Дети на площадке решили залезть на дерево, когда родители отвлеклись. И ваш тоже. Итог: куртка порвана, мама рассержена, прогулка окончена! Разве он не понимал, что затея -- так себе? Понимал, конечно…

Многие родители замечают, что ребёнок, который хорошо знаком с правилами поведения и осведомлён о возможных опасностях, в компании сверстников становится непредсказуемым. Под влиянием «эффекта толпы» он может съесть несъедобное, нагрубить педагогу или кинуть грязью. Как помочь ребёнку научиться принимать самостоятельные решения?
О пользе конформизма: плюсы
Когда ребёнок сломя голову несётся вместе с друзьями через огромную лужу, у этого безрассудного поступка есть важный эволюционный смысл:
если нужно убежать от хищника, то необходимо, не раздумывая, присоединиться к тем, кто уже нашёл путь к спасению. Поэтому отчитывать ребёнка за неумение «думать своей головой» — всё равно что ругать за хорошие навыки социализации и коммуникации.
О каких положительных качествах дошкольника или младшего школьника может сказать его конформизм?
1. Ребёнок не привык противопоставлять себя коллективу и быстро усваивает правила и нормы той группы, в которой оказался. Такое свойство характера снижает уровень конфликтности и позволяет завести много знакомств за короткое время.
2. Если ребёнок 4−8 лет активно копирует и принимает всё, что происходит в компании сверстников, это говорит о высоком уровне его эмпатии и склонности к эмоциональному заражению. Конечно, важно выбрать компанию, в которой не принято проявлять агрессию и затевать опасные или жестокие игры.
3. Благодаря конформизму ребёнок быстро осваивает новые навыки, поскольку внимательно наблюдает за другими и копирует их движения в танце, игре или бытовых действиях.
4. Ориентация на мнение других людей позволяет ребёнку экономить время и ресурсы. Всеобщее согласие и возможность поиграть в футбол для него важнее, чем победа в споре, чей мяч лучше.
И минусы: как перестать повторять за всеми?
Теперь следует вспомнить и о вредном действии «эффекта толпы». Известное учительское выражение: «А если все начнут с крыши прыгать?» — уже не первое десятилетие заставляет детей задуматься о необходимости принимать самостоятельные решения. Однако недостаточно уметь рассуждать и действовать рационально.
Сначала нужно научиться противостоять давлению сверстников.
1. Посоветуйте ребёнку прислушиваться к своей интуиции. Пусть он каждый раз, когда слышит от друзей сомнительное предложение, задаёт себе вопрос: «Это можно делать или нельзя?«
Если он понимает, что развлечение опасно или нарушает какие-либо правило, нужно сразу озвучить свои сомнения. Когда в компании появляется альтернативное мнение, уровень давления может снизиться, так как обычно есть ещё дети, которые не решаются высказаться, но готовы поддержать того, кто осмелился это сделать.
2. Наибольшее давление обычно исходит от лидера компании, и разумнее всего не вступать с ним в прямую конфронтацию, поскольку тот будет использовать любые средства для защиты своего авторитета.
Предложите ребёнку выбирать такие слова для отказа, которые касаются только его восприятия и не содержат критики. Например: «Я не люблю залезать слишком высоко» вместо «Нет, забраться на крышу сарая — плохая идея!»
3. Обсудите с ребёнком его страхи, из-за которых он готов соглашаться со всем, что придумают друзья. Чаще всего, это боязнь кого-то обидеть или потерять чьё-то расположение.
Откройте ребёнку важный секрет: споры — это нормально, и невозможно всем угодить и понравиться своей бесконфликтностью. А раз так, то нет смысла пренебрегать своим мнением.
4. Выучите с ребёнком несколько фраз, которые помогут заставить ровесников снизить градус давления, и отработайте их в сюжетно-ролевых играх.
Например, можно перейти в наступление и громко сказать: «Ты слишком много командуешь!» или «Вы специально дразнитесь, чтобы заставить меня!»
Как научиться принимать самостоятельные решения
В психологии давно описан алгоритм, позволяющий пошагово освоить этот сложный навык. Несколько приёмов под названием «Остановись и подумай!» применяются не только в воспитании нормотипичного ребёнка, но и в коррекции поведения детей с особенностями развития и даже в реабилитации взрослых после повреждений головного мозга. Прежде, чем ребёнок сможет использовать это умение в общении со сверстниками, необходимо довести его до автоматизма в повседневных ситуациях дома.
1. На первом шаге следует взять паузу и оценить ситуацию. То есть, услышав призыв друга: «Давай кидать ледышки на дорогу!» нужно и себе, и ему предложить подумать хотя бы пару минут. За это время можно оценить все плюсы и минусы ситуации, например: «Кидать ледышки очень весело, но они могут в кого-то попасть».
2. Затем нужно постараться определить основную цель того действия, которое предлагается. Возможно, друг хочет кидать ледышки, чтобы развлечься? В этом случае нужно найти другое, не менее весёлое, но безопасное занятие.
3. На следующем шаге нужно наметить несколько вариантов решения, чтобы можно было сделать наилучший выбор. Допустим, в качестве весёлой игры подойдёт и строительство снежной крепости, и метание снежков в стволы деревьев.
4. На последнем этапе следует оценить, сколько времени и сил понадобится для воплощения в жизнь каждого из вариантов и выбрать тот из них, который принесёт больше радости при меньших затратах. Например, кидаться снежками можно начать сразу, а крепость, в которой можно играть, получится только через час.
Читайте также:
Токсичные отношения! Что делать, если друг манипулирует ребёнком?









