29 ноября 2017

Как распознать детскую депрессию?

Депрессия — это не просто тоска, уныние и плохое настроение, это серьезное психологическое расстройство. Почему-то принято считать, что подвержены ей только слабые и безвольные люди, но на самом деле каждый восьмой человек на планете хотя бы раз в жизни находился в состоянии клинической депрессии. В том числе и дети. Как распознать детскую депрессию и помочь своему ребенку справиться с ней, рассказывает эксперт «О!» психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

В наше довольно мирное время родители уделяют гораздо больше времени и внимания своим детям, чем в тяжелые годы войны, голода, лишений и строительства Байкало-Амурской магистрали, но, тем не менее, количество неврозов, психозов, а также различных психоэмоциональных нарушений развития у детей и взрослых не уменьшается, а как будто только увеличивается. Возможно, причина в том, что специалисты лучше научились их диагностировать, а может, в том, что у нас появилась возможность обращать внимание на такие психические тонкости, ведь прямая задача выживания перед нами уже не стоит.

Детская депрессия — это один из видов психоэмоционального нарушения, который может проявиться в поведении ребенка и/или в соматических заболеваниях. Многим кажется, что депрессия — это взрослое заболевание. Увы, это не так. Ей подвержены даже новорожденные, а уж подростковый возраст — безусловный лидер по началу проявлений депрессии. Но если диагностировать депрессию у взрослого человека специалист может без труда, сам человек довольно точно описывает свое состояние как «обесточенность», тоску, нежелание жить, то поставить диагноз ребенку, тем более младенцу, намного сложнее.

Дети в возрасте до 10 лет еще не могут описывать словами свое состояние, характеризовать свои ощущения, поэтому их депрессия может оставаться не понятой и, как следствие, ребенок не будет получать соответствующее лечение довольно долгое время. Симптомы депрессии часто проявляются в виде соматических проблем, то есть различных болезней. И родители безуспешно пытаются найти помощь у докторов различного профиля, тратя время, деньги, усилия и не понимая, как помочь ребенку. По разным данным эндогенная депрессия, то есть развивающаяся в организме из-за внутренних, биологических причин, присутствует у 2,5% населения. А депрессии, на которые влияют биологические и социальные факторы, присутствуют у 10−20% населения, в том числе и у детей. То есть в школьном классе на 25 человек может находиться три ребенка в депрессии. И далеко не у каждого ее диагностируют.

Как может проявляться депрессия в разном возрасте

0−3 года

В этом возрасте депрессии могут возникать в результате патологий внутриутробного развития, родов, врожденных нарушений, перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний. Но наиболее типовой является младенческая депрессия, возникающая в результате недостаточной психоэмоциональной связи с матерью. Такое состояние возникает, если мама сама находится в депрессии или не может полностью включиться в уход, заботу и теплые отношения с малышом по другим причинам. Например, 8-месячная Маша перестала набирать вес, расти, не умела переворачиваться. После того, как ее маму поместили в клинику для лечения тяжелой депрессии, а Машу отдали на воспитание бабушке и няне, которые очень нежно заботились о девочке, Маша за два месяца догнала сверстников в росте, весе и развитии. Только так родителям стало понятно, что не только Машина мама находилась в депрессии, но и сама Маша.

Депрессия возникает и при резком разрыве связи с матерью, которая достаточно тепло заботилась о ребенке, но решила, к примеру, отдать его на лето к бабушке, которую ребенок до этого практически не знал. Вот еще одна ситуация: заботливая мама ложится в больницу, а вместо нее с ребенком остается малознакомый человек, или же малыш попадает в приют, детский дом в результате трагических событий. Описаны многочисленные случаи, когда разлука с матерью на три и более месяца приводила к необратимым психическим изменениям ребенка и даже к смерти. Депрессии могут появиться и в результате тяжелой семейной обстановки, когда ребенок становится свидетелем постоянных шумных скандалов, насилия в семье, алкоголизации одного или пары родителей.

Симптомы депрессии:

  • плаксивость, капризность;
  • нарушения сна: младенческая бессонница. Одна из самых тяжелых форм — ребенок лежит с открытыми глазами даже в темноте;
  • постоянные срыгивания, рвота, снижение аппетита;
  • недостаточная прибавка в росте и весе;
  • задержка моторного, психоэмоционального, речевого развития.

Что делать?

При наличии таких симптомов нужно обязательно показать ребенка педиатру и детскому неврологу. Мама же в такой ситуации должна получить психологическую поддержку и обсудить со специалистами возможность реорганизации ухода за ребенком.

3−7 лет

В этом возрасте внимательные родители уже могут определить настроение ребенка по его поведению, хотя сам малыш его обычно еще не осознает. Причины депрессии дошкольников чаще психологические, на них влияет негативная семейная и социальная обстановка. Если у ребенка были ранние биологические нарушения развития, но в первые годы жизни депрессии не было, так как психика при поддержке родителей справлялась с трудностями, то при ухудшении психологической атмосферы в семье или в социуме психика может надломиться, не справиться с тяжестью обстоятельств. В этом возрасте дети начинают много времени проводить в детском саду и школе, общаться с другими ребятами и различными взрослыми. К малышам начинают предъявлять социальные требования, не всегда обоснованные: «Ты уже большой!», «Ты не должен плакать!», «Сиди тихо за партой!», «Не мешай родителям!» Дети с неустойчивой нервной системой, например, меланхолики, наиболее чувствительны к стрессам и склонны к депрессивным проявлениям. Это страшно, но по статистике самоубийства совершают даже пятилетние дети.

Симптомы депрессии:

  • печально, скучно, хочется плакать, но иногда ребенок необъяснимо весел.
  • потеря энергии, наскучили игры и занятия, которые были интересны раньше, однако есть периоды перевозбуждения;
  • в играх присутствуют трагические темы: кто-то тонет, умирает, заболевает, страдает;
  • множественные страхи: темноты, смерти своей и родителей;
  • заболевания: боли в животе, ломит тело, расстройство желудка, рвота, головная боль;
  • ищет уединения, избегает общения, иногда наоборот «прилипает» к родителям, не отойдет ни на минутку.
  • мимика, походка, размышления, как у «маленькой старушки/старичка», что иногда даже становится причиной гордости родителей как рано развившееся взрослое мышление;
  • нарушения сна или процесса засыпания;
  • агрессия, обращенная на себя: «Я виноват», «Я плохой», бьет себя;
  • мысли: «Не хочу жить», «Я никому не нужен».

Что делать?

Симптомы неустойчивы и противоречивы, поэтому родители запутываются еще больше и не могут однозначно сформулировать, что их беспокоит в поведении ребенка. В такой ситуации стоит посетить педиатра, профильных специалистов (например, гастроэнтеролога при боли в животе), невролога. А при постановке диагноза «депрессия» — регулярно встречаться с детским психологом. Часто мамы и папы начинают свои исследования именно с этого специалиста, но он, в свою очередь, при наличии указанных симптомов, обязательно должен отправить вас и ребенка к детскому неврологу и психиатру и работать с этими специалистами в команде, чтобы помочь малышу и с психологической стороны, и с медицинской.

Очень важно, чтобы детский психолог вместе с родителями работал над созданием благоприятного климата в семье. Часто тут не обойтись без помощи семейного психолога. Обычно детям-дошкольникам психиатры не назначают «тяжелую артиллерию» в виде серьезных психотропных препаратов, стараясь внимательно наблюдать за процессом и обойтись регулярными встречами с психологом. В процессе работы со специалистами родителям предстоит пересмотреть свой подход к воспитанию и присмотру за ребенком, стиль реагирования на его поведение, а также постараться обеспечить малышу более комфортную для жизни среду. Ребенку же предстоит научиться другим, более адаптивным способам реагирования на жизненные события, выстроить доброжелательные и теплые отношения с психологом, чтобы потом перенести эту модель на другие отношения в своей жизни. Именно в этот период закладываются способы адекватного эмоционального реагирования, а при успешном лечении снижается вероятность депрессии в подростковом возрасте.

7−12 лет

В этом возрасте ребенок больше осознает себя, уже довольно точно может сам описать свое состояние и поведение, но пока еще не может просчитать последствия своих действий. С 7 лет к первым социальным требованиям добавляется большая учебная нагрузка. Часто родители, заботясь о будущем своего ребенка и желая ему самого лучшего, нагружают его интеллектуальными и спортивными занятиями с утра до ночи. Не все дети к этому готовы. Знаете поговорку: «Где тонко — там и рвется»? Она как раз про этот случай. Вот почему примерно с возраста 10 лет начинается увеличение частоты постановки диагноза «депрессия» у детей.

Симптомы депрессии

  • грусть, тоска, «ничего не хочу делать», «все неинтересно», «хочу только играть», но игра не радует, нет ни на что сил;
  • раздражительность, агрессия на родителей и друзей;
  • боли в животе, голове, непонятно где, в мышцах, в сердце, в коленях, в спине, усталость.
  • нарушение концентрации внимания, неспособность справляться с учебной программой, манкирование домашним заданием или, наоборот, гиперответственность, «делание уроков по пять часов».

Что делать?

Практически все то же самое, что в предыдущей возрастной категории.

Главное, что вы должны знать: депрессию можно вылечить, если заниматься с детским психологом и психиатром. Не бойтесь идти на прием, как только почувствовали или заметили изменения в поведении ребёнка. Если малышу назначили медикаменты — это совсем не катастрофа, это необходимая помощь, костыль для надломленной психики. Назначение медикаментов, так же, как и встречи с психологом, не на всю жизнь. Часто ситуация серьезно улучшается через полгода после начала лечения. Регулярная психотерапия в разных формах — основной способ лечения депрессий, начиная с трехлетнего возраста, а современным подросткам с их сумасшедшей жизненной и учебной нагрузкой почти всем необходима помощь специалистов.

Знайте, что если у вашего ребенка депрессия, то это не значит, что вы ужасные родители. У детей и без взрослых есть поводы для депрессии. Просто помогите им пережить это непростое время. Сами они точно не справятся.

Фото: ESB Professional/altanaka/Halfpoint/Africa Studio/valbar/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
«Мама только моя!» Как помочь детям справиться с ревностью
16 августа 2019
«Мама только моя!» Как помочь детям справиться с ревностью
«Унесите малыша обратно?», предлагает дочка, неделю назад ставшая старшей сестрой. Но детская ревность вовсе не забавная - она доставляет всем членам семьи массу хлопот и напряжения, сказывается на атмосфере в семье. Что делать с детской ревностью, советует психолог Александра Кабалевская.
Режим «гиперопека»: 5 признаков того, что ребенку нужно больше свободы
15 августа 2019
Режим «гиперопека»: 5 признаков того, что ребенку нужно больше свободы
Современные родители так хотят создать своим детям идеальные условия и оградить от проблем, что иногда окружают их чрезмерной заботой. Какие признаки говорят о том, что вам стоит чуть ослабить объятия?
Мой ребенок - левша: как помочь ему использовать его возможности?
13 августа 2019
Мой ребенок - левша: как помочь ему использовать его возможности?
Еще не так давно левшей пытались подстроить под «правый» мир, переучивали, перекладывали карандаши и ложки из левой руки в правую. Но это не недостаток, а важная индивидуальная особенность! О чем важно помнить, если у вас растет ребенок с ведущей левой рукой, и как помочь ему справиться со сложностями, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Робототехника, видеоблогинг, предпринимательство: в чем польза модных занятий для детей?
9 августа 2019
Робототехника, видеоблогинг, предпринимательство: в чем польза модных занятий для детей?
Какие дополнительные занятия не станут лишней нагрузкой для первоклассника, а будут ему интересны, помогут развить полезные навыки и познакомиться с перспективными профессиями будущего?
Мама устала: почему утомляться - это нормально?
7 августа 2019
Мама устала: почему утомляться - это нормально?
Мы уже внутренне приняли, что материнство приносит нам не только радость, но и огорчения. Но почему же мамы даже давно не новорожденных детей так сильно устают? Почему устают мамы, у которых есть помощники и организован быт? Почему мама и усталость чаще всего идут рука об руку, объясняет психолог Анна Скавитина.
«Это не я!» Как научить ребенка отвечать за свои действия
5 августа 2019
«Это не я!» Как научить ребенка отвечать за свои действия
Это не ваш ребенок разбил чашку - она сама выпрыгнула из его рук. А грязные следы на полу (с отпечатками кроссовка) оставил не он, а собака. Похоже, обвинить кого-то другого для него - привычный способ избежать вашего неодобрения. Что же делать?
Дети и деньги: как создать полезные финансовые привычки?
31 июля 2019
Дети и деньги: как создать полезные финансовые привычки?
Родители не всегда достаточно подробно разговаривают с детьми о деньгах. И это серьезная проблема, так как наши финансовая грамотность и благополучие, наши отношения с деньгами, хорошие привычки управления деньгами закладываются в детстве. Как это исправить, рассказывает психолог Анна Скавитина.
В компании сверстников речь ребенка развивается лучше
31 июля 2019
В компании сверстников речь ребенка развивается лучше
Чем больше вокруг детей - тем лучше и их словарный запас!
Привычка жестикулировать развивает детскую фантазию
26 июля 2019
Привычка жестикулировать развивает детскую фантазию
Поощряйте детей активнее использовать жесты - это помогает им придумывать творческие идеи.
Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми
19 июля 2019
Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми
Пока ребенок ежедневно проверят ваши границы, вы балансируете между «мы слишком много ему позволяем и балуем» и «похоже, мы перегибаем с требованиями и строгостью». Как найти правильный подход к дисциплине?
12 простых, но эффективных способов перестать кричать на детей
12 июля 2019
12 простых, но эффективных способов перестать кричать на детей
Если вы иногда повышаете на ребенка голос - это не значит, что вы наносите его психике непоправимый урон. Но все-таки чем реже вы теряете терпение и кричите, тем лучше для всей семьи. Попробуем?
Мама, папа, я: зачем ребенку два родителя?
10 июля 2019
Мама, папа, я: зачем ребенку два родителя?
У любого ребёнка есть и мама, и папа - даже если их участие в рождении, развитии и воспитании не всегда равномерное, или кто-то из них устранился из его дальнейшей жизни. Психолог Анна Скавитина – о том, почему любой вклад каждого из родителей для детей так важен.
Пускаем пузыри! И развиваем речь
9 июля 2019
Пускаем пузыри! И развиваем речь
Игры с мыльными пузырями помогают малышу раньше научиться говорить.
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
8 июля 2019
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
Похоже, если вы не будете ежеминутно напоминать ребенку о том, что сейчас он убирает игрушки, читает или чистит зубы - он замечтается, а процесс остановится. Как помочь ему сконцентрировать внимание?
 «Я боюсь!» 10 причин для детских страхов
5 июля 2019
«Я боюсь!» 10 причин для детских страхов
Ребенок боится темноты или собак? Не хочет оставаться один и уверен, что за дверью - монстры? Разбираемся, откуда берутся страхи и как с ними справиться.
11 вещей, которые не надо запрещать детям
5 июля 2019
11 вещей, которые не надо запрещать детям
Если мы хотим, чтобы они росли самостоятельными, уверенными в себе и понимающими, что им нужно для счастья.
Дочка, сестра, подружка: чем больше ребенок знает своих социальных ролей, тем более гибкое у него мышление
4 июля 2019
Дочка, сестра, подружка: чем больше ребенок знает своих социальных ролей, тем более гибкое у него мышление
Ученые считают, что нужно почаще напоминать ребенку и о его индивидуальности, и о том, что социальных ролей у него много: это полезно для развития!
Вместе с папой: почему лучше играть с ребенком по выходным?
3 июля 2019
Вместе с папой: почему лучше играть с ребенком по выходным?
Потому что ученые выяснили, что это полезнее для отношений между папой и детьми.