7 января 2018
3 важных принципа развития творческого потенциала дошкольников

Сегодня раннее развитие творческого потенциала — это необходимость, которую диктуют потребности современного мира. И, как заявляют ученые, именно искусство является одним из основных способов раскрыть способности ребенка. Своим опытом по развитию творческих способностей у детей с «О!» поделилась Анна Черных, дизайнер и основательница центра «Проектные мастерские».

Анна Черных, куратор курса «Дизайн одежды» в Британской высшей школе дизайна и основательница центра «Проектные мастерские»
Анна Черных, куратор курса «Дизайн одежды» в Британской высшей школе дизайна и основательница центра «Проектные мастерские»

Психологический настрой

Я совершенно уверена в том, что когда ты работаешь с детьми, наибольшую эффективность имеет комплексный подход. Недавно к нам в центр приходила мама с девочкой 10 лет. Она надеялась, что занятия в «Проектных мастерских» помогут решить проблему с заниженной самооценкой ребенка. Девочка была уверена, что каждое ее начинание закончится неудачей. Такая неуверенность в собственных силах не может появиться у ребенка сама собой. Если мы говорим про психологический аспект, то здесь очень важно уделить внимание реакции родителя на поступки ребёнка. Я бы рекомендовала давать положительную оценку его успехам. Уверенность в своих силах — очень важный фактор. Многие дети сомневаются в себе и не верят, что у них может что-то получиться. Родители должен поспособствовать тому, чтобы у маленького художника не было таких мыслей. Любую попытку реализовать себя нужно считать положительным результатом.

Развитие воображения

Увы, ограниченное воображение у ребенка чаще всего связано особенностями нашей системы образования. В школе и даже институте перед началом любого задания показывают пример, которому надо подражать. Этот подход в любом возрасте максимально сокращает количество полученных вариантов и лишает человека возможности логическим путем дойти до какого-то нестандартного решения. Начиная с детского садика, воспитатели задают детям рамки того, что есть «плохо» и «хорошо», а не учат мыслить самостоятельно. Воспитатели не задумываются, что у ребенка может быть свое представление об изображении предмета.

Вообще, система образования в России построена по принципу закрытых вопросов, когда у ребенка есть только два варианта ответа — правильный и неправильный. Европейское же образование, напротив, построено на так называемой системе открытых вопросов. Она подразумевает, что правильных вариантов ответа может быть много. Ученики должны прийти к одному из множества верных решений путем логического вычисления.

Помогает развивать воображение способность изображать сюжеты и персонажей. Начать можно с простейшего задания: юный художник слушает сказку и рисует какую-то сценку или героя так, как он это представляет. Только представьте себе, того же колобка можно изобразить по-разному, ведь никаких определенных критериев, кроме того, что он круглый, просто не существует!

Важно также обратить внимание на абстрактные темы. Это тоже очень интересный опыт! К примеру, можно прослушать вместе с ребенком красивую классическую музыку и попросить его нарисовать то, что он услышал. Дайте художнику самому определиться, с каким цветом, типом мазков она ассоциируется, с какой абстрактной конфигурацией элементов связана. Развитие абстрактного мышления способствует развитию логики и формированию своего мнения.

А вот работа с орнаментом помогает развивать аккуратность и математические способности. Количество сеток, из которых создан сложный рисунок, не ограничено. Вы можете показать ребенку, как выложить все изображение ромбиками, а можете предложить ему вместе найти какое-нибудь новое решение.

Использование инструментов

Как правило, под творчеством подразумевают исключительно живопись и рисунок, а это не совсем так, есть много других направлений. Я бы выделила три самых интересных для юных художников: коллаж, мозаика и лепка. Они являются важным переходом к объемным структурам. Особенно я бы обратила внимание на лепку, этот вид творчества хорошо тренирует мелкую моторику и приучает ребенка к аккуратности. Одно неловкое движение — и ты испортил свою работу, оторвал ручку у глиняного человечка. В отличие от рисунка, где любой недочет и изъян легко можно поправить с помощью ластика, в этом случае восстановить исходный вариант будет намного сложнее.

Еще бы я посоветовала предложить ребенку выбрать свой формат бумаги. Его выбор — очень интересный показатель, который дает возможность сделать определенные психологические заключения. Пообщавшись на эту тему с профессионалом, родители смогут узнать много нового про характер своих детей. В одном случае юный художник будет выбирать маленький блокнот и заполнять его рисунками целиком, а в другом случае — проводить очевидную границу между разными сюжетами и рисунками, используя отдельные листы бумаги. В третьем — предпочитают бумагу в рулоне.

Известный психолингвист и нейробилог, профессор Татьяна Черниговская не раз говорила, что именно искусство эффективно тренирует мозг. Вот почему родители должны понимать, что занимаясь развитием творческого потенциала ребенка, они закладывают фундамент для его дальнейших успехов и достижений.

Читайте также:

Ментальная арифметика: как и зачем решать 10 примеров в секунду

10 важных правил для родителей, которые решили привести ребенка на кастинг

Текст: Анна Черных

Фото: Tetiana Iatsenko/siamionau pavel/Shutterstock.com, Pixabay.com

Читайте также:
Кто виноват и что делать: почему дети ругаются матом
16 августа 2018
Кто виноват и что делать: почему дети ругаются матом
7 полезных советов психолога, которые помогут справиться с дурной привычкой.
Как помочь ребёнку адаптироваться к школе: общие правила для родителей
15 августа 2018
Как помочь ребёнку адаптироваться к школе: общие правила для родителей
Психологическая подготовка к первому классу.
Ребенок-левша: особенности развития и обучения
13 августа 2018
Ребенок-левша: особенности развития и обучения
Помогите ему улучшить свои сильные стороны
В школу в 6 лет: мнение психолога
13 августа 2018
В школу в 6 лет: мнение психолога
В каком возрасте лучше идти в первый класс?
Спит ли панда?
12 августа 2018
Спит ли панда?
И ещё 5 интересных фактов из жизни бамбукового медведя.
7 противоречий в воспитании, которые мучают современных мам
9 августа 2018
7 противоречий в воспитании, которые мучают современных мам
Главные дилеммы нашего времени.
Перестаньте «дружить» со своими детьми
8 августа 2018
Перестаньте «дружить» со своими детьми
Кому и зачем нужна иерархия в семье.
3 важных вопроса о раннем развитии
7 августа 2018
3 важных вопроса о раннем развитии
Отвечает психолог Лариса Суркова.
5 секретов крепкой детской дружбы
30 июля 2018
5 секретов крепкой детской дружбы
Научите своего ребёнка дружить.
Эти игрушки обязательно должны быть у каждого ребенка
27 июля 2018
Эти игрушки обязательно должны быть у каждого ребенка
От погремушек — к сложным конструкторам.
Правила жизни «ленивой мамы»
26 июля 2018
Правила жизни «ленивой мамы»
Как вырастить самостоятельного ребенка?
Почему стоит обязательно научить ребенка шахматам
20 июля 2018
Почему стоит обязательно научить ребенка шахматам
Развиваем оба полушария одной игрой