29 ноября 2017

Как распознать детскую депрессию?

Депрессия — это не просто тоска, уныние и плохое настроение, это серьезное психологическое расстройство. Почему-то принято считать, что подвержены ей только слабые и безвольные люди, но на самом деле каждый восьмой человек на планете хотя бы раз в жизни находился в состоянии клинической депрессии. В том числе и дети. Как распознать детскую депрессию и помочь своему ребенку справиться с ней, рассказывает эксперт «О!» психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

В наше довольно мирное время родители уделяют гораздо больше времени и внимания своим детям, чем в тяжелые годы войны, голода, лишений и строительства Байкало-Амурской магистрали, но, тем не менее, количество неврозов, психозов, а также различных психоэмоциональных нарушений развития у детей и взрослых не уменьшается, а как будто только увеличивается. Возможно, причина в том, что специалисты лучше научились их диагностировать, а может, в том, что у нас появилась возможность обращать внимание на такие психические тонкости, ведь прямая задача выживания перед нами уже не стоит.

Детская депрессия — это один из видов психоэмоционального нарушения, который может проявиться в поведении ребенка и/или в соматических заболеваниях. Многим кажется, что депрессия — это взрослое заболевание. Увы, это не так. Ей подвержены даже новорожденные, а уж подростковый возраст — безусловный лидер по началу проявлений депрессии. Но если диагностировать депрессию у взрослого человека специалист может без труда, сам человек довольно точно описывает свое состояние как «обесточенность», тоску, нежелание жить, то поставить диагноз ребенку, тем более младенцу, намного сложнее.

Дети в возрасте до 10 лет еще не могут описывать словами свое состояние, характеризовать свои ощущения, поэтому их депрессия может оставаться не понятой и, как следствие, ребенок не будет получать соответствующее лечение довольно долгое время. Симптомы депрессии часто проявляются в виде соматических проблем, то есть различных болезней. И родители безуспешно пытаются найти помощь у докторов различного профиля, тратя время, деньги, усилия и не понимая, как помочь ребенку. По разным данным эндогенная депрессия, то есть развивающаяся в организме из-за внутренних, биологических причин, присутствует у 2,5% населения. А депрессии, на которые влияют биологические и социальные факторы, присутствуют у 10−20% населения, в том числе и у детей. То есть в школьном классе на 25 человек может находиться три ребенка в депрессии. И далеко не у каждого ее диагностируют.

Как может проявляться депрессия в разном возрасте

0−3 года

В этом возрасте депрессии могут возникать в результате патологий внутриутробного развития, родов, врожденных нарушений, перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний. Но наиболее типовой является младенческая депрессия, возникающая в результате недостаточной психоэмоциональной связи с матерью. Такое состояние возникает, если мама сама находится в депрессии или не может полностью включиться в уход, заботу и теплые отношения с малышом по другим причинам. Например, 8-месячная Маша перестала набирать вес, расти, не умела переворачиваться. После того, как ее маму поместили в клинику для лечения тяжелой депрессии, а Машу отдали на воспитание бабушке и няне, которые очень нежно заботились о девочке, Маша за два месяца догнала сверстников в росте, весе и развитии. Только так родителям стало понятно, что не только Машина мама находилась в депрессии, но и сама Маша.

Депрессия возникает и при резком разрыве связи с матерью, которая достаточно тепло заботилась о ребенке, но решила, к примеру, отдать его на лето к бабушке, которую ребенок до этого практически не знал. Вот еще одна ситуация: заботливая мама ложится в больницу, а вместо нее с ребенком остается малознакомый человек, или же малыш попадает в приют, детский дом в результате трагических событий. Описаны многочисленные случаи, когда разлука с матерью на три и более месяца приводила к необратимым психическим изменениям ребенка и даже к смерти. Депрессии могут появиться и в результате тяжелой семейной обстановки, когда ребенок становится свидетелем постоянных шумных скандалов, насилия в семье, алкоголизации одного или пары родителей.

Симптомы депрессии:

  • плаксивость, капризность;
  • нарушения сна: младенческая бессонница. Одна из самых тяжелых форм — ребенок лежит с открытыми глазами даже в темноте;
  • постоянные срыгивания, рвота, снижение аппетита;
  • недостаточная прибавка в росте и весе;
  • задержка моторного, психоэмоционального, речевого развития.

Что делать?

При наличии таких симптомов нужно обязательно показать ребенка педиатру и детскому неврологу. Мама же в такой ситуации должна получить психологическую поддержку и обсудить со специалистами возможность реорганизации ухода за ребенком.

3−7 лет

В этом возрасте внимательные родители уже могут определить настроение ребенка по его поведению, хотя сам малыш его обычно еще не осознает. Причины депрессии дошкольников чаще психологические, на них влияет негативная семейная и социальная обстановка. Если у ребенка были ранние биологические нарушения развития, но в первые годы жизни депрессии не было, так как психика при поддержке родителей справлялась с трудностями, то при ухудшении психологической атмосферы в семье или в социуме психика может надломиться, не справиться с тяжестью обстоятельств. В этом возрасте дети начинают много времени проводить в детском саду и школе, общаться с другими ребятами и различными взрослыми. К малышам начинают предъявлять социальные требования, не всегда обоснованные: «Ты уже большой!», «Ты не должен плакать!», «Сиди тихо за партой!», «Не мешай родителям!» Дети с неустойчивой нервной системой, например, меланхолики, наиболее чувствительны к стрессам и склонны к депрессивным проявлениям. Это страшно, но по статистике самоубийства совершают даже пятилетние дети.

Симптомы депрессии:

  • печально, скучно, хочется плакать, но иногда ребенок необъяснимо весел.
  • потеря энергии, наскучили игры и занятия, которые были интересны раньше, однако есть периоды перевозбуждения;
  • в играх присутствуют трагические темы: кто-то тонет, умирает, заболевает, страдает;
  • множественные страхи: темноты, смерти своей и родителей;
  • заболевания: боли в животе, ломит тело, расстройство желудка, рвота, головная боль;
  • ищет уединения, избегает общения, иногда наоборот «прилипает» к родителям, не отойдет ни на минутку.
  • мимика, походка, размышления, как у «маленькой старушки/старичка», что иногда даже становится причиной гордости родителей как рано развившееся взрослое мышление;
  • нарушения сна или процесса засыпания;
  • агрессия, обращенная на себя: «Я виноват», «Я плохой», бьет себя;
  • мысли: «Не хочу жить», «Я никому не нужен».

Что делать?

Симптомы неустойчивы и противоречивы, поэтому родители запутываются еще больше и не могут однозначно сформулировать, что их беспокоит в поведении ребенка. В такой ситуации стоит посетить педиатра, профильных специалистов (например, гастроэнтеролога при боли в животе), невролога. А при постановке диагноза «депрессия» — регулярно встречаться с детским психологом. Часто мамы и папы начинают свои исследования именно с этого специалиста, но он, в свою очередь, при наличии указанных симптомов, обязательно должен отправить вас и ребенка к детскому неврологу и психиатру и работать с этими специалистами в команде, чтобы помочь малышу и с психологической стороны, и с медицинской.

Очень важно, чтобы детский психолог вместе с родителями работал над созданием благоприятного климата в семье. Часто тут не обойтись без помощи семейного психолога. Обычно детям-дошкольникам психиатры не назначают «тяжелую артиллерию» в виде серьезных психотропных препаратов, стараясь внимательно наблюдать за процессом и обойтись регулярными встречами с психологом. В процессе работы со специалистами родителям предстоит пересмотреть свой подход к воспитанию и присмотру за ребенком, стиль реагирования на его поведение, а также постараться обеспечить малышу более комфортную для жизни среду. Ребенку же предстоит научиться другим, более адаптивным способам реагирования на жизненные события, выстроить доброжелательные и теплые отношения с психологом, чтобы потом перенести эту модель на другие отношения в своей жизни. Именно в этот период закладываются способы адекватного эмоционального реагирования, а при успешном лечении снижается вероятность депрессии в подростковом возрасте.

7−12 лет

В этом возрасте ребенок больше осознает себя, уже довольно точно может сам описать свое состояние и поведение, но пока еще не может просчитать последствия своих действий. С 7 лет к первым социальным требованиям добавляется большая учебная нагрузка. Часто родители, заботясь о будущем своего ребенка и желая ему самого лучшего, нагружают его интеллектуальными и спортивными занятиями с утра до ночи. Не все дети к этому готовы. Знаете поговорку: «Где тонко — там и рвется»? Она как раз про этот случай. Вот почему примерно с возраста 10 лет начинается увеличение частоты постановки диагноза «депрессия» у детей.

Симптомы депрессии

  • грусть, тоска, «ничего не хочу делать», «все неинтересно», «хочу только играть», но игра не радует, нет ни на что сил;
  • раздражительность, агрессия на родителей и друзей;
  • боли в животе, голове, непонятно где, в мышцах, в сердце, в коленях, в спине, усталость.
  • нарушение концентрации внимания, неспособность справляться с учебной программой, манкирование домашним заданием или, наоборот, гиперответственность, «делание уроков по пять часов».

Что делать?

Практически все то же самое, что в предыдущей возрастной категории.

Главное, что вы должны знать: депрессию можно вылечить, если заниматься с детским психологом и психиатром. Не бойтесь идти на прием, как только почувствовали или заметили изменения в поведении ребёнка. Если малышу назначили медикаменты — это совсем не катастрофа, это необходимая помощь, костыль для надломленной психики. Назначение медикаментов, так же, как и встречи с психологом, не на всю жизнь. Часто ситуация серьезно улучшается через полгода после начала лечения. Регулярная психотерапия в разных формах — основной способ лечения депрессий, начиная с трехлетнего возраста, а современным подросткам с их сумасшедшей жизненной и учебной нагрузкой почти всем необходима помощь специалистов.

Знайте, что если у вашего ребенка депрессия, то это не значит, что вы ужасные родители. У детей и без взрослых есть поводы для депрессии. Просто помогите им пережить это непростое время. Сами они точно не справятся.

Фото: ESB Professional/altanaka/Halfpoint/Africa Studio/valbar/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
«Найду себе другую маму!» Что делать, если ребенок считает вас плохой?
17 сентября 2019
«Найду себе другую маму!» Что делать, если ребенок считает вас плохой?
Обиженный, злой или перепуганный ребенок в сердцах может закричать: «Уйду от вас! Найду других родителей!» Это часто очень больно бьет по маме или папе, вызывает чувства обиды и несправедливости. Психолог Анна Скавитина рассказала, как правильно реагировать на такие переживания.
«Это мой друг!» Почему дети иногда общаются с чужими взрослыми?
11 сентября 2019
«Это мой друг!» Почему дети иногда общаются с чужими взрослыми?
Наверное, вы тоже вспомните людей в своей жизни, которые были значительно старше вас, но вас связывала или до сих пор связывает дружба. Что притягивает друг к другу людей такого разного возраста? Психолог Анна Скавитина рассказывает, почему детям бывает важно общаться не только с родителями, и что стоит учесть.
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
10 сентября 2019
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
Чтобы вселить в ребёнка уверенность, не обязательно предпринимать что-то глобальное, — работают и самые «скромные» способы, о которых мы иногда забываем. Как именно это делать, узнаем из бестселлера норвежского психолога Гюру Эйестад «Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей».
Как не опаздывать в школу: 5 ошибок утренних сборов
9 сентября 2019
Как не опаздывать в школу: 5 ошибок утренних сборов
Дети собираются в садик и школу, родители - на работу, все суетятся и нервничают. Как выработать новые, полезные утренние привычки, чтобы перестать опаздывать? Предлагаем поработать над ошибками!
Международный день грамотности: 6 причин писать и говорить правильно
8 сентября 2019
Международный день грамотности: 6 причин писать и говорить правильно
Зачем писать и говорить правильно? Отвечает эксперт-филолог!
Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?
5 сентября 2019
Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?
Проблема адаптации к школе связана не столько с трудностями освоения учебного материала, сколько с физиологическими особенностями первоклассника. Ему трудно сидеть на месте, отвечать лишь тогда, когда спросят, и надолго отказываться от игр. Как помочь настроиться на учёбу? 
Он такой медлительный! Можно ли торопить «копушу»?
4 сентября 2019
Он такой медлительный! Можно ли торопить «копушу»?
Мы живём в постоянной гонке за информацией, нам нужно успеть сделать тысячу дел в день - и все с пометками «важно» и  «срочно». Нам приходится успевать больше, чем нашим бабушкам и дедушкам. Мы с рождения включаем в эту гонку детей: давай быстрее, не опаздывай, надо успеть! Что будет, если все время торопить ребенка, рассказывает психолог Анна Скавитина.
5 игр для развития памяти
30 августа 2019
5 игр для развития памяти
Такие тренировки очень полезны тем, кто идет в детский сад или в школу. И взрослым тоже!
Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?
29 августа 2019
Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?
Может быть, в век компьютеров умение аккуратно писать в тетрадке уже и не нужно? Это не так: аргументы нейропсихолога
Как научить ребёнка уверенно читать: 5 советов родителям
29 августа 2019
Как научить ребёнка уверенно читать: 5 советов родителям
Помогут словесные игры, обсуждение прочитанного. А вот спешка — только повредит!
«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?
28 августа 2019
«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?
Ребенок пока не может справиться со своими эмоциями, и ему нужен тот, кто поможет пережить непонятные и пугающие состояния, примет их - родитель. Что такое «контейнирование» и чем оно полезно, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Мой ребёнок - экстраверт: советы родителям
23 августа 2019
Мой ребёнок - экстраверт: советы родителям
Как понять, что ваш ребенок - экстраверт, и как с ним взаимодействовать (особенно, если родители совсем не такие общительные)?
«У нас будет новый папа»: как наладить отношения ребенка с отчимом
21 августа 2019
«У нас будет новый папа»: как наладить отношения ребенка с отчимом
Развод давно позади, и, похоже, у мамы будет новый муж, у детей - папа, да и вся семья будет совсем новая. Психолог Анна Скавитина - о том, как помочь отчиму стать «своим» в семье, а детям - привыкнуть к нему.
«Не хочу учиться!» Как мотивировать ребёнка: советы психолога
21 августа 2019
«Не хочу учиться!» Как мотивировать ребёнка: советы психолога
Чем ближе первое сентября, тем мрачнее ребёнок? Помогите ему настроиться на учёбу!
6 шагов навстречу школе: начинаем учёбу без стресса
21 августа 2019
6 шагов навстречу школе: начинаем учёбу без стресса
Первые месяцы в школе могут быть непростыми для ребёнка. Доктор психологии Виктория Шиманская рассказывает, как помочь ему быстрее освоиться .
Как научить ребенка правильному отношению к оценкам
20 августа 2019
Как научить ребенка правильному отношению к оценкам
Надо ли побуждать ребенка изо всех сил стремиться к пятеркам? Почему не стоит ругать за двойки? И как вообще говорить с ребенком о школьных оценках? Разбираемся!
Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины
20 августа 2019
Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины
Должен ли школьник сам справляться с домашними заданиями? И что делать, если он наотрез отказывается? Как помочь ему быть более ответственным?
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
20 августа 2019
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
Самые важные для школьника предметы - и то, что вам совсем не пригодится.