5 октября 2019

У моего ребенка дислексия. Он будет двоечником?

5 октября — Всемирный день знаний о дислексии. При таком нарушении ребенку сложно даются навыки чтения и письма, но дислексия — не заболевание, а результат нейробиологических особенностей человека, и не влияет на интеллект. Школьники с дислексией испытывают трудности в усвоении программы. Что еще важно знать родителям? Рассказала Марина Захарова, специалист по трудностям в обучении, нейропсихолог, руководитель многопрофильного психологического центра «Территория счастья», старший научный сотрудник лаборатории «Нейрофизиологии когнитивной деятельности» ИВФ РАО, эксперт Ассоциации родителей и детей с дислексией.

Марина Захарова, специалист по трудностям в обучении, нейропсихолог, руководитель психологического центра «Территория счастья», старший научный сотрудник лаборатории «Нейрофизиологии когнитивной деятельности» ИВФ РАО, эксперт Ассоциации родителей и детей с дислексией
Марина Захарова, специалист по трудностям в обучении, нейропсихолог, руководитель психологического центра «Территория счастья», старший научный сотрудник лаборатории «Нейрофизиологии когнитивной деятельности» ИВФ РАО, эксперт Ассоциации родителей и детей с дислексией

Вот тут вы можете увидеть, как видят текст люди с дислексией. Буквы могут прыгать, меняться местами, расплываться, раздваиваться.

Какие ошибки чаще всего совершают родители детей с дислексией?

Пожалуй, самая большая ошибка — это навешивание на ребенка ярлыка «дислексик». Хотя часто это делается именно с целью поддержать ребенка. Родители пытаются как снять с него вину за неуспехи («Ты — не глупый или не способный, просто у тебя дислексия»), так и компенсаторно повысить его самооценку («Ты вовсе не отстающий, ты, возможно, даже талантливый. В мире так много выдающихся людей с дислексией»). Однако такая позиция часто не приносит желаемого эффекта, потому что и сам ребенок, и обучающие его педагоги могут совершенно иначе воспринять данный посыл. Ребенок может перестать чувствовать ответственность за свои успехи и неуспехи, начать прикрываться ярлыком «дислексик», чтобы не прикладывать усилий. Учителя же в такой ситуации часто чувствуют себя некомпетентными в решении вопросов, связанных с малознакомыми медицинскими диагнозами, и тоже, по сути, снимают с себя ответственность за работу с ребенком. Конечно, это не значит, что о выявленных трудностях не надо говорить! Но делать это надо осторожно и так, чтобы обозначенная проблема не снимала ответственность со всех вовлеченных в ее решение лиц, а помогала им справляться с ней на новом уровне.

Чего делать точно не надо?

Наибольший вред ребенку с дислексией может принести следование традиционному педагогическому приему: «Если ребенок плохо читает, то… надо читать больше!» У ребенка с дислексией есть специфические трудности, которые связаны с нарушением работы определенных механизмов — например, восприятия и переработки информации, поступающей на слух или зрительно, или процессов, связанных с управлением своей деятельностью, ее контролем и планированием. Когда мы требуем от ребенка читать больше, мы не учитываем работу этих механизмов, не предоставляем способов преодоления трудностей. Мы хотим, чтобы количество перешло в качество, но это оказывается невозможным без развития определенных компонентов психических функций, который являются базисом для овладения навыком чтения. В итоге, заставляя читать больше, но не предоставляя других путей помощи, родители дополнительно невротизируют своего школьника и отбивают охоту не только к чтению, но и учебе в целом.

Как правильно поддерживать ребенка, помогать ему быть увереннее?

Очень важно не ругать ребенка за то, что он читает медленно и/или с ошибками. Отмечать даже малейшие успехи в овладении этим навыком! Даже если успехов не отмечается, но вы видите искренние старания, обязательно хвалите его за усердие, за включенность, за упорство в преодолении своих трудностей. Не сравнивайте успехи ребенка в чтении и письме с успехами одноклассников без подобных трудностей. Важно также отмечать, что практически у всех людей есть сферы, в которых они могут быть не очень успешны, но это не означает, что человек плохой или неспособный. Полезно приводить примеры, в том числе из своей жизни или из жизни ребенка, когда мы сталкивались с различными трудностями, и обсуждать, как мы с ними справлялись.

По разным данным, дислексия есть у 5−15% населения.


Что делать, если воспитатель или учитель не готовы разбираться в проблеме?

К сожалению, такое случается. Очень хочется, чтобы педагог был добрым, мудрым, отзывчивым, но важно помнить, что педагог — тоже человек со своими заботами, переживаниями и, нередко, ограниченными возможностями в решении различных ситуаций (есть нормативы, спущенные сверху приказы и т. п.). Поэтому задачей именно родителя становится выстраивание с педагогом такого контакта и отношений, чтобы ему не просто захотелось, а стало по-настоящему важным помочь своему ученику. Иногда родители занимают позицию требовательного клиента, которому все и всё должны. Но мы должны помнить, что для качественного выполнения любой деятельности нужна должная мотивация, которая работает гораздо эффективнее, если она позитивная. Поэтому не стоит требовать от педагога внимания и помощи, обвинять его в недостаточной компетентности или строгости. Лучше рассказать учителю о своем ребенке, о его переживаниях, о вашем совместном с ним пути в преодолении имеющих трудностей, чтобы учителю стало интересно и важно помочь. Важно не просто просить учителя о каком-то особом отношении к ребенку, но и предложить конкретные, выполнимые рекомендации по оказанию ребенку помощи на уроках. Эти рекомендации могут дать специалисты, работающие с ребенком, — нейропсихологи, логопеды.

Как убедиться, что выбранный специалист способен помочь?

К сожалению, обычно трудности в овладении навыком чтения быстро не решаются. В случае интенсивных занятий, конечно, возможен некоторый «скачок», однако для поддержания эффекта и развития нужна довольно длительная и кропотливая работа по «выращиванию» трудного для ребенка навыка, в том числе с обязательным постоянным участием родителей. Вызывают сомнения «гарантированные» обещания справиться с проблемой в течение конкретного, особенно одинакового для всех детей срока (вроде «Победим дислексию за 3 месяца»). Родителю стоит задать специалисту вопросы о его квалификации (специальности по диплому, оконченном высшем учебном заведении, опыте работы). И, конечно, важным индикатором качества проводимой работы является постоянная обратная связь от специалиста, предоставляемая родителям после занятий: родители должны быть в курсе даже незначительных продвижений и получать от специалиста рекомендации по тому, как закреплять достигнутые ребенком успехи в ежедневной работе дома.

Признаки дислексии и других трудностей обучения: если вы их заметили, нужна консультация специалиста

  • Ребенок уже научился читать, но не узнает слова, которые часто видит написанными (названия магазинов, таблички)
  • Его речь развивается медленнее, чем у сверстников
  • Ребенок с трудом запоминает буквы, новые слова и понятия
  • При чтении и письме ребенок переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, добавляет к словам лишние буквы и слоги
  • Если попросить повторить несколько цифр в определенном порядке, он не сможет
  • Он отказывается читать вслух
  • Ребенок не понимает, как с помощью точки, запятой или интонаций определить границы слов и предложений
  • Он часто отвлекается, ему сложно сосредоточиться на словах взрослого или занятиях
  • Ему трудно соблюдать инструкции, выплнять последовательность дел

Другие признаки дислексии читайте на сайте Ассоциации родителей и детей с дислексией.

Читайте также:

5 мифов о дислексии

Тест: есть ли у вашего ребенка признаки дислексии?

«Дислексия — это не болезнь!»: гости программы «О! Дети» поговорили о трудностях обучения

Фото: Sharomka, Image Point Fr/Shutterstock

Читайте также:
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
11 ноября 2019
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
Научиться выводить красивые и ровные буквы -- непростая задача для дошкольника. Заниматься развитием мелкой моторики и осваивать навыки письма полезно уже с 4 лет, так что вот подборка отличных упражнений от педагогов детского эко-клуба «Умничка».
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
8 ноября 2019
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
Как научить ребенка основам финансовой грамотности? Например, с помощью игр!
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
7 ноября 2019
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
В отношениях между детьми и родителями всегда бывают трудности, недопонимания, обиды. Тема невыполненных обещаний мамы или папы — одна из самых болезненных, причем уже с дошкольного возраста. Что чувствует ребёнок, как лучше объяснить ситуацию родителям? Об этом рассказывает в книге «О чём думает ребёнок?» английская писательница Танит Кэри.
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
31 октября 2019
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
В отличие от большинства взрослых, которые играли в детстве с куклами, солдатиками и плюшевыми мишками, у современных детей есть минимум один зубастый монстр или кукла-чудовище с гробиком в наборе. Как влияют на малыша игры с подобными персонажами? Опасаться ли повышенной возбудимости и агрессии?
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
30 октября 2019
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
Ребенок ест ограниченный набор продуктов и наотрез отказывается пробовать новое? Или, наоборот, переедает, но его еда - в основном сладости и фастфуд? Как выглядит здоровое отношение к питанию в семье и почему сладости не должны быть наградой, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
29 октября 2019
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
В последнюю неделю октября, перед Хэллоуином, на глаза то и дело попадаются чудища и монстры. К счастью, только на витринах и плакатах. Но в наших сказках и мифах тоже немало загадочных и зловещих персонажей. Один из самых ярких — хозяин леса, леший. Много ли вы о нём знаете?
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
29 октября 2019
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
Новое исследование показывает: ложь и манипуляции родителей имеют неприятные последствия для детей.
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
28 октября 2019
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
В День бабушек и дедушек, 28 октября, подготовили для вас подборку отличных книг о самых близких и любимых людях
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
25 октября 2019
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
Ребёнок то и дело путает звуки, неверно произносит слова? А ведь скоро ему идти в школу! Конечно, важно показаться логопеду. Но начать заниматься можно и дома: нескучные упражнения для развития речи точно пойдут на пользу. 
Почему школьнику необходимо хотя бы час в день... просто играть
24 октября 2019
Почему школьнику необходимо хотя бы час в день... просто играть
Учиться, даже в первом классе, совсем не просто. Приходится осваивать столько всего нового и незнакомого! А родители всё нагружают и нагружают ребёнка занятиями, ведь он уже вроде как взрослый. Справиться со стрессом поможет игра.
Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли ребенку любить спорт?
23 октября 2019
Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли ребенку любить спорт?
Правда ли занятия спортом хорошо влияют на характер и учат достигать целей? Отдать ли ребенка в профессиональный спорт или сделать так, чтобы у него хотя бы была регулярная физическая нагрузка? И есть ли от нее реальная польза? Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
22 октября 2019
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
Многие нынешние мамы и папы в детстве послушно ходили по музеям и там откровенно скучали: о шедеврах рассказывали не слишком интересно. Сейчас ситуация меняется. Но родители всё равно теряются: с чего начать знакомство с искусством? Какой музей выбрать? Советует эксперт. 
В садик не пойду! 7 признаков, что ребёнку не нравится в детском саду   
21 октября 2019
В садик не пойду! 7 признаков, что ребёнку не нравится в детском саду   
Конечно, все дети проходят период адаптации к детскому саду. Но, похоже, в вашем случае адаптация затянулась, и малыш категорически отказывается привыкать к садиковскому режиму. Как понять, что ему там совсем не нравится - и пора принимать меры?
10 весёлых упражнений на развитие логического мышления
18 октября 2019
10 весёлых упражнений на развитие логического мышления
Любые задания, связанные с выделением признаков предмета, сравнением и их классификацией, будут способствовать развитию логического мышления. Начинать заниматься с ребёнком, регулярно тренироваться можно уже с 4 лет. Вот простые упражнения, которые принесут дошкольникам и пользу, и удовольствие.
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
16 октября 2019
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
Да, близнецы или двойняшки могут быть как похожими, так и очень разными, и дружить, и ссориться, хотеть одного и того же - и совершенно противоположных вещей. Психологи Анна Скавитина и Мария Григорьева рассказала, почему важно воспитывать двух отдельных детей с учетом их особенностей и потребностей.  
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
15 октября 2019
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
Мамы и папы, бывает, так боятся нанести ребёнку психологическую травму строгим воспитанием, что вообще ничего ему не запрещают. Но ведь детям нужны рамки? Разбираемся, где грань между разумной строгостью и неоправданной жёсткостью.
12 классных книг о девочках с характером
11 октября 2019
12 классных книг о девочках с характером
Международный день девочек, — да, есть и такой праздник! — отмечаем 11 октября. И это отличный повод поговорить о книгах с очень крутыми главными героинями — девочками, которые способны удивить и вдохновить. Они все разные, но точно ни одну из них нельзя назвать скучной, нудной, бесхарактерной, «картонной» девицей.
Личный опыт: инстапапа Андрей Клеверин о том, как растит сыновей
10 октября 2019
Личный опыт: инстапапа Андрей Клеверин о том, как растит сыновей
У одного из самых популярных пап-блогеров нашей страны @kleverin_andrey — большая и крепкая семья, 5 сыновей. Недавно он и книгу написал о том, как научиться понимать друг друга и сохранить доверие. Андрей — давний друг телеканала «О!» — поделился с нами своими принципами воспитания детей.