30 августа 2017

Зачем современным детям нужна «дыра в стене»

Многие родители почему-то думают, что детям полезно и интересно смотреть только мультфильмы. Специально для «О!» психолог Анна Скавитина рассказывает, почему это не так.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Я с удивлением обнаружила, что примерно треть родителей показывает детям только мультфильмы, игнорируя разные игровые и обучающие программы для детей. Причины приводят разные: их и в детском саду чему-то учат; и так они перегружены информацией, зачем ещё и это; не могу найти качественные программы, раньше искала специально, а потом устала.

Интересно, что, при этом, многие дети, предоставленные сами себе в Интернете, насмотревшись мультиков вдоволь, начинают искать мастер-классы и информационные передачи: как сделать лизуна, как нарисовать кошку, как сыграть песню, что едят кроты, и так далее. Мозг любого человека настроен выживать, но совершенно не настроен учиться. Чтобы выжить необходимо решить актуальную задачу. Современные дети в основном сытые, одетые, и, если они находятся в психологической безопасности, то их мозг готов придумывать дополнительные задачи для жизни. Мама не купила лизун в магазине? Ничего, в Интернете написано, как его сделать.

«Мама, купи мне тетраборат натрия!», — сказала как-то мне 6-летняя дочь. Я чуть не поперхнулась: «А что это, дочь?» «Это такой порошок в аптеке!», — ответила она. Оказалось, ребенок посмотрел познавательную передачу на детском канале.

Цифровая эра оказывает воздействие практически на каждого. Стоит ли нам беспокоиться о том, как она влияет на конкретно нашего ребенка? Да, стоит.

Первая причина: дети сильны в подражании. Они могут воспроизводить поведение после того, как увидели его всего лишь раз. Мало того, 13-месячный ребёнок может запомнить событие и воспроизвести его с задержкой в 4 месяца. Это называется «отсроченная имитация». Вывод из этого серьёзный: если ребёнок может запомнить события после одного просмотра, то, представьте себе, сколько вливается в него за час перед экраном! А сколько он берет от своей мамы/бабушки/няни, с которыми проводит время каждый день и круглый год? Наверное, и вы иногда ловите себя на том, что делаете или говорите что-то в точности как ваша мама. Так работает эффект «отсроченной имитации».

Вторая причина: наши ожидания влияют на восприятие реальности, делая его необъективным. Мы видим мир таким, каким нам позволил увидеть его наш мозг. Как в сказке о голом короле. То есть внешние факторы влияют на наше восприятие, следовательно, мы должны понимать, что ребёнок в возрасте 3−4 лет, насмотревшись боевиков, а часто и «мультиков для мальчиков» запросто будет воспринимать мир, как источник тревоги и попытается защитить себя, размахивая ногами и попавшими под руку предметами.

Данные множества исследований говорят: не подпускайте к телевизору и гаджетам детей до двух лет. Да кто же будет слушать этих исследователей! Если вы не можете избежать телевизора до двух лет, хотя бы не давайте сидеть перед экраном или планшетом долго.

Правда, с момента первых научных изысканий в отношении телевидения, ученые успели обнаружить, что на самом деле не все так плохо. Начиная с возраста 4−5 лет некоторые телевизионные программы … улучшают работу мозга. И это, к разочарованию некоторых родителей, не мультики. Как правило, это передачи интерактивного типа, в которых с детьми разговаривают, или же на экране присутствует ребенок, с которым можно идентифицироваться, и разговаривающий с ним взрослый.

Сейчас довольно много таких интерактивных программ, из которых ребёнок может почерпнуть интересные факты, освоить новые навыки, подсмотреть шаблоны общения. А если смотреть их в компании друзей или братьев-сестёр, да еще и обсуждать происходящее в процессе, то эффект только усиливается.

Очень интересное исследование о пользе гаджетов и кооперации в процессе обучения было проведено в 2015 году педагогом Кортни К. Блэквелл. Эксперимент шёл в трех начальных школах Чикаго. В одной школе у каждого из ста дошкольников был свой айпэд, во второй школе айпэд приходился на пятерых учеников, а в третьей айпэдов никому не дали. Обнаружили, что дети, которые делились айпэдами, сдали стандартизированный учебный тест перед летними каникулами на 28% лучше по сравнению с началом года. Дети, у которых были собственные планшеты, улучшили свои результаты на 24%, а те, у кого не было устройств, на 20%. Хотя различия и небольшие, но являются статистически значимыми, считает Блэквелл.

Ещё один интересный эксперимент под названием «Дыра в стене» провел индийский ученый Сугата Митра. Идея исследователя была в том, что группы детей могут учиться сами, без прямого вмешательства взрослых, даже если они вообще ничего не понимают в устройстве техники. Нужен лишь интерактивный экран. Сугата Митра вмонтировал монитор в бетонную стену в бедном районе индийской провинции, там, где дети никогда не видели компьютеров и телевизоров. Ребята нажимали на экран, там что-то менялось, появлялось, исчезало. На второй день они научились находить и включать себе записанные на жёсткий диск мультфильмы, а за пару месяцев освоили около 200 английских слов. Причем, выучивал слова не только ребёнок, который нажимал на монитор, но и те, кто стоял вокруг, и даже те, кто вообще практически не видел монитор, тоже что-то запоминали. Сугата Митра показал, что с помощью дыр в стене со встроенными в них компьютерными мониторами и клавиатурами, дети могут учиться путем исследования, открытий и помощи сверстников, без участия учителей. Среда порождает в группах детей мотивацию к обучению. Сейчас только в Дели работает более сотни таких станций, появляются они и по всему миру.

У наших детей есть собственная «дыра с монитором» дома, и было бы нерационально этим не пользоваться. Только важно помогать ребёнку в выборе медиапродукции, особенно той, которая предполагает интеллектуальный интерактив. Обсуждайте программы вместе хотя бы после просмотра, учите анализировать, критически осмыслять увиденное и не давайте этой «дыре» работать слишком долго.

Другие тексты Анны Скавитиной на «О!»:

Почему советские мультфильмы больше любят родители, а не дети

5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет

Лишить гаджетов в наказание: почему лучше так никогда так не делать

Читайте также:

5 советов родителям школьников, которые помогут пережить первую четверть

Развитие речи: когда нужна помощь логопеда

Фото: Dean Drobot/Pavle Bugarski/Liderina/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми
19 июля 2019
Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми
Пока ребенок ежедневно проверят ваши границы, вы балансируете между «мы слишком много ему позволяем и балуем» и «похоже, мы перегибаем с требованиями и строгостью». Как найти правильный подход к дисциплине?
Пускаем пузыри! И развиваем речь
9 июля 2019
Пускаем пузыри! И развиваем речь
Игры с мыльными пузырями помогают малышу раньше научиться говорить.
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
8 июля 2019
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
Похоже, если вы не будете ежеминутно напоминать ребенку о том, что сейчас он убирает игрушки, читает или чистит зубы - он замечтается, а процесс остановится. Как помочь ему сконцентрировать внимание?
 «Я боюсь!» 10 причин для детских страхов
5 июля 2019
«Я боюсь!» 10 причин для детских страхов
Ребенок боится темноты или собак? Не хочет оставаться один и уверен, что за дверью - монстры? Разбираемся, откуда берутся страхи и как с ними справиться.
11 вещей, которые не надо запрещать детям
5 июля 2019
11 вещей, которые не надо запрещать детям
Если мы хотим, чтобы они росли самостоятельными, уверенными в себе и понимающими, что им нужно для счастья.
Дочка, сестра, подружка: чем больше ребенок знает своих социальных ролей, тем более гибкое у него мышление
4 июля 2019
Дочка, сестра, подружка: чем больше ребенок знает своих социальных ролей, тем более гибкое у него мышление
Ученые считают, что нужно почаще напоминать ребенку и о его индивидуальности, и о том, что социальных ролей у него много: это полезно для развития!
Благотворительность: почему важно учить ребенка помогать другим?
1 июля 2019
Благотворительность: почему важно учить ребенка помогать другим?
Потому что участие в благотворительности не только делает детей добрее, но и помогает им развивать полезные навыки обращения с деньгами.
Что сказать ребенку вместо «Молодец!» 5 действительно полезных похвал
28 июня 2019
Что сказать ребенку вместо «Молодец!» 5 действительно полезных похвал
Нет, мы совсем не призываем перестать хвалить детей. Но привычка делать это автоматически, не задумываясь, и по самым мелким поводам, может сослужить ему плохую службу.
Когда ребенок нас разочаровал: советы родителям
26 июня 2019
Когда ребенок нас разочаровал: советы родителям
Мы хотим гордиться своими детьми, понимать, что наша любовь и усилия как-то вознаграждены. Но, увы, дети могут не только разбить чашку, но и разбить нам душу. Одно из сильных и малоприятных чувств, с которым регулярно сталкиваются даже самые хорошие родители – это чувство разочарования.
Зачем учиться на каникулах? Два недостатка и одно преимущество летних занятий
25 июня 2019
Зачем учиться на каникулах? Два недостатка и одно преимущество летних занятий
У российских школьников почти самые длинные каникулы в мире - целых три месяца отдыха. Надо ли тратить это время с пользой, или позволить ребенку бездельничать - и бояться, что он забудет все, чему успел научиться?
 Ваш ребенок - интроверт: 5 признаков
21 июня 2019
Ваш ребенок - интроверт: 5 признаков
Интровертам не слишком повезло. По статистике, их в три раза меньше, чем экстравертов, так что им приходится делать больше усилий, чтобы приспособиться к правилам социума. Что важно знать, если ваш ребенок - интроверт?
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
19 июня 2019
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
Бодипозитив – это уважительное отношение к своему и чужому телу, принятие его индивидуальности, понимание его возможностей. Как научить ребенка думать о здоровье, а не о стандартах красоты? Психолог Анна Скавитина предлагает родителям начать с себя.
Как учить ребенка заботиться о природе и почему это важно?
5 июня 2019
Как учить ребенка заботиться о природе и почему это важно?
Дети - это наше будущее, будущее нашей планеты. Смогут ли они уважать наше природное пространство, понимать, что планета – наш общий дом? Психолог Анна Скавитина уверена: это зависит от того, поможем ли мы, родители, появлению у них экологического сознания.
Дети и телевизор: на что обратить внимание?
4 июня 2019
Дети и телевизор: на что обратить внимание?
Дошкольники, которые долго смотрят перед сном телевизор, меньше спят.
«Он знает все породы динозавров!» Что делать, если ребенка интересует только одна тема?
3 июня 2019
«Он знает все породы динозавров!» Что делать, если ребенка интересует только одна тема?
Это могут быть динозавры, или поезда, или насекомые, или космос. Важно то, что ребенка, похоже, не интересует больше ничего в мире, и вас это начинает беспокоить. Почему?
Микробы и темперамент: как на детей влияет состав микрофлоры
30 мая 2019
Микробы и темперамент: как на детей влияет состав микрофлоры
Будет ли ваш малыш хулиганом или тихоней, может зависеть от разных типов бактерий в его кишечнике.
Нет, ребенок не может сидеть спокойно! Это мешает ему учиться
29 мая 2019
Нет, ребенок не может сидеть спокойно! Это мешает ему учиться
Ученые объясняют, почему не стоит ожидать от ребенка 4-5 лет способности усидеть на месте.