9 октября 2018

«Обращайтесь к цели»: как правильно работать с негативными эмоциями?

Грусть, уныние, огорчение мы привыкли называть плохими эмоциями, которых нужно избегать. Но, на самом деле, все эмоции важны и нужны. О том, почему любое чувство, которое появилось, может стать ресурсом для чего-то хорошего, рассказывает читателям «О!» доктор психологии Виктория Шиманская.

Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта
Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта

Ощущение грусти или уныния не появляется без причины. Например, ребёнок упал и ему больно — это естественная физиологическая реакция тела на падение. Так в нашем организме происходит комплексное запоминание. Эмоции, смыслы и тело работают в связке, поэтому любая эмоция, которая пришла, может стать источником полезных знаний и навыков для ребёнка, но наша реакция может быть неправильной и нехорошей.

Есть две распространенные ошибки в поведении родителей, когда дети плачут или чем-то взволнованы. Первая — родители пытаются свести на нет эмоции ребёнка. Например, он плачет, потому что у него что-то не получилось, и мама начинает говорить ему: «Ну ладно, сколько можно плакать». Во втором случае расстроенного малыша пытаются успокоить словами: «Да, ладно, хватит плакать, всё нормально, всё хорошо».

Поговорить об эмоциях

В первом случае ребёнок запутывается и не знает, как иначе ему донести свои эмоции до взрослого, а во втором у малыша рождается недоверие к родителям, так как он чувствует, что у него сейчас не всё хорошо. Поэтому сначала нужно признать эмоцию ребёнка, а дальше разобраться в причинах того, почему ему грустно. Чем раньше мы начинаем закреплять процесс проработки эмоций, тем легче малыш потом с этим справится.

Не получилась пирамидка — это одна причина, упал — это другая причина, а когда закапризничал и захотел ещё одну игрушку — это третья причина. И наша реакция исходя из причин, будет отличаться.

Если упал и ушибся, то нормальной реакцией родителя будет максимальное сочувствие, сопереживание. Если не получилась пирамидка, то здесь у родителя включается «коуч», иными словами, он начинает с ребёнком пробовать разные варианты достижения цели. Чем раньше мы объясняем, что есть несколько вариантов исхода тревожной ситуации, тем быстрее ребёнок сам научится их разрешать. А третья ситуация — это проверка границ дозволенного. Здесь необходимо для себя сделать точный выбор. Например, если вы сказали, что купите лишь одну игрушку, то вы сами должны быть в этом уверены и не можете отступать от этого правила. Здесь подходит фраза, которую я очень люблю: «Как солнце всходит на востоке». Иначе вы получите более сильную реакцию ребёнка, а затем — возмущение.

Зачастую крик и ругань начинается с того, что ребёнок, например, испачкал краской обои или разбил яйца, которые нёс маме, чтобы помочь приготовить блины. А реакция и там, и там одна и та же. Если малыш испачкал краской стены, надо узнать причину. Чаще всего проблема в том, что дети хотели порадовать маму. После того, как причина его поступка будет найдена, нужно найти пять новых способов порадовать маму и самих детей. Во второй ситуации не ругаем, но вместе убираем, а дальше думаем про новые модели познания. «Давай, у нас есть задача: из пункта „А“ яйца должны были попасть в пункт „Б“. Какие есть идеи? Что может быть специальным паровозиком? Или их можно принести по одному?» И тут начинаем придумывать способы решения задачи, это же есть развитие креативного мышления.

С детьми необходимо говорить об отрицательных эмоциях, если их поведение является причиной расстройства. Можно сказать: «Я начинаю злиться. Давай подумаем, почему я злюсь?» или «Как ты думаешь, почему я начинаю расстраиваться?». Мы сразу учим понимать причины, но не запугиваем ребёнка, а именно обозначаем причины огорчения родителя.

Разобрать чужой опыт

Иногда ребёнок попадает в такие же ситуации, как и его родители. Как вы с кем подружились? Обижали ли вас в классе? Ещё хороший опыт можно найти в книгах. Мы не просто читаем книгу, а понимаем, что герой прожил вот эту ситуацию. Это и практический разбор, и контакт, ещё малыш начинает думать, что мама и правда его понимает. Это лучший механизм самоанализа, саморефлексии, с которым можно работать.

Кажется, что мальчики более склонны к негативным эмоциям, чем девочки.

Дело в том, что у мальчиков больше запросов на активность, на движения. Например, девочки могут сидеть и рисовать на перемене, а мальчики этого делать не могут, для них очень важно побегать, попрыгать, потому что их эмоции напрямую связаны с движениями тела.

К вопросу о негативных эмоциях родителей. Категорически нежелательно, чтобы родители выясняли отношения перед детьми. Но они должны говорить, обмениваться мнениями, решать какие-то вопросы, главное то, в какой форме будет показана точка зрения. Нужно научиться конструктивно разговаривать друг с другом, тогда вообще не придётся задаваться вопросом: выяснять отношения, когда ребёнок рядом или нет?

Мы все рождены с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Только с ним нужно научиться правильно работать. Единственное, чему мы можем научить ребёнка — это понимать причины и находить несколько вариантов решения той или иной ситуации. Осознав причины происходящего, и дальше развивая разные модели познания, ребёнок будет адаптирован к взрослой жизни.

Фото: ArtFamily, Firma V/ Shutterstock.com

Читайте также:

О! Дети. Выпуск 8. Что такое эмоциональный интеллект? (видео)

Почему ребёнок хвастается: 5 советов, которые помогут с этим справиться

Пятёрка — не главное достижение в жизни: секреты правильной мотивации от «ленивой мамы»

Виктория Шиманская
Доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей, автор первой запатентованной методики системного развития EQ детей, преподаватель в МИП, МГИМО, автор книг и эксперт лаборатории развития эмоционального интеллекта EQfactor.ru 
Читайте также:
Личный опыт: я воспитываю ребёнка с синдромом Дауна
19 октября 2018
Личный опыт: я воспитываю ребёнка с синдромом Дауна
О том, как растёт и развивается «солнечный» ребёнок, рассказала его мама.
3 объективных причины, почему ребёнок ленится
18 октября 2018
3 объективных причины, почему ребёнок ленится
И как справиться с детской ленью.
9 детских вопросов актёру дубляжа
17 октября 2018
9 детских вопросов актёру дубляжа
Как стать актёром дубляжа и что значит «гургур» в озвучке, рассказывает Александр Гаврилин.
9 любопытных фактов о хлебе
16 октября 2018
9 любопытных фактов о хлебе
А вы об этом знали?
Не пропустите новый выпуск программы «О! Дети»: как справиться с травлей?
15 октября 2018
Не пропустите новый выпуск программы «О! Дети»: как справиться с травлей?
Смотрите прямой эфир в пятницу, 19 октября, в 12:00
Телеканал «О!» объявляет творческий конкурс
15 октября 2018
Телеканал «О!» объявляет творческий конкурс
Осень — не время грустить, а время получать подарки!
Путешествие по Вселенной. Чем интересна астрономия сегодня?
13 октября 2018
Путешествие по Вселенной. Чем интересна астрономия сегодня?
Отвечает астрофизик Московского Планетария.
Программа «Спроси моего папу» собирает вопросы рэперу Тимати
12 октября 2018
Программа «Спроси моего папу» собирает вопросы рэперу Тимати
Известный артист станет гостем прямого эфира в следующий четверг, 18 октября.
Искусство против буллинга: как арт-терапия помогает бороться с травлей в школе
12 октября 2018
Искусство против буллинга: как арт-терапия помогает бороться с травлей в школе
Своими методиками делится практикующий арт-терапевт.
Оптимист и пессимист: особенности взаимоотношений
10 октября 2018
Оптимист и пессимист: особенности взаимоотношений
Обсуждаем тему в диалоге с психологом.
О! Дети. Выпуск 8. Что такое эмоциональный интеллект? (видео)
8 октября 2018
О! Дети. Выпуск 8. Что такое эмоциональный интеллект? (видео)
Почему эмоциональный интеллект называют одним из важнейших навыков будущего?
Заботясь, не навреди: чем и как можно кормить птиц зимой?
6 октября 2018
Заботясь, не навреди: чем и как можно кормить птиц зимой?
Ежегодно в первые выходные октября мы отмечаем осенние дни наблюдения за птицами.