Дети на площадке в садике носятся, смеются, осаливают друг друга. А ваш где? Вон тихонько сидит и рассматривает жука. Совсем не любит коллективные игры, сколько бы воспитатель его ни уговаривала! С ним что-то не так? Объясняет нейропсихолог Мария Баулина.

Коммуникабельность и стремление быть в центре событий рассматриваются многими взрослыми как качества, которые необходимы любому ребёнку. Однако в эту схему не вписываются интроверты, а также вдумчивые и осторожные дети, которым требуется время, чтобы осмотреться и проникнуться доверием к окружающим.
Как защитить своего «одиночку» от давления и помочь найти своё место во время шумных развлечений?
Если ребёнок — интроверт?
Стремление «расшевелить» ребёнка и поместить его в эпицентр праздника основано на убеждённости в том, что он очень хочет водить хороводы, но стесняется. Однако многие дети не испытывают потребности в активном общении со сверстниками, и в этом нет ничего плохого.
Ребёнка могут привлекать глубокие искренние отношения с одним-двумя друзьями или подругами, с которыми у него есть общие интересы. Более поверхностное общение тяготит его своей кажущейся бессмысленностью и непостоянством.
Малыш-интроверт часто наделён прекрасными качествами, и их нужно обязательно учитывать, предлагая шумную игру. Какие же?
• Аккуратность. Игры в компании часто сопровождает хаос: куртки и кофты сваливаются в одну кучу, чтобы не мешали, а мяч залетает на клумбу. Ребёнку трудно переступить через своё стремление к порядку и добровольно бросать вещи и мять цветы, поэтому ему проще отказаться от игры. Выходом может стать договорённость о том, что на прогулку он надевает специальную одежду, которую не жалко помять или испачкать. Также нужно объяснить, что оборудование детских площадок и украшения рядом устойчивы к повреждениям.
• Послушание. Трудно представит себе шумные игры, в которых никто не кричит, не спорит и не толкается. Послушный малыш расценивает все эти проявления как плохое поведение и не желает быть соучастником. Стоит продемонстрировать ему, что в том, что кажется ему вакханалией, тоже есть правила: толчки должны быть такие, чтобы никто не падал, а выкрики «Палы-выры!» или «Ты вОда!» имеют особое значение для игры.
• Вдумчивость. Если ребёнку не свойственна импульсивность, в его поведении мало спонтанности. В любой ситуации он предпочитает семь раз отмерить, прежде чем попробовать что-то новое. Поэтому, прежде чем предлагать участие в шумной игре, нужно заранее и не единожды обсудить её правила и посмотреть, как играют другие.
• Неагрессивность. Соревнования предполагают конкуренцию, а конкуренция — определённую долю агрессии в отношении соперников. Если ваш малыш отличается миролюбивым характером, то ему неприятно демонстрировать своё превосходство даже в шутливой форме. В этом случае лучше предлагать такие игры, которые предполагают чередование ролей.
Почему ребёнок боится шумных игр
Некоторым детям доставляет дискомфорт необходимость активного тактильного контакта и, в целом, нарушения личного пространства, которые свойственны общению в детском коллективе. Можно выделить несколько наиболее пугающих моментов для ребёнка.
1. Во многих играх, в том числе, в пресловутом хороводе, нужно постоянно держаться за руки. Страх чужих прикосновений, когда кто-то может сильно сжать руку, случайно поцарапать ногтем или резко дёрнуть за неё, сводят на нет возможное удовольствие от игры.
Чтобы ребёнок согласился поучаствовать в игре, где нужно держаться за руки, выберите для первого знакомства игру на улице в холодное время года, когда руки защищены перчатками и варежками. Вы также можете стать ближайшим соседом малыша по хороводу, чтобы с вашей стороны он не ждал подвоха.
2. Страх упасть под ноги другим игрокам или получить мячом в лицо трудно назвать необоснованными. Если же у ребёнка уже был такой неприятный опыт, его, тем более, можно понять.
Чтобы снизить уровень его тревоги, постарайтесь предложить наиболее безопасную роль. Так, в догонялках лучше быть «вОдой», а в игре в вышибалы — кидать мяч, а не уворачиваться от него.
3. Подвижные игры часто предполагают демонстрацию ловкости и скорости. Малыш может бояться не справиться с задачей, из-за чего все будут смеяться над ним.
В этом случае имеет смысл отработать необходимые навыки (например, подлезать под натянутой верёвкой или сбивать кегли) в спокойной обстановке и вдали от чужих глаз, и только потом предлагать ребёнку включиться в общую игру.
4. Следует учитывать, что ответственный малыш может бояться подвести партнёров по команде или лишить игру динамичности из-за своих неверных действий. Действительно, некоторые игроки могу вести себя довольно агрессивно: обзываться и пытаться помешать дальнейшему участию.
Поэтому важно выбирать подходящую компанию и игру, в которой нет проигравших.
Иди играй со всеми: нужно ли заставлять?
Нужно ли настаивать, чтобы ребёнок участвовал в коллективных играх? С одной стороны, безусловно, необходимо считаться с его особенностями характера. С другой, — важно дать возможность попробовать что-то новое и, возможно, найти ту игру, которая сможет порадовать ребёнка. Чтобы уговорить малыша, следует обеспечить ему пути отхода на тот случай, если он не захочет продолжать играть.
Договоритесь с ребёнком, что он сможет сразу покинуть компанию, как только почувствует дискомфорт. Придётся отказаться от уловок вроде: «Ну, давай ещё 5 минут!» или «Мы же только начали!». Пусть ребёнок пробудет в кругу 3 секунды, но зато, выйдя за его пределы, он будет знать, что может контролировать ситуацию. Возможно, в следующий раз это знание поможет продержаться ему уже несколько минут.
Не пытайтесь усыпить бдительность ребёнка показной весёлостью и затащить его в круг на руках или схватив в охапку. Такие «сюрпризы» заставят его ещё больше дистанцироваться от любых детских развлечений и праздничных гуляний. Если позволяют правила игры, лучше на собственном примере покажите, как здорово оказаться в игре. Пусть ребёнок понаблюдает за вами со стороны и подумает, стоит ли присоединиться к вам.
Дайте возможность малышу присоединиться к игре на любом этапе, если есть такая возможность. Многие дети долго «созревают», смотря на сверстников, и чувствуют готовность принять участие тогда, когда всё самое интересное уже почти закончилось. Пусть лучше он пополнит ряды «бояр» на этапе пробега «невесты» через сцепленные руки противников, чем так и останется наблюдателем.
Читайте также:
Кто так ругается? Как отучить ребёнка от грубых слов
Поделки из осенних листьев: 11 идей для детского сада
Спокойные игры для школьной переменки: 15 идей для начальных классов