6 декабря 2017

75 домашних дел, которые можно поручить ребенку

Как, когда и в какой момент стоит подключать ребенка к выполнению домашних обязанностей? Рассказывает эксперт «О!» психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Современные дети, начиная с детского сада, часто настолько перегружены учебой и занятиями, что дела семьи для них остаются чем-то далеким и непонятным. Я знаю многих ребят, которые не только не помогают маме приготовить еду, но даже никогда не видели, чтобы она делала это, ведь еда им достается сразу готовой. Я знаю 15−17-летних подростков, которые ни разу не подметали пол, потому что мамы их берегли — еще наработаются. Так может и правда, оставить детей в покое, пусть до свадьбы или до армии отдыхают? Зачем нагружать их той работой, которую и многие взрослые не любят? Намного проще взять и сделать все самой. Вырастут и научатся как-нибудь. А пока не будем эксплуатировать детский труд.

Вечно учащиеся, развлекающиеся, занимающиеся рисованием, музыкой, спортом дети оказываются абсолютно беспомощными в ситуациях обычной жизни. Они могут нормально функционировать, только если их обслуживают. Они не понимают, что деньги не появляются как по волшебству в тумбочке, а вещи сами не складываются в шкаф. А когда у них появляется своя семья и дети, то жизнь превращается в непрекращающуюся борьбу с хаосом, ведь надо обслуживать не только себя, но и малышей. Хорошо, если у них есть родители, которые могут часть домашней работы взять на себя, или деньги, чтобы передать ее на аутсорс: домработница, няня, повар…

Одна знакомая девушка в 20 лет уехала учиться в другой город, оказалась одна в квартире — и с удивлением обнаружила… пустой холодильник. Нет, она понимала, что еда туда попадает из магазина, но не понимала, почему он пустой? Наша родительская задача состоит не только в том, чтобы вовремя накормить детей, но и научить их добывать еду, структурировать хаос вокруг себя. Это обычно помогает поддерживать некоторый порядок и в голове. Взрослые, которые этим навыком не овладели, остаются детьми навсегда. Те же ребята, у которых есть семейные обязанности, чувствуют себя полноправной личностью, которой выделили свое место. Мир им видится более устойчивым и предсказуемым. С помощью семейных обязанностей мы помогаем детям стать более организованными, позже этот навык переносится на учебу, работу, планирование своей жизни.

Когда я говорю «обязанности», то вовсе не предлагаю вам переложить на ребенка ту или иную домашнюю работу, требуя идеального исполнения. Скорее это процесс постепенного научения, который встроен в постоянную деятельность, этакий кружок домоводства и выживания. Вот примерный, но вовсе не обязательный список того, что вы можете попробовать поручить своему ребенку.

В 2 года:

  • подметать пол;
  • протирать пыль;
  • помогать в процессе одевания;
  • складывать снятую одежду на стульчик;
  • приносить обувь себе или другим членам семьи, находя пару;
  • помогать развешивать постиранное белье, подавая мелкие вещи;
  • складывать разобранное белье в стиральную машину;
  • положить игрушки на место.

В 3 года:

Все то же самое плюс:

  • самому и с помощью взрослого складывать игрушки, книжки; выбирать свою одежду из общей стопки вещей;
  • одеваться самому;
  • застегивать и расстегивать пуговицы на одежде и помогать родственникам;
  • помогать накрывать на стол — ставить салфетки, приборы;
  • убирать посуду за собой в раковину, вытирать со стола крошки;
  • принести очки, книгу, телефон;
  • занять очередь на качели и подождать;
  • поиграть одному недолго;
  • показывать в знакомых местах, куда идти в сторону дома;
  • прекратить шуметь на просьбу об этом;
  • разделить сладости или фрукты на всех поровну;
  • поиграть одному на улице (под присмотром, но без участия взрослого).

В 4 года:

Все то же самое плюс:

  • помогать мыть посуду;
  • расстилать и заправлять свою кровать;
  • помогать резать салат;
  • готовить простой десерт со взрослым;
  • выбирать вместе со взрослым продукты в магазине, складывая их в тележку;
  • приготовить себе простой завтрак: достать хлопья и молоко, сделать бутерброд;
  • развешивать мелкие вещи на сушилке;
  • играть дома без постоянного присмотра.

В 5 лет:

Все то же самое плюс:

  • помочь продеть нитку в иголку;
  • намотать нитку на катушку;
  • налить себе и всем холодные напитки;
  • оплачивать мелкие покупки;
  • разбирать белье для стирки на белое и цветное;
  • сортировать в кухонном шкафу столовые приборы, наводить там порядок;
  • аккуратно вешать вещи на стул после раздевания;
  • вешать свою верхнюю одежду в шкаф;
  • складывать свое чистое белье в шкаф;
  • кормить домашнего питомца;
  • убирать за питомцем по указанию взрослого;
  • собирать ягоды.

В 6 лет:

Все то же самое плюс:

  • сложить вместе монеты, разобрав на кучки по одинаковой ценности;
  • разобрать постиранное мелкое белье на категории;
  • посчитать количество гостей (до десяти) и помочь накрыть на стол в соответствии с количеством людей, проверить, что всем всего хватает;
  • пылесосить комнату и ковры;
  • поливать цветы;
  • помогать выносить мусор;
  • пользоваться граблями в саду;
  • самостоятельно готовить простую пищу: горячий бутерброд, вареные яйца;
  • собирать свои вещи в детский сад, школу, кружок с проверкой взрослого или по написанному, или нарисованному списку.

В 7 лет:

Все то же самое плюс:

  • посмотреть по часам со стрелками время и сообщить;
  • помочь всем завязывать шнурки «на бантик»;
  • подбирать себе одежду в соответствии с погодой;
  • самостоятельно собирать в портфель;
  • мыть и чистить овощи;
  • оставлять после себя в порядке туалет и ванную комнату;
  • купать домашнее животное;
  • гулять с мелким питомцем;
  • настраивать новый телефон;
  • загружать приложения;
  • менять батарейки.

В 8−9 лет:

Все то же самое плюс:

  • ложиться спать, просыпаться утром самостоятельно по часам;
  • нести покупки;
  • разбирать купленные продукты;
  • гладить мелкие вещи;
  • убираться в своем шкафу;
  • выполнять различные поручения родителей;
  • помогать в кормлении младших детей;
  • пришивать пуговицы;
  • зашивать небольшой распоровшийся шов на одежде;
  • участвовать в семейных советах по распределению части семейных доходов;
  • наполнять себе и другим ванну;
  • собирать фрукты с деревьев;
  • разжигать костер и готовить еду на костре с участием взрослых;
  • осваивать новые кулинарные рецепты по книгам и с помощью поисковиков;
  • делать простые презентации в компьютерных программах.

Но самое главное — это не список дел, а то, как, когда и каким образом стимулировать детей выполнять свои обязанности. С самого раннего возраста старайтесь все дела по дому делать вместе с ребенком. Да, убирать квартиру или печь пироги с малышом получается дольше, но зато вам не нужно развлекать его планшетом, а вдобавок ребенок получает общение с мамой и полезные для жизни навыки. Мама развешивает белье? В полтора года малыш подает мелкие вещи, в три — вешает колготки и носки на сушилку, в пять — учится справляться с крупными вещами.

Не стоит давать маленькому ребенку постоянные поручения, лучше дать ему возможность попробовать себя в разных видах деятельности. Совсем не нужно просить, чтобы ребенок делал то же, что и вы. Он может заниматься свои маленьким, но несомненно важным и ценным делом. Не заставляйте, а лучше предлагайте варианты, спрашивайте, чем он сегодня хотел бы вам помочь. Безусловно, это улучшит и ваши отношения с ребенком.

Ну, а время, которое вы проводите в одиночестве, лучше потратить не на уборку, а на что-нибудь более приятное: полежать в ванной, посмотреть фильм, встретиться с подругой, сходить в парикмахерскую. Нет, если вы просто обожаете уборку, то, конечно, можно заниматься и ей, но тогда делайте только то, в чем услуги маленького помощника вам точно не понадобятся. В раннем возрасте, в 2−4 года, ребенок полон инициативы! Вот почему так важно поддерживать его, хвалить за усилия, даже если результат не всегда хорош и хочется в сердцах воскликнуть: «Ой, лучше я бы сама!» Добрые слова желающему помочь ребенку имеют и отсроченный эффект. И когда вам реально потребуется помощь, он сумеет ее оказать — и будет делать это по собственной инициативе, а не потому, что вы его заставили.

Фото: Evgeny Atamanenko/Alena Ozerova/Zurijeta/Africa Studio/veryulissa/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
Осознанность — главный способ борьбы с детской тревожностью
16 января 2019
Осознанность — главный способ борьбы с детской тревожностью
Отчего возникает беспокойство, как с ним бороться и две телесные игры, которые помогут справиться с тревожностью.
11 способов научить ребёнка бережному отношению к вещам
15 января 2019
11 способов научить ребёнка бережному отношению к вещам
А заодно и самим вспомнить, как это важно!
Личный опыт: мой сын занимается фехтованием
14 января 2019
Личный опыт: мой сын занимается фехтованием
И это очень серьёзный вид спорта.
13 игр для тренировки памяти
13 января 2019
13 игр для тренировки памяти
Занимайтесь с малышом с первых дней его жизни.
Ругать нельзя баловать: как воспитывают внуков бабушки и дедушки
9 января 2019
Ругать нельзя баловать: как воспитывают внуков бабушки и дедушки
О роли старшего поколения в воспитании детей.
Как помочь ребенку вернуться к режиму после каникул
8 января 2019
Как помочь ребенку вернуться к режиму после каникул
Восстанавливаем привычный распорядок.
Как рассказать ребенку о Рождестве
6 января 2019
Как рассказать ребенку о Рождестве
Что нужно знать об этом светлом дне?
16 интересных и полезных зимних развлечений
3 января 2019
16 интересных и полезных зимних развлечений
Как разнообразить зимние прогулки?
Как развивать чувство юмора у детей
2 января 2019
Как развивать чувство юмора у детей
И зачем нужно это делать?
6 мультфильмов, герои которых умеют пользоваться эмоциональным интеллектом лучше нас
27 декабря 2018
6 мультфильмов, герои которых умеют пользоваться эмоциональным интеллектом лучше нас
Как развивать эмоциональный интеллект с помощью мультфильмов?
Как и зачем дарить подарки: советы тем, кто планирует стать Дедом Морозом
26 декабря 2018
Как и зачем дарить подарки: советы тем, кто планирует стать Дедом Морозом
Обсуждаем самую новогоднюю тему вместе с психологом!
19 книг на любой вкус, которые можно положить под ёлку
22 декабря 2018
19 книг на любой вкус, которые можно положить под ёлку
Передайте этот список Дедушке Морозу!
Пойдём гулять: 5 полезных зимних игр на свежем воздухе
20 декабря 2018
Пойдём гулять: 5 полезных зимних игр на свежем воздухе
В холодное время года очень важно оптимизировать двигательную активность детей.