13 марта 2018
«Возьми себя в руки!»: как научить ребенка справляться с эмоциями


С точки зрения биологии, каждый живой организм способен реагировать на раздражители. Для человеческого организма такой реакцией будут эмоции. Мы все испытываем ежедневно саму разную гамму эмоций, некоторые из них мы выражаем словами или действиями, а некоторые сдерживаем, потому что так предписывают традиции нашего общества. Как научить ребенка проявлять свои чувства разумно и владеть собой? Своими рекомендациями делится детский психолог Павел Тарунтаев.

Павел Тарунтаев, детский психолог сети частных детских садов «Интересный детский сад»
Павел Тарунтаев, детский психолог сети частных детских садов «Интересный детский сад»

Как развивать самоконтроль

К 5−6 годам у ребенка уже начинают формироваться зачатки способности к самоконтролю, а это основа умения управлять собой и своими эмоциями. Развивать его относительно просто: для этого есть игры. Можно использовать настольные игры с правилами. Если ребенок им не подчиняется, то не сможет выиграть или даже будет исключен из игры.

Прекрасно подойдут и сюжетно-ролевые игры. Когда ребенок делает то, что предписано игрой, например, изображает часового, который не должен двигаться, он испытывает двойственные чувства. С одной стороны, ему хочется веселиться, а надо стоять молча; с другой, он справляется со своей ролью, а это приносит чувство глубокого удовлетворения. Так, играя, малыш учится самоконтролю. Есть и специальные игры, формирующие произвольность у детей, например «Светофор». Правила таковы: у ведущего есть три цветные таблички. Когда он показывает зеленую, можно прыгать и кричать, желтую — нужно превратиться в мышку, красную — замереть. Если бы у современных детей было больше сюжетно-ролевых игр, у них было бы меньше проблем с самоконтролем.


Как научить ребенка владеть собой

Не всегда бурное изъявление чувств ребенком — это проблема, требующая срочного решения, все зависит от темперамента. Некоторые дети эмоциональные от природы, и поделать с этим что-то сложно, да и не всегда нужно: такова их нервная система, и это не патология. Вопрос в том, чтобы помочь им лучше управлять собой и избежать серьезных последствий. Повод для тревоги — это длительные или слишком яркие негативные состояния (истерики, страхи, резкие перепады настроения) в любом возрасте.

Эмоции нужно принимать…

Относитесь к пониманием к чувствам малыша и не обесценивайте их. Пусть он не слышит от вас таких фраз: «Нечего тут бояться», «Мальчики не плачут», «Это ерунда, успокойся». Этими высказываниями мы как будто отнимаем у ребенка право испытывать эмоции. А если их подавлять, то они становятся неуправляемыми, вызывают стыд и приводят к лишней нагрузке на нервную систему.

Очень важно говорить ребенку, что он имеет право испытывать самые разные эмоции. Ни в коем случае нельзя называть какие-то чувства неприемлемыми: «Нельзя злиться», «Разве можно так переживать?» Неприемлемой скорее может быть демонстрация каких-то чувств в определенных обстоятельствах. Например, когда мама не купила игрушку, которую хотел малыш, он может на нее разозлиться — для него это естественно. А вот ударить ее за это он не имеет никакого права.

… различать и выражать словесно…

Помогайте ребенку выражать свои чувства, причем вербально. Анализируйте их вместе: «Ты злишься, тебе обидно, потому что…». Важно, чтобы малыш осознавал, что с ним происходит, почему он испытывает какие-либо эмоции. Когда чувство как-то характеризуется вслух, оно уже отчасти контролируется. Если не уделять этому внимания, ребенок будет чувствовать себя как будто в бушующем море, не зная, куда ему двигаться и что делать.

Давайте детям возможность выплескивать эмоции, радоваться и грустить без родительских замечаний. Можно даже оборудовать какой-то уголок, где ребенок сможет выражать свою злость или бурную радость, прыгать и бегать, рвать бумагу и так далее. На мой взгляд, проще и действеннее всего дать ребенку какую-то физическую активность, поиграть с ним на улице, чтобы буря эмоций, которую он переживает, прошла безболезненно для него и других.

Для многих детей отдушиной, возможностью притупить агрессию становятся компьютерные игры-стрелялки. Я бы не советовал использовать их как способ выплеснуть эмоции, если речьидет о детях 5−6 лет (и даже 14): они пока не способны до конца понять разницу между игрой и реальностью, и агрессия не прорабатывается, а усиливается.

… анализировать

Ребенок опечален? Не говорите ему: «Не грусти», ведь ему уже грустно. Лучше всего отвлечь его, поиграть с ним и обязательно проговорить, что чувство, которое он переживает, пройдет со временем. С одной стороны, мы показываем ребенку, что эмоции мы не только испытываем: о них можно и нужно говорить. С другой стороны, мы даем ему важный совет: нужно уметь переключаться, а не зацикливаться и терзать себя. А еще — принимать активные шаги для изменения ситуации.


Как ребенок может сам себе помочь

Лет с 5−6 можно обучать ребенка определенным способам релаксации, которые позволят ему держать себя в руках в моменты сильных переживаний и не поддаваться эмоциям. Это может быть и дыхательная гимнастика, и самомассаж, и даже игра воображения: например, если ребенок очень волнуется перед публичным выступлением, он может вообразить себя королем, а зрителей — подданными, и это поможет ему немного успокоиться.

Каждое эмоциональное состояние нужно признать, осознать его причины и дальше пробовать справиться с ним и сделать из этого какие-то выводы.

Как культура влияет на способы выражения эмоций

Нужно ли по-разному подходить к сдерживанию положительных и отрицательных эмоций? Это скорее культурный вопрос, и в нашем обществе большее внимание уделяется именно негативным проявлениям. В своей практике я не встречал детей, родители которых обозначали бы проблему так: «Он слишком бурно радуется».

Но иногда это может стать проблемой. Например, если школьник чему-то сильно обрадовался прямо на уроке, вряд ли он сможет прыгать и танцевать в классе — так не принято. Тут ему на помощь придут способы самоуспокоения, о которых я уже упоминал: посчитать про себя до десяти, задержать дыхание. В некоторых случаях важно уметь контейнировать эмоцию, то есть не выплескивать ее сразу, а потом, когда пройдет время, найти способ ее выразить.

От мальчиков требуется больше контролировать себя и меньше выражать чувства, причем любые. Таковы культурные традиции, и сделать с этим что-то довольно трудно. Если пятиклассник заплачет при сверстниках, это, скорее всего, будет воспринято как слабость, повод для шуток и существенно понизит его статус. Но подавлять сильную печаль, гнев тоже нельзя: это приводит к эмоциональным проблемам и более серьезным последствиям вплоть до нарушений психики. Мальчик должен знать: он имеет право испытывать любые чувства и возможность их выражать — где-то в безопасном месте, например дома, рядом с доброжелательными родителями, которые всегда его выслушают.

Чуткое отношение к собственным эмоциям, умение ими управлять — очень важное качество, которое не возникает само по себе. Помогите ребенку прислушиваться к себе и владеть своими эмоциями.

Читайте также:

Сенсорное восприятие и эмоциональный интеллект: знаем, развиваем, расслабляем

Как помочь тревожному ребенку

Как распознать детскую депрессию?

Фото: Dean Drobot/Yuganov Konstantin/George Rudy/Shutterstock.com

Читайте также:
Кому и зачем нужна игротерапия?
23 июня 2018
Кому и зачем нужна игротерапия?
Как справиться с проблемами с помощью игры.
Распорядок дня первоклассника: переходим на летний режим
21 июня 2018
Распорядок дня первоклассника: переходим на летний режим
Лето – самое время начать готовиться ко школе!
О! Дети. Выпуск 4. Зачем отправлять ребенка в лагерь и как его выбрать?
21 июня 2018
О! Дети. Выпуск 4. Зачем отправлять ребенка в лагерь и как его выбрать?
Обсудим эту актуальную тему с экспертами!
Если ваш ребёнок влюблен: 9 советов родителям
20 июня 2018
Если ваш ребёнок влюблен: 9 советов родителям
Первая любовь – очень важный период в жизни каждого!
Алексей Кортнев: «Запрещать то, что можно разрешить — это очень дурная привычка!»
17 июня 2018
Алексей Кортнев: «Запрещать то, что можно разрешить — это очень дурная привычка!»
Интервью с талантливым артистом и папой пятерых детей.
10 игр, которые помогут исправить почерк ребёнку
16 июня 2018
10 игр, которые помогут исправить почерк ребёнку
Что такое «плохой почерк» у детей?
Навыки будущего: что должен знать и уметь каждый ребенок?
15 июня 2018
Навыки будущего: что должен знать и уметь каждый ребенок?
Эти шесть важнейших навыков — залог успешного будущего.
Ранняя сексуальность: норма или повод для беспокойства?
13 июня 2018
Ранняя сексуальность: норма или повод для беспокойства?
Простой ответ на сложный вопрос.
Как себя вести, если посторонние делают замечания моему ребенку: мнение психолога
7 июня 2018
Как себя вести, если посторонние делают замечания моему ребенку: мнение психолога
Ситуация, в которой оказывался, пожалуй, каждый родитель.
Ругать нельзя баловать: как воспитывают внуков бабушки и дедушки
6 июня 2018
Ругать нельзя баловать: как воспитывают внуков бабушки и дедушки
О роли старшего поколения в воспитании детей.
Кастинг в программу Magic English продолжается!
6 июня 2018
Кастинг в программу Magic English продолжается!
Съемки уже в июне! Скорее пиши нам!
Ребенок-левша: особенности развития и обучения
3 июня 2018
Ребенок-левша: особенности развития и обучения
Помогите ему улучшить свои сильные стороны
Уроки доброты: как говорить с ребенком об особенных детях
1 июня 2018
Уроки доброты: как говорить с ребенком об особенных детях
Очень важно, чтобы терпимость прививали те, кто сам ею обладает.