23 октября 2017

Личный опыт: моя дочь учится в Швейцарии

Каждую неделю «О!» рассказывает о том, как устроены школы и детские сады в разных странах мира. Сегодня нас пригласили в гости Анна Чедия Сандермоен и ее дочь Марта, которые живут в Швейцарии.

Анна Чедия Сандермоен
Анна Чедия Сандермоен

Мы с дочерью переехали жить в Швейцарию, кантон Цуг, когда Марте было 9 лет. В Москве она окончила второй класс, здесь в 2014 году пошла в третий в государственной школе, а этой осенью перешла уже в шестой. Система среднего образования в Швейцарии очень отличается от привычной нам, российской. Расскажу не только о том, как тут все устроено, но и о вещах, которые меня приятно удивили.

«Уважение — Доверие — Взаимодействие»
«Уважение — Доверие — Взаимодействие»

Как мы преодолевали языковой барьер

В Швейцарии несколько государственных языков, а в нашей школе преподавание ведется на немецком, и изучают его по 9 часов в неделю. Когда мы переехали сюда, у нас был целый комплекс проблем с языками. Я хотела, чтобы Марта не забыла русский и продолжала его изучать. При этом ей нужно было срочно и с полного нуля выучить сразу два новых иностранных языка: немецкий для учебы и контактов со сверстниками и английский, чтобы общаться в семье, поскольку мы с мужем и новыми родственниками разговариваем между собой именно на нем.

Поначалу мы с дочкой честно садились за русские учебники каждый день: я хотела, чтобы Марта проходила параллельно и программу отечественной школы. Это было мучительно для нас обеих. И мой супруг сказал: «Твоя дочь прекрасно говорит по-русски, и она уже точно никогда не будет говорить хуже. Ее накопленные знания никуда не денутся. Можно спокойно все свои силы бросить на изучение других языков, не волнуясь за русский». И он оказался прав!

Сначала мы нашли учителя английского, живущего по соседству канадца: он занимался с Мартой целый учебный год раз в неделю по часу. Через год Марта была одной из лучших в классе по английскому языку. Немецкий она изучала в школе с нуля по специальной языковой программе, предназначенной для всех детей иностранцев, зачисленных в государственные школы Швейцарии. Спустя два с половиной года почти ежедневных и очень интенсивных уроков Марте сообщили, что теперь она может заниматься немецким наравне с остальными, как носитель, по обычной школьной программе. С этого учебного года она уже изучает в школе и обязательный по программе французский. А родной язык, как и говорил муж, дочь не забыла и постоянно его совершенствует: смотрит русские фильмы, читает русскую литературу.

Я сделала важный вывод: если человек способен владеть хотя бы одним языком, даже родным, на высоком уровне, то любые другие языки ему по плечу. Это лишь вопрос усердия и дисциплины. Я уважаю мнение о том, что лучше знать несколько иностранных языков, но не в совершенстве, чем только один и хорошо.

Дочкин класс вместе с учителями встречает рассвет в Швейцарских Альпах
Дочкин класс вместе с учителями встречает рассвет в Швейцарских Альпах

Как устроен учебный процесс в начальной школе

Учебный год в нашем кантоне начинается в августе. Отмечается это самодеятельным спектаклем с участием учителей, который показывают детям и родителям в нашем местном клубе. Педагоги поют, танцуют, играют на инструментах и даже порой совершают акробатические трюки. Потом дети, которым выдали воздушные шарики, идут с ними на школьную площадь и по команде под восторженные крики выпускают их в небо. После этого и начинаются уроки. Традиции приносить цветы учителям здесь нет.

Занятия у Марты по будням, а в среду еще и короткий день, до 12 часов. С полудня до 13:30 — обеденный перерыв. Можно пообедать в школе, но некоторые дети ходят домой. Именно ходят или ездят на автобусе: отвозить детей в школу и забирать из нее на машине здесь не принято.

Ситуация, когда на уроке ребенок играет со своим телефоном, невозможна: здесь запрещено приносить в школу смартфоны. Общедоступного интернета в школе тоже нет, только на уроках информатики, где детей учат пользоваться поисковыми системами и писать электронные письма.

Каждый ребенок в начале года получает практически все необходимое для занятий: тетради, учебники, даже именные ластики. Родителям остается купить только канцелярские принадлежности, рюкзак, физкультурную форму и сменную обувь. Кстати, все спортивные залы оборудованы душем, чтобы после уроков физкультуры ребенок мог помыться перед следующим занятием. Обычной школьной формы здесь нет.

Класс в нашей школе
Класс в нашей школе
Домашняя работа Марты
Домашняя работа Марты
Лист, на котором ребенок должен написать письмо кому-то из родных
Лист, на котором ребенок должен написать письмо кому-то из родных
arrow_back
arrow_forward

Особенности преподавания

По основным предметам в начальной школе детей учит один педагог, причем урок длится полтора часа, и учитель сам решает, какой дисциплине уделить внимание. Это может быть 15 минут математики, 30 минут изучения окружающего мира, полчаса немецкого и 15 минут синхронных танцев, чтобы дети смогли расслабиться. Такой урок длится без перерыва: детям он не нужен, из-за переключения на новую деятельность они не утомляются.

Программа начальной школы строится по интересному принципу: по всем предметам в разных аспектах рассматривается одна и та же тема. Например, сначала дети изучали насекомых: решали про них задачи, лепили из пластилина и рисовали их. После каникул они проходили по тому же принципу кошек. А ближе к концу декабря занимались Рождеством и всем, что с ним связано.

Обучение базируется на практических вещах: например, в качестве домашнего задания может быть письмо кому-то из родных. Ребенку выдают лист бумаги, на котором изображено какое-нибудь животное. На листе можно не только писать, но и рисовать. И это не задание ради задания: ребенок приносит в класс письмо вместе с адресом, а школа его отправляет. По-моему, такой подход очень стимулирует интерес ребенка к учебе.

Здесь родители избавлены от необходимости делать домашнюю работу вместе с ребенком. Ее почти не задают: все, что нужно, учитель объясняет классу на занятиях.

Все поделки, сделанные на уроках труда за период в один учебный год — третий класс, — гордость дочери! С каждым последующим учебным годом эта гора растет вместе с ее гордостью и новыми знаниями
Все поделки, сделанные на уроках труда за период в один учебный год — третий класс, — гордость дочери! С каждым последующим учебным годом эта гора растет вместе с ее гордостью и новыми знаниями
Дамская сумочка, которую Марта сшила сама на уроках труда
Дамская сумочка, которую Марта сшила сама на уроках труда
Руководство по прыжкам через резиночку
Руководство по прыжкам через резиночку
arrow_back
arrow_forward

Необычные предметы

Еще здесь учат детей основам финансовой грамотности: им выдают настоящие деньги и каталоги из супермаркета. Располагая определенной суммой, ребенок учится планировать свой бюджет на покупки.

Удивительна программа по труду: все дети учатся работать с лобзиком, вышивать, плести из лозы. В четвертом классе они уже осваивают швейную машинку! Дочь сама сшила сумочку. Еще детей учат прыгать через резиночку, есть даже учебный материал по такой дисциплине!

Подход к детям

В школе моей дочки не принято сравнивать детей с другими. Это одна из основополагающих ценностей общества, где стремятся к равноправию. Здесь уделяют внимание не тому, насколько хорошо ребенок учится, а как ему удается социализироваться, взаимодействовать с окружающими людьми и развивать свои способности.

Я привыкла к тому, что в обычной школе детей критикуют, и это норма жизни. Здесь же детей принято хвалить, отмечать их собственный прогресс. Здороваться и прощаться с учителями за руку каждое утро и вечер — это обязательное требование к детям в школе.

С классом работают психолог и стоматолог, и их услуги оплачиваются государством. Детей регулярно вывозят на экскурсии и в походы. При этом нам ни за что не приходится платить. Все организационные и финансовые вопросы школа решает сама.

Первые дни в этой школе моя дочь постоянно удивлялась: «Мама, ты представляешь, тут по сравнению с Москвой вообще нет дисциплины: можно без спросу пить воду и ходить в туалет! И вместо рук все поднимают пальчики! И можно даже полежать на кровати в классе».

Родительские собрания

Встречи учителей с родителями в начальной школе проводятся раз в год, причем в индивидуальном порядке, то есть только преподаватель и наша семья, включая саму Марту. Темы для обсуждения учительница пишет не на бумаге, а на вот таких камешках. Каждый камешек — это какой-то аспект обучения: математика, немецкий, почерк, терпение, ответственность, счет, мотивация и так далее. Ребенку, полноправному участнику этой беседы, предлагается самому выбрать камешек с темой, с которой мы начнем обсуждение.

Эти камешки — не просто оригинальный способ подачи информации. Просто представьте, какая картина мира формируется у ребенка, когда он берет их в руки! Их не только приятно трогать: они представляют собой понятия, из которых складывается взрослая жизнь.

Впечатления от швейцарской системы образования

Есть мнение, что детей в европейских школах больше балуют, чем учат. Занятия построены в игровой форме и, как некоторые думают, хоть дети и рвутся в школу и ходят довольные, но на самом деле знаний они получают мало. Я с этим не соглашусь. Дети не только любят ходить в школу, они также получают много знаний, а главное, своевременно — именно тогда, когда они к этому готовы.

Нельзя не оценить то, с какой аккуратностью, щепетильностью и смыслом организовано все учебное пространство на территории школы. При этом дети обучены и хорошо знают, что где лежит, откуда что брать и куда и как класть обратно, как обращаться с подсобным материалом и соблюдать технику безопасности. И это один из фундаментальных принципов дисциплины.

За время жизни здесь и обучения Марты в местной школе я сделала важный вывод: главное — не давить на ребенка. А это возможно только в системе, в которой никто и ничто не давит, ни школа, ни окружение, ни родители дома. Всему свое время, и система образования поддерживает этот принцип.

Пока я жила с дочкой в России, у меня вызывало сильный дискомфорт какое-то паническое отношение к школе вообще. Сейчас моя дочь в восторге от швейцарской школы и не очень любит вспоминать, как училась в Москве. Ей всего 12 лет, а она уже говорит на четырех языках! Я вижу, что она по-взрослому серьезно относится к учебе и, с моей точки зрения, в этом большая заслуга школы и учителей.

Читайте также:

Детская профориентация: кому она нужна?

Тайм-менеджмент для первоклассника

Правда или ложь: как учатся дети в разных странах?

Фото: архив автора/Iakov Filimonov/Shutterstock.com

Читайте также:
4 совета, которые помогут сделать онлайн-обучение максимально эффективным
19 февраля 2019
4 совета, которые помогут сделать онлайн-обучение максимально эффективным
Пусть компьютер служит не только для игр.
Личный опыт: мой сын занимается фехтованием
14 января 2019
Личный опыт: мой сын занимается фехтованием
И это очень серьёзный вид спорта.
Как рассказать ребенку о Рождестве
6 января 2019
Как рассказать ребенку о Рождестве
Что нужно знать об этом светлом дне?
«Никогда не думай, что 11 лет — это много!»: письмо первокласснику
10 декабря 2018
«Никогда не думай, что 11 лет — это много!»: письмо первокласснику
Искренние советы первоклассникам от первокурсника журфака.
30 правил этикета, которые пригодятся всем, кто ждёт гостей
27 ноября 2018
30 правил этикета, которые пригодятся всем, кто ждёт гостей
Их должен соблюдать каждый воспитанный человек.
Чему учат в школе: как проходят современные уроки дизайна
26 ноября 2018
Чему учат в школе: как проходят современные уроки дизайна
Разбираемся вместе с экспертами.
Как нарисовать дерево: советы, которые помогут ребёнку создать шедевр
20 ноября 2018
Как нарисовать дерево: советы, которые помогут ребёнку создать шедевр
Цвет, размер, настроение — всё имеет значение.
6 отличий «технологии» от «труда»
19 ноября 2018
6 отличий «технологии» от «труда»
Чему учит современная «технология»?
Soft skills: 5 навыков будущего
17 ноября 2018
Soft skills: 5 навыков будущего
В современном мире их ценят даже больше профессиональных.
6 навыков, которые развивает лего-конструирование
16 ноября 2018
6 навыков, которые развивает лего-конструирование
Знания, который пригодятся в жизни.
В интернете собрали больше 1 млн рублей для создания мультфильма о дружбе без условностей
13 ноября 2018
В интернете собрали больше 1 млн рублей для создания мультфильма о дружбе без условностей
Мультфильм «Тюбетейка» расскажет об отношениях детей разных национальностей
Дислексия — дар или проблема?
30 октября 2018
Дислексия — дар или проблема?
Почему дислексия — это преимущество перед другими детьми?