«Турбозавры». Мультсериал«Турбозавры». Мультсериал
0+
1:00
«Турбозавры». Мультсериал
«Жужжалка»«Жужжалка»
0+
3:00
«Жужжалка»
«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
3:05
«Оранжевая корова». Мультсериал

11 цитат учителя истории о современном образовании в России

Мир меняется, и сегодняшние школьники совсем не похожи на нас в их возрасте: у них другие интересы, цели и методы их достижения, они живут в совсем другой, новой действительности. И только школа, кажется, все никак не может смириться с необходимостью реформ. Каким должно быть образование в наше время? Как сделать так, чтобы школьники с удовольствием бежали на урок? С кем вынужден конкурировать учитель? «О!» поговорил с учителем истории Лицея НИУ ВШЭ и «Школы на Хавской» Василием Ивановичем Кузнецовым, который придерживается альтернативного подхода к обучению, и публикует 11 самых ярких цитат педагога о современном образовании в России.

Василий Кузнецов, учитель истории
Василий Кузнецов, учитель истории

Кто такой педагог

Я преподаю в школе пять лет. Не люблю, когда меня называют педагогом. Что такое педагог? Это греческое слово, которое означает «ведущий ребенка». То есть это раб, который в Древней Греции брал за руку и в прямом смысле слова вел в школу, к учителю. Так вот, я не педагог, я претендую на то, чтобы быть учителем. Мой самый младший класс — пятый. Дети в этом возрасте все очень разные: каждый со своими жизненными вопросами, интересами, задачами. Самое главное, они живые и интересующиеся, и моя задача — этот интерес не убить.

Что такое школа

Ловушка, в которую все мы, взрослые, попадаем — это уверенность в том, что школа есть некая структура, которая должна вкладывать в ребенка знания от, А до Я. При этом самому ученику совершенно непонятно, почему он должен учить именно этот алфавит, а не армянский, например, или английский, немецкий, любой другой. Мы воспринимаем школу как передатчик социального опыта, а не знаний, и верим в то, что школа — это школа в том числе и жизни. К сожалению, это давно не так.

Про ФГОСы

У программ ФГОС есть две интересные особенности: некоторые из них очень сложно воплотить в жизнь, другие — совершенно оторваны от реалий современной школы.

Как правильно мотивировать

Чтобы развивать свои познавательные способности, человеку нужна воля и окружение, которое состоит из людей со схожими интересами, желанием двигаться дальше и узнавать больше. Количество людей, в том числе и учителей, которые этого не понимают, увы, стремится к бесконечности.

Зачем нужна школьная программа

Мы живем в мире, где всем кажется, что им надо знать все: что такое анод и катод, как определить направление тока в магнитном поле и как разделить угол напополам с помощью циркуля, а также что и куда нужно наливать — воду в серную кислоту или серную кислоту в воду. В школьной программе есть огромное количество информации, которая современному человеку никогда в жизни не пригодится. Я только однажды говорил с мамой, которая убедила меня в том, что она действительно пользуется знаниями из всей школьной программы. Знаете, зачем? Она помогает своим детям делать домашнюю работу.

Что может учитель

Есть родители, которые хотят, чтобы школа занялась социализацией, научила жить в современном обществе. А есть те, кто приходит с конкретным запросом — МГИМО, бюджет. И в том, и в другом случае самое главное — быстро давать обратную связь, напоминая о том, что вообще-то еще важно учесть, чего хочет сам школьник. Потому что нет повести печальнее на свете, чем когда ребенок поступает туда, куда хотели поступить родители, а не сам выбирает себе ВУЗ. А в итоге неврозы, депрессии, заваленные экзамены и даже порезанные вены. Я не экстрасенс, я не знаю, чего хочет ребенок, пока с ним не поговорю. У меня нет никакого тайного знания, а есть определенное время, когда я просто нахожусь рядом с ним. Дети не приходят ко мне с запросом, они идут с тревожностью, но все причины выясняются только в процессе разговора. Обычно у учителей нет на это времени. Какая разница, как ты себя чувствуешь, когда у нас тут Крымская война и нужно срочно записать ее ход, причины и последствия. Такое образование не имеет смысла.

Про конкурентов

Нам давно пора перестать спорить с YouTube и Google, потому что в этой борьбе мы точно проиграем. Главный навык, который должны получить современные дети — это навык поиска информации. Но не стоит забывать о том, что ресурсы — это все же не люди, ребенок не получает от них обратную связь. А это уже может привести человека без четкой образовательной траектории к печальному итогу.

Почему образование невозможно

Дети, которые сидят и нарешивают в огромном количестве квадратные уравнения, не понимая, зачем они это делают, привыкли к тому, что в школе есть определенный уровень насилия, с которым нужно смириться. Мотивация к знаниям в такой ситуации невозможна. А значит, невозможно и образование.

Как осовременить уроки

В современной школе получение знаний должно переплетаться с деятельностью, с которой эта область знаний непосредственно связана: можно придумывать игры и принимать в них участие, снимать ролики для YouTube, писать статьи и пресс-релизы по историческим событиям. Вопрос только в том, чтобы все это находило отклик в душе педагога.

Что такое «погружение»

Уроки с погружением очень хорошо воспринимаются школьниками, им нравится интерактивный формат, кроме того, он позволяет очень быстро усваивать знания. Например, мы проходим «Табель о рангах», и вот по коридору навстречу школьнику идет человек, которому надо сказать «Ваше превосходительство» и ни в коем случае нельзя говорить «Ваше благородие», иначе можно нарваться на такой ответ, что будешь не рад, что вообще рот открыл. Это очень мотивирует.

Чтобы погружение сработало, нужно, чтобы все участники процесса действительно верили в то, что происходит, и на самом деле находились там, в ноябре 1811 года. Как только это случится — все сразу получится.

Однажды у нас было погружение по революции 1917 года. Погружение проходило на выезде, все ребята получили свои роли. У нас был источник, а около него была организована работа: начальником источника была девочка-пятиклассница, она нанимала работников, которые таскали воду и продавала воду кухне. На второй день игры мы обнаружили, что обед сильно подорожал и стоит 20 рублей. Для сравнения — это примерно 3 дневных оклада простого рабочего. Когда стали разбираться, оказалось, что юная предпринимательница-монополист подняла цены на воду: в начале игры кухня платила ей по 20 копеек, а к окончанию бизнесвумен уездного городка N зарабатывала 500 рублей за обед. Девочка сама разработала систему и к концу игры была одной из богатейших персон города. Когда началась война, она смогла купить билет на пароход и осталась жива. Вот живейший пример полного погружения.

Почему школе нужно меняться

Между учеником и учителем не должно стоять никаких знаков неравенства. Это все — люди. Учитель просто не имеет права не быть погруженным в действительность, которая окружает его учеников.

В прошлом году на уроке я читал рэп-лекцию по истории, мы вместе с ребятами снимаем и монтируем школьный видеоблог. Я за то, чтобы дети придумывали мемасы. У меня можно получить домашнее задание — придумать мемас на историческую тему или написать стихотворение. Кстати, стихи часто получаются совсем не детские.

Многим учителям до сих пор удается работать, не включаясь в действительность. Когда я учился в пятом классе сельской школы, у нас была практика, она заключалась в том, что мы пололи грядки и копали картошку. Вела практику учительница химии, которая на первом собрании объяснила нам, что учителя и ученики — это два класса, а суть наличия классов — в классовой борьбе, поэтому, сказала она, я с вами буду бороться. Можно со школьниками бороться, я не спорю! Но всегда надо помнить, что время играет на них, а не на нас.

Фото: Fotosr52/kikovic/hxdbzxy/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Маша Пчёлкина
Мама двоих детей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти