9 октября 2018

«Обращайтесь к цели»: как правильно работать с негативными эмоциями?

Грусть, уныние, огорчение мы привыкли называть плохими эмоциями, которых нужно избегать. Но, на самом деле, все эмоции важны и нужны. О том, почему любое чувство, которое появилось, может стать ресурсом для чего-то хорошего, рассказывает читателям «О!» доктор психологии Виктория Шиманская.

Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта
Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта

Ощущение грусти или уныния не появляется без причины. Например, ребёнок упал и ему больно — это естественная физиологическая реакция тела на падение. Так в нашем организме происходит комплексное запоминание. Эмоции, смыслы и тело работают в связке, поэтому любая эмоция, которая пришла, может стать источником полезных знаний и навыков для ребёнка, но наша реакция может быть неправильной и нехорошей.

Есть две распространенные ошибки в поведении родителей, когда дети плачут или чем-то взволнованы. Первая — родители пытаются свести на нет эмоции ребёнка. Например, он плачет, потому что у него что-то не получилось, и мама начинает говорить ему: «Ну ладно, сколько можно плакать». Во втором случае расстроенного малыша пытаются успокоить словами: «Да, ладно, хватит плакать, всё нормально, всё хорошо».

Поговорить об эмоциях

В первом случае ребёнок запутывается и не знает, как иначе ему донести свои эмоции до взрослого, а во втором у малыша рождается недоверие к родителям, так как он чувствует, что у него сейчас не всё хорошо. Поэтому сначала нужно признать эмоцию ребёнка, а дальше разобраться в причинах того, почему ему грустно. Чем раньше мы начинаем закреплять процесс проработки эмоций, тем легче малыш потом с этим справится.

Не получилась пирамидка — это одна причина, упал — это другая причина, а когда закапризничал и захотел ещё одну игрушку — это третья причина. И наша реакция исходя из причин, будет отличаться.

Если упал и ушибся, то нормальной реакцией родителя будет максимальное сочувствие, сопереживание. Если не получилась пирамидка, то здесь у родителя включается «коуч», иными словами, он начинает с ребёнком пробовать разные варианты достижения цели. Чем раньше мы объясняем, что есть несколько вариантов исхода тревожной ситуации, тем быстрее ребёнок сам научится их разрешать. А третья ситуация — это проверка границ дозволенного. Здесь необходимо для себя сделать точный выбор. Например, если вы сказали, что купите лишь одну игрушку, то вы сами должны быть в этом уверены и не можете отступать от этого правила. Здесь подходит фраза, которую я очень люблю: «Как солнце всходит на востоке». Иначе вы получите более сильную реакцию ребёнка, а затем — возмущение.

Зачастую крик и ругань начинается с того, что ребёнок, например, испачкал краской обои или разбил яйца, которые нёс маме, чтобы помочь приготовить блины. А реакция и там, и там одна и та же. Если малыш испачкал краской стены, надо узнать причину. Чаще всего проблема в том, что дети хотели порадовать маму. После того, как причина его поступка будет найдена, нужно найти пять новых способов порадовать маму и самих детей. Во второй ситуации не ругаем, но вместе убираем, а дальше думаем про новые модели познания. «Давай, у нас есть задача: из пункта „А“ яйца должны были попасть в пункт „Б“. Какие есть идеи? Что может быть специальным паровозиком? Или их можно принести по одному?» И тут начинаем придумывать способы решения задачи, это же есть развитие креативного мышления.

С детьми необходимо говорить об отрицательных эмоциях, если их поведение является причиной расстройства. Можно сказать: «Я начинаю злиться. Давай подумаем, почему я злюсь?» или «Как ты думаешь, почему я начинаю расстраиваться?». Мы сразу учим понимать причины, но не запугиваем ребёнка, а именно обозначаем причины огорчения родителя.

Разобрать чужой опыт

Иногда ребёнок попадает в такие же ситуации, как и его родители. Как вы с кем подружились? Обижали ли вас в классе? Ещё хороший опыт можно найти в книгах. Мы не просто читаем книгу, а понимаем, что герой прожил вот эту ситуацию. Это и практический разбор, и контакт, ещё малыш начинает думать, что мама и правда его понимает. Это лучший механизм самоанализа, саморефлексии, с которым можно работать.

Кажется, что мальчики более склонны к негативным эмоциям, чем девочки.

Дело в том, что у мальчиков больше запросов на активность, на движения. Например, девочки могут сидеть и рисовать на перемене, а мальчики этого делать не могут, для них очень важно побегать, попрыгать, потому что их эмоции напрямую связаны с движениями тела.

К вопросу о негативных эмоциях родителей. Категорически нежелательно, чтобы родители выясняли отношения перед детьми. Но они должны говорить, обмениваться мнениями, решать какие-то вопросы, главное то, в какой форме будет показана точка зрения. Нужно научиться конструктивно разговаривать друг с другом, тогда вообще не придётся задаваться вопросом: выяснять отношения, когда ребёнок рядом или нет?

Мы все рождены с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Только с ним нужно научиться правильно работать. Единственное, чему мы можем научить ребёнка — это понимать причины и находить несколько вариантов решения той или иной ситуации. Осознав причины происходящего, и дальше развивая разные модели познания, ребёнок будет адаптирован к взрослой жизни.

Текст: Анастасия Куратова

Фото: ArtFamily, Firma V/ Shutterstock.com

Читайте также:

О! Дети. Выпуск 8. Что такое эмоциональный интеллект? (видео)

Почему ребёнок хвастается: 5 советов, которые помогут с этим справиться

Пятёрка — не главное достижение в жизни: секреты правильной мотивации от «ленивой мамы»

Виктория Шиманская
Доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей, автор первой запатентованной методики системного развития EQ детей, преподаватель в МИП, МГИМО, автор книг и эксперт лаборатории развития эмоционального интеллекта EQfactor.ru 
Читайте также:
Как воспитать настоящего мужчину
23 февраля 2019
Как воспитать настоящего мужчину
Семь советов, проверенных временем.
Мужчиной воспитать нельзя, можно помочь вырасти
22 февраля 2019
Мужчиной воспитать нельзя, можно помочь вырасти
Мудрые советы от мамы четырех сыновей.
Зачем нам обниматься?
20 февраля 2019
Зачем нам обниматься?
Важность прикосновений, а также почему дети не всегда хотят обниматься «по заявкам трудящихся».
4 совета, которые помогут сделать онлайн-обучение максимально эффективным
19 февраля 2019
4 совета, которые помогут сделать онлайн-обучение максимально эффективным
Пусть компьютер служит не только для игр.
3 главных родительских ошибки в общении с мальчиками
18 февраля 2019
3 главных родительских ошибки в общении с мальчиками
Как научить сына отвечать за свои поступки.
3 вопроса о конфликтах в школе: отвечает психолог Анна Быкова
16 февраля 2019
3 вопроса о конфликтах в школе: отвечает психолог Анна Быкова
Главные причины ссор с одноклассниками и педагогами.
Как помочь ребенку, который чувствует себя одиноким
15 февраля 2019
Как помочь ребенку, который чувствует себя одиноким
Почему у малыша нет друзей и как их найти: рассуждает психолог.
7 советов, которые помогут легко запомнить самые сложные стихотворения
7 февраля 2019
7 советов, которые помогут легко запомнить самые сложные стихотворения
Маленькие хитрости, которые помогут ребёнку не только в школе.
Детская ревность: повод для тревоги или этап развития?
6 февраля 2019
Детская ревность: повод для тревоги или этап развития?
Разбираемся вместе с детским психологом.
5 задачек на концентрацию внимания, с которыми легко справляются дети
1 февраля 2019
5 задачек на концентрацию внимания, с которыми легко справляются дети
А вот у взрослых они, чаще всего, вызывают затруднения!
Как научить ребёнка засыпать самостоятельно
30 января 2019
Как научить ребёнка засыпать самостоятельно
Что делать, если ребёнок боится спать один?
Своими словами: развиваем связную речь у ребёнка
29 января 2019
Своими словами: развиваем связную речь у ребёнка
Как научить ребёнка составлять рассказ по картинкам?
«Это не болезнь!»: история мамы ребёнка-дислексика, сменившей профессию ради сына
24 января 2019
«Это не болезнь!»: история мамы ребёнка-дислексика, сменившей профессию ради сына
Из лингвистов в дефектологи, чтобы помочь сыну освоить школьную программу.
9 способов борьбы с психосоматическими заболеваниями
23 января 2019
9 способов борьбы с психосоматическими заболеваниями
Как справиться с болезнями, которые не вылечишь лекарствами.
Съешь и станешь умным: 5 продуктов, полезных для мозга
18 января 2019
Съешь и станешь умным: 5 продуктов, полезных для мозга
Морская рыба, орехи, фрукты, овощи, крупы, злаки... И это ещё не полный список того, что нужно кушать детям, чтобы гармонично развиваться.
15 удивительных современных изобретений, которые придумали дети
17 января 2019
15 удивительных современных изобретений, которые придумали дети
Простые и полезные детские открытия!
13 игр для тренировки памяти
13 января 2019
13 игр для тренировки памяти
Занимайтесь с малышом с первых дней его жизни.