9 октября 2018

«Обращайтесь к цели»: как правильно работать с негативными эмоциями?

Грусть, уныние, огорчение мы привыкли называть плохими эмоциями, которых нужно избегать. Но, на самом деле, все эмоции важны и нужны. О том, почему любое чувство, которое появилось, может стать ресурсом для чего-то хорошего, рассказывает читателям «О!» доктор психологии Виктория Шиманская.

Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта
Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта

Ощущение грусти или уныния не появляется без причины. Например, ребёнок упал и ему больно — это естественная физиологическая реакция тела на падение. Так в нашем организме происходит комплексное запоминание. Эмоции, смыслы и тело работают в связке, поэтому любая эмоция, которая пришла, может стать источником полезных знаний и навыков для ребёнка, но наша реакция может быть неправильной и нехорошей.

Есть две распространенные ошибки в поведении родителей, когда дети плачут или чем-то взволнованы. Первая — родители пытаются свести на нет эмоции ребёнка. Например, он плачет, потому что у него что-то не получилось, и мама начинает говорить ему: «Ну ладно, сколько можно плакать». Во втором случае расстроенного малыша пытаются успокоить словами: «Да, ладно, хватит плакать, всё нормально, всё хорошо».

Поговорить об эмоциях

В первом случае ребёнок запутывается и не знает, как иначе ему донести свои эмоции до взрослого, а во втором у малыша рождается недоверие к родителям, так как он чувствует, что у него сейчас не всё хорошо. Поэтому сначала нужно признать эмоцию ребёнка, а дальше разобраться в причинах того, почему ему грустно. Чем раньше мы начинаем закреплять процесс проработки эмоций, тем легче малыш потом с этим справится.

Не получилась пирамидка — это одна причина, упал — это другая причина, а когда закапризничал и захотел ещё одну игрушку — это третья причина. И наша реакция исходя из причин, будет отличаться.

Если упал и ушибся, то нормальной реакцией родителя будет максимальное сочувствие, сопереживание. Если не получилась пирамидка, то здесь у родителя включается «коуч», иными словами, он начинает с ребёнком пробовать разные варианты достижения цели. Чем раньше мы объясняем, что есть несколько вариантов исхода тревожной ситуации, тем быстрее ребёнок сам научится их разрешать. А третья ситуация — это проверка границ дозволенного. Здесь необходимо для себя сделать точный выбор. Например, если вы сказали, что купите лишь одну игрушку, то вы сами должны быть в этом уверены и не можете отступать от этого правила. Здесь подходит фраза, которую я очень люблю: «Как солнце всходит на востоке». Иначе вы получите более сильную реакцию ребёнка, а затем — возмущение.

Зачастую крик и ругань начинается с того, что ребёнок, например, испачкал краской обои или разбил яйца, которые нёс маме, чтобы помочь приготовить блины. А реакция и там, и там одна и та же. Если малыш испачкал краской стены, надо узнать причину. Чаще всего проблема в том, что дети хотели порадовать маму. После того, как причина его поступка будет найдена, нужно найти пять новых способов порадовать маму и самих детей. Во второй ситуации не ругаем, но вместе убираем, а дальше думаем про новые модели познания. «Давай, у нас есть задача: из пункта „А“ яйца должны были попасть в пункт „Б“. Какие есть идеи? Что может быть специальным паровозиком? Или их можно принести по одному?» И тут начинаем придумывать способы решения задачи, это же есть развитие креативного мышления.

С детьми необходимо говорить об отрицательных эмоциях, если их поведение является причиной расстройства. Можно сказать: «Я начинаю злиться. Давай подумаем, почему я злюсь?» или «Как ты думаешь, почему я начинаю расстраиваться?». Мы сразу учим понимать причины, но не запугиваем ребёнка, а именно обозначаем причины огорчения родителя.

Разобрать чужой опыт

Иногда ребёнок попадает в такие же ситуации, как и его родители. Как вы с кем подружились? Обижали ли вас в классе? Ещё хороший опыт можно найти в книгах. Мы не просто читаем книгу, а понимаем, что герой прожил вот эту ситуацию. Это и практический разбор, и контакт, ещё малыш начинает думать, что мама и правда его понимает. Это лучший механизм самоанализа, саморефлексии, с которым можно работать.

Кажется, что мальчики более склонны к негативным эмоциям, чем девочки.

Дело в том, что у мальчиков больше запросов на активность, на движения. Например, девочки могут сидеть и рисовать на перемене, а мальчики этого делать не могут, для них очень важно побегать, попрыгать, потому что их эмоции напрямую связаны с движениями тела.

К вопросу о негативных эмоциях родителей. Категорически нежелательно, чтобы родители выясняли отношения перед детьми. Но они должны говорить, обмениваться мнениями, решать какие-то вопросы, главное то, в какой форме будет показана точка зрения. Нужно научиться конструктивно разговаривать друг с другом, тогда вообще не придётся задаваться вопросом: выяснять отношения, когда ребёнок рядом или нет?

Мы все рождены с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Только с ним нужно научиться правильно работать. Единственное, чему мы можем научить ребёнка — это понимать причины и находить несколько вариантов решения той или иной ситуации. Осознав причины происходящего, и дальше развивая разные модели познания, ребёнок будет адаптирован к взрослой жизни.

Текст: Анастасия Куратова

Фото: ArtFamily, Firma V/ Shutterstock.com

Читайте также:

О! Дети. Выпуск 8. Что такое эмоциональный интеллект? (видео)

Почему ребёнок хвастается: 5 советов, которые помогут с этим справиться

Пятёрка — не главное достижение в жизни: секреты правильной мотивации от «ленивой мамы»

Виктория Шиманская
Доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей, автор первой запатентованной методики системного развития EQ детей, преподаватель в МИП, МГИМО, автор книг и эксперт лаборатории развития эмоционального интеллекта EQfactor.ru 
Читайте также:
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
19 июня 2019
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
Бодипозитив – это уважительное отношение к своему и чужому телу, принятие его индивидуальности, понимание его возможностей. Как научить ребенка думать о здоровье, а не о стандартах красоты? Психолог Анна Скавитина предлагает родителям начать с себя.
Микробы и темперамент: как на детей влияет состав микрофлоры
30 мая 2019
Микробы и темперамент: как на детей влияет состав микрофлоры
Будет ли ваш малыш хулиганом или тихоней, может зависеть от разных типов бактерий в его кишечнике.
Нет, ребенок не может сидеть спокойно! Это мешает ему учиться
29 мая 2019
Нет, ребенок не может сидеть спокойно! Это мешает ему учиться
Ученые объясняют, почему не стоит ожидать от ребенка 4-5 лет способности усидеть на месте.
Почему мальчикам сложнее справляться с негативными эмоциями?
28 мая 2019
Почему мальчикам сложнее справляться с негативными эмоциями?
Эксперты уверены, что мальчикам нужно больше родительской поддержки, чтобы справиться с гневом, тревогой или страхом.
6 каверзных детских вопросов о грамотности
24 мая 2019
6 каверзных детских вопросов о грамотности
Говорим и пишем правильно!
Можно ли ссориться при детях? Ученые против!
24 мая 2019
Можно ли ссориться при детях? Ученые против!
Даже если вы обычно ссоритесь в соседней комнате и уверены, что ребенок этого не замечает, напряжение между вами негативно влияет на детскую психику.
Как объяснить ребёнку, почему люди едят мясо
22 мая 2019
Как объяснить ребёнку, почему люди едят мясо
В вашей жизни обязательно наступит момент, когда ребёнок об этом спросит.
Гаджеты помогают семейному общению. Но не всегда!
21 мая 2019
Гаджеты помогают семейному общению. Но не всегда!
Почему смартфоны могут объединить семью, но в то же время мешают общению?
Жираф на день рождения: как стать опекуном животных в зоопарке
20 мая 2019
Жираф на день рождения: как стать опекуном животных в зоопарке
Что нужно сделать, чтобы взять животное под опеку?
Вечные ценности и где они обитают
15 мая 2019
Вечные ценности и где они обитают
Как научить детей самому доброму и светлому.
Что такое кооперативные игры и как они развивают мозг вашего ребёнка
13 мая 2019
Что такое кооперативные игры и как они развивают мозг вашего ребёнка
Настольные игры — это не просто развлечение!
Почему так важно читать ребёнку вслух
10 мая 2019
Почему так важно читать ребёнку вслух
И начать это делать стоит как можно раньше.
Разрешать ли детям смотреть телевизор?
1 мая 2019
Разрешать ли детям смотреть телевизор?
Отвечает психолог Анна Скавитина.