Какие занятия помогут дошкольнику освоить правильный захват ручки или карандаша? И какие канцелярские принадлежности выбрать для ребёнка, который через год-другой пойдёт в школу?

Совсем маленький ребёнок пробует держать карандаш или фломастер в кулачке, позже начинает удерживать его 3−4 пальцами. Как показать ему правильный захват (а это вообще какой, кстати?).
Нужно ли покупать трёхгранную ручку для постановки руки, и заставлять ли ребёнка рисовать цветными карандашами, если ему нравятся фломастеры? Давайте обсудим, какие принадлежности и задания помогут малышу освоить к школе правильный захват ручки.
Когда начинать подготовку
Подготовка руки к письму — долгий процесс. Начинается она с первых лет, когда ребёнок пробует разные захваты пальцами, играет в пальчиковые игры, разминает пластилин и лепит из него. И, конечно, когда берёт в руку карандаш или фломастер и пробует рисовать.
Как и любой навык, рисование и письмо требуют длительной тренировки. Поэтому если малыш, как печатный станок, тратит по пачке бумаги в день, считайте, что это ваша инвестиция в хороший почерк.
Не огорчайтесь, если рисунки не отличаются разнообразием. Разложив в ряд 20 вариантов картины «Принцесса», вы можете увидеть прогресс в точности линий, пропорций и других параметров.
До 3 лет не нужно постоянно исправлять юного художника, если он неправильно держит карандаш или фломастер. Достаточно показать верный захват, когда малыш только приступил к рисованию, а затем предоставить ему свободу творчества.
После 3 лет вмешательство взрослого может стать более активным, однако оно не предполагает постоянного прерывания процесса рисования. Видя, что ребёнок собирается поменять цвет, попросите его «взять карандаш правильно». Как правило, таких мер вполне достаточно для того, чтобы после 4 лет ребёнок использовал верную стратегию захвата ручки.
Как правильно держать ручку и карандаш?
В течение многих лет считалось, что существует единственно правильный способ постановки руки. Однако современные исследования избавили от дискриминации тех, кому неудобно удерживать ручку тремя пальцами.
Сейчас выделяют 4 варианта правильного захвата, которые позволяют иметь красивый почерк и не напрягать кисть. Все они имеют сложные, но звучные названия.
1. Динамический трипод: ручка зажимается между большим и средним пальцами, а указательный лежит сверху. Именно этот способ долгое время считали эталонным.
2. Латеральный трипод: большой палец удерживается в прямом положении и прижимает ручку подушечкой первой фаланги.
3. Квадрапод: указательный и средний пальцы лежат на ручке сверху, а безымянный и большой сжимают её с двух сторон, — получается захват «щепотью».
4. Латеральный квадрапод: ручка прижимается подушечкой первой фаланги большого пальца, а указательный и средний лежат сверху на ручке.
Какие занятия подготовят руку к письму?
Прежде всего, это любимое многими рисование.
В процессе рисования ребёнок постепенно должен освоить разные типы штриховки и обведения по контуру, а также научиться рисовать простые геометрические фигуры: круг, треугольник и квадрат.
Также важно научиться обводить клеточки на тетрадном листе.
Все эти навыки служат основой для тренировки разных положений руки при письме. Некоторые позиции могут казаться ребёнку неудобными, и тогда он будет вертеть лист во время рисования вместо того, чтобы изменять угол поворота кисти и пальцев. С этой привычкой нужно мягко бороться, иначе она сохранится и в начальной школе. Например, можно предлагать ребёнку не отдельные листы для рисования, а толстый альбом, который ему будет сложно поворачивать.
Какие типы линий важно освоить и какие принадлежности лучше использовать?
1. Следите за тем, чтобы ребёнок использовал не только вертикальную, но и горизонтальную, а также диагональную штриховку в разных направлениях. Подскажите ему логику выбора того или иного типа. Так, можно посоветовать малышу ориентироваться на форму закрашиваемого предмета и стараться заштриховывать его вдоль длинной стороны.
2. Предлагайте ребёнку задания, в которых нужно обвести изображение по пунктиру, по точкам. Полезно варьировать разные виды пунктирных линий и расстояния между точками — это развивает зрительно-моторную координацию. Некоторые дети предпочитают «обводилки» и раскраски собственному творчеству. Не огорчайтесь — как только ребёнок освоит основной репертуар движений, он сможет применить его в самостоятельном рисунке.
3. Выбирая между цветными карандашами и фломастерами, опирайтесь на то, какую цель вы ставите перед ребёнком.
- Если хотите заинтересовать рисованием, дать возможность получить яркие эмоции, то, конечно, лидируют фломастеры. Цветные карандаши, как правило, не могут обеспечить малышу желаемую яркость цвета: если чёрный, красный и синий ещё справляются с этой задачей, то штрихи, оставленные жёлтым и серым карандашами, нужно рассматривать под лампой, чтобы убедиться в их наличии. Даже если вы нашли качественные и яркие карандаши, они всё равно могут быстро разочаровать ребёнка, так как требуют сильного и равномерного нажима, что вызывает трудности у дошкольника.
- Если же цель рисования — тренировка мышц руки, то карандаши обладают большим развивающим потенциалом. Но придётся придумать интересный игровой контекст, чтобы сохранить мотивацию ребёнка. Например, предложить нарисовать «старинную открытку».
4. Выбирая фломастеры, карандаши, и ручки, обращайте внимание на их толщину и вес: толщина должна составлять не менее сантиметра в диаметре, а вес должен быть совсем небольшим. Если к началу школьного обучения ребёнок так и не освоил правильный захват ручки, стоит попробовать использовать специальную насадку-тренажёр с углублениями для пальцев.
5. Если вы хотите приобрести прописи для дошкольников, не поддавайтесь на уловки маркетологов. «Дошкольные» прописи не должны содержать образцов письменных букв. У каждого учителя имеются свои стратегии обучения письму, и ребёнку будет трудно переучиваться в первом классе. Дошкольные прописи могут содержать задания, в которых нужно обвести что-то по пунктиру, повторить последовательность элементов, отдельные части/закорючки письменных букв, но не сами буквы целиком. А вот печатные буквы в них могут и должны быть.
А если ребёнок, возможно, не правша?
Что можно посоветовать леворуким детям или тем, кто не выбрал руку для письма, хотя уже отметил 5-летие?
Если ребёнок пишет левой рукой
Нужно обратить внимание на то, где находится образец в прописях. Иногда его печатают справа, что мешает развитию правильной стратегии прослеживания взглядом во время письма слева направо. Чтобы маленькому левше было удобно, образец должен располагаться либо над строкой, либо слева на небольшом расстоянии от той части, где ребёнок должен писать самостоятельно.
В остальном леворукому дошкольнику не требуется каких-либо специальных приспособлений. Его постановка руки должна быть зеркальным отражением аналогичных поз у праворуких — без лишних изгибов и разворотов.
Если пока непонятно, какой рукой писать
Детям, не определившимся с рукой для письма, необходимо помочь в выборе:
1. Попробуйте в течение недели вести дневник наблюдений, оценивая время рисования по секундам: «закрашивал левой рукой 5 секунд, переложил фломастер в правую руку и закрашивал 15 секунд». В результате вы сможете увидеть преобладание той или иной руки.
2. После того, как вы выявили доминирование одной из рук, не давайте ребёнку возможность перекладывать карандаш в неведущую руку. Предложите ему сделать небольшую передышку и продолжить рисовать ведущей рукой.
3. Придумайте задание для неведущей руки, чтобы у ребёнка не было соблазна занять её рисованием. Например, она может опираться на лист и держать колпачок от фломастера.
Читайте также:
Как запомнить словарные слова и научиться писать грамотно? 7 подсказок
Дислексия у ребёнка: вовсе он не «издевается» и не «ленится»!