11 января 2018

5 логопедических проблем, которые нельзя запускать


Первое слово, фраза, а затем и первое связное высказывание — очень важные вехи во взрослении каждого ребенка. Ведь освоение речи — один из главных признаков полноценного психического развития малыша. Но не всегда этот процесс идет гладко. С какими проблемами, связанными с речью, логопеды сталкиваются чаще всего, рассказывает эксперт «О!» Олеся Югова.

Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук
Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук

Задержка речевого развития

Это более позднее или более медленное по сравнению с возрастными нормами овладение устной речью. Задержка речевого развития очень распространена среди детей раннего возраста. Ее важно как можно раньше отличить от сходных состояний, причина которых — в проблемах других высших психических функций или анализаторных систем. Отсутствие речи может быть следствием невыявленного нарушения слуха, интеллекта, эмоционально-коммуникативной сферы.

И не стоит думать, что можно спокойно ждать трехлетнего возраста, а потом речь сама появится. Да, такие случаи бывают, но часто происходит совсем другое: драгоценное время, когда нервная система была максимально восприимчива и способна к компенсации, проходит безвозвратно. Особенно печалят горе-специалисты, которые не могут оказать ребенку раннюю помощь, в том числе по стимуляции речи. Вместо этого они успокаивают родителей и убеждают подождать.

К трем годам словарь ребенка составляет около 1000 слов, а в его речи присутствуют развернутые фразы. Если уже в дошкольном возраст ребенок значительно отстает от этих показателей, продолжает оперировать лишь отдельными словами, то это уже признаки не задержки речевого развития, а других нарушений речи или иных функций.

Непонимание обращенной к ребенку речи

Эта проблема более значительна, чем отсутствие у ребенка собственной речи. В раннем возрасте, в процессе интенсивного развития и усвоения речи и родного языка, ее понимание носит ситуативный характер. Это значит, что оно связано с конкретной деятельностью, которая осуществляется в данный момент времени. Это понимание и выполнение простых действий, связанных со знакомыми ребенку предметами («Кати мячик», «Сними колечко», «открой коробочку»), разученных жестов и действий («Ладушки», «До свидания», «Воздушный поцелуй» и так далее).

Если ребенок раннего возраста не понимает абстрактной речи, оторванной от наглядной ситуации, это допустимо. Но если он не реагирует на речь взрослого в принципе — это тревожный признак. А уж если мы говорим о ребенке дошкольного возраста, то это в любом случае должно вызвать беспокойство.

Нужно подключать специалистов и искать причины этого явления. Они могут крыться в проблемах со слухом, с зонами коры головного мозга, которые отвечают за восприятие речи. Также они могут быть связаны с недоразвитием познавательной, интеллектуальной сферы ребенка.

Отсутствие связной речи

Связная речь — это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание. Когда дошкольники оперируют лишь простыми отдельными фразами, это не тот уровень развития речи, который должен быть в этом возрасте. У таких малышей бедный словарный запас, они испытывают трудности в усвоении грамматических норм родного языка, им тяжело общаться со взрослыми и друг с другом.

Отдельная проблема, когда родителям может показаться, что речь есть, но на самом деле это не так — это эхолалия, повторение речи собеседника вместо формулировки собственного высказывания. Например, на вопрос «Какого цвета шарик?» малыш отвечает отраженно: «Какого цвета шарик?». А если вопрос альтернативный, то есть предполагает выбор из нескольких вариантов, то ребенок может повторить последнюю часть: «Шарик большой или маленький?» — «Маленький». В раннем возрасте, с некоторыми оговорками, это еще допустимо: ребенок учится говорить, подражая взрослому, повторяя за ним. В дошкольном возрасте это всегда сигнал об определенных нарушениях в развитии, ведь ребенок не выражает собственные мысли, не участвует в диалоге.

Нарушение произношения

Дети могут произносить определенные звуки неразборчиво, искажают их, заменяют более легкими по артикуляции или просто пропускают. Насколько серьезна эта проблема для разных возрастов? Есть тревожные родители, которым хочется, чтобы ребенок сразу четко произносил все звуки. А если этого не происходит, спешат обратиться к логопеду. Не стоит столь строго относиться к ребенку раннего возраста: его артикуляционный аппарат еще формируется, и этот процесс завершится только в дошкольном возрасте.

Однако плохая разборчивость и качество речи могут быть вызваны речедвигательными нарушениями. Специалисту эта проблема видна уже в первые месяцы и годы жизни, и с этим не только можно, но и нужно как можно раньше начать логопедическую работу. В этом случае лучшими методами работы будут массаж артикуляционной мускулатуры, пассивная артикуляционная гимнастика (от активной она отличается тем, что не сам ребенок выполняет то или иное движение, а взрослый своими руками).

Что еще должно насторожить родителей? Общая смазанность речи, так называемая каша во рту, когда даже близким непонятно, что говорит ребенок, а также проблемы с голосом, речевым дыханием, интонацией, темпом и ритмом речи. Если у малыша есть проблемы с жеванием твердой пищи — это тоже может быть симптомом. Также стоит серьезно отнестись к обильному слюнотечению: если у ребенка уже прорезались все зубы, оно говорит о неврологической симптоматике.

Распад речи

Такая проблема встречается не так часто, как перечисленные выше, но не упомянуть о ней нельзя. Это частичная или полная утрата речевой функции: ребенок перестает говорить или начинает говорить хуже, чем раньше — это может касаться как содержания высказывания, так и его звукового оформления. И это может быть симптомом серьезных нарушений нервной системы: нарушения мозгового кровообращения, опухоли или воспалительных заболеваний в мозге, последствием травмы, судорог, энцефалита.

Важно не перепутать это состояние с мутизмом — отказом от речи при сохраненном речевом аппарате. Он может быть обусловлен патологическими процессами в области головного мозга, нервной системы; быть следствием сильного стресса или психологической травмы; может проявляться при смене обстановки или при общении с определенными людьми. Это не каприз, а именно проблема, которую поможет решить специалист.

Что делать?

Итак, вы обнаружили у ребенка как минимум одну проблему из этого списка. Первое, что вам нужно сделать, — исключить нелогопедические проблемы. Проверьте слух ребенка, для этого есть точные аппаратные методы. Самым распространенным видом анализа остроты слуха является аудиометрия. Благодаря ей можно получить анализы в виде графиков, где наглядно указывается вид заболевания и его степень. Невролог и дефектолог помогут уточнить сохранность интеллектуальных процессов. Врач может назначить процедуры для визуализации головного мозга, его структур и процессов. Психолог и психиатр установят или исключат расстройства аутистического спектра и другие эмоционально-коммуникативные проблемы.

Если вышеперечисленные нарушения исключены, то можно и нужно обращаться к логопеду. Впрочем, если одна из проблем подтвердилась, все равно ребенку потребуется коррекционно-логопедическая помощь. Просто она будет вестись параллельно с другими направлениями комплексной психолого-медико-педагогической работы.

Второе важное направление — развитие речи. В раннем возрасте оно происходит в процессе предметной деятельности при участии и направлении взрослого. В этот период ребенок накапливает значительную базу лексики и усваивает грамматические категории родного языка. В дошкольном возрасте речь развивается через игру, общение, диалог, в процессе взаимодействия не только со взрослыми, но и со сверстниками.

Отдельным пунктом хочу выделить чтение. Если вы много читаете своим детям, если, вырастая, они и сами стремятся к книгам, то они будут обладать совершенно другим уровнем речевой культуры, грамотности, кругозора в принципе, чем нечитающие малыши. Сейчас, к сожалению, дети стали читать гораздо меньше, потому что появилось слишком много других развлечений. Но в ваших силах «повернуть» ребенка к книгам.

Ничто так хорошо не прививает нормы родного, да и иностранного языка, как чтение. Когда ребенок много раз видел какое-то слово, напечатанное в книге, происходит «насмотренность», у него сформируется зрительный образ и он не ошибется в его написании. А когда малыш слышал слово много раз, но ни разу не видел, то он и напишет его как слышит, и наверняка ошибется, особенно если есть проблемы с фонематическим восприятием.

Почему все указанные проблемы так важно исправить в дошкольном возрасте? Потому что если их не решить вовремя, они обязательно проявят себя в школе — при чтении, письме, восприятии речи на слух, в образовательном процессе в принципе. Нарушения звукопроизношения и различения фонем родного языка на слух всегда порождают ошибки на письме. Чем более серьезны проблемы с пониманием и порождением речи, тем сложнее ребенку будет учиться. Будьте внимательны и терпеливы по отношению к своим детям!

Читайте также:

Зачем читать детям русские сказки?

10 сказок для тревожных детей

Как помочь ребенку вернуться к режиму после каникул

Фото: Evgeny Atamanenko/Oksana Kuzmina/Africa Studio/CandyBox Images

Читайте также:
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
15 октября 2019
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
Мамы и папы, бывает, так боятся нанести ребёнку психологическую травму строгим воспитанием, что вообще ничего ему не запрещают. Но ведь детям нужны рамки? Разбираемся, где грань между разумной строгостью и неоправданной жёсткостью.
12 классных книг о девочках с характером
11 октября 2019
12 классных книг о девочках с характером
Международный день девочек, — да, есть и такой праздник! — отмечаем 11 октября. И это отличный повод поговорить о книгах с очень крутыми главными героинями — девочками, которые способны удивить и вдохновить. Они все разные, но точно ни одну из них нельзя назвать скучной, нудной, бесхарактерной, «картонной» девицей.
Личный опыт: инстапапа Андрей Клеверин о том, как растит сыновей
10 октября 2019
Личный опыт: инстапапа Андрей Клеверин о том, как растит сыновей
У одного из самых популярных пап-блогеров нашей страны @kleverin_andrey — большая и крепкая семья, 5 сыновей. Недавно он и книгу написал о том, как научиться понимать друг друга и сохранить доверие. Андрей — давний друг телеканала «О!» — поделился с нами своими принципами воспитания детей. 
Домашняя работа: как решить проблемы с уроками
8 октября 2019
Домашняя работа: как решить проблемы с уроками
Ребёнок каждый день мучается с «домашкой»? Проблема знакома многим! Учитель и методист Ольга Узорова даже написала об этом целую книгу «Караул, домашняя работа!»: читайте полезные советы от учителя.
Всем ли полезно инклюзивное образование? 5 важных вопросов психологу
7 октября 2019
Всем ли полезно инклюзивное образование? 5 важных вопросов психологу
Ребёнок сообщил новости: в группе детского сада или школьном классе появился новенький с ограниченными возможностями здоровья. Родители могут забеспокоиться: получится ли наладить отношения? Они и раньше-то терялись, когда сын, дочка задавали вопросы, увидев на площадке дошкольника в коляске. Сориентироваться помогут советы психолога.
10 вопросов о космосе, которые волнуют взрослых и детей: отвечает космонавт Сергей Рязанский
4 октября 2019
10 вопросов о космосе, которые волнуют взрослых и детей: отвечает космонавт Сергей Рязанский
С 4 по 10 октября проходит Всемирная неделя космоса. Именно 4 октября 1957 года СССР запустил первый искусственный спутник Земли: началась космическая эра! С тех пор звёзды стали нам гораздо ближе и понятнее, но у нас всё равно много вопросов. А вот и ответы!
В Музее русского импрессионизма — новая детская программа
2 октября 2019
В Музее русского импрессионизма — новая детская программа
10 октября в этом столичном музее открывается масштабная выставка «Импрессионизм и испанское искусство». В рамках ее подготовлена и просветительская программа для детей.
Что почитать в плохую погоду: 14 интересных детских детективов 
1 октября 2019
Что почитать в плохую погоду: 14 интересных детских детективов 
Когда за окном мокро и уныло, да и настроение так себе, спасают книжки с лихо закрученным сюжетом. Заметили, как много в последнее время вышло детских детективов? Настоящий бум! И понятно, почему: они увлекают, заставляют поработать воображение и включают логическое мышление. Полезно почитать! Вот подборка, которая поможет сориентироваться.
Лучший подарок воспитателю: 5 вещей, за которые в садике вам скажут «спасибо»
27 сентября 2019
Лучший подарок воспитателю: 5 вещей, за которые в садике вам скажут «спасибо»
День воспитателя мы отмечаем 27 сентября, — и это хороший повод поздравить и сказать что-то приятное человеку, которому доверяем самого любимого ребёнка на свете. Но быть внимательными можно и нужно круглый год! Как общаться и сотрудничать с воспитателем, чтобы хорошо было всем, и ребенку тоже?
Новый проект Российской государственной детской библиотеки: «Читаем вместе с собакой»
27 сентября 2019
Новый проект Российской государственной детской библиотеки: «Читаем вместе с собакой»
Собаки слушают сказки? Да, и не только их! И помогают детям по-настоящему увлечься чтением.
Опять простуда: чем занять заболевшего ребёнка?
26 сентября 2019
Опять простуда: чем занять заболевшего ребёнка?
Ребёнок проснулся бледный, скучный, расчихался, захлюпал носом? Ох уж эта осенняя простуда! Как вести себя с заболевшим и как помочь ему быстрее пойти на поправку?
Дмитрий Емец о чтении, гаджетах и семье Пегасов
23 сентября 2019
Дмитрий Емец о чтении, гаджетах и семье Пегасов
Популярный детский писатель и многодетный папа рассказал, зачем детям читать и как привить им интерес к книгами, — специально для вас. 
10 отличных детских энциклопедий и атласов: от мировых цивилизаций до редких животных
20 сентября 2019
10 отличных детских энциклопедий и атласов: от мировых цивилизаций до редких животных
Самые интересные книги для любознательных детей, которые не перестают задавать вопросы и всегда готовы узнавать что-то новое. Родителям тоже стоит прочитать!
Как справиться со стрессом от учёбы: советует педиатр Сергей Бутрий
19 сентября 2019
Как справиться со стрессом от учёбы: советует педиатр Сергей Бутрий
Начало учебного года часто становится стрессом и для ребёнка, и для всей семьи. Как помочь детям справиться с возросшей нагрузкой? Советует педиатр, автор популярного блога «Заметки детского врача»
Первоклассник и школа: об адаптации расскажет... рисунок
16 сентября 2019
Первоклассник и школа: об адаптации расскажет... рисунок
Кажется, ребёнок уже вполне освоился в школе. Или нет? Понять, комфортно ли ему, как сложились отношения с одноклассниками и учителем, поможет рисунок. На что обратить внимание, рассказывает психолог Галина Смыслова.
10 классных детских кулинарных книг: рецепты, истории, факты
13 сентября 2019
10 классных детских кулинарных книг: рецепты, истории, факты
В пятницу, 13 сентября, большой праздник у всех сладкоежек и не только: День шарлоток и осенних пирогов. Скажите об этом ребенку - и он точно захочет приготовить что-нибудь эдакое. Специально для вас — подборка отличных детских книг, в которых можно найти и интересные рецепты, и любопытные факты о еде.
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
10 сентября 2019
Простой приём, который поможет поднять ребёнку самооценку
Чтобы вселить в ребёнка уверенность, не обязательно предпринимать что-то глобальное, — работают и самые «скромные» способы, о которых мы иногда забываем. Как именно это делать, узнаем из бестселлера норвежского психолога Гюру Эйестад «Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей».
Международный день грамотности: 6 причин писать и говорить правильно
8 сентября 2019
Международный день грамотности: 6 причин писать и говорить правильно
Зачем писать и говорить правильно? Отвечает эксперт-филолог!