25 марта 2019

Сольфеджио с любовью: как заинтересовать ребёнка музыкой

Многие родители думают, что занятия музыкой — это скучно, знания и навыки быстро забудутся, да и зачем загружать ребёнку мозг, если никто в семье не видит его великим музыкантом? Детский музыкальный педагог Наталия Бодина рассказывает, зачем на самом деле музыка нужна детям и как сделать занятия по-настоящему интересными.

Наталия Бодина, детский музыкальный педагог, автор методики «ДНК Гения» по обучению детей музыке с самого рождения.
Наталия Бодина, детский музыкальный педагог, автор методики «ДНК Гения» по обучению детей музыке с самого рождения.

О пользе музыки

Согласитесь, пока ребёнок маленький, мы вообще не можем знать, с чем он захочет связать свою жизнь, а польза музыкальных занятий научно доказана, да и я вижу эти подтверждения в своих учениках. У меня есть ребята, которых я начала знакомить с музыкой с трёх месяцев. Сейчас им 4 года — и это совершенно другие дети!

Учить музыке нужно всех детей без исключения, потому что это огромный толчок к пробуждению познавательной активности и творческих способностей, которые дремлют в каждом ребёнке. Занятия дарят множество эмоций, побуждают воображать и фантазировать. У грудных детей музыка формирует мир гармонии, наполненный звуками, чувствами, смыслами, любовью, благотворно воздействуя на мозг, побуждает их к развитию.

Расскажу на примере своего ученика. Николай Палыча привели ко мне на занятия, когда ему было 9 месяцев. Я раньше не работала с такими малышами и сказала маме об этом прямо. Но мы всё-таки решили попробовать. И вот в первое же занятие, когда я играла ноктюрн Шопена, глаза у Коли засветились, как два огромных прожектора: его заворожил звук, он пытался понять, где источник. Потом Николай Палыч начал сверлить взглядом клавиши — и процесс пошёл, ребёнок увлекся. Когда Коле исполнилось 1,5 года, он заинтересовался английским. Родители даже наняли ему в учителя носителя языка. В 2,4 года у Николай Палыча проявился абсолютный слух: он стал узнавать ноты, чуть позже мальчику стали интересны цифры, он научился складывать, потом — буквы, слоги, к 2,5 годам он научился читать. Коля сам стремился к знаниям. Во всех своих учениках я вижу огромное желание делать что-то самостоятельно: читать, писать, рисовать, фантазировать.

Зачем нужна музыкальная школа

Музыкальная школа, как и общеобразовательная, нуждается в серьёзных переменах. К сожалению, большинство педагогов в таких учебных заведениях лишены возможности быть по-настоящему внимательными к ученикам, принимать их такими, какие они есть, замечать их индивидуальные особенности и именно вокруг них выстраивать программу обучения. Учителям нужно выполнять программу: подготовить ребят к сдаче технического зачёта, двух гамм, выучить с ними три этюда…

А ведь дети проходят через разные фазы развития, часто кажется, что мы стоим на одном месте: ученик закрыт для получения информации, ему интересно только петь песенки, отгадывать загадки и ребусы на занятиях. И прекрасно! Значит нужно дать ему эту возможность! Потому что если преподаватель относится с уважением к потребностям ребёнка, дальше произойдёт колоссальный скачок в его обучении!

Учитель должен понимать, что его задача, миссия — общаться с душой малыша и воспитывать её. Важно в первую очередь любить своего ученика, принимать его таким, какой он есть, быть чутким к его личности и гибким в процессе обучения.

Сначала любовь к ребёнку, а уже потом фа-диез и си-бемоль. Только в таком случае педагог может передать ему свой опыт.

Почему на занятиях интересно

Сольфеджио, музыкальная литература — это очень важные предметы, хотя многие считают их скучными. Ведь невозможно исполнять музыку, не разговаривая о творчестве композитора, не понимая, зачем нужны ноты, кто их придумал и для чего. А пение нотами — чрезвычайно полезное занятие, поскольку оно развивает слух. Весь вопрос в том, как педагог преподнесёт это: увлекательно или занудно. Нужно рассказать так, чтобы ребёнок сделал вывод сам: «Ого! Так Бах, оказывается, великий композитор! Я могу прикоснуться к его творчеству».

Научиться играть несколько произведений или разобрать ноты — это не цель музыкальных занятий, гораздо важнее сформировать особое сознание, особый мир, полный чувств, смыслов, красоты.

Вы только представьте, мы живем не на планете вражды и алчности, а на планете великого Моцарта, Баха, Чайковского — и можем стать частью этого прекрасного мира!

Михаил Семенович Казиник, искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, страстный просветитель

Однако это понимание идёт из семьи. Если родители видят ценность Великой Музыки, работать с ребёнком значительно проще: его не придётся заставлять, он сам будет впитывать информацию и творить!

Какую музыку нужно и можно играть

Если малыш хочет научиться играть на инструменте для себя, чтобы музицировать дома, подбирать мелодии по слуху, играть в своё удовольствие и импровизировать, то, скорее всего, нет смысла идти в музыкальную школу. Там на него будут «давить» программой, чтобы он сидел за тетрадками не поднимая головы, что повлечёт за собой потерю интереса к музыке и инструменту.

Я считаю, что нужно играть ту музыку, которую ребёнок хочет слушать, которая созвучна его времени, его возрастным особенностям.

Такую свободу творчества могут дать только индивидуальные занятия с педагогом.

В моей практике есть очень талантливая девочка Вера, с прекрасным слухом и руками, но она наотрез отказалась продолжать ходить в музыкальную школу. И, встретившись со мной, сказала: «Если вы меня заставите играть фугу Баха, я с вами заниматься не буду!» Оказалось, что ей сейчас нравится один саундтрек к фильму. Когда я предложила разучить эту мелодию, Вера очень удивилась: «Что, эту музыку тоже можно сыграть? Вы разрешаете?!». Именно с такими детьми после учёбы в музыкальной школе я часто сталкиваюсь. Я считаю, что педагогу нужно отталкиваться от желаний ребёнка, а не идти ему наперекор. Играть то, что откликается в сердце, что нравится.

Как привить ребёнку любовь к музыке

В первую очередь нужно быть внимательным ко всему вокруг, потому что музыка живёт повсюду. Ищите её, когда гуляете с ребёнком: «Слышишь шелест листочков? Они разговаривают друг с другом. А посмотри, какое большое дерево, наверное, это их мама. А может быть, есть музыка ветра? Как она звучит? Обрати внимание на звезды, они тоже разговаривают!» Попробуйте вместе озвучить то, что вы заметили или сыграйте это на инструментах, например, на шумовых: бубне, трещотках, маракасах, погремушках и так далее.

Расскажите малышу, что нотка «до» — красная, спросите, какие предметы такого же цвета есть вокруг? Мы с Николай Палычем так и общались: он приходил ко мне на занятие и говорил: «На тебе платье „соль“».

Нужно давать ребёнку как можно больше возможностей слышать и видеть. Для маленьких детей есть такие проекты, как «Бэби концерт», «Музыка с мамой», где можно послушать, как звучат инструменты, и прикоснуться к ним. Ваша задача — показать малышу всё разнообразие, которое есть в музыке, чтобы он сам смог выбрать то, что ему по душе, что вызывает у него самые яркие эмоции.

Можно включать детям самых радостных классиков — Моцарта и Гайдна. А ещё малыши любят яркую, ритмичную музыку и «острые» джазовые ритмы, под них можно играть во что-нибудь вместе с родителями. Попробуйте сочинить с ребёнком сказку, наполните её звуками, используя музыкальные инструменты, например: «Вот зайчик проснулся, мы сделали на колокольчиках „дзынь!“, а потом он умылся — на трещётке потрещали». Нужно идти из простого, из жизненного, говорить о том, что волнует детей сейчас.

Дети дают взрослым много подсказок. Если ваши сын или дочь говорят вам «Нет, не надо, не хочу!», лучше прислушаться. Помните, что амбиции родителей — очень тормозящий фактор. Поэтому когда мама и папа при встрече говорят мне: «Мой ребёнок будет музыкантом» — это очень спорно. Не нужно ограничивать себя чем-то одним, постарайтесь показать детям всю палитру интересных творческих занятий, которые бы могли его заинтересовать.

Редакция «О!» выражает благодарность «Рыбаков Фонд» за помощь в организации интервью.

Читайте также:

Стресс тормозит развитие: как помочь ребенку адаптироваться к школе

7 советов, которые помогут вырастить ребенка оптимистом

6 причин отдать ребенка на робототехнику

Записала Дарья Дудкина.

Фото: halfpoint/romrodphoto/liderina/mimagephotography/Shutterstock.com, Надежда Ильиных.

Читайте также:
Как устроить арт-уголок в детской. Советы психолога
6 декабря 2019
Как устроить арт-уголок в детской. Советы психолога
Международный день художника, который отмечают 8 декабря, -- хороший повод поговорить о творчестве и том, почему оно так важно для развития ребёнка. Зачем устраивать в доме уголок художника и выставки его работ, рассказывает арт-терапевт Светлана Филяева.
День волонтёра: даже ребёнок может делать мир лучше!
5 декабря 2019
День волонтёра: даже ребёнок может делать мир лучше!
5 декабря во всем мире отмечают День волонтёра. Способность к состраданию и готовность помогать другим есть и у маленьких детей. Как поддержать их в этом? Какая волонтёрская работа вполне доступна и дошкольникам?
Золотистые тамарины поселились в Московском зоопарке
5 декабря 2019
Золотистые тамарины поселились в Московском зоопарке
Эти редчайшие обезьянки приехали сюда впервые в истории.
Книжная ярмарка non/fiction: что интересного для детей?
4 декабря 2019
Книжная ярмарка non/fiction: что интересного для детей?
С 5 по 9 декабря В Гостином дворе работает 21-я Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction. Что в детской программе? И какие будут классные книжные новинки? 
Ёлки-2020: самые интересные новогодние представления Москвы
2 декабря 2019
Ёлки-2020: самые интересные новогодние представления Москвы
Самые захватывающие, интересные и необычные ёлки для жителей и гостей столицы — в нашей подборке.
7 причин побывать на VI Всероссийском фестивале детской книги
26 ноября 2019
7 причин побывать на VI Всероссийском фестивале детской книги
Он пройдёт 29 ноября – 1 декабря в Российской государственной детской библиотеке
7 фактов о снежинках
26 ноября 2019
7 фактов о снежинках
Какого цвета снежинка на самом деле? А сколько она весит? Двух одинаковых в природе действительно не бывает? Отвечаем на эти и другие вопросы.
Игрушечное оружие: как оно влияет на детей?
25 ноября 2019
Игрушечное оружие: как оно влияет на детей?
Стоит ли покупать ребёнку пистолеты, автоматы? Не станет ли он более агрессивным? Рассказывает детский психолог Александр Покрышкин .
Мама, поздравляю! Идеи открыток ко Дню матери
22 ноября 2019
Мама, поздравляю! Идеи открыток ко Дню матери
В воскресенье, 24 ноября, празднуем День матери. Что подарить любимой маме? Приятнее всего получить подарок, сделанный своими руками.
Премьеры в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац
19 ноября 2019
Премьеры в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац
21 ноября у Театра день рождения: а подарок — новый спектакль — получат зрители.
Фестиваль детской книги в Санкт-Петербурге
15 ноября 2019
Фестиваль детской книги в Санкт-Петербурге
Проходит 16 и 17 ноября во Дворце учащейся молодежи Санкт-Петербурга.
Весёлые выходные на «Игроконе» 
15 ноября 2019
Весёлые выходные на «Игроконе» 
Фестиваль настольных игр и развлечений пройдёт 16 и 17 ноября в московском КВЦ «Сокольники».
День рождения Деда Мороза отпразднуют в его Московской усадьбе
15 ноября 2019
День рождения Деда Мороза отпразднуют в его Московской усадьбе
Главный зимний волшебник принимает поздравления 16 и 17 ноября.
«Сиди в детской и думай над своим поведением!» Что не так с этим наказанием?
14 ноября 2019
«Сиди в детской и думай над своим поведением!» Что не так с этим наказанием?
Очень часто родители немедленно наказывают ребёнка за плохое поведение, но забывают объяснить ему, что именно он сделал не так и как теперь можно исправить ситуацию. Американские психологи Тина Брайсон и Даниель Сигел в бестселлере «Дисциплина без драм» подробно объясняют, почему традиционные наказания часто не имеют воспитательного эффекта.  
11 птиц с суперспособностями
12 ноября 2019
11 птиц с суперспособностями
В Синичкин день, 12 ноября, расскажем о пернатых с удивительными способностями.
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
11 ноября 2019
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
Научиться выводить красивые и ровные буквы -- непростая задача для дошкольника. Заниматься развитием мелкой моторики и осваивать навыки письма полезно уже с 4 лет, так что вот подборка отличных упражнений от педагогов детского эко-клуба «Умничка».
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
8 ноября 2019
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
Как научить ребенка основам финансовой грамотности? Например, с помощью игр!
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
7 ноября 2019
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
В отношениях между детьми и родителями всегда бывают трудности, недопонимания, обиды. Тема невыполненных обещаний мамы или папы — одна из самых болезненных, причем уже с дошкольного возраста. Что чувствует ребёнок, как лучше объяснить ситуацию родителям? Об этом рассказывает в книге «О чём думает ребёнок?» английская писательница Танит Кэри.