4 октября 2018

Пятёрка – не главное достижение в жизни: секреты правильной мотивации от «ленивой мамы»

Первый учебный месяц уже позади и за это время родители школьников наверняка не один раз успели порадоваться первым «пятёркам» и огорчиться неожиданным «тройкам». Но так ли важны оценки? Об этом и многом другом рассуждает в своей новой книге «Школьники „ленивой мамы“» психолог и знаменитая «ленивая мама» Анна Быкова. Специально для своих читателей «О!» публикует полюбившийся редакции отрывок из главы, посвященной школьным оценкам.

Анна Быкова, семейный и детских психолог, педагог, арт-терапевт, автор серии книг «Ленивая мама»
Анна Быкова, семейный и детских психолог, педагог, арт-терапевт, автор серии книг «Ленивая мама»

Так все-таки, школьные оценки — это важно или не важно? Правда ли, что троечники лучше устраиваются в жизни? Для ответа на этот вопрос прежде всего нужно определиться с критерием «устроенности». Если брать за критерий материальную обеспеченность, то школьные оценки не имеют с этим фактором прямой зависимости. Иными словами, среди людей, чей уровень дохода выше среднего, есть и те, кто был в школе отличником, и те, кто был троечником. Золотая медаль и красный диплом не являются гарантом финансовой обеспеченности. Интернет пестрит примерами богатых и знаменитых, которые в свое время оставались на второй год или вовсе были исключены из школы. Но другое предположение тоже неверно, тройки в аттестате не гарантируют хороший материальный доход в будущем.

Если брать за критерий «устроенности» субъективный уровень удовлетворенности своей жизнью, то и здесь нет зависимости от школьных оценок. Впрочем, не зависит удовлетворенность и от денег, и от числа поклонников. Богатые тоже плачут, а знаменитые могут чувствовать себя одинокими.

Да, это было бы очень удобно — иметь возможность просчитать будущее счастье ребенка, найти для него математическое выражение с несколькими параметрами и следить, чтобы ребенок в процессе своего взросления не выбивался за рамки допустимых значений этих параметров. Это существенно снижает родительскую тревогу. Это дает иллюзию контроля будущей жизни. «Вот я сейчас вытяну ребенка на нужное значение параметров А, В, С, и это будет гарантом его счастья в будущем». Порой я встречаю родителей, которые искренне считают, что нашли это выражение. Учеба в школе служит в нем одним из параметров. Границы параметра определены как «4−5» или еще строже: «5». Хорошо, если ребенок в этот параметр вписывается. Если само «счастье» он с родителями понимает одинаково. Тогда ценностного конфликта с родителями не возникнет. А если нет? Тогда начинается непростая для обеих сторон борьба. Почему родителям бывает так тяжело принять, что ребенок не стремится получать хорошие оценки? Потому что в этом случае нарастает родительская тревога относительно будущего ребенка. Но оценка не является маркером будущего счастья. Она даже адекватным маркером способностей не всегда выступает. Оценка — это то, насколько ребенок усвоил изучаемый в школе материал. И только. Не надо навешивать на нее дополнительных критериев.

Оценка не является показателем способности. Может быть так, что способности есть, но нет желания. Или способности ребенка не вписываются в рамки школьных предметов.

Оценка не является гарантом успехов в будущем. Социальный интеллект или эмоциональный в школе не оцениваются, но могут помочь человеку сделать карьеру.

Оценка не является показателем того, насколько ребенок продвинулся в своем развитии. При выставлении оценки результат ребенка сравнивается с некой стандартной нормой, а не с предыдущими достижениями ребенка. Может быть так, что личные достижения есть, но вот оценка осталась та же самая.

Оценка не является показателем того, насколько ребенок ответственен. Ребенок может быть чрезвычайно ответственен в другой сфере, где у него есть непосредственный интерес. Могу привести пример из взрослой жизни, когда чрезвычайно ответственный менеджер среднего звена забывает купить домой пакет молока и выслушивает от супруги упреки в безответственности. Да, он забыл про молоко, потому что напряженно и ответственно думал о запуске нового проекта.

Плохие оценки в учебе — это не «ужас-ужас, ребенок туп, ленив, безответственный, никогда не сможет устроиться на работу» (ну, разве что, дворником). Плохие оценки — это ребенок почему-то не может или не хочет делать то, что требуют в школе. И всё. Не надо вешать никаких ярлыков. Не надо выводить оценку личности на основе оценок в дневнике. Во взрослом мире считается бестактным вопрос «Сколько ты зарабатываешь?» Однако почему-то считается нормальным спрашивать у школьника: «Как ты учишься? Как четверть закончил?» Я не считаю, что ребенок должен перед всеми бабушками, дедушками, тетями, дядями, мамиными подругами, приятелями отца, зашедшими в гости, отчитываться, сколько у него в дневнике троек, четверок и пятерок. Разрешите ребенку не отвечать на этот вопрос. Научите его словесным формулировкам, позволяющим уклониться от темы, отшутиться. Сами тоже отшучивайтесь, если, рассказывая об оценках ребенка, чувствуете себя неловко. Вы ведь ни перед кем не обязаны отчитываться.

Читайте также:

Правила жизни «ленивой мамы»

4 причины, почему нельзя делать уроки с ребёнком (видео)

Спокойное утро с ребёнком-школьником: 5 секретов «ленивой мамы» (видео)

Читайте также:
15 книг, которые помогут развить любознательность ребёнка 
20 октября 2018
15 книг, которые помогут развить любознательность ребёнка 
О познавательной и мотивирующей литературе для малышей рассказывает детская писательница и мама двоих детей Наталья Пивоварчик.
Личный опыт: я воспитываю ребёнка с синдромом Дауна
19 октября 2018
Личный опыт: я воспитываю ребёнка с синдромом Дауна
О том, как растёт и развивается «солнечный» ребёнок, рассказала его мама.
3 объективных причины, почему ребёнок ленится
18 октября 2018
3 объективных причины, почему ребёнок ленится
И как справиться с детской ленью.
Не пропустите новый выпуск программы «О! Дети»: как справиться с травлей?
15 октября 2018
Не пропустите новый выпуск программы «О! Дети»: как справиться с травлей?
Смотрите прямой эфир в пятницу, 19 октября, в 12:00
Путешествие по Вселенной. Чем интересна астрономия сегодня?
13 октября 2018
Путешествие по Вселенной. Чем интересна астрономия сегодня?
Отвечает астрофизик Московского Планетария.
Искусство против буллинга: как арт-терапия помогает бороться с травлей в школе
12 октября 2018
Искусство против буллинга: как арт-терапия помогает бороться с травлей в школе
Своими методиками делится практикующий арт-терапевт.
Оптимист и пессимист: особенности взаимоотношений
10 октября 2018
Оптимист и пессимист: особенности взаимоотношений
Обсуждаем тему в диалоге с психологом.
«Обращайтесь к цели»: как правильно работать с негативными эмоциями?
9 октября 2018
«Обращайтесь к цели»: как правильно работать с негативными эмоциями?
Как развивать эмоциональный интеллект? 
Как отмечают День учителя в разных странах
5 октября 2018
Как отмечают День учителя в разных странах
7 интересных фактов об этом празднике.
Как построить отношения с учителем
3 октября 2018
Как построить отношения с учителем
И почему стоит поменьше обсуждать школьные проблемы дома.
Что такое детский стресс и как с ним бороться?
2 октября 2018
Что такое детский стресс и как с ним бороться?
Объясняет арт-терапевт.
Распорядок дня первоклассника: что нужно знать каждому родителю?
1 октября 2018
Распорядок дня первоклассника: что нужно знать каждому родителю?
Полезные советы, которые помогут соблюдать режим дня.
Скоро в эфире новый выпуск «О! Дети»: что такое эмоциональный интеллект?
1 октября 2018
Скоро в эфире новый выпуск «О! Дети»: что такое эмоциональный интеллект?
Не пропустите прямой эфир 5 октября в 12:00
Как правильно хвалить ребёнка
28 сентября 2018
Как правильно хвалить ребёнка
Не все родители умеют это делать.