16 октября 2019

Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов

Да, близнецы или двойняшки могут быть как похожими, так и очень разными, и дружить, и ссориться, хотеть одного и того же — и совершенно противоположных вещей. Психологи Анна Скавитина и Мария Григорьева рассказали, почему важно воспитывать двух отдельных детей с учетом их особенностей и потребностей.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Мария Григорьева, детский аналитический психолог, нейропсихолог, мама близнецов
Мария Григорьева, детский аналитический психолог, нейропсихолог, мама близнецов

Идеальный дуэт

Нашу жизнь часто портят стереотипы и популярная культура. Например, такая идея, что все близнецы имеют идеальные отношения. На самом деле все наоборот, близнецам очень трудно бывает ладить между собой. Часто им даже бывает стыдно, что они не могут ужиться так, как все фантазируют, и им сложно отвечать на вопросы друзей и родственников «Почему вы ссоритесь, если вы одинаковые?» Кроме того, дети из многоплодных беременностей часто испытывают стыд, если они вырастают и хотят разлучиться, пожить каждый своей жизнью. Понимание, что не только они испытывают трудности в общении, а почти все близнецы, приносит облегчение и самим близнецам, и их родителям, которые часто страдают, что дети не могут договариваться и жестко конкурируют.

У близнецов есть не только брат или сестра, с которыми они провели много времени вместе и одновременно развивались в мамином животе, но и две разные личности — как «близнецовые», так и как отдельные. Близнецовая идентичность создает глубокую привязанность, которая сознательно или бессознательно будет присутствовать на протяжении всей жизни. А индивидуальность создает конкуренцию, гнев, разочарование и обиду. Разделение родительского внимания может создать глубокую неуверенность и чувство неадекватности.

Исследования показывают, что при одинаковом уровне развития интеллекта в эмоциональном плане дети-близнецы, в особенности однополые близнецы, существенно отличаются от одиночно рожденных детей. Как правило дети-близнецы имеют более низкую по сравнению со сверстниками самооценку. При этом брат или сестра-близнец являются очень значимыми фигурами. Зачастую ребенок из пары близнецов дает брату или сестре эмоциональную оценку выше, чем самому себе. Кроме того, для близнецов, которые воспитываются в полных семьях, характерно разделение на «маминого» и «папиного», т. е. один ребенок чувствует большую эмоциональную близость с матерью, а другой — с отцом. Больше это касается однополых близнецов, а разнополые в эмоциональном плане ближе к одиночно рожденным детям.

Я тебя понимаю

Важная особенность детей-близнецов — они более тревожны по сравнению с одиночно рожденными сверстниками. Причем, если у одиночно рожденных детей уровень тревожности тем ниже, чем выше развитие интеллекта, то у детей-близнецов уровень тревожности высок при любом уровне интеллектуального развития. Есть даже тенденция, что чем выше интеллектуальное развитие детей-близнецов, тем выше и уровень тревожности.

Повышенная тревожность во многом связана с перевозбуждением, повышенной нагрузкой на сенсорные системы. Еще до рождения дети-близнецы уже находятся в условиях повышенной сенсорной стимуляции, они касаются друг друга, слышат друг друга, видят. По сути становятся друг для друга самым первым, самым близким человеком. Мамам детей-близнецов знакомо чувство, что она как будто находятся немного в стороне, эмоционально дальше от близнецов, чем от одиночно-рождённого ребёнка. Мамы часто переживают свою не полную включённость, думая о себе, как о недостаточно правильной маме. С одной стороны, в этой ситуации есть свои бонусы — дети активно проводят время друг с другом, они заняты, развиваются — причем даже быстрее сверстников, поскольку передача информации, знаний и умений внутри пары близнецов происходит очень быстро, а возможностей к восприятию разного рода информации у двух детей больше, чем у одного. С другой стороны, родителям близнецов, прежде всего мамам, приходится прилагать значительно больше усилий для того, чтобы организовать то взаимодействие, которое в норме естественным образом складывается между матерью и отдельно рожденным ребенком с первых мгновений жизни.
Кроме того, дети-близнецы сразу после рождения оказываются в ситуации необходимости постоянного отслеживания в поле видимости брата или сестры-близнеца. Поэтому дети-близнецы могут активно развивать свои интеллектуальные способности, но нервная система детей-близнецов на самом деле испытывает серьезные перегрузки, и их тревожность возрастает.

Кто лучше?

Получается, перед родителями детей близнецов стоит достаточно непростая задача! С одной стороны, дети-близнецы имеют очень тесную связь, обусловленную их совместным развитием еще до рождения, которую приходится учитывать. С другой стороны, родителям приходится пробиваться через некоторый барьер «зацикленности» детей-близнецов друг на друге- для того, чтобы обеспечить своим детям необходимые условия для полноценного развития их индивидуальности. Пусть даже близнецы могут быть очень похожи, но они обладают своими индивидуальными чертами и особенностями, как и любые другие люди! Да, родившись с близнецом, ты навсегда — близнец. Близнецы не могут «развестись». Отношения близнецов, часто загадочные и трудные для понимания и внутри и снаружи, трудно описываемые словами, несомненно, являются источником удивления, удовлетворенности, одиночества, беспокойства.

Близнецы соперничают друг с другом или завидуют друг другу из-за их уникальной и глубокой привязанности, которая создает … конкуренцию. Это соперничество основано на реальности: ведь близнецы сравнивают друг друга с раннего возраста. Кто получает больше еды, любви, внимания, игрушек и особого времени, сравнивается и противопоставляется вербально и невербально. Сравнение становится частью детской жизни — и приводит к большим вопросам между близнецами.

Вот примеры и варианты того, как обходиться со сравнением родителям, и как учить обходиться близнеца.

  • Кто из нас прав? (Правильно: вы оба имеете право на своё мнение)
  • Кто сделал бОльшую ошибку? (Правильно: давайте вместе это исправим или решим проблему)
  • Кто виноват в беспорядке в комнате? (Правильно: я тебе помогу навести порядок)
  • Кто умнее, красивее, стройнее, талантливее? (Правильно: какая разница?)

Конкуренция, идущая из раннего детства, создаёт борьбу, которая продолжается долгие годы и всю жизнь. Но хуже этого — непроговоренность обид и гнева, что может вести к усилению конфликтов.

Как облегчить жизнь всей семье?

  • Если у вас, как у родителей, есть малейшая возможность привлечь помощников к процессу ухода и воспитания детей-близнецов, используйте ее. Это, во-первых, разгрузит маму и даст ей необходимые силы и ресурсы для воспитания детей, а во-вторых, создаст возможность большего участия взрослого в процессе развития детей-близнецов, что позволит избежать их зацикленности друг на друге.
  • Разговоры, прояснение, понимание того, что близнецы — разные люди с разными мнениями — вот путь к пониманию и гармоничным отношениям.
  • Когда родители готовы, то стоит начинать разделять детей-близнецов, давая им возможность тренироваться, получать индивидуальные навыки, не полагаясь на брата или сестру. Лучше это сделать как можно раньше. Хотя процесс должен быть очень мягким, комфортным, и все члены семьи должны быть готовы к нему. Хорошо, если в каком-то ежедневном деле один из близнецов сможет побыть с мамой, а другой с папой (бабушкой, няней), а в следующий раз наоборот. Таким образом дети получают опыт индивидуального взаимодействия с каждым из родителей, так постепенно формируется личный, независимый от брата или сестры опыт.
  • Индивидуальный опыт — лучший способ снизить конфликты и конкуренцию между близнецами, потому что каждый будет чувствовать, что имеет право на своё уникальное место в этой семье и в мире.

Дочки-близнецы: личный опыт

Мария Григорьева: «Мы с мужем стали задумываться о возможности разделить девочек практически с их рождения. Сначала у детей все было общее, и различался только цвет одежды, однако у каждой был свой набор вещей. Девочки вместе посещали занятия, были в одной группе детского сада и у них были одинаковые игрушки. Мы не понаслышке знаем, что дети требуют одинаковые игрушки, и если минимальное различие в деталях, то обеим требуется одна и та же!

Разделение стоит начинать с менее принципиальных для малышей вещей: например, у нас никогда не было двух одинаковых комплектов одежды, хотя бы цвет всегда различался. Не было одинаковых книжек, развивающих игрушек — пазлов, рамок вкладышей, шнуровок, одна дочь могла собирать домик, а другая самолетик. Это те игрушки, которые появляются еще до момента разделения на «мое — твое». А вот подарки и личные игрушки — мишки, зайчики, куклы, домики — те, которые дети очень хотели или те, которые имели большую эмоциональную ценность, были идентичны. Такой подход с одной стороны приучает детей к тому, что одежда и игрушки могут быть разные, а с другой не создает излишнего напряжения, когда речь идет о тех игрушках, которые являются для ребенка символом внимания, заботы, любви.

В 6 лет девочки пошли в одну группу на подготовку в школе, а мы наблюдали. Им было непросто, они обе энергичные, быстрые, активно общались между собой и с учителем, но отнимали слишком много его внимания, учителю было трудно: дети способные, но их «много». А если учителю трудно, это вызывает у него негатив, и подобный настрой уже влияет на комфорт и благополучие детей. Через полгода нам предложили попробовать разделить детей в разные группы, мы согласились попробовать. Поговорили с детьми, разделение прошло нормально — и детям, и нам было комфортно. Опыт оказался успешным, и наши девочки пошли в разные первые классы. Конечно, учителя знали о нашей ситуации и не препятствовали их общению на переменах, в целом относились с пониманием. Дополнительные занятия до 4 класса девочки посещали вместе, пока не сообщили нам, что у них разные интересы, и одна стала заниматься рисованием, а другая пением. Позже они выбрали для себя разные музыкальные инструменты, и занимались в разных местах, в разное время.

Сейчас моим девочкам 14 лет. Каждая имеет свой круг общения, свои интересы, свой стиль в одежде, у каждой есть свое пространство — своя комната. Тем не менее, периодически возникают ситуации, что они устают друг от друга — как всякие люди, которые много времени проводят вместе. Думаю, что дети-близнецы, которые привыкли иметь все общее, так же устают друг от друга, ведь они просто не знают, что может быть нечто отдельное, свое, у них нет такого опыта. Однако, каждый ребенок уникален, даже если кажется, что дети-близнецы идентичны! И опыт каждой семьи уникален.

Важно помнить, что любые решения и изменения должны быть комфортны каждой конкретной семье — и родителям, и детям. Даже если вам сейчас трудно представить, как можно разделить ваших близнецов, как именно организовать каждому из них личное пространство, в котором каждому ребенку было бы комфортно развиваться, то важным шагом будет просто помнить не только об их схожести, но и об их индивидуальности и уникальности".

Воспитание ребенка — это безусловно интересный, но временами сложный, а иногда и выматывающий процесс, а воспитание детей близнецов — вдвойне такой!
Главный вопрос, возникающий у родителей детей-близнецов — одинаковое или разное (во всем)? Мы писали, что с самого рождения дети-близнецы постоянно держат в фокусе внимания брата или сестру, постоянно сравнивают себя друг с другом, испытывая значительные эмоциональные перегрузки. До определенного момента проще и удобнее, если у близнецов все будет одинаковое, кроме ситуаций, требующих принципиальной разницы в уходе и воспитании (например, если у одного из детей есть хроническое заболевание). Но с самого первого дня важно помнить, что наша задача — воспитать две отдельные личности. И стоит постепенно вводить эти различия в повседневную жизнь детей. Близнецы, безусловно, имеют тесную связь, но то, как они будут расти, насколько они будут индивидуальны или идентичны, и сколько им потребуется времени во взрослом возрасте на поиск своей отдельной жизни, определяется в том числе позицией родителей, и их готовностью воспитывать двух отдельных детей с учетом их особенностей и потребностей.

Читайте также:

«Мама только моя!» Как помочь детям справиться с ревностью

Братья и сёстры: 4 простых правила, которые помогут вашим детям жить дружно

Детская ревность: повод для тревоги или этап развития?

Фото: Evgeny Atamanenko, RomRod photo/Shutterstock

Читайте также:
«Сиди в детской и думай над своим поведением!» Что не так с этим наказанием?
14 ноября 2019
«Сиди в детской и думай над своим поведением!» Что не так с этим наказанием?
Очень часто родители немедленно наказывают ребёнка за плохое поведение, но забывают объяснить ему, что именно он сделал не так и как теперь можно исправить ситуацию. Американские психологи Тина Брайсон и Даниель Сигел в бестселлере «Дисциплина без драм» подробно объясняют, почему традиционные наказания часто не имеют воспитательного эффекта.  
7 добрых дел, которые легко сделать с детьми
13 ноября 2019
7 добрых дел, которые легко сделать с детьми
13 ноября в мире отмечается День доброты. Отличный повод поговорить с детьми о заботе и помощи другим - и, например, вместе сделать пару добрых дел.
Жизнь напоказ: стоит ли писать о детях в соцсетях?
12 ноября 2019
Жизнь напоказ: стоит ли писать о детях в соцсетях?
Можем ли мы публиковать фотографии детей в соцсетях и делиться подробностями их жизни? Есть ли у детей право голоса и как такая вынужденная публичность влияет на них? Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
11 ноября 2019
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
Научиться выводить красивые и ровные буквы -- непростая задача для дошкольника. Заниматься развитием мелкой моторики и осваивать навыки письма полезно уже с 4 лет, так что вот подборка отличных упражнений от педагогов детского эко-клуба «Умничка».
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
8 ноября 2019
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
Как научить ребенка основам финансовой грамотности? Например, с помощью игр!
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
7 ноября 2019
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
В отношениях между детьми и родителями всегда бывают трудности, недопонимания, обиды. Тема невыполненных обещаний мамы или папы — одна из самых болезненных, причем уже с дошкольного возраста. Что чувствует ребёнок, как лучше объяснить ситуацию родителям? Об этом рассказывает в книге «О чём думает ребёнок?» английская писательница Танит Кэри.
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
31 октября 2019
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
В отличие от большинства взрослых, которые играли в детстве с куклами, солдатиками и плюшевыми мишками, у современных детей есть минимум один зубастый монстр или кукла-чудовище с гробиком в наборе. Как влияют на малыша игры с подобными персонажами? Опасаться ли повышенной возбудимости и агрессии?
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
30 октября 2019
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
Ребенок ест ограниченный набор продуктов и наотрез отказывается пробовать новое? Или, наоборот, переедает, но его еда - в основном сладости и фастфуд? Как выглядит здоровое отношение к питанию в семье и почему сладости не должны быть наградой, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
29 октября 2019
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
В последнюю неделю октября, перед Хэллоуином, на глаза то и дело попадаются чудища и монстры. К счастью, только на витринах и плакатах. Но в наших сказках и мифах тоже немало загадочных и зловещих персонажей. Один из самых ярких — хозяин леса, леший. Много ли вы о нём знаете?
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
29 октября 2019
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
Новое исследование показывает: ложь и манипуляции родителей имеют неприятные последствия для детей.
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
28 октября 2019
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
В День бабушек и дедушек, 28 октября, подготовили для вас подборку отличных книг о самых близких и любимых людях
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
25 октября 2019
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
Ребёнок то и дело путает звуки, неверно произносит слова? А ведь скоро ему идти в школу! Конечно, важно показаться логопеду. Но начать заниматься можно и дома: нескучные упражнения для развития речи точно пойдут на пользу. 
Почему школьнику необходимо хотя бы час в день... просто играть
24 октября 2019
Почему школьнику необходимо хотя бы час в день... просто играть
Учиться, даже в первом классе, совсем не просто. Приходится осваивать столько всего нового и незнакомого! А родители всё нагружают и нагружают ребёнка занятиями, ведь он уже вроде как взрослый. Справиться со стрессом поможет игра.
Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли ребенку любить спорт?
23 октября 2019
Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли ребенку любить спорт?
Правда ли занятия спортом хорошо влияют на характер и учат достигать целей? Отдать ли ребенка в профессиональный спорт или сделать так, чтобы у него хотя бы была регулярная физическая нагрузка? И есть ли от нее реальная польза? Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
22 октября 2019
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
Многие нынешние мамы и папы в детстве послушно ходили по музеям и там откровенно скучали: о шедеврах рассказывали не слишком интересно. Сейчас ситуация меняется. Но родители всё равно теряются: с чего начать знакомство с искусством? Какой музей выбрать? Советует эксперт. 
В садик не пойду! 7 признаков, что ребёнку не нравится в детском саду   
21 октября 2019
В садик не пойду! 7 признаков, что ребёнку не нравится в детском саду   
Конечно, все дети проходят период адаптации к детскому саду. Но, похоже, в вашем случае адаптация затянулась, и малыш категорически отказывается привыкать к садиковскому режиму. Как понять, что ему там совсем не нравится - и пора принимать меры?
Почему иногда истерика - это хорошо? 5 причин, о которых мы не подозревали
18 октября 2019
Почему иногда истерика - это хорошо? 5 причин, о которых мы не подозревали
Вообще-то детская истерика вызывает у родителей страх, бессилие, стыд и еще целый букет не самых приятных эмоций. Что же в ней может быть хорошего? Но на самом деле истерика может быть полезной. Например, вот почему.
10 весёлых упражнений на развитие логического мышления
18 октября 2019
10 весёлых упражнений на развитие логического мышления
Любые задания, связанные с выделением признаков предмета, сравнением и их классификацией, будут способствовать развитию логического мышления. Начинать заниматься с ребёнком, регулярно тренироваться можно уже с 4 лет. Вот простые упражнения, которые принесут дошкольникам и пользу, и удовольствие.