Сколько правил и исключений приходится учить школьникам! Запомнить, как правильно пишутся некоторые слова, помогают хитрости, «выручалочки».

1. Как писать наречия?
Многие младшие школьники (и старшие тоже) путаются, какую букву писать в конце наречий (части речи, отвечающей на вопрос «как?»).
Здесь нас выручит слово… «окно»!
Чтобы узнать, в каких наречиях нужно писать суффикс «О», а в каких «А» (да-да, на конце у них именно суффикс, окончаний у наречий не бывает!), подставьте это слово к приставке наречия. И пишите в конце наречия то же, что получается и в слове «окно»:
«дотемна или досыта, потому что до окна,
справа или слева, потому что с окна,
издавна или изредка, потому что из окна«.
А как же буква «О»? Она бывает на конце у наречий? Конечно! Смотрите сами:
«налево или наутро, потому что на окно,
вправо, влево, потому что в окно,
запросто или заново, потому что за окно«.
2. Прилагательные-исключения
Слово «окно» поможет нам ещё с одним правилом.
А именно запомнить, как пишут прилагательные (части речи, которые отвечают на вопрос какой? и обозначают признак предмета):
- стеклянный (в окне обязательно есть стекло),
- деревянный (из дерева делают рамы для окон) ,
- оловянный (из олова может быть сделана ручка, с помощью которой окно открывается).
Все три всегда пишутся через «НН»!
А вот в слове серебряный буква «Н» только одна: где вы видели серебряные окна?
3. «Лошадиные» прилагательные
И если уж зашел разговор о прилагательных, то расскажу ещё один секрет на будущее.
Запомните: все прилагательные, связанные с животными, птицами и насекомыми, пишутся с одной буквой «Н». Ну, ладно гусиный, лошадиный, комариный или львиный. Но так пишутся даже и те слова, где буква «Н» уже и так есть в корне: свиной, павлиний, фазаний, обезьяний.
4. Полкласса или пол-класса?
К выручалочкам надо добавить правописание слов с пол-.
Они всегда пишутся слитно (полдивана, полмесяца, полкласса), кроме трёх случаев.
А запомнить их поможет имя девочки — Юля.
Пол пишется через дефис, если:
1) дальше идёт большая буква (как в имени Юля): пол-Москвы, пол-Тверской;
2) буква «Л» (Юля): пол-лимона, пол-литра воды;
3) любая гласная буква (Юля): пол-яблока, пол-апельсина.
5. Как склонять числительные?
Есть замечательное слово «ноты», которое помогает проверять формы числительных.
«Около 200 ребят» — подставляем сюда «ноты». «Около двух нот». Значит — «около двухсот ребят».
«С 200 книгами»: «с двумя нотами», значит — «с двумястами книгами».
6. Разберёмся со спряжениями
Всем школьникам нужно знать, какие глаголы относятся к I и II спряжению. Здесь есть хороший стишок, который поможет запомнить исключения:
«Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
(Исключая брить, стелить).
А потом держать, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть, и терпеть».
А как правильно писать окончания глаголов при спряжении? Тут поможет фраза «Целую, милая». Смотрим на гласные в этих словах: гласные первого слова — «Е», «У», «Ю» — пишутся у глаголов I спряжения (бреешь, хлопочут, лают), второго слова — «И», «А», «Я» — у глаголов II спряжения (видим, молчат, строят). Кстати, для причастий настоящего времени это правило тоже работает: стелющийся (от стелить, I спряжение), лечащий (от лечить, II спряжение).
7. Где ударение: бАловать или баловАть?
Запомнить сразу, что правильно так: «баловAть, балУя, балОванный», — сложно.
Здесь работает аналогия с «целовать». Запоминаем: «баловать как целовать».
«БалУя», потому что «целУя», а «балОванный», потому что «целОванный».
Читайте также:
Как запомнить словарные слова и научиться писать грамотно? 7 подсказок