ребенок пойман на краже, реакция взрослого должна зависеть от того, происходит ли это в первый раз или кражи уже бывали. Когда это случается в первый раз, внимание взрослого должно быть сосредоточено на причине кражи, а не на самой краже.
Что это значит?

Сохраняйте спокойствие. Разберитесь с ситуацией прямо. Покажите свое неодобрение, но не допрашивайте, не читайте лекций и не унижайте ребенка, называя его вором и рассказывая, что делали с ворами в далеком прошлом.
Если вы уверены в том, кто взял деньги или вещь, поговорите с ребенком наедине. Не спрашивайте: «Ты взял деньги?» Вместо этого скажите: «Мы знаем, что ты взял деньги. Мы разочарованы, потому что думали, что может тебе доверять. Спросите «Есть ли причина, по которой тебе нужны деньги?» Затем выслушайте и постарайтесь понять проблемы, которые возникли у ребенка.
После этого вам будет понятнее, как помочь ребёнку реализовать свои потребности напрямую, а не с помощью воровства.

Если воровство случается далеко не в первый раз:

  • Желательно убрать под контроль все ценные вещи для того, чтобы не провоцировать ребенка
  • Задайте себе вопрос о психологических потребностях ребёнка ещё раз. Не всегда можно понять про потребности с первого раза, вы могли что-то упустить
  • Возможно, вам потребуется разговор с детским психологом или психиатром, чтобы получше понять, что происходит с ребёнком
  • Подумайте о том, как дать ребёнку законный доступ к источнику денег или желаемой вещи. Или хотя бы указать путь к реализации. Например, коробка с мелочью на кухне, из которой можно брать деньги в случае экстренной необходимости. Вы можете ввести систему отчета (чеки) или сделать доступ свободным
  • Часть семейных денег может перейти под контроль ребёнка. Открытый доступ к части финансов семьи, за которые ребёнок отвечает, чтобы они не пропали, и участвует в обсуждении их трат. Так ребёнок чувствует себя вовлечённым во взрослые семейные дела и гораздо менее беспомощным

Важно: почти каждый родитель хотя бы однажды сталкивается с ситуацией воровства. Это не значит, что вы — ужасный родитель, но это значит, что пришло время задуматься и попытаться научить ребёнка важному социальному навыку обращаться со своей и чужой собственностью.

Читайте также:

10 причин детского воровства

Почему нельзя сравнивать своего ребенка с другими

Мой ребенок — жадина: так ли это плохо?

Фото: Photographee. eu, fizkes/Shutterstock

Читайте также:
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
16 октября 2019
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
Да, близнецы или двойняшки могут быть как похожими, так и очень разными, и дружить, и ссориться, хотеть одного и того же - и совершенно противоположных вещей. Психологи Анна Скавитина и Мария Григорьева рассказала, почему важно воспитывать двух отдельных детей с учетом их особенностей и потребностей.  
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
15 октября 2019
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
Мамы и папы, бывает, так боятся нанести ребёнку психологическую травму строгим воспитанием, что вообще ничего ему не запрещают. Но ведь детям нужны рамки? Разбираемся, где грань между разумной строгостью и неоправданной жёсткостью.
12 классных книг о девочках с характером
11 октября 2019
12 классных книг о девочках с характером
Международный день девочек, — да, есть и такой праздник! — отмечаем 11 октября. И это отличный повод поговорить о книгах с очень крутыми главными героинями — девочками, которые способны удивить и вдохновить. Они все разные, но точно ни одну из них нельзя назвать скучной, нудной, бесхарактерной, «картонной» девицей.
Личный опыт: инстапапа Андрей Клеверин о том, как растит сыновей
10 октября 2019
Личный опыт: инстапапа Андрей Клеверин о том, как растит сыновей
У одного из самых популярных пап-блогеров нашей страны @kleverin_andrey — большая и крепкая семья, 5 сыновей. Недавно он и книгу написал о том, как научиться понимать друг друга и сохранить доверие. Андрей — давний друг телеканала «О!» — поделился с нами своими принципами воспитания детей. 
Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?
9 октября 2019
Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?
Нужен ли ребенку смартфон? С какого возраста им можно пользоваться и о чем договориться до того, как гаджет будет вручен владельцу? Нужны ли ограничения и контроль? Психолог Анна Скавитина рассказала, как подготовить ребенка к «телефонной» ответственности.
Домашняя работа: как решить проблемы с уроками
8 октября 2019
Домашняя работа: как решить проблемы с уроками
Ребёнок каждый день мучается с «домашкой»? Проблема знакома многим! Учитель и методист Ольга Узорова даже написала об этом целую книгу «Караул, домашняя работа!»: читайте полезные советы от учителя.
Всем ли полезно инклюзивное образование? 5 важных вопросов психологу
7 октября 2019
Всем ли полезно инклюзивное образование? 5 важных вопросов психологу
Ребёнок сообщил новости: в группе детского сада или школьном классе появился новенький с ограниченными возможностями здоровья. Родители могут забеспокоиться: получится ли наладить отношения? Они и раньше-то терялись, когда сын, дочка задавали вопросы, увидев на площадке дошкольника в коляске. Сориентироваться помогут советы психолога.
У моего ребенка дислексия. Он будет двоечником?
5 октября 2019
У моего ребенка дислексия. Он будет двоечником?
5 октября – Всемирный день знаний о дислексии. При таком нарушении ребенку сложно даются навыки чтения и письма, но дислексия - не заболевание,а результат нейробиологических особенностей человека, и не влияет на интеллект. Школьники с дислексией испытывают трудности в усвоении программы. Как родители могут помочь?
10 вопросов о космосе, которые волнуют взрослых и детей: отвечает космонавт Сергей Рязанский
4 октября 2019
10 вопросов о космосе, которые волнуют взрослых и детей: отвечает космонавт Сергей Рязанский
С 4 по 10 октября проходит Всемирная неделя космоса. Именно 4 октября 1957 года СССР запустил первый искусственный спутник Земли: началась космическая эра! С тех пор звёзды стали нам гораздо ближе и понятнее, но у нас всё равно много вопросов. А вот и ответы!
Как сделать слайм дома: правила безопасности
3 октября 2019
Как сделать слайм дома: правила безопасности
Слаймы и «лизуны» не теряют популярности. Домашние рецепты предполагают использование жидкого клея, крахмала и пищевой соды, а вот с тетраборатом натрия стоит быть осторожнее!
Зачем заниматься с детьми музыкой?
1 октября 2019
Зачем заниматься с детьми музыкой?
Думаете, у ребенка нет музыкального слуха? Значит, и петь вместе не будем, да и музыку слушать тоже, наверное, бесполезно... Но, вообще-то, музыкальное развитие совсем не зависит от наличия слуха, а от занятий музыкой есть очень много пользы!
Что почитать в плохую погоду: 14 интересных детских детективов 
1 октября 2019
Что почитать в плохую погоду: 14 интересных детских детективов 
Когда за окном мокро и уныло, да и настроение так себе, спасают книжки с лихо закрученным сюжетом. Заметили, как много в последнее время вышло детских детективов? Настоящий бум! И понятно, почему: они увлекают, заставляют поработать воображение и включают логическое мышление. Полезно почитать! Вот подборка, которая поможет сориентироваться.
Лучший подарок воспитателю: 5 вещей, за которые в садике вам скажут «спасибо»
27 сентября 2019
Лучший подарок воспитателю: 5 вещей, за которые в садике вам скажут «спасибо»
День воспитателя мы отмечаем 27 сентября, — и это хороший повод поздравить и сказать что-то приятное человеку, которому доверяем самого любимого ребёнка на свете. Но быть внимательными можно и нужно круглый год! Как общаться и сотрудничать с воспитателем, чтобы хорошо было всем, и ребенку тоже?
Ребенок и его друзья: 5 важных вещей, которые помогают крепкой дружбе
26 сентября 2019
Ребенок и его друзья: 5 важных вещей, которые помогают крепкой дружбе
В три года малыши еще только учатся общаться, а в пять уже с гордостью говорят вам «Смотри, вот мой друг!» - даже если с «другом» только что познакомился. 26 сентября отмечаем День встречи со старыми друзьями: как научить ребенка ценить дружбу?
Опять простуда: чем занять заболевшего ребёнка?
26 сентября 2019
Опять простуда: чем занять заболевшего ребёнка?
Ребёнок проснулся бледный, скучный, расчихался, захлюпал носом? Ох уж эта осенняя простуда! Как вести себя с заболевшим и как помочь ему быстрее пойти на поправку?
Мой ребенок постоянно говорит!
25 сентября 2019
Мой ребенок постоянно говорит!
Похоже, этот ребенок просто не может провести ни минуты, не комментируя все вокруг. Он болтун или просто такой общительный? Как общаться с «говоруном» и надо ли учить его молчать, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Как сделать родительские чаты действительно полезными: 9 советов
24 сентября 2019
Как сделать родительские чаты действительно полезными: 9 советов
Один чат школьный, один садиковский, один от спортивной секции... В скольких родительских группах вы состоите? Могут ли они принести пользу, или это только трата родительских сил и времени? Разбираемся!
Как рассказать ребенку, что у него появится брат или сестра?
24 сентября 2019
Как рассказать ребенку, что у него появится брат или сестра?
Ждете прибавления в семье? Поздравляем! Наверняка это время очень трепетное, наполненное радостью и приготовлениями. Но вместе с тем родителям предстоит решить сложную задачу – рассказать первенцу о том, что вскоре в семье появится еще один малыш. Вот несколько советов от издательства «Альпина.Дети».