11 марта 2019

Сенсорное восприятие и эмоциональный интеллект: знаем, развиваем, расслабляем

С первой минуты рождения ребёнка запускается непрерывный процесс познания — активная работа всех органов восприятия. Малыш слышит миллион новых звуков, доносящихся с разных сторон родильной палаты, и тысячи запахов, среди которых способен моментально различить родной запах маминой груди. Ему невыносимо холодно и неожиданно сухо. Зрение младенца ещё не сформировалось окончательно — сетчатка и зрительные нервы не дозрели, но он уже видит, пусть нечётко и не все цвета. С каждым днём малыш способен получать и воспринимать всё больше информации, зреют и развиваются все сенсорные системы его организма. Отныне и всегда работа этих систем будет сопровождать жизнь человека, поэтому очень важно относиться к ним бережно, внимательно, не забывая проводить «диагностику» и своевременно отправлять «на сервис».

Как же мы не сходим с ума в этом ежеминутном потоке сенсорной информации, что позволяет нам комплексно перерабатывать её, выделяя главное и отбрасывая второстепенное, запоминая важное и не обращая внимание на ненужные детали? Ответы на все эти вопросы знает Виктория Шиманская, психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков».

Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта
Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект

Чем больше он развит, тем более точно мы способны оценивать и воспринимать окружающую нас среду, находиться в состоянии осознанности момента через эффективную работу всех сенсорных систем.

Жить настоящим и чувствовать все краски и грани этого мира — составляющие жизни счастливого и успешного человека.

Поэтому в рамках разработанной нами методики развития эмоционального интеллекта «Академия Монсиков» мы уделяем огромное значение работе именно над сенсорными системами детей.

Каким образом работает наше восприятие? Мы получаем информацию через сенсорные системы, сознание выдаёт определённую эмоцию, информация получает отклик в нашем сознании и теле — так мы воспринимаем окружающую нас действительность. Ежедневно эти процессы происходят неосознанно, но если обратить на них своё внимание, то открываются удивительные особенности сенсорного восприятия.

На тренингах по развитию ЭИ, вынося участникам на пробу кусочек шоколадки, мы каждый раз меняем сопровождение дегустации: музыку, освещение, вступительный рассказ. Шоколад одинаковый, но вкус люди ощущают по-разному в зависимости от антуража — от сладкого молочного до горького, солёного или даже безвкусного. Это ли не фантастика!

Понаблюдайте за реакциями собственного организма — он как лакмусовая бумага моментально реагирует на сенсорные изменения окружающей действительности: войдите в комнату с красными стенами — ваше сердцебиение участится, с голубыми — уменьшится. Или обратите своё внимание на вегетативные реакции во время просмотра фильма — изменения музыки, теней подсказывают нам, что сейчас что-то случится — и у нас перехватывает дыхание.

И последний пример, который я специально провела над собой. Я была уверена, что высокий уровень развития моих EQ и IQ позволит мне перехитрить VR-технологии. Но я ошиблась. Эксперимент выглядел так: я стою перед деревянной доской, лежащей на полу у моих ног. Надеваю виртуальный шлем: меня поднимают на высокое здание на скоростном лифте. Мне предстоит пройти по доске от небоскрёба 10 шагов. Я знаю, что доска в реальности лежит на полу, но организм выдаёт чёткую вегетативную реакцию — ладони потеют, ноги переступают очень осторожно. Мозг полностью обманут, организм уверен, что я на вершине небоскрёба.

Сберечь и сохранить

Работа сенсорных систем — это механизм, который не прекращает трудиться ни на секунду, чем бы вы ни занимались. И представьте, в какой степени масштабнее и объёмнее эти процессы происходят у детей — новые знания они получают ежедневно! Поэтому нам, родителям, важно контролировать потоки восприятия информации детьми, чтобы избежать перегрузок и дать сенсорным системам возможность отдохнуть и восстановиться.

Главная рекомендация — это режим дня малыша и в целом распорядок событий и мероприятий его жизни. После шумного праздника обязательно устройте «разгрузочный день» с минимумом раздражителей для сенсорных систем ребёнка — спокойные игры, чтение, обязательно прогулки. То же касается и посещений общественных мест, торговых центров, спектаклей.

Каким бы насыщенным ни был ваш день, помните, что дневной сон — это жизненно необходимый отдых для всех сенсорных систем ребенка, поэтому его организация — главный приоритет при планировании развлечений, поездок и мероприятий.

Упражнения для отдыха и восстановления

Облака

Во время прогулки с ребёнком или в перерыве между мероприятиями насыщенного дня малыша найдите минутку и взгляните вместе на небо — попробуйте отыскать среди облаков очертания земного или фантазийного животного, расскажите про него сказку — важно постараться удержать внимание и взгляд ребёнка на небе. Естественная среда, голубой и белые цвета оказывают расслабляющий эффект на зрение и восприятие в целом. Можно вместе наблюдать, как медленно, словно по волшебству, растворяются облака и появляются новые.

Волшебная коробочка

Сделайте с ребёнком тематическую сенсорную коробочку. Тематическое содержание должно вызывать у малыша спокойствие, умиротворение, гармонию. Например, «коробочка сенсорной разгрузки»: кладём в неё всё, что может помочь малышу перезарядить нервную систему, — любимое одеяло и подушечку для отдыха, диск с классической спокойной музыкой, фотографии природы разных времён года, рамку для рассматривания облаков — выбирайте наполнение в соответствии с предпочтениями ребёнка. Поставьте коробочку на видное место — у малыша будет возможность воспользоваться ею в любой момент, когда он почувствует необходимость в срочной «перезагрузке».

Жмурки

Важно регулярно давать возможность отдыха зрительной сенсорной системе, ведь 80% информации мы получаем именно через органы зрения. Это возможно благодаря усиленной работе всех остальных систем. Активируем слух — играем в жмурки; тактильные ощущения — рассказываем сенсорные сказки и играем в игру «угадай предмет с закрытыми глазами»; предлагаем ребёнку покачаться в гамаке с закрытыми глазами — работает вестибулярный аппарат.

Ветер

Ровное, спокойное дыхание снимает психоэмоциональное напряжение ребёнка и расслабляет работу сенсорных систем организма. Медленно дуйте на подвешенные на нитках листья деревьев, чтобы посмотреть, чей лист будет кружиться дольше. Играйте с мыльными пузырями; задача — отбиться от летящих пузырей, сбивая их с пути выдуваемым воздухом. Задувайте свечи, избегая шумных вдохов-выдохов и надутых щёк.

Берегите здоровье и психоэмоциональное состояние малыша. Избегайте перенапряжения, он ещё успеет столкнуться с проблемой высокой нагрузки в школе, вузе и во взрослой жизни. Умение отдохнуть и вовремя переключиться станет лучшей профилактикой десятка заболеваний, связанных с высоким уровнем стресса.

Читайте также:

«Язык эмоций — это особое мировоззрение»: гости программы «О! Дети» рассказали, зачем нужно развивать эмоциональный интеллект

6 мультфильмов, герои которых умеют пользоваться эмоциональным интеллектом лучше нас

5 игр для развития эмоционального интеллекта ребёнка

Фото: Sunny studio, plantic, DG Stock, Uber Images/Shutterstock.com

Виктория Шиманская
Доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей, автор первой запатентованной методики системного развития EQ детей, преподаватель в МИП, МГИМО, автор книг и эксперт лаборатории развития эмоционального интеллекта EQfactor.ru 
Читайте также:
Можно ли ссориться при детях? Ученые против!
24 мая 2019
Можно ли ссориться при детях? Ученые против!
Даже если вы обычно ссоритесь в соседней комнате и уверены, что ребенок этого не замечает, напряжение между вами негативно влияет на детскую психику.
Как объяснить ребёнку, почему люди едят мясо
22 мая 2019
Как объяснить ребёнку, почему люди едят мясо
В вашей жизни обязательно наступит момент, когда ребёнок об этом спросит.
Кто тут самый заботливый родитель?
22 мая 2019
Кто тут самый заботливый родитель?
Как лягушки и жабы научились заботиться о потомстве - и почему это важно для эволюции
Гаджеты помогают семейному общению. Но не всегда!
21 мая 2019
Гаджеты помогают семейному общению. Но не всегда!
Почему смартфоны могут объединить семью, но в то же время мешают общению?
Вечные ценности и где они обитают
15 мая 2019
Вечные ценности и где они обитают
Как научить детей самому доброму и светлому.
Что такое кооперативные игры и как они развивают мозг вашего ребёнка
13 мая 2019
Что такое кооперативные игры и как они развивают мозг вашего ребёнка
Настольные игры — это не просто развлечение!
Почему так важно читать ребёнку вслух
10 мая 2019
Почему так важно читать ребёнку вслух
И начать это делать стоит как можно раньше.
Почему у каждого ребёнка должна быть любимая игрушка
6 мая 2019
Почему у каждого ребёнка должна быть любимая игрушка
Медвежонок, кукла или машинка могут стать вашими помощниками в воспитании.
Разрешать ли детям смотреть телевизор?
1 мая 2019
Разрешать ли детям смотреть телевизор?
Отвечает психолог Анна Скавитина.
Майские премьеры на «О!»: смотрите новые мультфильмы в эфире!
30 апреля 2019
Майские премьеры на «О!»: смотрите новые мультфильмы в эфире!
Оставайтесь с «О!» и всё узнаете первыми!
Как танцы помогают мальчикам расти настоящими мужчинами
29 апреля 2019
Как танцы помогают мальчикам расти настоящими мужчинами
Сила, уверенность в себе и джентльменские качества — вот что дают танцы.
Развитие речи: когда нужна помощь логопеда
26 апреля 2019
Развитие речи: когда нужна помощь логопеда
Помогите ребёнку заговорить правильно!
8 интересных способов разукрашивания пасхальных яиц
25 апреля 2019
8 интересных способов разукрашивания пасхальных яиц
Арт-терапевт и художница делятся лично опробованными методиками.
Эти 7 игр сделают вашу прогулку ещё полезнее
22 апреля 2019
Эти 7 игр сделают вашу прогулку ещё полезнее
Как сделать прогулки с ребёнком увлекательными и запоминающимися?
«Возьми себя в руки!»: как научить ребёнка справляться с эмоциями
19 апреля 2019
«Возьми себя в руки!»: как научить ребёнка справляться с эмоциями
Чтобы управлять эмоциями, нужно их признать.
75 домашних дел, которые можно поручить ребёнку
17 апреля 2019
75 домашних дел, которые можно поручить ребёнку
Он может делать это сам!