30 октября 2019

Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?

Ребенок ест ограниченный набор продуктов и наотрез отказывается пробовать новое? Или, наоборот, переедает, но его еда — в основном сладкое и фастфуд? Как выглядит здоровое отношение к питанию в семье, почему нельзя заставлять ребенка есть, а сладости не должны быть наградой, рассказывает психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Что такое здоровое питание?

Есть два серьезных вопроса, с которыми родители регулярно обращаются ко мне за помощью. Что делать, когда мой ребёнок очень мало ест, и лишь определенные продукты — я просто боюсь его не докормить, и мой ребёнок очень много ест, я боюсь, что его здоровье пострадает от переедания.

Конечно, каждая ситуация и каждый ребёнок уникальны, но есть несколько общих моментов, которые стоит обсудить. Эти два вопроса задают родители, у которых есть возможность кормить ребёнка достаточно, и заложены представления о том, что такое здоровое питание. Статистика говорит, что 90% детей в развивающихся странах до сих пор такого выбора не имеют, и их родители озабочены тем, чтобы ребёнка просто прокормить. Недоедание — серьезная проблема, которая начинается в раннем возрасте. Низкая масса тела при рождении наблюдается приблизительно у 25% детей в некоторых странах Азии и Африки. Она приводит к смерти почти 10 миллионов детей ежегодно. Больше 200 миллионов детей в возрасте до 5 лет в развивающихся странах не развиваются полноценно в основном из-за хронического недоедания. Родители этих детей не задумываются о полезности питания, их дети обычно не страдают избирательностью в еде, и мало кто думает о пищевых аллергиях, когда решаются вопросы выживания.

Наши дети в развитых странах — это первое или второе поколение людей, которые не голодают, и имеют довольно большой пищевой выбор. Поэтому совсем не удивительно, что люди, которые выжили при недостатке пищи, и всегда искали способы, как добыть еду, чтобы прокормить детей, не будут иметь адекватные навыки справляться с ситуацией, когда пища теперь всегда в избытке. Скорее они будут либо страдать, что никак не могут прокормить своих детей (так же, как их мамы, бабушки и прабабушки во времена голода), либо переживать, что дети едят слишком много — по сравнению с мамами, бабушками и прабабушками в их детстве. Именно поэтому навыки родителей по поводу питания детей часто приходится искусственно регулировать, справляясь с зашкаливающей тревогой и не надеясь, что у родителей эти навыки активируются автоматически сразу при рождении ребёнка.

Как справиться с тревогой?

Тревога родителей, связанная с надоеданием/перееданием детей, обычно ведёт к принуждению в питании. «Обязательно съешь ЭТО (мясо, рыбу, овощи, фрукты)» или «Никогда не ешь ЭТО (фастфуд, сладости, газировки», «Нельзя ничего оставлять на тарелке, не съешь — не выйдешь», «Положи второй кусок пирога обратно». Итог: тревога родителей, доставшаяся им как эстафетная палочка от предков, транслируется детям и окрашивает их отношения с едой интенсивной тревогой и виной. Когда вы тревожитесь, то вы плохо слышите сигналы своего тела и либо переедаете, либо недоедаете. Так образуется порочный круг, что, конечно, не способствует, здоровому питанию.

Итак, первое правило нормализации отношений с едой в семье: никакого принуждения детей.

Его многим родителям очень трудно выполнить, потому что страшно довериться своим детям и идее, что их организмы знают, сколько еды им необходимо.

Нашим детям повезло: вокруг действительно много еды, шанс умереть от голода у них минимальный, если они могут дотянуться до холодильника. Если еда доступна, а детей насильно не ограничивать, они через некоторое время отрегулируют количество необходимого для своего нормального развития. Если вам совсем-совсем страшно, и вы не верите, что ситуация поменяется, или волнуетесь, что когда она поменяется, то «может быть слишком поздно», начните вести пищевой дневник ребёнка, чтобы записывать всё, что он реально съел в течение дня.

Дневник лучше вести хотя бы одну-две недели, потому что дети едят неравномерно, как и взрослые. Сегодня хотят и едят больше, завтра — меньше. Вы удивитесь, но малоежки на самом деле съедают не так уж мало, а переедающие не так уж много.

Если тревога вас не оставляет, сходите с пищевым дневником к педиатру или диетологу, пусть оценит полноценность питания ребёнка и поможет составить разнообразное меню, если реально есть сложности с питанием.

Правило № 2: организуйте условия для здорового питания в семье. Пусть у ребёнка будет возможность есть то, что необходимо ему для развития. Ваша задача — обеспечить покупку и приготовление вкусной и полезной еды. Да, полезная еда обязательно должна быть вкусной! Пресный рис и мясо без соли и соусов почему-то мало кому нравится. Невкусная еда легко превратится в принуждение (см. правило 1). Одна из причин переедания — вера в то, что здоровая пища всегда невкусная, а нездоровая — приятная на вкус. Что делать, если ребёнку не нравится вкус овощей или фруктов, мяса или рыбы? Предлагать другие варианты или формы. Нормально, если ребёнок не ест фрукты, но ест овощи, или наоборот, не ест вареными, но ест сырыми, не ест пока никакими, но готов на пюре в баночках или на свежие соки. Не ест мясо — предлагаем растительный белок: фасоль, чечевицу. Ваша задача — обеспечить ребёнка необходимыми химическими веществами в той форме, которая ребёнку сейчас понравится. Если ваш ребёнок очень избирателен в питании, то есть хорошая новость — ему точно хватает пищи. Есть и плохая новость: если ребёнок предпочитает есть только сладкое, он … недоедает и пытается «нахвататься» быстрых углеводов для жизни вместо тех веществ, в которых его организм испытывает действительную нужду.

Правило № 3: не стоит жестко делить еду на разрешенную и запрещенную. Запретный плод, как известно, слаще. Дети найдут возможность добыть себе «запрещенку» в обход родителей: воровство из кухонных шкафов с праздничными заначками, из холодильника, покупка сладостей и фастфуда на все карманные деньги, друзья, бабушки и дедушки, в конце концов. Мы организуем возможность нормального полноценного питания, и показываем, как обходиться с не очень полезной едой. Проблема не в самой еде, проблема в том, что не стоит есть только такую еду, или есть ее слишком много. Мы понимаем, что никакой драмы не будет, если ребёнок поест нормальную еду и съест немного сладкого на десерт: торт, 2−3 конфеты или фрукты. Никакой драмы не будет, если иногда вы съедите по дороге фастфуд, если проголодались.

Правило № 4: семейные завтраки, обеды или ужины за хорошо накрытым столом способствуют передаче правильных пищевых привычек детям и хорошим семейным отношениям. Семейные трапезы становятся местом, где можно обеспечить «педагогический прикорм» — попробовать еду из тарелки родителей и тем самым расширить представление о различных пищевых продуктах и их формах, расширить свой пищевой репертуар. Личный пример — дело заразительное. Важно не паниковать и не вырывать из рук ребёнка то, что он решится попробовать, даже если вам кажется, что это не самое полезное или ребёнок не сможет с этим справиться в силу возраста. Разрешите экспериментировать с едой! Не понравится или не сможет прожевать — ничего страшного, выплюнет. Если ребёнок попробовал еду, и у него началось небольшое покраснение — это не значит, что у ребёнка на это аллергия, и теперь ни за что и никогда не нужно давать этот продукт. Давайте по чуть-чуть, чтобы дать организму ребёнка приспособиться. Начинать совместные трапезы можно с того момента, когда ребёнок уже получает первый прикорм и может какое-то время сидеть, то есть примерно с 6 месяцев. Лучше договориться, что семья ест без гаджетов в руках. Во-первых, они мешают общению, во-вторых, не дают почувствовать сигналы своего тела и вовремя остановиться, когда ты наелся.

Правило № 5: берите ребёнка с собой в магазины и на рынок, когда планируете покупать продукты. Показывайте и рассказывайте, что вы покупаете и почему, на какие критерии вы ориентируетесь, чтобы в семье было полноценное питание. Предлагайте ребёнку помогать складывать продукты в тележку, самому выбирать овощи и фрукты, интересуйтесь, что бы он хотел попробовать и приготовить. Готовьте вместе, показывая и рассказывая, почему мы таким способом готовим еду. Позволяйте готовить самому, даже если потом надо будет долго отмывать кухню — не будет пробовать, не научится.

Еда — это не награда и не наказание. «Сделай уроки — получишь чупа-чупс», «Съешь суп — получишь тортик» и тому подобные фразы быстро доносят до детей, что уроки и суп — очевидная гадость, а чупа-чупс и тортик — то, к чему надо стремиться. Еда нужна, чтобы иметь здоровое тело, чтобы хватило сил на то, чтобы бегать, прыгать и говорить, чтобы получать удовольствие от еды и радоваться, что нам повезло родиться в том месте и в том времени, в котором наши дети и мы больше не голодаем.

Читайте также:

Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?

Съешь и станешь умным: 5 продуктов, полезных для мозга

Программа «Еда на ура!»

Фото: asiandelight, FamVeld, TetyanaRusanova/Shutterstock

Читайте также:
«Сиди в детской и думай над своим поведением!» Что не так с этим наказанием?
14 ноября 2019
«Сиди в детской и думай над своим поведением!» Что не так с этим наказанием?
Очень часто родители немедленно наказывают ребёнка за плохое поведение, но забывают объяснить ему, что именно он сделал не так и как теперь можно исправить ситуацию. Американские психологи Тина Брайсон и Даниель Сигел в бестселлере «Дисциплина без драм» подробно объясняют, почему традиционные наказания часто не имеют воспитательного эффекта.  
7 добрых дел, которые легко сделать с детьми
13 ноября 2019
7 добрых дел, которые легко сделать с детьми
13 ноября в мире отмечается День доброты. Отличный повод поговорить с детьми о заботе и помощи другим - и, например, вместе сделать пару добрых дел.
Жизнь напоказ: стоит ли писать о детях в соцсетях?
12 ноября 2019
Жизнь напоказ: стоит ли писать о детях в соцсетях?
Можем ли мы публиковать фотографии детей в соцсетях и делиться подробностями их жизни? Есть ли у детей право голоса и как такая вынужденная публичность влияет на них? Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
11 ноября 2019
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
Научиться выводить красивые и ровные буквы -- непростая задача для дошкольника. Заниматься развитием мелкой моторики и осваивать навыки письма полезно уже с 4 лет, так что вот подборка отличных упражнений от педагогов детского эко-клуба «Умничка».
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
8 ноября 2019
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
Как научить ребенка основам финансовой грамотности? Например, с помощью игр!
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
7 ноября 2019
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
В отношениях между детьми и родителями всегда бывают трудности, недопонимания, обиды. Тема невыполненных обещаний мамы или папы — одна из самых болезненных, причем уже с дошкольного возраста. Что чувствует ребёнок, как лучше объяснить ситуацию родителям? Об этом рассказывает в книге «О чём думает ребёнок?» английская писательница Танит Кэри.
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
31 октября 2019
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
В отличие от большинства взрослых, которые играли в детстве с куклами, солдатиками и плюшевыми мишками, у современных детей есть минимум один зубастый монстр или кукла-чудовище с гробиком в наборе. Как влияют на малыша игры с подобными персонажами? Опасаться ли повышенной возбудимости и агрессии?
Фестиваль кукольных театров пройдёт в «Аптекарском огороде»
30 октября 2019
Фестиваль кукольных театров пройдёт в «Аптекарском огороде»
В Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» 2-30 ноября покажут 5 интересных кукольных спектаклей для детей и родителей. 
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
29 октября 2019
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
В последнюю неделю октября, перед Хэллоуином, на глаза то и дело попадаются чудища и монстры. К счастью, только на витринах и плакатах. Но в наших сказках и мифах тоже немало загадочных и зловещих персонажей. Один из самых ярких — хозяин леса, леший. Много ли вы о нём знаете?
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
29 октября 2019
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
Новое исследование показывает: ложь и манипуляции родителей имеют неприятные последствия для детей.
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
28 октября 2019
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
В День бабушек и дедушек, 28 октября, подготовили для вас подборку отличных книг о самых близких и любимых людях
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
25 октября 2019
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
Ребёнок то и дело путает звуки, неверно произносит слова? А ведь скоро ему идти в школу! Конечно, важно показаться логопеду. Но начать заниматься можно и дома: нескучные упражнения для развития речи точно пойдут на пользу. 
Почему школьнику необходимо хотя бы час в день... просто играть
24 октября 2019
Почему школьнику необходимо хотя бы час в день... просто играть
Учиться, даже в первом классе, совсем не просто. Приходится осваивать столько всего нового и незнакомого! А родители всё нагружают и нагружают ребёнка занятиями, ведь он уже вроде как взрослый. Справиться со стрессом поможет игра.
Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли ребенку любить спорт?
23 октября 2019
Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли ребенку любить спорт?
Правда ли занятия спортом хорошо влияют на характер и учат достигать целей? Отдать ли ребенка в профессиональный спорт или сделать так, чтобы у него хотя бы была регулярная физическая нагрузка? И есть ли от нее реальная польза? Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
22 октября 2019
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
Многие нынешние мамы и папы в детстве послушно ходили по музеям и там откровенно скучали: о шедеврах рассказывали не слишком интересно. Сейчас ситуация меняется. Но родители всё равно теряются: с чего начать знакомство с искусством? Какой музей выбрать? Советует эксперт. 
В садик не пойду! 7 признаков, что ребёнку не нравится в детском саду   
21 октября 2019
В садик не пойду! 7 признаков, что ребёнку не нравится в детском саду   
Конечно, все дети проходят период адаптации к детскому саду. Но, похоже, в вашем случае адаптация затянулась, и малыш категорически отказывается привыкать к садиковскому режиму. Как понять, что ему там совсем не нравится - и пора принимать меры?
Почему иногда истерика - это хорошо? 5 причин, о которых мы не подозревали
18 октября 2019
Почему иногда истерика - это хорошо? 5 причин, о которых мы не подозревали
Вообще-то детская истерика вызывает у родителей страх, бессилие, стыд и еще целый букет не самых приятных эмоций. Что же в ней может быть хорошего? Но на самом деле истерика может быть полезной. Например, вот почему.
10 весёлых упражнений на развитие логического мышления
18 октября 2019
10 весёлых упражнений на развитие логического мышления
Любые задания, связанные с выделением признаков предмета, сравнением и их классификацией, будут способствовать развитию логического мышления. Начинать заниматься с ребёнком, регулярно тренироваться можно уже с 4 лет. Вот простые упражнения, которые принесут дошкольникам и пользу, и удовольствие.