15 мая 2019

Вечные ценности и где они обитают

Современный мир суров и беспощаден, в нём почти нет места доброте, любви и заботе о ближнем. Во всяком случае, так часто кажется родителям, когда их детям приходит время взрослеть. Но на самом деле место для этих вечных ценностей есть всегда. Где его найти, подскажет эксперт «О!» и детский психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

У меня есть одна из любимых притч про то, как мы справляемся с жизненными трудностями, про нравственность и про то, как мы передаём детям вечные ценности.

Отец объясняет маленькому сыну, что такое жизнь:

— Видишь ли, жизнь — это постоянная борьба внутри тебя двух волков, стоящих на горе. Белого и чёрного. Чёрный волк олицетворяет собой страх, ненависть, зло, неприязнь. А белый волк олицетворяет любовь, уважение, доброту, радость.

— А какой же волк в конце концов побеждает? — спрашивает сын.

— Тот, которого ты кормишь, — отвечает ему отец.

Оба волка всегда будут бороться в нашей жизни, но как же научиться кормить белого волка? Этот вопрос волнует всех родителей. Как помочь своему ребёнку стать добрым, любящим, сочувствующим, разделяющим вечные ценности?

Из многотысячелетней истории человечества мы знаем, что государство рушилось в тот момент, когда терялись ценности, за которые оно держалось. А также знаем, как трудно бывает рядом с человеком, переполненным злостью и ненавистью. Ему тоже трудно, потому что такой человек не знает, как справляться со шквалом переполняющих его чувств, не может удержать это в себе и выливает «помойное ведро» переживаний на близких, а иногда и на первых попавшихся на улице, работе, в школе или метро людей.

Один ребёнок спросил меня: «А почему нельзя просто убить чёрного волка и жить спокойно?» Потому, что убивая чёрного волка, ты сам становишься чёрным волком. Чувство злости ты загоняешь внутрь вместе с ним, а нам очень важны все чувства — и добрые и злые. Они помогают людям правильно оценивать происходящее.

Маленькие дети осваивают мир с помощью идентификации — механизма прямого подражания. Они делают всё, как мама или папа, говорят, как мама или папа, стараются думать, как мама или папа. Может быть, поэтому нас так веселят повторяющие за нами движения обезьянки в зоопарке?

В нашей голове есть специальные нейроны, которые называются зеркальными: они отвечают в том числе и за возможность повторения нами происходящего. Они реагируют даже тогда, когда мы просто смотрим на кого-то, а не делаем это сами. Зеркальные нейроны помогают примерить на себя чувства другого человека, встать на его место, понять его и посочувствовать. То есть природой в нас заложен механизм, помогающий передаче знаний, чувств, морали и нравственности. С помощью этого механизма постепенно формируется эмоциональный интеллект. Он помогает нам понимать свои чувства и чувства другого человека.

Почему к некоторым людям у нас возникает сочувствие, а к другим этого не происходит? Потому что мы умеем опознавать только знакомые нам чувства, те, которые мы переживали сами, или наблюдали, как их переживают другие, и объясняли, что с ними происходит. Вот тут мы и приходим к тому, как кормить белого волка и научить своего ребёнка о нем заботиться.

С раннего детства ребёнок наблюдает за родителями, за тем, как они обходятся со своими чувствами, как они «кормят волков», и учится этому через механизм идентификации, с помощью зеркальных нейронов развивая свою эмпатию — понимание чувств другого человека. Через этот механизм передаются и осваиваются и вечные ценности.

Для нас важно ответить ещё на один вопрос: что такое вечные ценности? Доброта, любовь, сопереживание другому… Что ещё? Обычно в этом месте выясняется, что вечные ценности у всех разные. Кто-то считает вечными ценностями любовь к Богу, полное послушание родителям, отказ от собственных желаний, уважение всех старших, а для кого-то вечные ценности — это «золотой телец», материальный достаток, власть. Дело в том, что белый и чёрный волк не универсальны: каждая страна, каждая семья вкладывает свои смыслы и даёт «свой корм» волкам.

Страна, развязавшая войну, никогда не говорит о своем желании повоевать за власть, она говорит, что желает мира, которого невозможно достичь другим способом. Начиная войну, они требуют… мира.

Так что разобраться, где белый волк, а где чёрный — непростое занятие, особенно если вы не готовы глубоко задумываться, к чему приведёт вашу семью стремление к той или иной вечной ценности. Например, дети, воспитываемые в ценности безоговорочного послушания родителей, — это дети, которые затолкали чёрного волка внутрь. С виду они милы, но на самом деле они чаще подвергаются насилию, так как не могут противостоять злу. Им труднее понять, чего они сами хотят в своей жизни, потому что привыкли, что им говорят, как и что надо делать. У них случаются неконтролируемые вспышки ярости — это чёрный волк срывается с цепи.

Традиционные ценности, которые приносят полезные плоды всем, кто их разделяет, это конечно, уважение к личности другого человека, право на свое мнение, право на неприкосновенность, право иметь индивидуальные особенности внешности и мышления, право на получение знаний. И усваиваются они через личный пример, который подают родители, учителя, воспитатели детского сада, люди «из телевизора», из YouTube-роликов, кормящие своих внутренних волков.

Читайте также:

Что такое кооперативные игры и как они развивают мозг вашего ребёнка

Семейные традиции необходимо передавать из поколения в поколение, и вот почему

Искусство этикета: как должен вести себя ребёнок в музее и на выставке

Фото: Africa Studio, George Rudy/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
11 ноября 2019
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
Научиться выводить красивые и ровные буквы -- непростая задача для дошкольника. Заниматься развитием мелкой моторики и осваивать навыки письма полезно уже с 4 лет, так что вот подборка отличных упражнений от педагогов детского эко-клуба «Умничка».
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
8 ноября 2019
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
Как научить ребенка основам финансовой грамотности? Например, с помощью игр!
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
7 ноября 2019
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
В отношениях между детьми и родителями всегда бывают трудности, недопонимания, обиды. Тема невыполненных обещаний мамы или папы — одна из самых болезненных, причем уже с дошкольного возраста. Что чувствует ребёнок, как лучше объяснить ситуацию родителям? Об этом рассказывает в книге «О чём думает ребёнок?» английская писательница Танит Кэри.
Рамки для фотографий своими руками: 4 идеи
5 ноября 2019
Рамки для фотографий своими руками: 4 идеи
В День рассматривания старых фотографий мастерим фоторамки: пусть лучшие моменты останутся на память!
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
31 октября 2019
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
В отличие от большинства взрослых, которые играли в детстве с куклами, солдатиками и плюшевыми мишками, у современных детей есть минимум один зубастый монстр или кукла-чудовище с гробиком в наборе. Как влияют на малыша игры с подобными персонажами? Опасаться ли повышенной возбудимости и агрессии?
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
30 октября 2019
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
Ребенок ест ограниченный набор продуктов и наотрез отказывается пробовать новое? Или, наоборот, переедает, но его еда - в основном сладости и фастфуд? Как выглядит здоровое отношение к питанию в семье и почему сладости не должны быть наградой, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
29 октября 2019
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
В последнюю неделю октября, перед Хэллоуином, на глаза то и дело попадаются чудища и монстры. К счастью, только на витринах и плакатах. Но в наших сказках и мифах тоже немало загадочных и зловещих персонажей. Один из самых ярких — хозяин леса, леший. Много ли вы о нём знаете?
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
29 октября 2019
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
Новое исследование показывает: ложь и манипуляции родителей имеют неприятные последствия для детей.
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
28 октября 2019
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
В День бабушек и дедушек, 28 октября, подготовили для вас подборку отличных книг о самых близких и любимых людях
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
25 октября 2019
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
Ребёнок то и дело путает звуки, неверно произносит слова? А ведь скоро ему идти в школу! Конечно, важно показаться логопеду. Но начать заниматься можно и дома: нескучные упражнения для развития речи точно пойдут на пользу. 
Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли ребенку любить спорт?
23 октября 2019
Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли ребенку любить спорт?
Правда ли занятия спортом хорошо влияют на характер и учат достигать целей? Отдать ли ребенка в профессиональный спорт или сделать так, чтобы у него хотя бы была регулярная физическая нагрузка? И есть ли от нее реальная польза? Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
22 октября 2019
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
Многие нынешние мамы и папы в детстве послушно ходили по музеям и там откровенно скучали: о шедеврах рассказывали не слишком интересно. Сейчас ситуация меняется. Но родители всё равно теряются: с чего начать знакомство с искусством? Какой музей выбрать? Советует эксперт. 
В садик не пойду! 7 признаков, что ребёнку не нравится в детском саду   
21 октября 2019
В садик не пойду! 7 признаков, что ребёнку не нравится в детском саду   
Конечно, все дети проходят период адаптации к детскому саду. Но, похоже, в вашем случае адаптация затянулась, и малыш категорически отказывается привыкать к садиковскому режиму. Как понять, что ему там совсем не нравится - и пора принимать меры?
Почему иногда истерика - это хорошо? 5 причин, о которых мы не подозревали
18 октября 2019
Почему иногда истерика - это хорошо? 5 причин, о которых мы не подозревали
Вообще-то детская истерика вызывает у родителей страх, бессилие, стыд и еще целый букет не самых приятных эмоций. Что же в ней может быть хорошего? Но на самом деле истерика может быть полезной. Например, вот почему.
10 весёлых упражнений на развитие логического мышления
18 октября 2019
10 весёлых упражнений на развитие логического мышления
Любые задания, связанные с выделением признаков предмета, сравнением и их классификацией, будут способствовать развитию логического мышления. Начинать заниматься с ребёнком, регулярно тренироваться можно уже с 4 лет. Вот простые упражнения, которые принесут дошкольникам и пользу, и удовольствие.
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
16 октября 2019
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
Да, близнецы или двойняшки могут быть как похожими, так и очень разными, и дружить, и ссориться, хотеть одного и того же - и совершенно противоположных вещей. Психологи Анна Скавитина и Мария Григорьева рассказала, почему важно воспитывать двух отдельных детей с учетом их особенностей и потребностей.  
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
15 октября 2019
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
Мамы и папы, бывает, так боятся нанести ребёнку психологическую травму строгим воспитанием, что вообще ничего ему не запрещают. Но ведь детям нужны рамки? Разбираемся, где грань между разумной строгостью и неоправданной жёсткостью.
Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?
9 октября 2019
Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?
Нужен ли ребенку смартфон? С какого возраста им можно пользоваться и о чем договориться до того, как гаджет будет вручен владельцу? Нужны ли ограничения и контроль? Психолог Анна Скавитина рассказала, как подготовить ребенка к «телефонной» ответственности.