7 января 2018
3 важных принципа развития творческого потенциала дошкольников

Сегодня раннее развитие творческого потенциала — это необходимость, которую диктуют потребности современного мира. И, как заявляют ученые, именно искусство является одним из основных способов раскрыть способности ребенка. Своим опытом по развитию творческих способностей у детей с «О!» поделилась Анна Черных, дизайнер и основательница центра «Проектные мастерские».

Анна Черных, куратор курса «Дизайн одежды» в Британской высшей школе дизайна и основательница центра «Проектные мастерские»
Анна Черных, куратор курса «Дизайн одежды» в Британской высшей школе дизайна и основательница центра «Проектные мастерские»

Психологический настрой

Я совершенно уверена в том, что когда ты работаешь с детьми, наибольшую эффективность имеет комплексный подход. Недавно к нам в центр приходила мама с девочкой 10 лет. Она надеялась, что занятия в «Проектных мастерских» помогут решить проблему с заниженной самооценкой ребенка. Девочка была уверена, что каждое ее начинание закончится неудачей. Такая неуверенность в собственных силах не может появиться у ребенка сама собой. Если мы говорим про психологический аспект, то здесь очень важно уделить внимание реакции родителя на поступки ребёнка. Я бы рекомендовала давать положительную оценку его успехам. Уверенность в своих силах — очень важный фактор. Многие дети сомневаются в себе и не верят, что у них может что-то получиться. Родители должен поспособствовать тому, чтобы у маленького художника не было таких мыслей. Любую попытку реализовать себя нужно считать положительным результатом.

Развитие воображения

Увы, ограниченное воображение у ребенка чаще всего связано особенностями нашей системы образования. В школе и даже институте перед началом любого задания показывают пример, которому надо подражать. Этот подход в любом возрасте максимально сокращает количество полученных вариантов и лишает человека возможности логическим путем дойти до какого-то нестандартного решения. Начиная с детского садика, воспитатели задают детям рамки того, что есть «плохо» и «хорошо», а не учат мыслить самостоятельно. Воспитатели не задумываются, что у ребенка может быть свое представление об изображении предмета.

Вообще, система образования в России построена по принципу закрытых вопросов, когда у ребенка есть только два варианта ответа — правильный и неправильный. Европейское же образование, напротив, построено на так называемой системе открытых вопросов. Она подразумевает, что правильных вариантов ответа может быть много. Ученики должны прийти к одному из множества верных решений путем логического вычисления.

Помогает развивать воображение способность изображать сюжеты и персонажей. Начать можно с простейшего задания: юный художник слушает сказку и рисует какую-то сценку или героя так, как он это представляет. Только представьте себе, того же колобка можно изобразить по-разному, ведь никаких определенных критериев, кроме того, что он круглый, просто не существует!

Важно также обратить внимание на абстрактные темы. Это тоже очень интересный опыт! К примеру, можно прослушать вместе с ребенком красивую классическую музыку и попросить его нарисовать то, что он услышал. Дайте художнику самому определиться, с каким цветом, типом мазков она ассоциируется, с какой абстрактной конфигурацией элементов связана. Развитие абстрактного мышления способствует развитию логики и формированию своего мнения.

А вот работа с орнаментом помогает развивать аккуратность и математические способности. Количество сеток, из которых создан сложный рисунок, не ограничено. Вы можете показать ребенку, как выложить все изображение ромбиками, а можете предложить ему вместе найти какое-нибудь новое решение.

Использование инструментов

Как правило, под творчеством подразумевают исключительно живопись и рисунок, а это не совсем так, есть много других направлений. Я бы выделила три самых интересных для юных художников: коллаж, мозаика и лепка. Они являются важным переходом к объемным структурам. Особенно я бы обратила внимание на лепку, этот вид творчества хорошо тренирует мелкую моторику и приучает ребенка к аккуратности. Одно неловкое движение — и ты испортил свою работу, оторвал ручку у глиняного человечка. В отличие от рисунка, где любой недочет и изъян легко можно поправить с помощью ластика, в этом случае восстановить исходный вариант будет намного сложнее.

Еще бы я посоветовала предложить ребенку выбрать свой формат бумаги. Его выбор — очень интересный показатель, который дает возможность сделать определенные психологические заключения. Пообщавшись на эту тему с профессионалом, родители смогут узнать много нового про характер своих детей. В одном случае юный художник будет выбирать маленький блокнот и заполнять его рисунками целиком, а в другом случае — проводить очевидную границу между разными сюжетами и рисунками, используя отдельные листы бумаги. В третьем — предпочитают бумагу в рулоне.

Известный психолингвист и нейробилог, профессор Татьяна Черниговская не раз говорила, что именно искусство эффективно тренирует мозг. Вот почему родители должны понимать, что занимаясь развитием творческого потенциала ребенка, они закладывают фундамент для его дальнейших успехов и достижений.

Читайте также:

Ментальная арифметика: как и зачем решать 10 примеров в секунду

10 важных правил для родителей, которые решили привести ребенка на кастинг

Текст: Анна Черных

Фото: Tetiana Iatsenko/siamionau pavel/Shutterstock.com, Pixabay.com

Читайте также:
До 7 лет мы учим детей ходить и говорить, а когда они приходят в школу – мы их учим сидеть и молчать
25 июня 2018
До 7 лет мы учим детей ходить и говорить, а когда они приходят в школу – мы их учим сидеть и молчать
8 важных цитат Сергея Казарновского об образовании, творческом подходе и талантливых детях.
Кому и зачем нужна игротерапия?
23 июня 2018
Кому и зачем нужна игротерапия?
Как справиться с проблемами с помощью игры.
Распорядок дня первоклассника: переходим на летний режим
21 июня 2018
Распорядок дня первоклассника: переходим на летний режим
Лето – самое время начать готовиться ко школе!
О! Дети. Выпуск 4. Зачем отправлять ребенка в лагерь и как его выбрать?
21 июня 2018
О! Дети. Выпуск 4. Зачем отправлять ребенка в лагерь и как его выбрать?
Обсудим эту актуальную тему с экспертами!
Если ваш ребёнок влюблен: 9 советов родителям
20 июня 2018
Если ваш ребёнок влюблен: 9 советов родителям
Первая любовь – очень важный период в жизни каждого!
Личный опыт: «Я — чемпионка России по спортивному бильярду»
18 июня 2018
Личный опыт: «Я — чемпионка России по спортивному бильярду»
Без усердных тренировок спортивные высоты не достигаются.
10 игр, которые помогут исправить почерк ребёнку
16 июня 2018
10 игр, которые помогут исправить почерк ребёнку
Что такое «плохой почерк» у детей?
Навыки будущего: что должен знать и уметь каждый ребенок?
15 июня 2018
Навыки будущего: что должен знать и уметь каждый ребенок?
Эти шесть важнейших навыков — залог успешного будущего.
Ранняя сексуальность: норма или повод для беспокойства?
13 июня 2018
Ранняя сексуальность: норма или повод для беспокойства?
Простой ответ на сложный вопрос.
Как себя вести, если посторонние делают замечания моему ребенку: мнение психолога
7 июня 2018
Как себя вести, если посторонние делают замечания моему ребенку: мнение психолога
Ситуация, в которой оказывался, пожалуй, каждый родитель.
Ругать нельзя баловать: как воспитывают внуков бабушки и дедушки
6 июня 2018
Ругать нельзя баловать: как воспитывают внуков бабушки и дедушки
О роли старшего поколения в воспитании детей.